Игровое занятие для старшей группы ДОУ «Поклон от Онфима - путешествие в древнерусский Господин Великий Новгород»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Рыжонкова Екатерина Алексеевна

Игровое занятие "Поклон от Онфима" погружает участников в мир древнерусского города Великий Новгород; знакомит с историей мальчика Онфима, знаменитого его берестяными грамотами; пробуждает интерес к изучению истории и культуры древней Руси; способствует развитию коммуникативных навыков.

Занятие ориентировано на старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igropedagogikaonfim_ryzhonkova.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила Рыжонкова К., магистерская программа «Развитие креативности ребенка…», 2 курс

Игровое занятие для старшей группы ДОУ «Поклон от Онфима»

Цель:

  • заинтересовать историей и культурой древней Руси;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков.

Задачи:

  • познакомить с фактами из жизни древнерусского города в игровой форме;
  • тренировать внимательность и навыки слушания;
  • активировать логическое и ассоциативное мышление;
  • стимулировать способность к рассуждению и аргументации;
  • создать условия для коллективного взаимодействия детей.

Оборудование:

  • кукла Онфим
  • экран для демонстрации иллюстраций и музыкальное оборудование для проигрывания звукового сопровождения;
  • вывеска «Господин Великий Новгород»;
  • метательные снаряды (грецкие орехи), 2 корзинки;
  • стилизованная карта и клад – шоколадные медальки;.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас был в Великом Новгороде? Да, он находится недалеко от Санкт-Петербурга. Это один из древнейших городов нашей страны.

Кто знает, сколько лет нашему городу Санкт-Петербургу? Правильно, 314 лет. А Великому Новгороду  1158 лет, представляете!

Несколько веков назад этот город объединил под своей властью весь север Руси, и его с уважением называли «Господин Великий Новгород». Сюда по рекам свозили товары со всей Русской земли. Сюда приплывали по Балтийскому морю европейские купцы. Новгород был центром торговли, рос и быстро богател. А еще город славился развитой грамотностью даже среди простых людей. Да, в старые времена далеко не все умели читать и писать.

Воспитатель: Не так давно в Новгороде был обнаружен удивительный документ – учебная тетрадь мальчика Онфима, жившего в древнем Новгороде несколько  веков назад.

На найденных берестяных свитках Онфим упражнялся в грамоте и, судя по чётким буквам, он уже был умелым учеником, хотя возраст его был 6..7 лет. Хотите познакомиться с этим прилежным новгородцем? Сегодня он пришел к нам в гости!

Воспитатель *достает куклу Онфима*

Онфим: Доброе утро! Я к вам пришел с поклоном из Господина Великого Новгорода – себя показать, на людей посмотреть, с вами дружить, премудростям вашим учиться, вас своим научить.

Воспитатель: ой, Онфимушка, а чему же ты нас можешь научить? Ты же, прости, из древней Руси. У нас здесь прогресс, электричество, роботы, в космос летаем! Ученые, знаешь, сколько всего напридумывали хитрого…

Онфим: *смеется* Ну раз вы такие мудрые-премудрые отгадайте загадку:

Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.

Онфим: Молодцы-мудрецы, отгадали. А у меня еще есть хитрые загадки, отгадайте быстро, удивите меня, порадуйте:

(если дети долго не могут отгадать, воспитатель показывает картинку-подсказку – см. презентацию)

Живут два братца через дорожку, а друг друга Нее видят. (Глаза)

• Что легко носить, а трудно сосчитать. (Волосы)

• У двух матерей по пять сыновей. (Руки)

• Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)

• Висит сито — не руками свито. (Паутина)

• Скатерть бела. Весь свет одела. (Снег)

• Мостится мост без досок, Без топора, без клина. (Лед)

• Не воин, а со шпорами. (Петух)

• Два раза рождается, один раз умирает. (Птица)

• Осенью засыпает, весной просыпается. (Медведь)

• Ни говорит, ни поет, А кто к хозяину идет — Она знать дает. (Собака)

Онфим: умные-разумные, угадали мои загадки. А я и не сомневался, что вы, друзья, молодцы! Беру вас с собой в путешествие! Недалеко-неблизко, за тридевять земель, как наши летописцы-сказочники любят приговаривать!

