"Древнерусский фольклор"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Котельникова Юлия Викторовна

Конспект занятия, интерес к художественной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_drevnerusskiy_folklor.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной  деятельности с детьми старше – подготовительной группы комбинированной направленности «Непоседы»

Интерес к художественной литературе

Воспитатель: Котельникова Ю.В.

Тема:  «В гостях у древней мудрости: заклички, потешки и прибаутки»

Цель: создание социальной ситуации  развития в процессе формирования у детей интереса к древнерусскому фольклору, как к особой форме художественного познания мира.

Создать условия для:

- выражения детьми своего мнения;

- самостоятельного выбора партнёров;

- взаимодействия друг с другом в тройках;

- развития речевой активности

Задачи:

- познакомить детей с малыми жанрами древнерусского фольклора: пестушками, потешками, прибаутками, закличками (в контексте веснянок);

- помочь понять назначение каждого жанра в жизни древнего человека;

- развивать образную речь, обогащать словарный запас (древние слова: ластовица, вересок, уста и т.д.);

- развивать интонационную выразительность речи, умение передавать настроение фольклорного текста;

- развивать память, внимание, воображение;

- воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на поэтические фольклорные произведения

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, беседа о старине, разучивание народных игр.

Материалы и оборудование:

- кукла в народном костюме (например, «Барыня-хозяюшка»);

- мини-музей «Русская изба»: макет печи, деревянная посуда, люлька-колыбелька (можно кукольная);

- реквизит: солнышко-платочек (желтый кружок с лучиками-ленточками), птичка-игрушка, свистульки;

- иллюстрации: русская печь, мать с младенцем, дети, зазывающие солнце, весенний пейзаж;

- аудиозапись спокойной народной музыки (напр., наигрыш на гуслях)

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть

(Звучит тихая народная музыка. Дети заходят и видят куклу в народном костюме)

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пожаловала сама Барыня-хозяюшка из далекой старины. Она принесла с собой сундучок, а в нем – не драгоценности, а настоящие сокровища: мудрые слова, которые сочинял и бережно хранил наш народ много-много лет назад. Эти слова помогали детям расти, веселиться и даже разговаривать с солнцем и весной!

- Хотите заглянуть в этот сундучок?

Основная часть

- Барыня-хозяюшка говорит, что все эти слова живут в своем домике. А домик этот – наша русская изба. Давайте зайдем в нее.

Первое окошко: «Пестушки» (Печь и люлька)

- В старину в каждой избе была большая печка. Она и кормила, и грела, и детей на печи нянчили. Для самых маленьких придумали пестушки – короткие стишки, которые приговаривали, когда ребенка пестовали, то есть растили, делали с ним зарядку.

    «Потягунюшки, порастунюшки!

    Поперек толстунюшки,

    А в ручки хватунюшки,

    А в роток говорок,

    А в головку разумок!»

- Что мы делаем с малышом? (Тянемся, растим). Давайте и мы, как большие, сладко потянемся и произнесем эти волшебные слова.

Второе окошко: «Потешки»

- А чтобы ребенку не было скучно, его потешали – веселили. Так появились потешки. Давайте и мы посмеемся.

(Пальчиковая игра или показывая на кукле)

    «Наша Маша маленька,

    На ней шубка аленька,

    Опушка бобровая,

    Маша чернобровая!»

- Какая Маша? (Маленькая, красивая, в красной шубке). Потешка помогала не только развеселить, но и познакомить с частями тела, одеждой.

Третье окошко: «Прибаутки»

- Подрастал ребенок, и на смену потешкам приходили прибаутки. Это маленькие смешные сказочки, небылицы, которые прибавляли ума, знакомили с миром.

    «Идет коза рогатая

    За малыми ребятами;

    Ножками топ-топ,

    Глазками хлоп-хлоп.

    Кто каши не ест, молока не пьет —

    Того забодает, забодает!»

