Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
проект по художественной литературе (младшая группа)
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое, т.к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года)
«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
Актуальность: Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое, т.к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Цель: Расширить представления детей о произведениях К. И. Чуковского.
Задачи:
1. Развивать интерес детей к книгам.
2. Обогащать познавательный опыт детей.
3. Формировать определенные взаимоотношения к героям сказок.
4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации.
Целевая группа: дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители.
2. Сроки и место реализации проекта: с 20 ноября по 24 мая.
3. Краткая аннотация проекта
Проект направлен на развитие интереса детей к книгам, обогащение познавательного опыта, развитие творческих способностей детей. Во время проекта воспитанники познакомятся с биографией К. Чуковского, прочитают сказки, стихи.
4. План реализации проекта
№ | Содержание дела | Сроки и место реализации | Ответственные | Результат |
1 этап - подготовительный | ||||
1 | Информирование родителей | 16 ноября | Воспитатели | Формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта |
2 | Акция «Подари книгу детскому саду» произведения К.И. Чуковского | 20-24 ноября | Воспитатели Родители | Пополнение библиотеки книгами К.И. Чуковского |
3 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта | 20-24 ноября | Воспитатели | Просвещение родителей |
2 этап - основной | ||||
4 | Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского | Ежедневно | Воспитатели родители | Развитие у детей интереса к книгам и иллюстрациям К.И.Чуковского |
5 | Оформление книжного уголка | 20-24 мая | Воспитатели | Обогащение книжного уголка |
6 | Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе» | Ежедневно | Воспитатели Родители | Пробуждение интереса к художественной литературе. Развитие умения оценивать поступки героев. |
7. | ||||
8. | ООД: «Украсим посуду для бабушки Федоры» - рисование, «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Мой любимый литературный герой из произведений К. Чуковского», «Моя любимая сказка» (рисование).«Айболит», аппликация по сказке Чуковского. | Ежедневно | Воспитатели Дети | |
3 этап - заключительный | ||||
Игра - викторина «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» Выставка рисунков Театрализация «Муха-цокотуха» | 24 ноября 27 ноября 28 ноября | Воспитатели Родители, Дети
| Иллюстрированный альбом по произведениям К.И.Чуковского | |
5.Ожидаемый результат:
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского:
- Создание библиотеки произведений К.И.Чуковского;
3. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К.И.Чуковского.
Список литературы:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Корней Чуковский: Все сказки К. Чуковского.
3. Хрестоматия для дошкольников.
II этап – Практический
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1 неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Чтение сказки К. И. Чуковского «Путаница»
- Проблемная ситуация кто написал такую интересную книгу
- Знакомство с творчеством К. И. Чуковского
- Выставка художественной литературы «Волшебные сказки Корнея Чуковского»
- Рассматривание иллюстраций художественных произведений
- Просмотр мультфильма К. И. Чуковского «Путаница»
- Беседа «Спички детям не игрушки»
ВТОРНИК
«Доктор Айболит»
- Решение проблемной ситуации «Зайчик заболел»
- Чтение сказки «Доктор Айболит»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Доктор Айболит»
- Познакомить с профессией в ветеринара
- Беседа «Кто излечит исцелит…»
- Заучивание отрывка «Добрый доктор Айболит он под деревом сидит… »
- Загадки про животных
- Рисование «Герои сказки Доктор Айболит»
-Сюжетно-ролевая игра «Больница»
- Слушание сказки в записи «Доктор Айболит» инсценировка отрывка.
СРЕДА
«Мойдодыр»
- Д/и «Чистоплотные дети»
- Беседа «Для чего мы умываемся»
- Чтение сказки «Мойдодыр»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр»
- Заучивание «Надо надо умываться по утрам …»
- Д/И «Что нужно кукле!»
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
- Рисование предметов гигиены
ЧЕТВЕРГ
«Федорино горе»
- Беседа «Для чего необходима посуда»
- Решение проблемной ситуации «Посуда грязная»
- Чтение сказки «Федорино горе»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Федорено горе»
- Д/И «ПОМОЖЕМ ФЕДОРЕ»
- Лепка «Посуда для Федоры»
- Заучивание «Мы посуду перемыли… »
- Сюжетно-ролевая игра «Напоим куклу чаем»,
- Просмотр мультфильма «Федорино горе»
ПЯТНИЦА
«Муха – Цокотуха»
- Рассматривание картинок с насекомыми
- Беседа «Что мы знаем о насекомых»
- Чтение сказки «Муха – Цокотуха»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха»
- Заучивание отрывков из сказки
- Чтение сказки «Тараканище»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Тараканище»
- Просмотр мультфильма «Тараканище»
2 неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
«Телефон»
- Беседа «Зачем нужны нам телефоны»
- Чтение сказки «Телефон»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Телефон»
- Заучивание отрывков из сказки
- Речевая игра «Подскажи словечко»
- Слушание сказки в записи «Телефон» инсценировка отрывка.
