Проект программы по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ
методическая разработка по информатике на тему

Фоменко Евгения Антольевна

Проект программы состоит из двух условно выделенных блоков и рассчитан на детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В 1 блоке рассматриваются задачи ИКТ без использования компьютеров, ориентированные на развитие у детей фантазии и творческого воображения, умения рассуждать строго и логически и одновременно. 

2 блок программы направлен на овладение компьютерной грамоты и решает задачи как общеразвивающие, так и специальные.

Все занятия проходят в игровой форме и благоприятной эмоциональной обстановке. На занятиях с использованием компьютера необходимо проводить гимнастику для профилактики утомления зрительного анализатора и мускулатуры рук.   Все занятия проходят в игровой форме и благоприятной эмоциональной обстановке. Каждое занятие включает игры различной направленности: дидактические, компьютерные, пальчиковые, а также обязательные физминутки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._ikt_dlya_detey.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 165»

города Магнитогорска

Проект программы

по использованию новых информационных технологий

в образовательном процессе ДОУ

г. Магнитогорск

Содержание

№ п/п

Разделы

Страница

1.

Пояснительная записка……………………………………………

3

2.

Концептуально - целевой компонент…………………………….

4

3.

Содержательно - технологический компонент………………….

7

4.

Ожидаемые результаты, реализуемые в проект программе……

10

5.

Библиография……………………………………………………...

11

Пояснительная записка

        Использование компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Каждому человеку в современном обществе необходимо освоить не только традиционные, но и новейшие средства для осуществления своей деятельности.

В системе непрерывного образования новые информационные технологии (НИТ) в органическом сочетании с традиционными средствами воспитания входят в жизнь уже в дошкольном детстве, повышая качество образования, способствуя развитию ребёнка как творческой личности. Благодаря компьютерным технологиям у детей начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы и т.д. Формирование и развитие у детей знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для развития мыслительных операций.

        Проект программы по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе МДОУ «ЦРР -Д/С № 165» г.Магнитогорска разработан на основе реализуемой общей общеобразовательной программы дошкольного образования  МДОУ «ЦРР -Д/С № 165» г.Магнитогорска , в которой отражается  центральная идея отечественной психологической школы – о творческом характере развития ребенка.

Поскольку данная программа информатизации рассчитана на дошкольный возраст, то она будет реализовываться через игру, как ведущую деятельность данного возраста и одну из форм практического мышления, деятельности, носящей познавательный характер. Важно, что в игре ребёнок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображёнными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Именно эту способность, как главнейшую психологическую базу, необходимо  широко использовать для введения в игры детей компьютера как игрового средства.  

С помощью компьютерных технологий ребёнок самостоятельно может осуществлять свою деятельность, тем самым, развивая способность  принимать решения, учиться доводить начатое дело до конца. Особенно важно, что именно интерес, сначала как игровой, а затем и в учебной деятельности, лежит в основе формирования у них таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.

Концептуально - целевой компонент программы

Основанием для обновления содержания образования в дошкольном учреждении, в том числе введением в образовательный процесс МДОУ  программы информатизации являются: Закон РФ «Об образовании» (2012); Конвенция о правах ребенка; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Национальный проект «Образование»; Информационное письмо Минобразования РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» (2001); Постановление № 228 Губернатора Челябинской области «О реализации в Челябинской области проекта информатизации системы образования (ИСО)» (2005).

Концептуально–целевой компонент разработанного проекта программы соответствует психолого–педагогическим условиям воспитания и обучения детей дошкольного возраста, предлагаемых реализуемой в МДОУ основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и включает в себя следующие положения:

- Концепция самоценности дошкольного периода развития в русле амплификации (А.В. Запорожец);

- Концепция развития дошкольника как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, М.В. Крулехт, В.И. Логинова);

- Концепция педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития (О.С. Газман);

- Концепция воспитания ребёнка как педагогический компонент его социализации (М.И. Рожков);

- Концепция развития психики во взаимодействии с окружающей средой (Л.С. Выготский);

- Положение о педагогической ценности игры в развитии родного языка (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова);

В основу проекта программы заложены философские понятия:

  • Понятие личности и её развития. Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видах деятельности и общественных отношений; динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выдержанных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  • Понятие о средствах обучения. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, в педагогике существуют два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и  умениями как на свою прямую цель  (непосредственный характер обучения). Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включён (опосредованный характер обучения)». Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности.
  • Понятие об игре как «серьёзной форме обучения». Ребёнку-дошкольнику свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всём их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры.

