Использование мультимедийных презентаций в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по информатике (старшая группа) по теме

Шумейко Анна Степановна

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, владеть компьютером каждый образованный человек. Персональный компьютер быстро входит в жизнь нашего ребенка.Практически все родители, развивая и обучая малыша , приобретают компьютерные программы. Сначала - это милые "клавиатурные барабанилки" для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но еще не умеют пользоваться мышкой, затем - огромное многообразие компьтерных игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_multimediynyh_.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Воспитатель: Шумейко Анна Степановна

МБДОУ №34

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, владеть компьютером должен каждый образованный человек. Персональный компьютер быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но еще не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр.

 Компьютер - мощное средство обучения и саморазвития малыша.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.

 Педагоги-практики (Ашиков В.,Бондаренко Т.М.,Шорыгина Т.А.) считают, что «презентация – это обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам, чтобы рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны».

Анализ исследований по проблеме использования мультимедиа-технологий в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста показал, что использование презентаций, содержащих экологическую информацию, является наиболее значимой формой работы в решении данной проблемы. Это и подтверждается педагогами Николаевой С.Н.. Васильевой А.И., Зверевым И.Д., Суровегиной И.Т.

Именно интерактивным средствам принадлежит особая роль в экологическом воспитании дошкольников. Они открывают широкий простор для активности дошкольников их самостоятельности и творчества. Они дисциплинируют детей, способствуют развитию чувства ответственности, интереса к изучению наук о природе, которая их окружает. В этих выводах мы убедились, проведя исследовательскую работу. Результаты нашей работы с детьми старшего дошкольного возраста и теоретический анализ исследуемой проблемы позволили нам сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста способны усвоить основы экологической культуры, если мультимедийные презентации использовать в определенной системе, в соответствии с программными требованиями.

        Именно мультимедийные презентации способствуют всестороннему развитию детей, строятся на основе принципов дидактики, которые определяют направление, содержание, формы и методы деятельности по экологическому воспитанию. В ходе исследования нами была проведена диагностика, направленная на выявление у детей уровня сформированности экологической культуры. Анализ проведенной диагностики, позволил выявить недостаточный уровень развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

        Исходя из данных, полученных в ходе диагностического исследования, нами были разработаны и проведены мероприятия с использованием мультимедийных презентаций. Именно мультимедийные презентации позволили более эффективно решить следующие задачи:

  •  учить воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект и как природно-культурную среду жизнедеятельности человека;
  •  приобщать к нравственным и эстетическим ценностям природы;
  •  формировать экологическую культуру;
  •  развивать у ребенка способность чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманное отношение к природной среде.

        Содержание эколого-педагогической деятельности посвящено усвоению разносторонних знаний о животном мире, о природе родного края, растительности, явлениях неживой природы. В процессе использования мультимедийных средств у детей развивается наблюдательность, положительное отношение к объектам и явлениям природы, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы, умозаключения.

        Наиболее интересно прошли занятия на темы «Вода - источник жизни». В ходе данного занятия дети получили представления о круговороте воды в природе, о ее значении в жизни животных и человека. Яркие красочные фотографии, схемы, видеоролики позволили детям с легкостью устанавливать причинно-следственные связи, воспитывали бережное отношение к воде.

        Использованная мультимедийная презентация на занятии «Загадки природы» позволила обобщить представления детей о типичных экосистемах (луг, лес, водоем, пустыня), развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах (при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условии среды, что может привести к гибели других организмов), закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

        «Строим экологический город», «Люби и знай свой край!», «Земля - наш общин дом» - такова тематика занятий, в ходе которых дети получили знания о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле, об экологических проблемах родного края и станицы. Мультимедийные средства позволили сформировать умение прогнозировать последствия своих действий, воспитывали гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

        В ходе данных занятий дети были увлечены основной идеей - познание окружающей природы, сделать ее лучше, красивее. Познавательный материал, который представлен в мультимедийных презентациях, позволил заинтересовать детей, обобщить представления о типичных экосистемах, закрепить знания о правилах поведения в природе. Дети принимали активное участие в практической деятельности, высказывали свои суждения по улучшению экологической обстановки в той или иной ситуации.

        В ходе проведенного о исследования было выявлено, что формирование экологической и культуры будет осуществляться более эффективно, если ее рассматривать как систему мероприятий, в содержание которых включать различные мультимедийные средства обучения. Именно они позволят сделать процесс формирования экологической культуры дошкольника интересным, увлекательным, осознать экологические проблемы как общественно и лично значимые.

Обогащать природу, родную землю, разумно использовать ее сокровища – наша задача и успех ее решения во многом зависит от того, насколько верно будет экологическое воспитание. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к своей земле, Родине, людям. И очень важно донести это до наших детей. Ответственность за это лежит на педагогах, воспитателях, родителях.

Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изоэкологию

       На заре своей юности человечество было частью природы, оно и сейчас ею остаётся, хотя и не всегда это признаёт.         Многие...

Проект «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Проект о  фрмировании культуры у детей старшего дошкольного возраста...

«Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

План - конспект «Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Цель: выявить уровень сформированости экологической культуры у детей старшего дошколь...

«Использование мультимедийных технологий в формировании счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

В наши дни динамичное развитие человечества приводит к еще большему увеличению объема знаний, который необходим человеку. Потребность в передаче этих знаний ставит перед педагогами непрос...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....