Программа дополнительного образования «Информатика для дошколят».
рабочая программа по информатике (подготовительная группа) по теме

Ярцева Ольга Анатольевна

Введение курса информатики дает возможность расширить умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе. Программа расчитана на 1 год. Возраст детей 6-7 лет. Составлена на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы А.В.Горячев, Н.В.Ключ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_informatike.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад  №11 «Колосок»

                                           

Программа

дополнительного образования

«Информатика для дошколят».

Срок реализации программы – 1 год.

Возраст детей 6 – 7  лет.

Составил:

воспитатель МАДОУ

д/с №11 «Колосок»

Ярцева Ольга Анатольевна

г. Валдай 2012 год

Пояснительная записка.

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Задача современного образования - формирование личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности.

Данная программа направлена на общее развитие личности детей дошкольного возраста. Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера будет способствовать:

  1. развитию мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти;
  2. формированию способов действий: обобщения, классификации;
  3. проявлению творческой инициативы, интуиции.

Эта программа составлена для подготовительной группы на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы А.В.Горячев, Н.В.Ключ). Использовались пособия: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь), а так же компьютерные обучающие программы:

1. Серия дисков “Супердетки”

2. Серия дисков “Несерьезные уроки”

3. “Мир информатики”, энциклопедия “Кирилл и Мефодий”

Чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнавать новое. Именно это желание явится эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Введение курса информатики дает возможность расширить умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель: развитие интеллектуальных способностей, формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.

Задачи:

  1. познакомить с основными понятиями информатики;
  2. формировать понятия и способы информационной деятельности;
  3. создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе;
  4. расширить представление об окружающем мире;
  5. развивать интеллект, творческие способности ребёнка;
  6. развивать ассоциативное, образное, пространственное и логическое  мышление;
  7. воспитывать  положительное отношение к сверстникам и взрослым.

Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения:

  1. словесные (беседа, рассказ, загадки, вопросы, объяснение);
  2. наглядные (таблицы, презентации, рисунки, карточки, тетради, способы действия);
  3. практические (упражнение, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям);        
  4. игровые (дидактическая игра);
  5. проектирование (проект);
  6. исследовательский метод;
  7. контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, выполнение творческих заданий.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме: 

  1. индивидуальная самостоятельная работа учащихся;
  2. групповые формы работы;
  3. фронтальные;
  4. самооценка выполненной работы;
  5. дидактическая игра.

Программа рассчитана на 1 год. Возраст детей 6–7 лет. Длительность одного занятия – 30 минут. Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать. Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; должны проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. После каждого занятия проводится проветривание помещения и влажная уборка.

Тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Что такое информатика?

1

2.

Сравнение предметов по свойству

1

3.

Веселые дидактические игры.

1

4.

Сравнение предметов по форме и величине.

1

5.

Сравнение предметов по свойствам

1

6.

Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь»

1

7.

Поиск закономерностей

1

8.

Часть и целое

2

9.

Описание последовательности действий

1

10.

Сравнение и выделение главного.

1

11.

Симметрия по образцу

1

12.

Логические операции

1

13.

Разбиение множеств на подмножества с общими свойствами

1

14.

Обобщение по признаку

1

15.

Вложенность множеств предметов с общими свойствами

2

16.

Введение понятия «алгоритм»

1

17.

Закономерность в расположении фигур и предметов

1

18.

Увлекательные словесные игры.

1

19.

Последовательность событий

1

20.

Задачи - шутки

1

21.

Упражнения на развитие воображения

1

22.

Компьютерные игры

1

23.

Отличия

1

24.

Объединение множеств

1

25.

Элементы кодирования

1

26.

Исправление ошибок.

1

27.

Простейшие алгоритмы расстановки

1

28.

Назначение предметов

1

29.

Отображение множеств

1

30.

Построение лабиринтов

1

31.

Заключительное обобщающее занятие

1

Итого:

33

        Для наилучшего усвоения детьми программы, необходимо строить работу на диагностической основе. Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачи даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.  

Ожидаемые результаты работы:

дети должны знать:

  1. принципы построения закономерностей, предметов, явлений;
  2. принципы строения лабиринтов;
  3. понятие истинного и ложного высказывания;
  4. понятие симметрии;
  5. названия геометрических фигур и их свойства;
  6. принцип составления алгоритма действий.

должны уметь:

  1. находить лишний предмет в группе однородных;
  2. предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  3. выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам;
  4. находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов);
  5. разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками;
  6. отличать заведомо ложные фразы;
  7. составлять целое из частей, видеть часть как составной элемент целого.

Литература, используемая при составлении программы:

  1. Абрамов С.А., Зима Е.В. «Начала информатики» - М., 1989г.
  2. Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» - М., 2002г.
  3. Венгер А.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - М., 2001г.
  4. Горячев А.В. «Все по полочкам» программа по информатике для дошкольников - М., 2002г.
  5. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам: пособие для дошкольников 5- 6 лет» - М., 2008г.
  6. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников» - М., 2004г.
  7. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада» - М., 1999г.
  8. Никитин Б.П. «Развивающие игры» - М., 1994г.
  9. Русакова О.Л. «Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками» - М., 2004г.
  10.  Релин Г.С. Информатизация образования. - М., 2005г.
  11.  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2. 178-020), рег. №3997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Информатика для дошколят"

Здесь содержится программа кружка по логике-информатике...

Преемственность детского сада и школы на примере программы «Информатика для дошколят»

Статья, в которой описывается линия приемственности между детским садом и школой на примере авторской программы...

Перспективный план по дополнительному образованию «Информатика малышам»

Использование ребёнком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Развиваются: восприятие, внимание, память, мышление. В условиях ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛУБ «ЗНАТОКОВ – ДОШКОЛЯТ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                          ...

Программа по дополнительному образованию "Школа для дошколят"

   Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана на основе  авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве"....

Программа дополнительного образования "Школа для дошколят"

Программа дополнительного образования "Школа для дошколят"...

Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»

Доклад на тему "Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»...