Роль дактической игры
статья по информатике (старшая группа) на тему

Никулина Татьяна Леонидовна

Статья о дидактических играх в детском саду. Автор рассказывает о роли дидактической игры  в дошкольном учреждении, об их значимости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  по теме «Роль дидактической игры в воспитании дошкольников»

Никулина Т. Л.  -  воспитатель.

МДОУ   центр развития ребенка -

детский сад №  73  «Мишутка»

г. Старый Оскол  


Статья по теме  «Роль дидактической игры в воспитании дошкольников»

Никулина Т.Л. воспитатель

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Они представляют собой многоплановые, сложные  педагогические явления: они являются и игровыми методами обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средствами всестороннего воспитания личности ребенка. Для ребят дошкольного возраста дидактическая игра - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для детей есть способ познания  окружающего мира. Играя, они изучают  цвет, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения, изучают растения, животных.

Игра не только выявляет индивидуальные качества личности ребенка, но и формирует определенные свойства личности.  Эффективность игрового воздействия,  заключается в умелом сочетании игры и учения.

Применяя дидактические игры, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на сознание, на чувства, на волю и поведение  в целом.

Дидактические игры,   способствуют формированию у детей психических качеств: внимание, память, наблюдательности сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость дошкольникам.

Следует отметить что, игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений  между детьми.  Она способствует чуткому отношению к сверстникам, учит быть справедливыми,  уступать товарищам в случае необходимости. Игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры проводим как на занятиях,  так и вне занятий. Актуальность этих игр очевидна. Вовлекая дошкольников в игры, обязательно используем «зовущие слова», которые вызывают интерес у детей, активизируя игровую деятельность. Используем различные приемы: загадки, считалки, сюрпризы, интригующего вопроса.

В основе  любой игровой методики проводимой на занятиях лежат следующие принципы:

- актуальность дидактического материала, который способствуют дошкольникам воспринимать задания как игру, быть заинтересованными  в ней, стремиться к лучшему из возможных решений.

- каждая игра содержит элемент новизны.

В гости к детям приходят: Доктор Айболит, Красная шапочка, Белоснежка, Петрушка- веселый человечек,  Карлсон, Незнайка все они готовы поиграть с детьми, принося с собой занимательный материал для игры.

Приходит к дошкольникам  госпожа Кисточка, и Веселый карандаш, чтобы рисовать волшебные картинки.

 В теории и практике дошкольного воспитания  существует следующая классификация дидактических игр:

- игры с предметами;

- настольно – печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами мы используем игрушки и предметы. Организовывая их,  дети учатся сравнивать,  устанавливать сходство и отличие  предметов. Важность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой,  качеством.        По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания постепенно усложняются: дети упражняются в определении предмета,  по какому либо одному качеству, объединяем предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что,  несомненно,  является очень важным развития логического мышления.

В играх используем предметы, в которых разница между ними едва заметна. Дети,  играя с этими предметами, выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Таким образом,  дошкольники приобретают умения складывать целое из частей,  выкладывать узоры, из разнообразных форм. В дидактических играх используем самые разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина,  материал из которого они сделаны. Все это помогает воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач.

Во время прогулки, при ознакомлении  дошкольников с природой проводим следующие дидактические игры: «Собери красивый осенний букет из листьев», « от какого дерева листик?», «Разложи листья убывающей величине». «Кто, где живет?», «кто скорее выложит узор из разных листьев?».  Проведение этих игр способствуют закреплению знаний у дошкольников об окружающем мире, их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез,  классификация).

 Используем настольно – печатные игры, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Используя эти игры,  решаем различные развивающие задачи.

Подбор картинок по общему признаку  (классификация), направлено,  на умение классифицировать предметы, умение обобщать, устанавливать связи между предметами.

Используя парные картинки в играх, позволяют воспитывать у дошкольников наблюдательность, внимательность, волю, усидчивость,   умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать речь детей, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Составление разрезных картинок, способствует развитию логического мышления, и умению составлять целый предмет  из отдельных частей.

Часто используем словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх учим дошкольников, опираясь на имеющиеся представления  о предметах, расширять знания о них, так как в этих играх  необходимо использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых  обстоятельствах. Словесными играми мы вызываем у детей желание самостоятельно мыслить. Участвуя в играх,  дети естественным   образом приобретают навыки  умственной работы, процесс обучения происходит легко и непринужденно.  Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Магазин», «Отгадай -ка».   Ко второй группе относятся игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: «Кто больше заметит небылиц», « Похож- не похож» и другие.   Игры, которые способствуют умению обобщать и классифицировать , объедены в третью группу:  «Кому что нужно?», « Назови три предмета», «Назови одним словом»,  «Где что растет?»  и другие.   К  четвертой  группе принадлежат игры на развития внимания, сообразительности, быстроты мышлении: «Краски», «Летает, не летает» и   другие.

Играя в дидактические игры с дошкольниками на занятиях и в свободной деятельности, они приобретают новые знания, получают много новой информации.  У них развита память, мышление, внимание творческие способности, что является очень важным в развитии дошкольников.

 

Используемая литература:

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создава...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет

Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет...