Компьютерно – игровой комплекс (КИК) как условие развития познавательного интереса.
статья по информатике (старшая группа) по теме

Варианты использования компьютерных технологий  для творческого воспитателя – не проблема. Проблема – наличие данного комплекса в детском саду, а еще лучше в группе, чтобы он был под рукой в удобное и нужное время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Краева Т.В.

высшая квалификационная категория

МАДОУ № 462

Компьютерно – игровой комплекс (КИК) как условие развития познавательного интереса.

Интерес как явление изучается рядом наук. В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности, что крайне важно для социализации ребенка в обществе. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что без развития познавательного интереса развитие мышления ребенка было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления так обширны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей степени, чем разрушение тканей мозга, считает американский психолог, автор известных книг по интеллектуальному развитию детей Глен Доман. Отечественные психологи, соглашаясь с данным утверждением, подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом — именно он оказывает влияние на направленность внимания и мыслей.

Исследования, посвященные вопросам познавательного интереса, основаны на личностно-деятельностном подходе и раскрывают ряд важнейших особенностей этого феномена.

1.        Его носителем может быть только человек.

2.        Его проявления направлены на различные сферы человеческой деятельности.

3.        Он не является присущим человеку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования. Как подчеркивал Л.С. Выготский, интересы ребенка возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывает воздействие окружающих людей.

К факторам социализации интересов ребенка относят социально-экономические условия, отношение семьи к занятиям и увлечениям ее членов, предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому. Все это оказывает решающее влияние на развитие способности ребенка к переживанию интереса.

4.        Интересы можно и, более того, необходимо формировать.

Очень важно здесь знание педагогом и факторов, влияющих на формирование познавательных интересов, и условий для развития этого интереса. Невозможно недооценить значения того, в каком окружении ребенок  растет, кто его воспитывает и как организован процесс воспитания-обучения.

Не менее важно для  развития познавательного  интереса  детей имеет наглядный материал, который педагог подбирает для проведения занятий. Не секрет, что 90% занятий проходит с использованием наглядного материала в виде картинок и карточек. Как же это важно, чтобы эти картинки были  хорошего качества, а главная проблема воспитателя – демонстрационный материал: его наличие, его качество, а самое главное, его размеры. Не всегда можно найти необходимые  для данного занятия иллюстрации, да еще крупного размера. Максимум на что можно рассчитывать – это формат А4. Это прекрасный формат для индивидуальной работы с одним, максимум двумя детьми, но он не совсем подходит для демонстрации детям, даже если это подгруппа в 10-12 человек. А если занятие проводится с 20-24 детьми сразу?  Что ребенок может разглядеть на такой картинке? А если необходимо сконцентрировать внимание ребенка на каком – то фрагменте, изображенном на картинке?! Или рассмотреть детали?! Не имея возможности увидеть, рассмотреть ребенок сразу же теряет интерес к происходящему. И дальнейшая информация уже не представляет для него никакой ценности. В таких условиях о развитии познавательного интереса не может быть и речи. Решить и  преодолеть все эти проблемы помогает новейшее техническое средство – компьютер с его принтером и проектором. Демонстрация любой иллюстрации на большой экран с помощью проектора позволяет всем детям досконально, в деталях  рассмотреть иллюстрацию. Педагог может не только словом, но и с помощью указки отметить тот или иной фрагмент, о котором конкретно идет речь, описывать детали с их непосредственной демонстрацией. В таких условиях познавательный интерес ребенка получает максимальное развитие. У него развивается внимание, внимательность, сосредоточенность. Даже самый непоседливый невнимательный ребенок принимает активное участие и в рассматривании, и в обсуждении. Информация, полученная таким образом, лучше усваивается, прочнее запоминается, повышает интерес ребенка к занятию. Дети уже не ждут конца занятия, чтобы заняться своими делами, а готовы работать еще и еще.