Организация образовательного процесса в МДОУ с использованием развивающих  компьютерных программ будет строиться с учётом  следующих педагогических принципов и требований к информационным  технологиям обучения:

  • Принцип адаптивности – использование методов и форм обучения работы на компьютере, необходимых для эффективного освоения программы дошкольников с разным уровнем развития.
  • Принцип развития – развитие психических процессов (интеллект, воля, эмоции, фантазия, память и др.).
  • Принцип психологической комфортности – создание условий успешности дошкольника в процессе занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка в подборе конкретных упражнений.
  • Принцип целостности содержания образования – условное объединение разделов программы в несколько образовательных областей, между которыми можно и нужно устанавливать взаимосвязи.
  • Принцип систематичности – непрерывность и преемственность всех ступеней образования, соответствующих закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка, предохраняющего его от психологической и эмоциональной перегрузки.
  • Принцип деятельностно-ориентированный – учет специфики обучения детей дошкольного возраста, перехода от деятельности учебной ситуации к деятельности жизненной ситуации, а также переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. Помимо самостоятельности дошкольников, предполагается также развитие и креативности.

Цель проекта программы обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства через повышение качества дополнительного образования посредством внедрения новых информационных технологий.

Задачи проекта программы:

  • Развитие основных психических процессов (память, внимание, воображение, эмоционально-волевая сфера и др.).
  • Формирование и развитие знаний и умений, необходимых для работы в области использования ИКТ-технологий в практике современного ДОУ.
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  • Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
  • Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним
  • Знакомство детей с игровыми компьютерными программами, используемыми в  образовательном процессе, и главными героями программ.
  • Преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.
  • Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь» в процессе проведения развивающих занятий.

Содержательно - технологический компонент программы

Возможности индивидуализации образовательного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному уровню развития ребёнка, а также зоне его ближайшего развития, развитию у ребёнка высокой мотивационной готовности к обучению способствует содержание проекта программы и педагогические технологии, используемые в работе с детьми, как совокупность применяемых форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, алгоритм деятельности субъектов и объектов образовательного процесса для достижения поставленных целей:

  • технология «развивающего обучения» - операциональная технология, заключающаяся  в опережении процессом обучения процесса развития ребёнка и активно деятельностный способ обучения, который идёт на смену иллюстративно-объяснительному.
  • технология проблемного обучения, которая предполагает такую организацию деятельности, когда под руководством педагога создаются проблемные ситуации и  происходит активная самостоятельная деятельность детей. В результате чего происходит творческое овладение знаниями и способами деятельности, а также творческое развитие способностей (проблемное изложение, частично поисковый метод).
  • технология личностно-ориентированной модели общения:

- формирование чувства мы, через устранение барьеров в процессе общения,

- обязательное установление личностного контакта с детьми (тактильного, речевого, визуального),

- постоянное проявление интереса к своим воспитанникам (уметь слушать и слышать, сопереживать и говорить комплименты, не обделяя вниманием никого из детей),

- показ ярких целей совместной деятельности (перспектива близкая, средняя и далёкая) и др.,

  • технология создания ситуации успеха деятельности,
  • технология подготовки к обучению грамоте, заключается  в развитии знаково-символической функции, через знакомство со зрительными образами букв русского языка и затем к соотнесению звуков с их знаковыми образами и овладению письменными формами речи.                        

В реализации образовательного процесса большое внимание необходимо уделять особой проблеме – общению ребёнка и компьютера. Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. В такой ситуации будет проводиться работа, направленная на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения, в том числе и с использованием игровых компьютерных средств.  

Общение с компьютером станет для ребёнка в некотором роде обезличенным, и малыш не будет испытывать боязни, научится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено.

Проект программы состоит из двух условно выделенных блоков и рассчитан на детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В 1 блоке рассматриваются задачи ИКТ без использования компьютеров, ориентированные на развитие у детей фантазии и творческого воображения, умения рассуждать строго и логически и одновременно. 

Задачи:

  • развивать умение слушать и слышать поставленные задачи, находить решение,
  • развивать наглядно–действенное, наглядно – логическое и образно-действенное мышление,
  • развивать творческие способности и общую эрудированность,
  • развивать пространственное восприятие, воображение, внимание, память, речевые навыки,
  • развивать умения следовать инструкциям
  • обогащать словарный запас
  • развивать начальные навыки чтения

2 блок программы направлен на овладение компьютерной грамоты и решает задачи как общеразвивающие, так и специальные:

  • обучать умениям пользоваться мышью, клавиатурой и ориентироваться в пространстве,
  • развивать точность и координацию движений, тонкие движения кистей и пальцев рук,
  • развивать кратковременную память, необходимую на начальном этапе работы с компьютером,

        Все занятия проходят в игровой форме и благоприятной эмоциональной обстановке. На занятиях с использованием компьютера необходимо проводить гимнастику для профилактики утомления зрительного анализатора и мускулатуры рук.  

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.

Общее количество занятий: 32.

Форма проведения занятий: индивидуальная, подгрупповая.

Время проведения: вторая половина дня.

