Воспитательные возможности компьютерных игр
статья по информатике (старшая группа) на тему

Бенда Галина Владимировна

В статье  представлена  характеристика разных типов  детских компьютерных игр . Разработаны рекомендации для родителей, способствующие  эффективному использованию компьютера для развития познавательных сферы  детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnye_vozmozhnosti_kompyuternyh_igr.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательные возможности компьютерных игр

Современному дошкольнику  компьютер становится доступен примерно с 3 лет.  А возрастная планка изучения или применения вычислительной техники, ранее находившаяся в старших классах, давно достигла дошкольного возраста. Если в детском саду ИКТ используются для решения образовательных задач, то, к сожалению,  дома родители чаще всего предоставляют своим детям  компьютеры для игр .  Неизбежно встает вопрос правильного выбора — какие компьютерные игры развивают ребенка, а какие из них имеют сомнительную ценность. Поистине гигантское количество игр, ассортимент которых обновляется практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого из родителей. Если в семье решили  применять компьютер   с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют их дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры.

Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности. К тому же на сегодняшний день у производителей компьютерных игр очень часто практикуется такой прием, как совмещение нескольких жанров в одной игре.Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом.

1.Адвентурные.

В переводе с английского,— приключенческие. Визуально адвентурные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами — возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать неплохой сообразительностью и развитым логическим мышлением.

Главным подспорьем в данных играх служат находки — различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров. Каждый раз при решении проблемы надо использовать те или иные средства, которые имеются под рукой на данный момент. Способы решения игровых проблем могут быть самыми разными, как очевидными, так и неожиданными. Например, некоторые знакомые предметы предстают с некой нестандартной стороны или используются не по своему прямому назначению.

 Немаловажное значение для занимательности адвентурных игр имеет баланс между сложностью и простотой решения головоломок. Если задачи слишком сложны для ребенка дошкольного возраста, то он быстро теряет интерес к игре; если слишком легки — быстро проходит всю игру и не испытывает чувства удовлетворения, свойственного человеку от преодоления сложных препятствий.

2.Стратегии

Основная цель стратегических игр — управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками, энергией или другими подобными составляющими (юнитами). При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированного количества очков.

Стратегические игры развивают в ребенке усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление

3.Аркадные.

Для данного жанра характерно поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо справиться с главным противником. Для данных игр характерна система набора очков и бонусов (дополнительных наград). предоставляемых за особые заслуги, такие как быстрота прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей или предметов.

Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для дошкольников рекомендуются ограничения по времени игры.

4.Ролевые

В играх этого жанра в распоряжении геймера (игрока) имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет отдельную роль или функцию. Задача героев — совместными усилиями исследовать вирутальный мир с целью выполнения поставленной в начале игры цели.

Целью может быть отыскание определенного артефакта, человека или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают враги разных мастей, с которыми следует вступить в бой или обмануть хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры — использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте, то есть то, что не получается у одного, с легкостью может получиться у другого.

5. 3D-Action

Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!» Повышенная степень виртуальности создается за счет просто трехмерной графики и спецэффектов, где, как и в реальной жизни, есть верх, низ, право, лево, впереди и позади. Для этих игр нужен компьютер с высокими системными требованиями. Сугубо развлекательный тип игр. Они развивают моторные функции, но плохо — познавательные, при этом сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В данных играх особенно необходимо сторого  соблюдать чувство меры.

5.Логические

Многие дети интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления, особенно у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. Неплохие наборы логических головоломок, рассчитанных на дошкольный возраст, выпускаются фирмами с целью обучения детей счету, чтению, письму.

6.Симуляторы

Игра-симулятор (иначе — имитатор) имеет в своем названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-,спортивный и др. Первые имитаторы, в основном авто-, появились одновременно с аркадными играми. Желание ребенка попробовать свои силы в чем-то новом — очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры, об этом хорошо знают. Сегодня можно найти имитаторы почти любых технических средств — парусных кораблей, воздушных шаров, дирижаблей, самолетов и вертолетов всех исторических периодов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчиками большое значение придается реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей в авиасимуляторах или характеристик игроков в спортивных симуляторах.

