Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".
статья по теме

Смирнова Татьяна Петровна

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей  старшего дошкольного возраста.

Татьяна Петровна Смирнова, воспитатель первой квалификационной категории, детский сад № 15 «Солнышко», г. Красноуфимск, Свердловская область, Россия.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

        Обращение к теме организации детского исследования обозначены в проекте «Наша новая школа» как создание условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, для воспитания личности, готовой к жизни в постоянно и быстроменяющемся мире. В этом контексте важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений становится проектирование такой образовательной среды, которая бы позволила каждому проявить свои задатки и возможности. Важным результатам педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении становится не только расширение знаний дошкольников об окружающем мире, но и приобретение ими опыта самостоятельной исследовательской деятельности.

        Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и передать воспитанникам инициативу в организации своей познавательной деятельности.

        В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической значимости:

-воспитатель ставит проблему и намечает план действий её решения, само решение предстоит найти самостоятельно воспитаннику;

-воспитатель ставит проблему, но уже пути решения воспитанник ищет самостоятельно;

-воспитатель ставит проблему, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется воспитанниками самостоятельно.

        Исследовательская деятельность дошкольников включает три самостоятельных блока:

  1. Тренинг исследовательских способностей детей.

В ходе данного тренинга дети должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, опыты, делать умозаключения и выводы.

  1. Детская исследовательская практика.

Она предполагает проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

  1. Мониторинг исследовательской деятельности детей.

Он включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения.

        Основной ожидаемый результат  исследовательского обучения заключается в развитии творческих способностей, приобретений ребёнком новых знаний, умений, навыков и обработки полученного материала.  В ходе данной работы у воспитанников детского сада формируется познавательный интерес ко всему окружающему миру.  Познавательный интерес является стремлением к изучению и познанию неизвестного. Под влиянием познавательного интереса исследовательская работа может протекать продуктивно. Это тоже является одним из условий организации исследовательской и проектной деятельности. Из собственного опыта нам известно: кто хочет учиться, тот и проявляет интерес к знаниям.

Список литературы:

  1. Савенков А. И., Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство дом «Фёдоров», 2010. – 128 с.
  2. Современные технологии обучения дошкольников /авт. – сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013, - 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"

Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских  проектов. В  статье описаны  этапы проведения эксперимента, этапы подгот...

Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....

Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....

"Проектно-исследовательская деятельность дошкольников, как основа развития познавательных интересов"

ВведениеДошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития:физического,интеллектуального,эмоционального,коммуникативного.Это период, ког...

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Мастер-класс для педагогов«Развитие познавательных интересовдетей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»      Выполнила: Максимченко Е....