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
ВТОРНИК
«Краденое солнце»
- П/И «День и ночь»
- Проблемная ситуация «Если бы не было солнышка»
- Чтение сказки «Краденое солнце»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского
- Речевая игра «Назови диких животных и их детенышей»
- Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
- Рисование пластилином «Солнышко и луна»
- Просмотр мультфильма «Краденое солнце»
СРЕДА
«Чудо – дерево»
- Беседа «Что растет на деревьях»
- Д/И «Съедобно – не съедобное»
- Чтение сказки «Чудо – дерево»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Чудо – дерево»
- Речевая игра «Назови слово»
- Слушание сказки в записи «Чудо - дерево»
- Аппликация. Коллективная работа «Чудо – дерево»
ЧЕТВЕРГ
«Чтение рассказов»
- Чтение рассказов
- «Мауся и катауся».
- «Так и не так»
- «Закаляка»
- Рассматривание иллюстраций к рассказам
- Раскрашивание героев сказок К. И.Чуковского
ПЯТНИЦА
«Путешествие по сказкам»
- Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского
- Речевые игры: «Из какой сказки», «Продолжи сказки»
- Чтение отрывков из сказок К. И. Чуковского
- коллаж «Любимые сказки К.Чуковского»
Приложение
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КГН
Чистоплотные дети
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок)
Что нужно кукле!
Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”
Дидактическая игра «Поможем Федоре» (посуда)
Задачи: расширение и обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Посуда»; совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование формы винительного падежа имен существительных; образование относительных прилагательных; образование и употребление простых распространенных предложений; образование и употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что)', классификация предметов посуды по способу употребления в быту (кухонная, чайная, столовая, кофейная).
Оборудование: картинка с изображением Федоры, 3 большие картинки с изображением буфета, плиты, стола и 34 маленьких предметных картинок с изображениями предметов посуды (чайник заварочный, чашка чайная, блюдце чайное, молочник, сахарница, кофейник, нож столовый, вилка, ложка чайная, кастрюля, сковорода, чайник, миска, половник, дуршлаг, нож кухонный, селедочница, супница, тарелка глубокая, тарелка мелкая, ложка, масленка, сито, терка, стакан, солонка, салатник, чашка кофейная, блюдце, конфетница, ложка кофейная, поднос, соусник, доска разделочная)
На наборное полотно выставляют картинку с изображением Федоры.
Детям сообщают, что у бабушки Федоры горе: от нее ушла посуда. Затем выкладывают на стол маленькие предметные картинки с изображением посуды и предлагает детям назвать, какая посуда ушла от Федоры. Дети по одному подходят к столу выбирают по несколько картинок, составляя простые распространенные предложения.
Образец ответа ребенка: От Федоры ушли сковорода, кастрюля, чайник. От Федоры ушли чашка, чайник и блюдце.
Детям предлагают помочь Федоре помыть посуду. Они по очереди выбирают любую маленькую картинку на наборном полотне и составляют предложение: Я буду мыть кастрюлю. Я буду мыть чашку и т. д.
Речевая игра «Назови слово»
Цель: расширять словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, учить соотносить родовые и видовые понятия.
Материал: мяч
Ход игры. Педагог называет обобщающее слова и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Педагог: - Овощи;
Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редис, свекла, морковь.
Педагог: - Фрукты;
Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Педагог: - Ягоды;
Дети: -Малина, клубника, смородина, крыжовник.
Педагог: - Деревья;
Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, и т.д.
Подскажи словечко
Цель: Ориентируясь на окончания глаголов, подбирать слова
Материал: Кукла Умейка.
Ход игры: Взрослый рассказывает, что Умейка хотел почитать детям стихи, но по дороге растерял все последние слова. Предлагает помочь Умейке. Читает стихи, дети договаривают нужные слова.
Голосок твой так хорош — Очень сладко ты (поешь).
(С. Маршак.)
Зайка звонко барабанит, Он серьезным делом (занят).
(И. Токмакова.)
Телефон опять звонит, От него в ушах (звенит).
(А. Барто.)
Скачут побегайчики —
Солнечные зайчики...
Где же зайчики?
Ушли.
Вы нигде их не (нашли)?
(А. Бродский.)
Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман (пришить) И платочек (положить).
(3. Александрова.)
В заключение дети могут сами почитать Умейке стихи.
Что было бы, если...
Цель: Самостоятельно образовывать форму сослагательного наклонения глаголов.
Ход игры: Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». По окончании задает вопросы:
- Почему все вещи убежали от Федоры?
- Что было бы, если бы вы все игрушки разбросали, поломали?
- А что было бы, если бы вы берегли игрушки, обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам?
- Что было бы, если бы вы разбрасывали свою обувь где попало?
- Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер?
- А если бы вы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?