Чтобы родителям вместе с детьми  не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений нужно быть  ответственными  пользователями  информационных технологий. Запрещать современным дошкольникам   играть в компьютерные игры не надо. Нужно использовать их плюсы.

С уверенностью можно констатировать, что многие компьютерные игры развивают в детях навыки проведения исследовательской работы. Времени на  обучение исследовательской работе в дошкольных программах не всегда достаточно.. Даже в вузах мало преподают теорию и методику проведения научных исследований, оставляя эту область для аспирантуры. В компьютерных играх дети приобщаются к исследовательской работе, совершенно не замечая этого. Они дают возможность поддержать такие навыки исследования, как:

- умение получать информацию;

- правильно ее анализировать и интерпретировать;

- делать выводы и создавать гипотезы;

- уметь ставить проверочный эксперимент;

- корректировать свои дальнейшие действия.

Наилучшим образом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься познавательно- исследовательской деятельностью: пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, изменять свои действия в соответствии с текущей ситуацией.

 Для эффективного применения игровых программ следует применять на практике ряд рекомендаций.

1.Прежде всего необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим — активные, динамические. Надо знать своего ребенка и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать. Присмотритесь к нему! Если он перевозбужден, значит, надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить ее тип. Если вы замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это тоже может быть последствием компьютерных игр: дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их раздражать. В этом случае объясните ребенку, в чем суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придется больше думать и меньше действовать.

2. Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием,  чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам:

- ребенок проявляет инициативу и пытается решить возникшую проблему самостоятельно;

 -внимательно наблюдает и анализирует текущую ситуацию (возможно размышление вслух);

-делает выводы из наблюдений;

- действует в соответствии с полученными выводами;

- в случае ошибки корректирует свои действия и пытается решить проблему другим путем.

3. Продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребенка и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть продолжительной.

4.Не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода — человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

5. Некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребенка, прежде всего адвентурные и ролевые. Дети воспринимают их как необычные мультфильмы. К тому же совместная игра создает доверительные отношения в плане решения проблем ребенка, связанных с компьютером.

6. Обратите внимание на систему управления игрой и системные требования, предъявляемые к процессору, оперативной памяти, видеокарте.

     7. Главный принцип должен выполняться неукоснительно — нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям! При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости, агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании общаться ,отказе от ранее любимых занятий ,  прогулок, в «уходе» в виртуальный мир компьютера.

     8. Продолжительность игровых сеансов для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 - 7 лет — 15 мин. Для снижения общего и зрительного утомления предусматривается проведение специальных упражнений для глаз.

 

     При правильном подборе и методах применения компьютерных игр  у детей развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютерной технике  и психологическая готовность к работе с ним. Но при всей полезности не стоит насаждать вычислительную технику насильно. Во всем важно чувство меры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательные возможности театрализованной деятельности в ДОУ"

«Ах детство, детство! Все-то в его глазах нарядно, велико, необъятно, исполнено тайного смысла, все зовет подняться на цыпочки и заглянуть туда, за небо».В. Астафьев На утренниках и раз...

Воспитательные возможности театрализованной деятельности

описание работы по обуяению детей дошкольного возраста развитию речи посредством кукольного театра....

Консультация для педагогов "Развивающие, обучающие, воспитательные возможности сюжетно - ролевой игры"

Консультация для педагогов с целью обобщения представлений о развивающих, обучающих, воспитательных возможностях сюжетно - ролевых игр в дошкольном возрасте...

Воспитательные возможности мини музея в детском саду

Материал раскрывает некоторые аспекты воспитательного значения мини музея, возможность использования данной формы работы в различных образовательных областях...

Консультация для родителей "Воспитательные возможности компьютерных игр"

Дать информацию родителям о классификации компьютерных игр. Отметить  влияние компьютерных игр на развитие исследовательской деятедбности детей. Рекомендации к выбору компьютерных игр....

Презентация «Использование возможностей компьютерных технологий в дошкольном образовании»

laquo;Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи (американский педагог)...