Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе ДОУ.
статья по информатике по теме

Сидина Татьяна Александровна

Данная  тема (презентация) посвящена одной из актуальных проблем в сфере современного  образования – информатизации. Еще недавно многие педагоги считали, что Информационно-Коммуникационные Технологии, далее ИКТ,  и все, что связано с компьютером  должно оставаться предметом отдельной образовательной области на уровне школы. Также считалось, что заниматься вопросами использования современных технологий, повышать свою компетентность в данной сфере должны прежде всего те, кому «это положено по штату», т.е. руководители учреждений. Такая точка зрения сформировалась на ранних стадиях информатизации в образовании.

На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся средством формирования предметно-развивающей среды, инструментом профессиональной деятельности педагога.

 

Наше учреждение с 1 марта 2010г. является экспериментальной площадкой по теме:«Использование ИКТ в целях коррекции различных нарушений речи, а также развития психических функций дошкольников»

Цель экспериментальной работы:

Проектирование принципиально новых педагогических технологий, способствующих  коррекции различных нарушений речи, а также общему развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Данная  тема (презентация) посвящена одной из актуальных проблем в сфере современного  образования – информатизации. Еще недавно многие педагоги считали, что Информационно-Коммуникационные Технологии, далее ИКТ,  и все, что связано с компьютером  должно оставаться предметом отдельной образовательной области на уровне школы. Также считалось, что заниматься вопросами использования современных технологий, повышать свою компетентность в данной сфере должны прежде всего те, кому «это положено по штату», т.е. руководители учреждений. Такая точка зрения сформировалась на ранних стадиях информатизации в образовании.

На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся средством формирования предметно-развивающей среды, инструментом профессиональной деятельности педагога.

Наше учреждение с 1 марта 2010г. является экспериментальной площадкой по теме: «Использование ИКТ в целях коррекции различных нарушений речи, а также развития психических функций дошкольников»

Цель экспериментальной работы:

Проектирование принципиально новых педагогических технологий, способствующих  коррекции различных нарушений речи, а также общему развитию детей.

Задачи экспериментальной работы:

  • Определить содержание новых форм работы с использованием ИКТ
  •  Разработать и апробировать  систему коррекционной работы  и методическое сопровождение к ней на основе ИКТ
  • Использовать  интерактивные формы общения с родителями с целью индивидуализации  обучения, развития и воспитания детей  

Экспериментальная  Работа предусматривает 3 этапа. На данный период мы находимся на формирующем этапе.

Каждый из этапов включает в себя 4 раздела.

В содержание раздела  «Организационно-управленческие аспекты» входит разработка и корректировка локальных актов, внесение корректив в

планы и программы учреждения, выявление педагогического опыта.

Раздел «Научно-методическое  сопровождение» включает в себя разработку плана Экспериментальной Работы, проведение экспертизы работы за отчетный период, изучение психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой базы.

Раздел «Экспериментальная работа с детьми» предусматривает определение состава участников Эксперимента ,т.е. тех групп дошкольников с которыми будут апробироваться формы Экспериментальной Работы; распределение обязанностей между членами рабочей группы в соответствие с задачами эксперимента; разработка содержания методики диагностики.

На сегодняшний день участниками эксперимента являются 4 группы старшего дошкольного возраста.

«Работа с родителями» прежде всего строится на их информировании о результатах Экспериментальной Работы, в том числе   на сайте учреждения.

Надо сказать, что родители являются непосредственными участниками в создании информационной базы учреждения.

На данном этапе   - формирующем – педагоги ДОУ разработали проект «Мультимедиа для дошколят»,

целью которого является интегративное обучение, развитие и воспитание дошкольников в рамках 10 образовательных областей.

Одни из актуальных задач проекта

  • Создание  единого информационного  пространства ДОУ.
  •  Подготовка  кадров  к эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе  
  • Обеспечение участников образовательного процесса свободным доступом  к компьютерной технике, к информационным ресурсам.  
  • Интеграция ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения.
  • Создание  банка   методических материалов, разработок по использованию ИКТ  в работе с дошкольниками.

Данный  Проект представляет   новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства   на современном этапе развития дошкольного образования.

Применение ИКТ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает   его осмысленным и долговременным.

  • Одна из главных задач проекта:  подготовить  кадры к эффективному использованию ИКТ в педагогической деятельности

Ежегодно, начиная с 2006 года наши педагоги повышают квалификацию в области ИКТ.

Сначала педагоги обучались на курсах вводного, ознакомительного характера. Однако уже в этом году трем педагогам представилась возможность обучиться  одной из самых  современных технологий в образовании - «Интерактивные технологии mimio»

 

 На сегодняшний день ИКТ-компетентность педагогов выглядит       следующим образом.

Из 30 педагогов  18 обученных  по ИКТ  

Не прошедших специальное обучение –

12 педагогов. Из них пятеро владеют компьютерными технологиями

7 педагогов  не владеют.

