Статья "Компьютерные ресурсы развивающей среды логопедической группы"
статья по информатике на тему

Бикмаева Алла Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные ресурсы развивающей среды логопедической группы

Бикмаева Алла Николаевна. Учитель-логопед МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко».

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача коррекционно-развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обиходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особенностями психофизического развития. Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции

отклонений в развитии ребенка.

Многие дошкольные учреждения уже оснащены компьютерами, и педагоги дошкольного образования используют специальное программное обеспечение в учебно-воспитательном процессе. Все больше учителей-логопедов осваивают компьютерные технологии и успешно применяют их на практике. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных и адаптированных компьютерных программ трех видов: обучающих, диагностических, развивающих.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности педагога, умения использовать новые возможности компьютерного обучения.

Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохраненные виды восприятия. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения виртуальных заданий и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов (например, персонажей из мультфильмов) позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Применение компьютерных технологий позволяет предоставлять ребенку информацию в привлекательной форме, что ускоряет запоминание, делает его осмысленным и долговременным.

Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста.

Выполняя компьютерное задание, ребенок приучается к самостоятельности, у него формируется способность принимать решения, он учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, сосредоточенность, усидчивость, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук и совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь». Является разработкой известнейшего в компьютерном мире производителя — компании IBM. Он предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи.

Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры». Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная программа предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенными в четыре тематических блока:

  • «Просодика»;
  • «Звукопроизношение»;
  • «Фонематика»;
  • «Лексика».

Компьютерная программа «Дельфа — 130». Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является программно-аппаратный комплекс «Дельфа — 130».

Эта программа представляет собой тренажер для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения. Она позволяет отображать на экране монитора длительный, устойчивый плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз, наличие или отсутствие голоса, его силу и высоту, громкость и длительность звучания фонемы, слоговую структуру слова, словесное и логическое ударение.

Компьютерная программа «Мир за твоим окном». Эта специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Ее авторы — сотрудники Института коррекционной педагогики РАО (Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина). Прграмма включает несколько сотен заданий. В методическом руководстве показано, как с помощью предлагаемой технологии выявить скрытые при традиционном обучении проблемы в развитии ребенка, как трансформировать их в задачи обучения, как добиться развивающих и коррекционных эффектов. Программа посвящана темам, которые присутствуют в содержании обучения практически всех категорий детей. Она состоит из пяти частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах года», «Календарь». У каждой из них свои задачи в области развития и обучения.

        «Визуальный тренажер произношения» - программа, которая разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии». Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами. Основное предназначение — начальные этапы постановки речевых функций при работе с тяжелой речевой патологией (нарушения слуха, ринолалия, дизартрия и др.). Как известно, именно эти  начальные этапы проходят у ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями очень медленно. При этом теряется возрастная сензитивность развития отдельных компонентов речи.

        «Special Education Tools». По замыслу авторов, программный продукт представляет собой простой и интуитивно понятный инструментарий, который позволяет объединять изображения, тексты и звуки в подготовке и накоплении собственных учебных материалов педагогической деятельности. В отличие от готовых компьютерных заданий и упражнений, проекты создаются самим педагогом, легко объединяются в серии и приобретают вид тематических разработок. В комплекте с программой разработчики поставляют множество примеров оформления будущих проектов, которые позволят педагогам быстро освоить это программное обеспечение, действуя по аналогии и используя имеющиеся в коллекции изображения и звуки.

        Компьютерный комплекс «Грамотей». Пакет программ разделен на четыре части, каждая из которых может использоваться автономно:

  • 1-я часть. Звуковой анализ слов;
  • 2-я часть. Работа над словом;
  • 3-я часть. Работа над предлогами;
  • 4-я часть. Работа над предложением.

        Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие нарушений речи, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.

Список литературы:

1.  Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа для специальных дошкольных учреждений / авт.-сост. Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз. - Мн.: Национальный институт образования, 2007.

2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: пособие для логопедов и воспитателей. Спб.: Каро, 2007.

3. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. - М.: Школьная пресса, 2003.

4. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.

5.  Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ сост. Н.В.Нищева. - Спб.: детство-пресс, 2006.

6.  Пятница Т.В. Развивающая среда дошкольного учреждения. - Мозырь: Белый ветер, 2008.

7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно - развивающая среда логопедического кабинета и группы детского сада

Предметно - развивающая среда логопедического кабинета и группы детского сада служит для закрепления полученных произносительных навыков, самостоятельной деятельности детей и развития творческих спосо...

Организация предметно-развивающей среды логопедической группы в соответствии с ФГОС ДО

В статье описаны компоненты, принципы и основные характеристики предметно - развивающей среды логопедической группы....

Развивающая предметно-пространственная среда логопедической группы.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит...

Развивающая среда логопедической группы (Теремок) МБДОУ № 5 Сказка

Развивающая среда логопедической группы (Теремок) МБДОУ № 5 Сказка...

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Инновационные технологии в предметно развивающей среде логопедического кабинета как фактор управления качеством логопедической работы в ДОУ

Инновационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы в условиях логопедического пункта, в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя занятиями в нед...