Источники
- Игротека речевых игр. Выпуск 4. Волшебная посуда: игры на классификацию предметов посуды и развитие навыков словообразования для детей 5—7 лет с речевыми нарушениями / С.М. Мельникова, Н.В. Бикина.-- М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2009
- http://rechrebenka.ru/skazki-chukovskogo-dlya-detej-ot-0-do-3-let-obzor/
- http://bebygarden.ru/kartoteka-igr-po-razvitiyu-rechi/
- Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста». – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80с.
- Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
Интегрированное занятие по сказкам К.Чуковского во второй младшей группе.
Ознакомление с художественной литературой, с окружающим, развитие речи.
Цель: оживить в памяти детей сказки К.Чуковского, называть название сказки по коротенькому отрывку из нее, закрепить у детей умение классифицировать и обобщать обувь, посуда, домашние и дикие животные, продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов), учить правильно произносить окончания существительных, правильно использовать предлоги: в, на, за, под; развивать внимание, память, активизировать речь.
Материал: портрет К.Чуковского, иллюстрации к сказкам «Чудо-дерево», «Краденое солнце», «Путаница», «Телефон», «Тараканище»;
картинки с изображением диких и домашних животных, детенышей домашних животных, картинки с изображением обуви, домик, елочка, картинки из серии «демонстрационный материал 2100» по ознакомлению с окружающим, лошадь за забором, кошка на крыше, заяц за пеньком, лисы в норе, собака под столом, карточки с отрывками из сказок.
Ход. Дети входят в группу, на мольберте портрет Корнея Чуковского.
В: Дети, вы узнали, кто это?
Д: Корней Чуковский.
В: Правильно, это К.Чуковский, детский писатель, он написал для вас много сказок и сегодня мы отправимся в путешествие по его сказкам. Я буду зачитывать отрывки из сказок К.Чуковского, а вам нужно догадаться из какой сказки этот отрывок.
В: «Мама по саду пойдет
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки
Новые галошки»
Из какой сказки этот отрывок?
Д: «Чудо-дерево»
В: Правильно, а о чем говорится в этой сказке?
Д: О том, что на дереве выросли ботинки, сапожки.
В: Правильно, туфли, ботинки, сапожки, валенки, а как можно назвать все это одним словом?
Д: Обувь.
В: Сейчас мы поиграем в игру «Скажи со словом пара», вы ведь знаете, что обувь у нас бывает только парами, почему?
Д: Потому что у нас две ноги.
Воспитатель показывает картинки с изображением различной обуви, дети называют
- пара …… валенок
- пара …….туфель
- пара …….сандалий
- пара……..кроссовок
-пара ……..тапочек
В: Молодцы хорошо справились с заданием
- Ты пойди ко косолапый,
Крокодила исцарапай, разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
А откуда этот отрывок?
Д: «Краденое солнце»
В: Правильно, из сказки про ленивого медведя, который потерял своих медвежат, давайте поможем медведю и другим животным позвать своих детенышей, назовем их ласковыми словами.
медведица - медвежонок
кошечка – котенок
чайник – чайничек
зайчиха – зайчонок
Молодцы дети, помогли медведю (показывает иллюстрацию из сказки с изображением медведя с медвежатами). Слушайте следующий отрывок
- А недавно две газели
Позвонили и запели
«Неужели в самом деле
все сгорели карусели?»
Д: Телефон
В: Правильно, автору целый день звонили звери, а газелям он ответил
«Вы б газели не галдели
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели,
На качели-карусели».
Вот и мы с вами сейчас покатаемся на каруселях.
Физкультминутка «Карусель»
Карусели, карусели – дети идут по кругу
Мы с тобой на лошадь (в самолет, в машину и т.д.)
Сели и поехали. Дети изображают езду на лошади (в самолете, в машине и т.д.)
В: Пойдем в гости в другую сказку
- Замяукали котята
«Надоело нам мяукать
Мы хотим как поросята, хрюкать!»
Д: Путаница
В: Правильно, в этой сказке все перепуталось. И у нас ребятки все животные запутались кто из них дикие, а кто домашние, давайте им поможем.
Дети берут со стола картинки с изображением животного, называют его и кладут рядом с изображением дома или елочки.
В: Молодцы, помогли животным разобраться кто где живет, а сейчас поможем животным найти своих детенышей.
Показывает картинки с изображением детенышей домашних животных.
У кошки ….котенок, у свиньи ….. поросенок, у коровы ….
У собаки ….щенок, у лошади ….жеребенок, у козы ….
В: Молодцы, справились и с этим заданием, слушайте следующий отрывок
- Он рычит, и кричит
и усами шевелит
«Погодите, не спешите
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую!»
Д: Тараканище!
В: Правильно, сказка о том, как все звери испугались обыкновенного таракана и спрятались от него. Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете называть кто где спрятался
Лиса спряталась в норе
Кошка – на крыше
Лошадь – за забором
Свинья – в луже
Собака – под столом
Заяц – за пеньком
Молодцы, ребята выполнили сегодня много заданий, побывали в нескольких сказках К.Чуковского. Вам понравилось?
