Планирование работы кружка "Умники и умницы"
календарно-тематическое планирование по информатике (старшая группа) по теме

Яровикова Наталья Сергеевна

календарно-тематическое планирование работы кружка по развитию логического мышления дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Промышленновский детский сад №5»

ПРОГРАММА

 кружкового объединения 

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Руководитель: Яровикова Н.С.

        

Промышленная

2012-2013

Цели   курса занятий:

  1. Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
  2. Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

Основные задачи курса занятий по развитию логического мышления:

  1. развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
  2. учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
  3. учить классифицировать предметы по различным основаниям;
  4. учить сравнивать предметы и образы;
  5. учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
  6. развивать быстроту мышления;
  7. побуждать делать самостоятельные выводы;
  8. учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
  9. учить устанавливать причинно-следственные связи.

Формы работы:

  1. групповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
  2. игры;
  3. упражнения;
  4. самостоятельная деятельность детей;
  5. игра-путешествие;
  6. рассматривание;
  7. чтение художественной литературы.
  8. интеллектуальные викторины…

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:

  1. Разминка.
  2. Основное содержание занятия – изучение нового материала.
  3. Физминутка.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Развивающая игра.

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физминутка  позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме  в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Режим занятий – 1 занятие в неделю, продолжительностью 30-35 минут.

Тематика и основное содержание разделов:

 - Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки; величина; форма.-2ч.

 - Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств); -2ч.

 - упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри - снаружи;  расположение в пространстве; расположение на плоскости); -2ч.

 - упражнения на формирование приёмов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез. -10ч.

 - упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. -10ч

 - упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. -10ч.

На каждом из занятий используются практически все компоненты содержания разделов.

Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Критерии диагностики:

  1. Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
  2. Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
  3. Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
  4. Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.

Перспективное планирование занятий

(примерная тематика занятий и сроки проведения)

Раздел, тема занятия,
срок проведения.

Кол-во
занятий

Задачи

  1. Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
  1. «Помоги Незнайке»-сентябрь,
  2. «Вышел Ёжик погулять»-октябрь,
  3. «Рыбка, где ты спишь?»-ноябрь,
  4. «Наши друзья-Смешарики»-декабрь,
  5. «Наши защитники»-февраль,
  6. «Роботы»-январь,
  7. «Конкурс Знаек»-март,
  8. Солнечный Зайчик у нас в гостях,-ноябрь,
  9. «Осьминоги»-сентябрь,
  10. «Хитрая ворона»-октябрь.

 

10

 – учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
– развивать внимание, восприятие, воображение,
– совершенствовать ориентировку в пространстве.

  1. Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри - снаружи;  расположение в пространстве; расположение на плоскости);
  1. «Муха-чистюха»-сентябрь,
  2. «Кошкины задачки»-октябрь,

 

2

-учить детей мысленно объединять и предметы в группы по их свойствам;
–способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания,
– закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими.
 учить детей выявлять закономерности;
– совершенствовать ориентировку в пространстве.

  1. Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.
  1. «Разминка юных моряков»-февраль,
  2. «Мы-мультяшки»-ноябрь,
  3. «Собачья радость»-октябрь,
  4. «Мозговой штурм»-март,
  5. «Отважные путешественники»-март,
  6. Приключения Мышонка Пика-декабрь,
  7. «В поисках клада»-апрель,
  8. «Пуговкомания»-апрель,
  9. «Про вредного мальчика и звёзды»-ноябрь,
  10. «Маленькой ёлочке весело зимой»-декабрь.

 

 

10

  учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;
– развивать наблюдательность детей.

  1. Упражнения на выделение признаков объекта, предмета:

            цвет, его оттенки;
            величина, форма.        

  1. «Умные кубики»-январь,
  2. «Снеговик и дети»-январь.

2

– развивать способность к  овладению сенсорными эталонами, их взаимокомбинациями.
 учить детей при помощи суждений делать умозаключения,
способствовать расширению словарного запаса детей,
– развивать воображение

  1. Упражнения на формирование приёмов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез,ограничение.

Дед мороз и Санта-Клаус,-декабрь,

Приключения Лунтика-сентябрь,

«Снежинка на ладошке»-январь,

«Идёт бычок, качается…»- май,

«Русские богатыри»-февраль,

«Сегодня мы - спасатели»-февраль,

«Бабочки бывают разные…»-май.

«Нам, платочек, помоги, дорогу к знаниям укажи…»-апрель,

Конкурс «Логические лабиринты»-март,

«Космические превращения»-апрель.

 

10

 – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;
– учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
 учить детей выявлять закономерности;
– учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам;
–способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания,
– закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими

  1. Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов    (визуальное распознавание количества, взаимнооднозначное             соответствие,  уравнивание количеств).
  1. «Раз-цветочек, два-цветочек»,-май,
  2. «Волшебные палочки - счётные».-май.

2

– развивать логико-математические способности; умение доказывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» по теме: «День рождения города» 21.05-25 .05 2018

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» по теме: «День рождения города» 21.05-25 .05 2018Цели: -    Воспитание у детей нравственно – пат...

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» по теме: «Царство грибов» 2-6 октября 2018г

Цель: познакомить детей с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах съедобных грибов они опасны для человека, но являются лекарством для животных. у...

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» » 1 - 5 октября, 1 неделя по теме: «Перелетные птицы»

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» »  1 - 5 октября, 1 неделя  по теме: «Перелетные птицы»Цели: формировать у детей представление об осо...

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» 8-11 января, 1 неделя по теме: «Зимние игры и забавы »

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» 8-11 января, 1 неделя    по теме: «Зимние игры и забавы »Цели:  Расширение знаний о зимних играх,...

Календарное планирование работы группы: «Умники и умницы» месяц:4-8 февраля,1 неделя по теме: Путешествие в сине-голубую сказку гжели

Календарное планирование работы группы: «Умники и умницы» месяц:4-8 февраля,1 неделя по теме: Путешествие в сине-голубую сказку гжели    Цели: повышение у детей интереса к н...

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» 25-29 марта Неделя детской книги

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» 25-29 марта Неделя детской книгиЦели:  _Обогащать читательский опыт детей (опыт слушателя), способствовать восприятию и пони...

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» 22-26 апреля, 4 неделя по теме: Пасха

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» 22-26 апреля, 4 неделя  по теме: ПасхаЦели: Формирование элементарных представлений у дошкольников о православном наро...