Статья "ИКТ в работе музыкального руководителя"
статья по информатике по теме

Алексеева Татьяна Донатовна

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя»

Подготовила Алексеева Татьяна Донатовна - музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 66 Кировского района г. Санкт-Петербурга

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

Каковы функции компьютера в работе педагога ДОУ, в работе музыкального руководителя?
- Источник учебной информации.

- Наглядное пособие.

- Средство подготовки текстов, музыкального материала.

- Хранение материала

- Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т. д.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Значит материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Используя возможности мультимедиа, программы PowerPoint, можно подобрать, разработать и использовать фото, видео, аудио материал, презентации по всем видам музыкальной деятельности.
- Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т. д. Возможны очень короткие фрагменты видео для знакомства с эпохой, страной и так далее. Есть темы, при подаче которых ИКТ незаменимы. Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов? Как научить различать тембры инструментов?  Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

- Музыкально-ритмические движения: использование мнемотехники (таблиц), с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. Обучение движению невозможно без показа, а процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.
- Пение: по графическому изображению, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. Здесь возможно создание электронных иллюстраций к песням, материалов (видео, фото, отражающих как содержание песен и упражнений, так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов).
- Музыкально – дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма. Используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

- Знакомство и игра на детских музыкальных инструментах: Знакомство с музыкальными инструментами, их звучанием.
Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
- На праздниках и досугах так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

Однако существуют некоторые ограничения, о которых надо помнить всем педагогам, работающим в детских садах:
- нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, да и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
- общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25-30 минут, а продукты ИКТ (презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) дети могут воспринимать не более 5-7 минут. Поэтому отбор материала, его дозировка должны быть тщательно продуманы педагогом.
- не следует включать средства новых информационных технологий во все виды музыкальной деятельности.
-
использовать демонстрационный зрительный ряд для выполнения функции эмоционального фона при слушании музыки категорически нельзя.
Поэтому, применяющий информационно-коммуникативные технологии в своей работе с детьми, всегда должен помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада.

Рассмотрим, какие функции выполняет  компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя:
- Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный, оказывает помощь в создании текстов, таблиц, титульных листов, т. е. в ведении всей документации педагога. А так же в обработке и хранении музыкального материала.
Подготовка выступлений, докладов, отчетов в текстовой форме и в виде презентаций.

- Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.

- Электронная почта - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую информацию (текстовые документов, изображения, цифровые данные, звукозаписи и т. д.). Электронная почта может использоваться педагогами для консультации и профессионального общения с коллегами.

С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет.

Получать информацию и делать заказы об интересующих вас курсах на сайтах АППО, НМЦ и др. сайтах, участие в семинарах, конференциях, курсу онлайн.

В интернете можно найти Сайты для педагогов дошкольного образования, где педагог может выкладывать, напечатать свои методические разработки, участвовать в форумах, обмениваться информацией с коллегами, участвовать в конкурсах (Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - «nsportal»,  «Педмир», «Maam» и др.).

Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные интернет ресурсы.

Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями:

- Страница музыкального руководителя на Сайте ДОУ
- Создание тематических консультаций и мультимедийных презентаций
- Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду

- Тематические видеофильмы праздников, клипы, видео – ролики

- Сейчас ни одно родительское собрание нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей, педагогом.

- Мы имеем архивы с фото и видео материалами групп, которые используем при создании своих видеосюжетов и презентаций.  Многие родители просят воспитателей записать видео на диск или любой другой носитель, передать по электронной почте, а это уже является новой ступенью взаимодействия в современной информационной среде.

- Обратная связь. Обмен информацией через электронную почту, когда родители присылают педагогу свой фото и видео материал. Делятся своей информацией и своим мнением с педагогами.

Надеюсь, что этот материал поможет кому-то из коллег в работе.

Список использованной литературы:

1. ФГОС ДО
2. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Дошкольное музыкальное воспитание. М., Прогресс, 1989.-160с.
4. Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман – «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М.  Просвещение, 1983.-255с.
5. Ю. Н., Князева, Т. В Гаус  «Педагогика: традиции и инновации: материалы 111 международной научной конференции Челябинск» Челябинск, 2013г. с. 52-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории Кротовой Л.Ф."Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ. Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, ...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя»

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  (из  опыта  работы  музыкального  руководителя)Музыкальный  руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный   возра...