Д: Да
В: В следующий раз мы побываем в других сказках, а на сегодня – все.
Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского во 2 младшей группе.
Цель: Закреплять знания детей о сказках К.И. Чуковского.
Развивать речь детей, память, образное мышление.
Воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.
Наглядный материал: Иллюстрации к сказкам К.И. Чуковского, коробка, телефон, Юла со стрелкой, карточки с вопросами, фишки, игрушка-Айболита.Сюрпризный момент: Появление Федоры из сказки «Федорино горе», Мойдодыра, Мухи-Цоко-
тухи.
Предварительная работа: 1.Чтение сказок К.И. Чуковского.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Инсценировка небольших отрывков из знакомых сказок К.И. Чуковского.
Ход:
Воспитатель: Ребята, хотите со мной поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы будем играть в игру, в которой вы встретитесь с любимыми героями из сказок К.И. Чуковского. А из игры я узнаю, хорошо ли вы знаете в каких сказках К.И. Чуковского живут эти герои. У меня на столе, по кругу лежат карточки с заданиями, мояпомощница-юла со стрелкой, будет выбирать на какое задание нужно отвечать.
За каждый правильный ответ я буду давать фишку.
И так, ребята, начинаем с вами игру.
1 задание
Воспитатель: Вам нужно отгадать загадку, а отгадкой будет герой из одной сказки К.И. Чуковского:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит,
Кто же это?
Дети: Айболит.
Воспитатель: Правильно. А из какой сказки Айболит?
Дети: Из сказки «Айболит» (показ игрушки Айболита).
2 задание
Воспитатель: Ребята, вам нужно внимательно прослушать отрывок из сказки К.И. Чуковского и вспомнить название этой сказки и героя, который говорит в сказке эти слова.
«Рано утром на рассвете
Умываются мышата и котята,
И утята, и жуки, и пауки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки».
Вспомнили название этой сказки?
Дети: Сказка «Мойдодыр».
Воспитатель: А герой сказки?
Дети: Мойдодыр.
Воспитатель: Правильно это Мойдодыр. (входит «Мойдодыр»).
Мойдодыр: Здравствуйте, ребята!
Я великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр.
Умывальников начальник
И мочалок командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат.
В эту комнату толпою,
Умывальники влетят!
Есть ли среди вас грязнули, неумытые, непричёсанные дети? (Проверяет всех детей).
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Воспитатель: Вот какой у нас строгий Мойдодыр. Понравился он вам?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте продолжим с вами нашу игру.
3 задание
Воспитатель: Вам нужно угадать из какой сказки эта иллюстрация (показ иллюстрации).
Дети: Из сказки «Муха Цокотуха».
Воспитатель: А главный герой этой сказки?
Дети: Муха-Цокотуха.
Воспитатель: Молодцы! (Входит Муха-Цокотуха ребёнок).
«Пошла муха на базар
И купила самовар.
-Приходите тараканы
Я вас чаем угощу».
Воспитатель: Ребята, у Мухи-Цокотухи день рождения-именины. Давайте поздравим её и станцуем небольшой танец под такие слова:
«Музыканты прибегали,
В барабаны застучали
Бом-4 раза.
Пляшет муха с комаром.
А за нею клоп, клоп!
Сапогами топ, топ!
А жуки рогатые
Мужики богатые
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра заплясала мошкара.
Ну, вот отдохнули. А теперь продолжаем игру.
4 задание
Воспитатель: Ребята, вам нужно узнать из какой сказки эта иллюстрация (показ).
Дети: Из сказки «Краденое солнце».
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Вот послушайте отрывок из сказки:
«Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Горе, горе крокодил
Солнце в небе проглотил».
5 задание
Воспитатель: (Показ коробки). Ребята, в этой коробке лежит предмет, который есть в одной из сказок К.И. Чуковского. Сейчас я загадаю загадку про этот предмет:
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
Дети: Телефон.
Воспитатель: Правильно! А как называется сказка?
Дети: «Телефон».
Воспитатель: Правильно! С заданием справились.
6 задание
Воспитатель: Ребята, вам нужно ответить на вопрос: В какой сказке звери обменялись повадками и голосами?
Дети: В сказке «Путаница».
Воспитатель: Пучему вы так думаете?
Дети: Ответы.
7 задание
Воспитатель: Ребята, герой сказки перед вами.
(Входит Федора и плачет)
«Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые домой.
Я водою Вас умою ключевой.
Я почищу вас платочком,
Окачу Вас кипяточком
И вы блюдите опять словно солнышко сиять».
Дети: Это Федора из сказки «Федорино горе».
Воспитатель: Правильно! А что было дальше с Федорой.
Дети: Ответы.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, кто из вас больше посмотрим, кто из вас больше знает сказок К.И. Чуковского. Давайте подсчитаем фишки. (Подводим итог).
Приложение
Консультация для родителей
«О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»
Роль общения в жизни человека велика. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.
Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.
Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.
В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.
Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.
Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители - первые слушатели и собеседники своих детей.
Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём веселее читать.
Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать.
Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.
Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.
Вместе с ребенком постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала бы интересам ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы - стихи легче читать, а в комиксах много картинок и мало текста.
Обязательно надо слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком о прочитанном, пусть он почувствует интерес - ему будет приятно. При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить.
Приложение
Памятка для родителей «СЕМЬЯ И КНИГА»
Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.
Семья - это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе, и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью.
• Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
• Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
• Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
• Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
• Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
• Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся:
• Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
• Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
• Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
• Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
• Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
• Совместное чтение - наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг - важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
• Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
• Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
Приложение
Как организовать домашнее чтение
«Книга для детей - это в самом деле хорошая пища - вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К.И. Чуковский
Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
v Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
v Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
v Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
v Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
v Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
v До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
v Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
v Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
v Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
v Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
• Воспитывайте бережное отношение к книге.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Приложение
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
- несколько книжных полок;
- книжный шкаф;
- стеллажи с книгами;
- другое
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
- да;
- нет;
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день;
- каждый вечер перед сном;
- когда попросит;
- иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
- да;
- нет;
- иногда;
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- да;
- нет;
- не знаю;
8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
- да;
- нет;
- не знаю;
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года)
«Сказочный мир Чуковского»
Тип проекта: краткосрочный,
Срок реализации: 2 недели.
Вид проекта: познавательно - речевой.
Участники проекта: Воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
дидактические игры;
подбор стихов, сказок;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
заинтересованность родителей и детей;
методические разработки.
Актуальность проекта: Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру. Слабое знание детьми творчества детских писателей; недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой; недостаточное развитие эмоций у детей. Опираясь на это, мы выбрали для данного проекта произведение К. И. Чуковского.
Цель проекта: познакомить детей с детским писателем К. И. Чуковским и его творчеством. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения писателя.
Задачи проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом;
- Посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств;
- Расширять представления родителей о детской литературе;
- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;
- Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
-Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность.
- Развивать интерес к произведениям Чуковского.
- Воспитывать бережное отношение к книгам; желание защищать слабых, помочь им в трудной ситуации.
- Привлечь родителей к организации развлечений и досугов по произведениям К. И. Чуковского.
Методы проекта:
- игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа,
- наглядные: рассматривание книг, инсценировки;
- практические: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.
Метод трех вопросов:
Что знаем? | Что хотим узнать? | Где и как найдем ответы на вопросы? |
К. И. Чуковский – детский писатель. Написал сказки: «Муха- цокотуха», «Бармалей», «Мойдодыр», «Федорино горе». Сказки весёлые, интересные, их любят дети. | Что ещё написал К. И. Чуковский? Чем отличаются сказки Чуковского от сказок других авторов? | Будем спрашивать у взрослых. Посмотреть мультфильмы. Послушать запись сказок в исполнении К. И Чуковского. Рассмотреть иллюстрации в книгах. |
Задачи по работе с родителями:
- Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге;
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат: Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского:
- Создание библиотеки произведений К.И.Чуковского;
- Оформление альбома рисунков по произведениям К.И.Чуковского.
- Отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
- Умеют правильно и бережно обращаться с книгами.
Этапы проекта:
Перед проведением проекта «Сказочный мир Чуковского» в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг, проводилась беседа о предстоящем мероприятии.
Детям и родителям было дано домашнее задание:
- перечитать любимые книжки К. И. Чуковского,
- нарисовать рисунок к любимому произведению.
1 этап – подготовительный. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Задачи:
- определить актуальные знания детей о книгах, о произведениях писателя;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
- планирование проектной деятельности по теме проекта, опираясь на методическую литературу;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических игр;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми;
- сбор информации, материалов по теме;
- организация предметно - развивающей среды.
2 этап – практический: Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей русских народных сказок.
- Выставка детских работ.
- Накопление методических материалов.
- Изготовление рекомендаций по проблеме «Какие сказки читать детям? ».
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
- создание проблемной ситуации;
- развивать выразительность речи;
- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
- пополнить уголок книги материалами по теме проекта;
- воспитывать аккуратность при работе с книгой.
Формы организации работы 2 этапа:
•Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми
реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, творческая деятельность).
Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Беседа "Знакомство с жизнью К. И. Чуковского". Рассматривание иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского.. Просмотр мультфильма "Мойдодыр". Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе» Художественно-продуктивная деятельность: «Украсим посуду для бабушки Федоры», «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Мой любимый литературный герой из произведений К. Чуковского», «Моя любимая сказка» (рисование). Сюжетно-ролевые игры: Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница" Дидактические игры: «Собери сказку», «Из какой сказки», «Угадай героя по описанию», «Счет сказочных персонажей», игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки» Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского. Настольные игры: «Разрезные картинки», Лото «Сказки» Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе») | 1.Оформление альбома «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского». 2.Анкетирование для родителей на тему: "Помню ли я сказки дедушки Корнея?" 3.Консультация для родителей «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка» 4. Памятка для родителей «Семья и книга». 5. Консультация "Сказка ложь, да в ней намёк" 6. Консультация "Как организовать домашнее чтение». |
Системная «паутинка» проекта
Познавательное развитие | НОД "Если солнышка не будет, что будет? " НОД «Доктор Айболит» Видеосюжеты, презентации по мотивам произведений К. И. Чуковского. НОД "В Гостях у дедушки Корнея". |
Речевое развитие | Чтение сказок К.И.Чуковского «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айблит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Федорино Горе», «Крокодил». Рассматривание иллюстраций, альбомов, репродукций картин по изучаемой теме. Заучивание отрывков из произведений. |
Социально коммуникативное развитие | просмотр мультипликационных фильмов «Сказки К. И. Чуковского», беседа «Откуда пришла книга?»; беседа «Как надо относиться к книге?»; литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского; Игра «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко». Беседа по сказкам. Игра «Испорченный телефон». |
Художественно эстетическое развитие | «Украсим посуду для бабушки Федоры» - рисование, «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Мой любимый литературный герой из произведений К. Чуковского», «Моя любимая сказка» (рисование). «Айболит», аппликация по сказке Чуковского. |
Физическое развитие | Выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня". Пальчиковая гимнастика "Свинки". Подвижные игры "Паутинка", "Путаница" и т. д. |
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
- развивать творческие способности;
-развивать интерес к чтению книг;
- развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности
- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
В ходе реализации проекта « Сказочный мир Чуковского» предполагаемые результаты были достигнуты:
Дети закрепили и систематизировали знания о произведениях К.И. Чуковского. Дети 2-ой младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Дети были участниками драматических и кукольных спектаклей. Дети научились отображать прочитанное в творческих работах.
1. В группе созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского:
2.Создана библиотека произведений К.И.Чуковского;
3.Оформлен альбом рисунков по произведениям К.И.Чуковского.
4.Большинство детей к книге стали относится не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
5.Родители приняли активное участие в реализации проекта (мамы и папы, бабушки и дедушки)
Вывод:
Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: « Мойдодыр » - аккуратности и опрятности; « Федорино горе » - бережному обращению с посудой, порядку; « Айболит » - быть добрыми, заботиться о других; « Муха-Цокотуха » - смелости, уметь помогать другим.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить начатую работу.
Итоговое занятие: игра - викторина «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
1 неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Чтение сказки К. И. Чуковского «Путаница»
- Проблемная ситуация кто написал такую интересную книгу
- Знакомство с творчеством К. И. Чуковского
- Выставка художественной литературы «Волшебные сказки Корнея Чуковского»
- Рассматривание иллюстраций художественных произведений
- Просмотр мультфильма К. И. Чуковского «Путаница»
- Беседа «Спички детям не игрушки»
ВТОРНИК
«Доктор Айболит»
- Решение проблемной ситуации «Зайчик заболел»
- Чтение сказки «Доктор Айболит»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Доктор Айболит»
- Познакомить с профессией в ветеринара
- Беседа «Кто излечит исцелит…»
- Заучивание отрывка «Добрый доктор Айболит он под деревом сидит… »
- Загадки про животных
- Рисование «Герои сказки Доктор Айболит»
-Сюжетно-ролевая игра «Больница»
- Слушание сказки в записи «Доктор Айболит» инсценировка отрывка.
СРЕДА
«Мойдодыр»
- Д/и «Чистоплотные дети»
- Беседа «Для чего мы умываемся»
- Чтение сказки «Мойдодыр»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр»
- Заучивание «Надо надо умываться по утрам …»
- Д/И «Что нужно кукле!»
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
- Рисование предметов гигиены
ЧЕТВЕРГ
«Федорино горе»
- Беседа «Для чего необходима посуда»
- Решение проблемной ситуации «Посуда грязная»
- Чтение сказки «Федорино горе»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Федорено горе»
- Д/И «ПОМОЖЕМ ФЕДОРЕ»
- Лепка «Посуда для Федоры»
- Заучивание «Мы посуду перемыли… »
- Сюжетно-ролевая игра «Напоим куклу чаем»,
- Просмотр мультфильма «Федорино горе»
ПЯТНИЦА
«Муха – Цокотуха»
- Рассматривание картинок с насекомыми
- Беседа «Что мы знаем о насекомых»
- Чтение сказки «Муха – Цокотуха»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха»
- Заучивание отрывков из сказки
- Чтение сказки «Тараканище»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Тараканище»
- Просмотр мультфильма «Тараканище»
2 неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
«Телефон»
- Беседа «Зачем нужны нам телефоны»
- Чтение сказки «Телефон»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Телефон»
- Заучивание отрывков из сказки
- Речевая игра «Подскажи словечко»
- Слушание сказки в записи «Телефон» инсценировка отрывка.