Господин Великий Новгород – город купеческий, торговый. Угадаете, как диковинные товары из далекой Европы доставлялись на новгородскую ярмарку?

Правильно! По Балтийскому морю да рекам! Вот и нам сейчас надо выбрать себе корабль  точь-в-точь как у древнерусских купцов. Справимся?

Детям вместе предлагается выбрать из 4 вариантов кораблей, Онфим помогает, определить, почему не подходят корабли: (см. презентацию)

  • Пиратский корабль (мы не пираты, а славные гости).
  • Современный военный с пушками (мы не воевать, а дружить).
  • Венецианская галера без паруса (устанем грести).
  • Корабль британским флагом (мы не иноземные купцы).
  • Новгородская ладья с парусом солнышком (наш вариант).

Онфим: Добро пожаловать на борт!

*Играет аудио-дорожка «звуки моря»*

Онфим: Долго плывем, пора бы и размяться?! Давайте вместе, друзья!

(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, -
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)

Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки!
Вырастайте ножки –
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки –
Доставать до тучки,
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!

*Играет веселая  русская народная музыка* «Подплываем» по группе к вывеске «Господин Великий Новгород»

Онфим: Друзья, прибыли! Добро пожаловать на новгородскую ярмарку! Здесь найдутся лучшие товары со всего света! Как вы думаете, какие из этих товаров – заморские? (см.презентацию: шкура зебры, китайский шелк, оливковое масло).

Онфим: На новгородских ярмарках не только торговали, здесь добры молодцы часто мерялись ловкостью и силушкой. Удивите меня своей меткостью? Делимся на две команды. Каждый участник получает по два грецких ореха – метательных снаряда. Задача: попасть этими орехами в корзинку (свою для каждой команды), стоя на определенном расстоянии от мишени. Команда, закинувшая больше орехов, побеждает.

Онфим: Ура! Вы у меня не только смекалистые, но и ловкие! Вот это команда! Как я рад. Уважьте меня, порадуйте. Давайте поиграем в мою любимую игру «Ручеек». Онфим организует ход игры:

Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду водящим, Мне нужно выбрать себе пару. Водящий, выбрав себе пару. произносит такие слова: "А я *Сашеньку* люблю и с собой его возьму».

Затем Водящий и ребенок берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получаются "ворота", через которые, взявшись за руки хороводным шагом, не наталкиваясь друг на друга, проходят остальные играющие дети со словами:

В ворота ручей бежит

И тихонько так журчит.

Ты, дружок, остановись, (дети останавливаются)

И друг другу поклонись.

(дети поворачиваются лицом в круг и кланяются)

После этого, кто был водящим, становится в хоровод, а оставшийся

выбирает себе пару, произнося слова: "А я Машеньку  люблю и с собой ее возьму) и так же, взявшись за руки, из сцепленных рук делают "ворота". (игра продолжается).

В конце игры, дети, повернувшись лицом в круг и поклонившись, произносят такие слова:

Хорошо мы поиграли

Все друзей своих назвали.

Онфим: Весело с вами, хорошо, но вам пора домой возвращаться, а за то что вы такие мудрые, ловкие и дружные, я подарю вам карту, по которой вы легко найдете самое настоящее сокровище!

*Достает из кармашка берестяную грамоту с картой* (клад – шоколадные медальки – спрятан на территории детского сада).

Онфим: Спасибо, друзья, за веселую игру.  Давайте прощаться:

Хлопаем в ладошки

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька,

Попили, поели,

Домой, полетели!

(машем ручками, а затем кладём их на головку)

По карте дети с воспитателем быстро отыскивают клад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие в старшей группе «Путешествие по таинственным островам»

Игровое занятие по образовательной области "Познание"....

Конспект игрового занятия для старшей группы "Здравствуй дедушка "Молчок"

ЦЕЛИ:·       развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;·       активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоват...

Конспект открытого коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Великий праздник – День Победы»

Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войнеЗадачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 19...

Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе на тему «Путешествие из Нижнего Новгорода в Москву»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.  Знакомство детей с Москвой, создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России...

Конспект игрового занятия в старшей группе на тему: "Путешествие в сказочную страну с Доктором Айболитом".

Цели: охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровьяЗадачи: Формировать у детей навыки здорового образа жизни, дать знания об уходе за глазами, ушами, зубами;  развивать быстроту, л...