- Бывает ли такое на самом деле? (Нет, это шутка, небылица). Прибаутки учили детей шутить и понимать юмор.

Четвертое окошко: «3аклички и Веснянки»

Показать детям картинку или репродукцию с весенним пейзажем

- А вот самые волшебные слова. Ими люди не развлекались, а... разговаривали с природой! Солнце долго не показывалось – его закликали, звали. Так появились заклички. А чтобы весну скорее привести, пели веснянки.

    «Солнышко-ведрышко,

    Выгляни в окошешко!

    Твои детки плачут,

    По камушкам скачут!»

  · Другая закличка:

    «Жаворонки, жаворонки!

    Прилетите к нам,

    Принесите нам лето теплое!»

- Как вы думаете, почему люди верили, что Солнышко их услышит? (Они очень любили природу и чувствовали себя ее частью).

Физкультминутка «Веснянка»

А мы весношку кликали, (Поднять руки вверх, помахать ими)

С зимушкой прощались. (Помахать рукой «до свидания»)

Топ-топ, топнули ножкой, (Потопать ногами)

В ладоши хлопнули: «Хлоп!» (Хлопнуть в ладоши)

Приходи, весна, скорей, (Шагать на месте)

Одари солнышком детей! (Вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

- Ребята, давайте и мы попробуем позвать кого-нибудь, как это делали в старину. У нас есть птичка (игрушка) и солнышко (платочек). Давайте разделимся на две группы: одна будет закликать птичку, а другая – солнышко. Я буду вам помогать.

 Дети делятся на группы. Воспитатель помогает им сочинить простую закличку, используя рифмы и повторения.

  Например, для птички:

    «Птичка-невеличка, принеси нам вести!

    Что в лесу творится, нам с тобой делись!»

 

Для солнышка:

    «Солнышко-колесце, выгляни скорей!

    Освети лучами поскорей детей!»

Дети хором проговаривают свои заклички, передавая друг другу соответствующий реквизит.

Заключительная часть

Воспитатель обращается к кукле: 

- Барыня-хозяюшка, посмотри, какие у нас смышленые да речистые ребята! Они теперь знают твои старинные секреты.

 - Какие волшебные слова помогали растить малышей? (Пестушки)

 - А какие – веселить их? (Потешки и прибаутки)

 - Как звали солнышко и весну? (Заклички и веснянки)

 - Молодцы! Оказывается, словами можно не только играть и рассказывать, но и солнышко будить, весну зазывать. Это потому, что наши предки были очень мудрыми и видели душу во всем, что их окружало. Наше путешествие в старину закончено, но сундучок с мудрыми словами останется у нас в группе, и мы сможем в него еще не раз заглянуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Жилища древнерусских славян" воспитателя Авсеевич И.М.

о музее- реконструкции древнерусской посадской усадьбы 1237 года в городе Плёсе, Ивановской области ...

Занятие на тему "Древнерусский головной убор"

На этом занятии по изготовлению кокошников раскрывается сотрудничество педагога изо и воспитателя....

Конспект занятия по лепке Древнерусский женский головной убор

1.Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.2.Систематизировать представления детей о национальных женских головных уборах (пра...

НОД «Рябина – важное дерево в жизни древнерусских людей»

НОД «Рябина – важное дерево в жизни древнерусских людей»...

Конспект мастер - класса для мам по изготовлению древнерусских оберегов для детей.

Конспект мастер - класса для мам по изготовлению вышитых оберегов для детей....

Игровое занятие для старшей группы ДОУ «Поклон от Онфима - путешествие в древнерусский Господин Великий Новгород»

Игровое занятие "Поклон от Онфима" погружает участников в мир древнерусского города Великий Новгород; знакомит с историей мальчика Онфима, знаменитого его берестяными грамотами; пробуждает и...

Программа "Ярославия, древнерусская сторона"

Программа «Ярославия, древнерусская старина» предусматривает воспитание патриотических чувств у дошкольников. В программе определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с ...