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
ВТОРНИК
«Краденое солнце»
- П/И «День и ночь»
- Проблемная ситуация «Если бы не было солнышка»
- Чтение сказки «Краденое солнце»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского
- Речевая игра «Назови диких животных и их детенышей»
- Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
- Рисование пластилином «Солнышко и луна»
- Просмотр мультфильма «Краденое солнце»
СРЕДА
«Чудо – дерево»
- Беседа «Что растет на деревьях»
- Д/И «Съедобно – не съедобное»
- Чтение сказки «Чудо – дерево»
- Рассматривание иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Чудо – дерево»
- Речевая игра «Назови слово»
- Слушание сказки в записи «Чудо - дерево»
- Аппликация. Коллективная работа «Чудо – дерево»
ЧЕТВЕРГ
«Чтение рассказов»
- Чтение рассказов
- «Мауся и катауся».
- «Так и не так»
- «Закаляка»
- Рассматривание иллюстраций к рассказам
- Раскрашивание героев сказок К. И.Чуковского
ПЯТНИЦА
«Путешествие по сказкам»
- Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского
- Речевые игры: «Из какой сказки», «Продолжи сказки»
- Чтение отрывков из сказок К. И. Чуковского
- коллаж «Любимые сказки К.Чуковского»
III этап - Заключительный
1. Выставка детских работ по сказкам К. И. Чуковского
2. Оформление книги «Сказки Чуковского»
Тематическое планирование
во второй младшей группе
по теме:
«Неделя знакомства с произведениями К.И. Чуковского»
во второй младшей группе
Цель:
Расширить представления детей о произведениях К. И. Чуковского.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;
- Углубить знания детей о животном мире через произведения К.И.Чуковского;
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом;
- Посредством произведений К.И. Чуковского способствовать воспитанию у детей - добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду;
- Учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
- Расширять представления родителей о детской литературе;
- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;
- Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
Познание:
Познакомить детей с театром через игры - драматизации по произведениям Корнея Чуковского.
Дать представление об атрибутике театра (зрительный зал, билеты, сцена, занавес).
Учить правилам поведения в театре: зрители рассаживаются строго по своим местам, в театре нельзя разговаривать и шуметь во время представления.
Чтение художественной литературы:
Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из сказок.
Коммуникация:
Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор после просмотра спектакля.
Социализация:
Способствовать возникновению игр по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов).
Развивать стремление импровизировать, самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
Музыка:
Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения, умение различать веселую и грустную музыку.
Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.
Понедельник
«Идем в театр»
Утро:
Цель: Познакомить детей с театром, вызвать интерес к театрализованной деятельности, развивать эмоционально - чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению, учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.
Беседа «Ура! Идём в театр! » - расширять знания о правилах поведения в театре, развивать умения применять свои знания в беседе
Речевая ситуация «Театральные секреты» - расширять знания о правилах поведения в театре, развивать диалогическую речь, самостоятельность суждений
Игра-драматизация «Доктор Айболит» - Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных
Д/игра «Собери сказку»- закреплять знания о содержании сказки «Муха Цокотуха», последовательности событий
Вечер:
Инсценировка «Муха Цокотуха».
Работа с родителями
Консультация «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье» - заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Вторник
«Мы артисты»
Утро:
Игровое упражнение «Мы артисты» (имитация движений под музыку: мишки косолапые, зайки –попрыгайки, мышки, лисички, лошадки… .)
Игра - загадка «Угадай и скажи, о ком я говорю» - развивать образное мышление, узнавать персонажа по характерным признакам
-Упражнения на интонационную выразительность: «Я - хитрая лиса», «Я - грустный заяц» - упражнять в умении интонационно передавать эмоциональное состояние героя.
Д/игра (ТРИЗ) «Теремок»- развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения, расширять знания о диких животных
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
(Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или у гитары и у удочки есть струна - веревочка.)
Нарисуем теремок (рисование кистью) - продолжать учить рисовать прямые линии красками, правильно держа кисть.
Вечер:
Театр игрушек - сказка «Лиса и заяц».
Цель: дать детям представление о театре игрушек на ковре. Учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом.
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Работа с родителями
Папка-передвижка «Как воспитать юного театрала» - рекомендации для родителей как правильно приобщать ребёнка к театру.
Среда
Пальчиковые игры
Утро:
Пальчиковые игры «Зайка серенький», «Курочка - тараторочка» и др.
Игры с пальчиковым театром «Теремок» - расширять словарный запас, творческие и артистические способности.
Подвижная игра «Звери» - тренировать в умении действовать по сигналу воспитателя, подражать повадкам животных.
Игра «Занавес» - развивать у детей образное мышление, умение передавать характер персонажа при помощи мимики, жестов.
Отгадывание загадок о животных - развивать логическое, образное мышление.
Чтение сказки «Колобок», драматизация сказки с помощью настольного театра.
