"Древнерусский фольклор"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект занятия, интерес к художественной литературе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с детьми старше – подготовительной группы комбинированной направленности «Непоседы»
Интерес к художественной литературе
Воспитатель: Котельникова Ю.В.
Тема: «В гостях у древней мудрости: заклички, потешки и прибаутки»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к древнерусскому фольклору, как к особой форме художественного познания мира.
Создать условия для:
- выражения детьми своего мнения;
- самостоятельного выбора партнёров;
- взаимодействия друг с другом в тройках;
- развития речевой активности
Задачи:
- познакомить детей с малыми жанрами древнерусского фольклора: пестушками, потешками, прибаутками, закличками (в контексте веснянок);
- помочь понять назначение каждого жанра в жизни древнего человека;
- развивать образную речь, обогащать словарный запас (древние слова: ластовица, вересок, уста и т.д.);
- развивать интонационную выразительность речи, умение передавать настроение фольклорного текста;
- развивать память, внимание, воображение;
- воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на поэтические фольклорные произведения
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, беседа о старине, разучивание народных игр.
Материалы и оборудование:
- кукла в народном костюме (например, «Барыня-хозяюшка»);
- мини-музей «Русская изба»: макет печи, деревянная посуда, люлька-колыбелька (можно кукольная);
- реквизит: солнышко-платочек (желтый кружок с лучиками-ленточками), птичка-игрушка, свистульки;
- иллюстрации: русская печь, мать с младенцем, дети, зазывающие солнце, весенний пейзаж;
- аудиозапись спокойной народной музыки (напр., наигрыш на гуслях)
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть
(Звучит тихая народная музыка. Дети заходят и видят куклу в народном костюме)
- Ребята, посмотрите, к нам в гости пожаловала сама Барыня-хозяюшка из далекой старины. Она принесла с собой сундучок, а в нем – не драгоценности, а настоящие сокровища: мудрые слова, которые сочинял и бережно хранил наш народ много-много лет назад. Эти слова помогали детям расти, веселиться и даже разговаривать с солнцем и весной!
- Хотите заглянуть в этот сундучок?
Основная часть
- Барыня-хозяюшка говорит, что все эти слова живут в своем домике. А домик этот – наша русская изба. Давайте зайдем в нее.
Первое окошко: «Пестушки» (Печь и люлька)
- В старину в каждой избе была большая печка. Она и кормила, и грела, и детей на печи нянчили. Для самых маленьких придумали пестушки – короткие стишки, которые приговаривали, когда ребенка пестовали, то есть растили, делали с ним зарядку.
«Потягунюшки, порастунюшки!
Поперек толстунюшки,
А в ручки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок!»
- Что мы делаем с малышом? (Тянемся, растим). Давайте и мы, как большие, сладко потянемся и произнесем эти волшебные слова.
Второе окошко: «Потешки»
- А чтобы ребенку не было скучно, его потешали – веселили. Так появились потешки. Давайте и мы посмеемся.
(Пальчиковая игра или показывая на кукле)
«Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая!»
- Какая Маша? (Маленькая, красивая, в красной шубке). Потешка помогала не только развеселить, но и познакомить с частями тела, одеждой.
Третье окошко: «Прибаутки»
- Подрастал ребенок, и на смену потешкам приходили прибаутки. Это маленькие смешные сказочки, небылицы, которые прибавляли ума, знакомили с миром.
«Идет коза рогатая
За малыми ребятами;
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, молока не пьет —
Того забодает, забодает!»
- Бывает ли такое на самом деле? (Нет, это шутка, небылица). Прибаутки учили детей шутить и понимать юмор.
Четвертое окошко: «3аклички и Веснянки»
Показать детям картинку или репродукцию с весенним пейзажем
- А вот самые волшебные слова. Ими люди не развлекались, а... разговаривали с природой! Солнце долго не показывалось – его закликали, звали. Так появились заклички. А чтобы весну скорее привести, пели веснянки.
«Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошешко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!»
· Другая закличка:
«Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!»
- Как вы думаете, почему люди верили, что Солнышко их услышит? (Они очень любили природу и чувствовали себя ее частью).
Физкультминутка «Веснянка»
А мы весношку кликали, (Поднять руки вверх, помахать ими)
С зимушкой прощались. (Помахать рукой «до свидания»)
Топ-топ, топнули ножкой, (Потопать ногами)
В ладоши хлопнули: «Хлоп!» (Хлопнуть в ладоши)
Приходи, весна, скорей, (Шагать на месте)
Одари солнышком детей! (Вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
- Ребята, давайте и мы попробуем позвать кого-нибудь, как это делали в старину. У нас есть птичка (игрушка) и солнышко (платочек). Давайте разделимся на две группы: одна будет закликать птичку, а другая – солнышко. Я буду вам помогать.
Дети делятся на группы. Воспитатель помогает им сочинить простую закличку, используя рифмы и повторения.
Например, для птички:
«Птичка-невеличка, принеси нам вести!
Что в лесу творится, нам с тобой делись!»
Для солнышка:
«Солнышко-колесце, выгляни скорей!
Освети лучами поскорей детей!»
Дети хором проговаривают свои заклички, передавая друг другу соответствующий реквизит.
Заключительная часть
Воспитатель обращается к кукле:
- Барыня-хозяюшка, посмотри, какие у нас смышленые да речистые ребята! Они теперь знают твои старинные секреты.
- Какие волшебные слова помогали растить малышей? (Пестушки)
- А какие – веселить их? (Потешки и прибаутки)
- Как звали солнышко и весну? (Заклички и веснянки)
- Молодцы! Оказывается, словами можно не только играть и рассказывать, но и солнышко будить, весну зазывать. Это потому, что наши предки были очень мудрыми и видели душу во всем, что их окружало. Наше путешествие в старину закончено, но сундучок с мудрыми словами останется у нас в группе, и мы сможем в него еще не раз заглянуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Жилища древнерусских славян" воспитателя Авсеевич И.М.
о музее- реконструкции древнерусской посадской усадьбы 1237 года в городе Плёсе, Ивановской области ...
Занятие на тему "Древнерусский головной убор"
На этом занятии по изготовлению кокошников раскрывается сотрудничество педагога изо и воспитателя....
Конспект занятия по лепке Древнерусский женский головной убор
1.Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.2.Систематизировать представления детей о национальных женских головных уборах (пра...
НОД «Рябина – важное дерево в жизни древнерусских людей»
НОД «Рябина – важное дерево в жизни древнерусских людей»...
Конспект мастер - класса для мам по изготовлению древнерусских оберегов для детей.
Конспект мастер - класса для мам по изготовлению вышитых оберегов для детей....

Игровое занятие для старшей группы ДОУ «Поклон от Онфима - путешествие в древнерусский Господин Великий Новгород»
Игровое занятие "Поклон от Онфима" погружает участников в мир древнерусского города Великий Новгород; знакомит с историей мальчика Онфима, знаменитого его берестяными грамотами; пробуждает и...

Программа "Ярославия, древнерусская сторона"
Программа «Ярославия, древнерусская старина» предусматривает воспитание патриотических чувств у дошкольников. В программе определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с ...