Чтение художественной литературы. Ежедневная процедура. Нет такого воспитателя, который бы не сталкивался с проблемой детского внимания во время чтения. И хотя и само произведение, и длительность чтения соответствуют возрастным требованиям, но уже через 6-8 минут добрая половина детей начинают отвлекаться,  находят себе какое-нибудь занятие, и вообще «уползают» подальше. Не помогает ни артистизм педагога, ни строгий взгляд, ни стальная нотка в голосе. Приходится прерывать чтение замечаниями, а это нарушает целостность восприятия произведения. Внимание ребенка рассеивается: то ли следить за читающим воспитателем, то ли искать глазами того ребенка, которому делается замечание. Использование компьютера с проектором кардинально меняет картину, поднимает ее на новый уровень восприятия. Сейчас издается много детской литературы не просто с хорошими, а с шикарными иллюстрациями. Их не 1-2, а 5-6 на произведение. Но, к сожалению, они не всегда большого формата. А если во время чтения эти картинки поочередно демонстрировать на экран с помощью проектора, иллюстрирую читаемый текст, то поверьте, ни о каком, отвлечении, «отползании» речи уже не будет. Даже самые непоседливые, неугомонные дети с огромным вниманием следят за содержанием произведения до самого конца. И обсуждение проходит активнее, эмоциональнее. А если для пересказа ребенку предложить ту или иную иллюстрацию…. А если, показав иллюстрацию, спросить «а что было до этого?», «а что произойдет потом?»?

Математика. Дети старшей группы, как правило, уже умеют считать. Но программой предусмотрены занятия «счет до 5», «счет до 6» и т.д. Как же детям скучно на таких занятиях. Не спасают никакие елочки. А если показать детям киноролик, посвященный данной цифре (диск «математика для малышей» творческого объединения «Маски»)? Великолепная графика, интересный сюжет! А если с помощью множительной техники подготовить соответствующий раздаточный материал для индивидуальной работы?! Как следствие – интерес ребенка на самом высоком уровне и уверенность педагога, что каждый ребенок услышал, понял, закрепил.

Ознакомление с окружающим. Экология. Опять до боли знакомая картина. Нет иллюстраций, материала. Беседа. Беседа. Беседа. Как же ребенку надоело нас слушать. Компьютер и серия учебных дисков «Живая природа» (производитель Баюн) в корне меняют картину. В разделе «Домовенок Бу в мире растений» малыш познакомится с более 100 видами растений, узнает, чем живое отличается от неживого, чем растения отличаются от животных, как растения устроены внутри, как размножаются, где используются. В разделе « Приключения Бу в мире животных» ребенок познакомится с различными животными (более 30 видов, в том числе и экзотические), узнает, как они выглядят, где живут и чем питаются, какая среда обитания зверям подходит, а какая – нет.

Найти свои мотивы, варианты использования данной технологии для творческого воспитателя – не проблема. Проблема – наличие данного комплекса в детском саду, а еще лучше в группе, чтобы он был под рукой в удобное и нужное время. Чтобы не надо было уходить из группы для подготовки компьютера к работе, чтобы не надо было подстраиваться под отведенное тебе время, чтобы не надо было вписываться в график пользования компьютером другими специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

Предметно-развивающая среда, как условие развития познавательных интересов детей младшего возраста.

Создание предметно-развивающей среды, как условие развития познавательных интересов детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО....

Условия развития познавательного интереса у дошкольников.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкойсоответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в то...

Консультация для родителей «Игровой занимательный материал как средство развития познавательного интереса к математике».

Предложенный материал способствует развитию познавательного интереса, умения искать творческие решения  поставленных задач....

" Условия развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен не только педагогам, но и родителям, в статье подробно изложены условия развития познавательного интереса у детей -дошкольников....

Консультация для воспитателей "Педагогические условия развития познавательного интереса у детей 5-7 лет".

В статье раскрыты педагогические условия развития познавательных интересов у детей 5-7 лет. Обозначена важная роль взрослых (воспитателей, родителей) в формировании любознательности и познавательных и...