Продолжительность занятий соответствует возрастным требованиям:

Младший возраст - 15 минут (использование компьютера – 4-5 минуты)

Средний возраст   - 20 минут (использование компьютера – 6-7 минут)

Старший возраст  - 25 минут (использование компьютера – 8-10 минут).

        Все занятия проходят в игровой форме и благоприятной эмоциональной обстановке. Каждое занятие включает игры различной направленности: дидактические, компьютерные, пальчиковые, а также обязательные физминутки.

Программное обеспечение:

- Как подготовить ребенка к общению с компьютером Леоновой Л.А. и др.

- Развивайка для дошколят (обучающие игры для детей 2 – 4 лет), Москва «Compedia».

- Развивайка для дошколят (обучающие игры для детей 3 – 5 лет), Москва «Compedia».

- Развивайка для дошколят (обучающие игры для детей 4 – 6 лет), г. Москва «Compedia».

- Рабочие тетради по информатике для детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты, реализуемые в проект программе

- создание коммуникативной информационно-образовательной среды в МДОУ;

- развитие у ребёнка высокой мотивационной готовности к обучению;

- обеспечение единого образовательного пространства «Детский сад - школа» в реализации курса «Информатика»;

- интеграция содержания основной образовательной  программы, образовательной деятельности воспитателя, педагога-психолога и учителя информатики, что обеспечит снижение учебной нагрузки на детей за счёт сокращения специальных форм взаимодействия взрослого с ребёнком;

- повышение эффективности  обучения за счёт обеспечения индивидуализации и дифференциация процесса обучения детей с учётом особенностей личностных качеств ребёнка и запросов родителей;

- мотивация педагогов на инновационную деятельность и использование  ИКТ в   образовательном процессе;

- увеличение числа педагогических работников, освоивших ИКТ;

- повышение эффективности системы управления  учреждением;

- повышение конкурентоспособности МДОУ;

- выполнение социального заказа родителей на дополнительные образовательные услуги детей.

Библиография

1. Бальчитис Б.И. Компьютер как средство воспитания дошкольников. Тезисы докладов конференций, вып. 2 (299), «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания». 1989. С. 41-43

2. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. Информатика и образование, 1991. № 3. С. 91-94. № 4. С. 99-102

3. Белавина И.Г., Ходош А.М. Методика диагностики восприятия ребенком специфических особенностей взаимодействия с компьютером. Троицк-1992. С. 10-11

4. Беляева А.В., Нокс Дж. Коммуникативный подход к использованию компьютеров для формирования навыков познания и обучения у детей младшего возраста. «Общение и познание». М.: Наука. 1988

5. Болтянский В.Г., Рубцов В.В. Игровые компьютерные среды учебного назначения. Информатика и образование. 1990, № 5. С. 10-15

6. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. и др. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. Информатика и образование. 1990. № 6. С. 102-104

7. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. и др. Компьютер в детском саду. Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 44-49

8. Горвиц Ю.М. Персональные компьютеры для детей: эргономический аспект. Техническая эстетика. 1990. № 2. С. 13-16

9. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников. Информатика и образование. 1990. № 4. С. 100-106

10. Горвиц Ю.М. Опыт и перспективы использования новых информационных технологий в дошкольном воспитании. Доклад на 4-й Международной конференции «Дети в информационном веке». Варна (Болгария): 1990.

11. Горвиц Ю.М. Компьютер и детство. Компьютер – Пресс. 1991. № 3. С. 67-72

12. Горвиц Ю.М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? Информатика и образование. 1994. № 3. С. 99-103

13. Горвиц Ю.М. Эргономическое проектирование компьютерно-игрового комплекса для дошкольников. Автореф.дисс.канд.психол.наук. М.: 1994

14. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. Информатика и образование. 1989. № 6. С. 94-102

15. Новоселова С.Л., Габдулисламова Л., Каримов М. Компьютеры в подготовительной к школе группе. Дошкольное воспитание. № 10. С. 55-58

16. Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашелите И.Ю. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? Дошкольное воспитание. 1989. № 9. С. 73-76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Использование новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный уровень образования на современном этапе переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самоценности детства.Успешность осуществления позитивных для общества перемен связ...

Проект программы по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ

Использование компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Каждому человеку в современном обществе необходимо освоить не только традиционные, но и новейшие средства для осуществлен...

Создание мини-музеев в дошкольных образовательных организациях и использование их потенциала в образовательном процессе. Проект

Жизнь заставляет педагогов искать новые, интересные формы работы с детьми, обогащать интерактивную развивающую среду....

Использование новых технологий в образовательном процессе для подготовительной группы

Технология «Скоро в школу»  разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Представленный материал предполагает использование ра...

Консультация «Использование новых технологий в образовательном процессе по ФЭМП»

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи.  В ...

Проект Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Применение мультимедийных презентаций является необходимым условием для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих спо...