Цель: Напомнить содержание сказки, Учить детей напевать песенку Колобка, способствовать развитию воображения у детей. Вызвать радость и желание помочь главному герою сказки.
Вечер:
Музыкальная шкатулка «Серенькая кошечка… »
Цель: Побуждать детей к народной музыке, способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.
Подвижная игра «Мышеловка»-развивать быстроту реакции, ловкость, выносливость
Работа с родителями
Беседа «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье»
Четверг
Как у птичьего двора собралась детвора…
Утро:
Дети водят хоровод «Как у птичьего двора собралась детвора…
Воспитатель: Ребята, как мы весело играли и на птичий двор попали. (На подставках размещены картинки с изображением петушка, курочки, гуся, утки, индюка. Воспитатель подводит детей по очереди к каждой картинке.)
Воспитатель: Наша курочка в окно: "Ко-ко-ко".
Дети: Ко-ко-ко!
Воспитатель: Наша уточка с утра: "Кря-кря-кря!"
Дети: Кря-кря-кря!
Воспитатель: Гусь гогочет у пруда: "Га-га-га!"
Дети: Га-га-га!
Воспитатель: А индюк среди двора: "Бал-бал-бал!"
Дети: Бал-бал-бал!
Воспитатель: А как Петя-петушок раным-рано поутру нам поет?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Вот как он кукарекает. Какие вы молодцы, присаживайтесь на стульчики, у меня для вас сюрприз.
(Дети садятся на стулья вокруг ковра, воспитатель перед ними за столом. На столе ширма.)
Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, отгадайте, ребята, о ком я говорю:
"Рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает".
- Кто это?
Дети: Петушок!
Воспитатель: Правильно. А как он голосисто поет?
Дети: Ку-ка-ре- ку!
Дидактическая игра «Петушок и его семья».
Цель: Продолжить знакомство детей с фольклорными произведениями. Рассказать детям о домашних птицах (внешний вид, повадки, голос).
Петя, Петя, петушок,
Ты подай свой голосок.
Через поле, через реку
Прокричи нам «КУ – КА – РЕ – КУ! »
Настольный театр. Обыгрывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
Цель: Рассказать сказку, сопровождая текст показом фигурок настольного театра. Вызвать у детей желание послушать сказку ещё раз.
Вечер:
Игры со строительным материалом «Построй домик для Петушка и его семьи».
Цель: Создание сказочной игровой ситуации. Вызвать у детей желание принимать участие в затее взрослого. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным. Дать возможность самостоятельно действовать с постройкой.
Подвижная игра «Наседка и цыплята».
Цель: Развивать внимание, быстроту и ловкость у детей.
Пятница
В гостях у сказки
Утро:
Подвижное упражнение «Медведь и дети».
Цель: Продолжать учить детей бегать в заданном направлении, действовать в соответствии со словами сказочного текста. Вызвать у детей удовольствие от совместных действий со сказочным персонажем.
Мишка по лесу гулял.
Мишка деточек искал.
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, Мишенька, вставай,
Наших деток догоняй.
Подвижное упражнение «Заиньки перебегают».
Цель: Развивать у детей внимание, умение быстро бегать в разных направлениях.
Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают.
Скок да скок! Скок да скок!
Заиньки уснули сладко.
Лес шумит! Лес поёт!
– Убегайте без оглядки!
Волк идёт, волк идёт!
Дидактическая игра «Расскажем сказку вместе».
Цель: Воспитывать у детей чувство взаимопомощи. Научить детей соотносить мимику лица с состоянием героя, учить детей правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознать событие, предшествующее их появление.
Дидактическая игра «Угадай, из какой я сказки? ».
Цель: Закрепить знание детьми содержания сказок, правильно называть и выделять персонажа сказки, развивать логическое мышление у детей.
Вечер:
Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
Цель: Познакомить детей со сказкой, Сопровождая текс показом иллюстраций. Вызвать у детей желание послушать сказку ещё раз, учить сострадать горю козы, воспитывать добрые чувства.
Хороводная игра «Паучок».
Короб со сказками «Знакомые герои».
Цель: вспомнить знакомые сказки, способствовать вхождению детей в роли героев, активизировать в игре театр кукол - бибабо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам В.Сутеева»
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, об...
Комплексное занятие для детей второй младшей группы на тему: «Забавное путешествие по сказкам».
Комплексное занятие для детей второй младшей группы на тему: «Забавное путешествие по сказкам».Программное содержание: Развивать устойчивый интерес детей к театрализованной деятельности.Учить де...

Творческий проект для детей 2-й младшей группы (3-4 года) "Путешествие по сказкам К. И. Чуковского"
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...

Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
Творческий проект....

Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам В.Сутеева»
Произведения В.Сутеева имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое, т.к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ри...
Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года)
Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» Актуальность: Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и приро...

Творческий проект для детей второй младшей группы "Чудеса времён года".
Данный проект разработан для воспитания экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста, через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение их к таинствам, желание заботиться...