 

Уровень заинтересованности педагогов в области ИКТ достаточно высокий. 

Очевидно, что не всегда у педагогов есть возможность посещать компьютерные курсы.

Мы решаем эту проблему засчет обмена опытом внутри учреждения: с помощью мастер-классов, консультаций  по ИКТ.

ИКТ-компетентность педагога, это многоаспектный компонент профессионализма, актуальное, формируемое личностное качество.

Главное качество педагога, использующего в работе ИКТ – это умение объективно оценивать педагогический процесс, т.е. подобрать и подготовить образовательный материал, оборудование, адекватно использовать мультимедийные средства в воспитательно-образовательном процессе, учитывая все гигиенические нормы и рекомендации.

Результаты экспериментальной работы ДОУ действительно востребованы, что подтверждают мероприятия, организованные по данной проблеме.

В период с 2006 по 2011 г. педагоги ДОУ являлись участниками семинаров и конференций как районного, так и городского уровня по использованию ИКТ в работе с дошкольниками.

В 2011 научный руководитель учреждения приняла участие в V Международной научной конференции «Специальное образование» в ЛГУ им. Пушкина.

Педагоги часто являются авторами различных публикаций  в изданиях «Дошкольная педагогика», в сборниках материалов Международных научных конференций «Специальное образование».  На сегодняшний день появилась возможность размещать свои материалы на различных сайтах и порталах в Интернете (ns portal).

 Ежегодное участие в конкурсах педагогического  мастерства подчеркивает интерес педагогов к проблеме Экспериментальной работы.

Используя новейшие технологии в образовании, педагоги ДОУ трижды завоевывали победу на городском конкурсе педагогических  достижений, получая премию губернатора Санкт-Петербурга «Лучший воспитатель  ГДОУ».

В 2011 г. учитель-логопед и воспитатель приняли участие в районной выставке  инновационных продуктов, где заслужили приз зрительских симпатий.  Педагоги  представили  авторские  разработки в области ИКТ: пооперационные карты, развивающие компьютерные игры,  методическое руководство к ним.

О  результативности  Экспериментальной Работы  ДОУ можно познакомиться на нашем сайте.

http://dou51spb.3dn.ru

Информационная среда  ДОУ:

Все кабинеты логопедов оборудованы компьютерами, принтерами. Соответствующим образом оборудованы кабинеты руководителей ДОУ.

Во всех группах имеются телевизоры, DVD, фоторамки, ксероксы.

Экспериментальные группы, муз. зал  оснащены мультимедийным проектором. В распоряжении остальных педагогов мобильные   проекторы и ноутбуки. Именно мобильные мультимедийные устройства актуальны в дошкольных  учреждениях.  Одно из таких - интерактивное устройство mimio, разработанное Институтом новых технологий.  

 Устройство мимио легко переносить из помещения в помещение, крепить на любую ровную поверхность – как на вертикальную, так и на горизонтальную.

Оно позволяет организовывать интерактивную образовательную среду там и тогда, где это необходимо.

Достаточно насыщенная информационная среда позволяет создавать и  накапливать тот багаж продуктов Экспериментальной Работы, который необходим в воспитательно-образовательном процессе.

Наша медиатека  включает в себя компьютерные презентации, игры, клипы, фильмы, мультфильмы, презентации мимио.

Широкое применение получили презентации  Power Point. В нашей медиатеке собраны презентации к лексическим темам, к проектам, праздникам, различным событиям. Педагоги пользуются как Интернет-ресурсами для поиска той или иной презентации, так и создают собственные, авторские.

По результатам наблюдения,  анкетирования 60% наших педагогов используют в работе ИКТ.

 

А это означает, что компьютер становится в детском  саду частью развивающей предметной среды.  Он рассматривается не

 как отдельное обучающее игровое устройство, а как

универсальная информационная система,

способная интегрировать с различными направлениями воспитательно-

 образовательного процесса, обогатить  и  

 изменить   развивающую среду детского сада.

На данном этапе – формирующем – мы наметили следующие перспективы Экспериментальной Работы.

  • Дальнейшее оснащение инфосреды
  • Пополнение медиатеки в соответствие с десятью образовательными областями.
  • Повышение ИКТ-компетенции педагогов
  • Разработка мониторинга воспитательно-образовательного процесса.

Все это является оптимальными  условиями  для проектирования новых педагогических  технологий на основе ИКТ

И как результат - Высокий уровень коррекции нарушений речи, общего развития детей.

ИКТ  в нашем детском саду является  неотъемлемой частью

системы   педагогической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование современных образовательных  (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,  в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий  в образовате...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе педагога-психолога МБОУ "Начальная школа - де

Отчетоб использовании современных образовательных(психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологийв образовательном процесс...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....


 

Комментарии

Берестовая Лариса Вячеславовна

Замечательная статья! Мы - молодцы!!!!!