Главные вкладки

    Инновационный проект «Формирование основ безопасности у дошкольников через использование информационно-коммуникационных технологий»
    консультация по информатике на тему

    Афанасьева Марина Геннадьевна

    Основная идея проекта заключается в интеграции компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс и создание условий в детском саду, в которых ребенок смог бы реализовывать внутренние стимулы к сохранению и укреплению здоровья, овладеть навыками осознанного и безопасного поведения на улицах города, дома, на природе, приобрести начальный опыт компьютерной грамотности. Инновационный проект «Формирование основ безопасности у дошкольников через использование информационно-коммуникационных технологий» является долгосрочным, концептуальным проектом детского сада и в настоящее время реализуется как инновационное направление развития дошкольного учреждения. Интерактивное образование имеет огромное влияние на интеллектуальное развитие и творческое воспитание дошкольника, ведь в руках грамотного педагога компьютер становится одним из средств общения и взаимодействия с ребенком, отличным учебным пособием и даже источником вдохновения, при разумном обращении с ним – непосредственно влияющим на формирование у дошкольника потребности в здоровом образе жизни. Интерактивное образование мы выделяем в отдельное направление, а интегрируем его в познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Инновационный проект

     «Формирование  основ  безопасности  у  дошкольников                                                     через использование                                                                                               информационно-коммуникационных технологий»

    Разработчик проекта: старший воспитатель Афанасьева М.Г.

    Направление реализации проекта: "Формирование развивающей    предметно-пространственной среды ДОО".

    Срок реализации проекта: 2017-2019 годы

    Ключевые слова проекта: образовательные информационные технологии, правила безопасности, интерактивные игры, безопасное пространство.

    Краткое описание инновационного проекта.

         Основная идея проекта заключается в интеграции компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс и создание условий в детском саду, в которых ребенок смог бы реализовывать внутренние стимулы к сохранению и укреплению здоровья, овладеть навыками осознанного и безопасного поведения на улицах города, дома, на природе, приобрести начальный опыт компьютерной грамотности.

         Инновационный проект «Формирование основ безопасности у дошкольников через использование информационно-коммуникационных технологий» является долгосрочным, концептуальным проектом  детского сада и в настоящее время реализуется как инновационное направление развития дошкольного учреждения.

         Интерактивное образование имеет огромное влияние на интеллектуальное развитие и творческое воспитание дошкольника, ведь в руках грамотного педагога компьютер становится одним из средств общения и взаимодействия с ребенком, отличным учебным пособием и даже источником вдохновения, при разумном обращении с ним –  непосредственно влияющим  на формирование у дошкольника  потребности в здоровом образе жизни.

    Интерактивное образование мы выделяем в отдельное направление, а интегрируем его в познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

    Актуальность проблемы.

    Анализ статистических данных о состоянии детского травматизма по Московской области показал необходимость акцентирования внимания всех взрослых на главной ценности – жизни и здоровье ребенка.                                                                                   Оценка исходного состояния определила необходимость поиска новых форм работы.                                                                                                                  

      Такой формой было выбрано использование информационных компьютерных технологий. С помощью разработки и внедрения инновационного проекта по формированию основ безопасности через использование информационно-коммуникационных технологий в деятельность детского сада мы предполагаем решение приоритетной задачи по охране жизни и здоровья детей.

    1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации через апробацию активного применения информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
    2. Систематизация знаний ребенка о соблюдении личной безопасности.
    3. Осознание ребенком информационно-коммуникационных технологий как источника информации  (поиск ответов на вопросы с помощью взрослого).
    4. Возможность наглядного изучения информации и моделирования опасной для ребенка ситуации с помощью интерактивной техники.
    5. Обогащение информационной культуры родителей в вопросе использования компьютерных технологий для формирования у ребенка основ личной безопасности.

    Обоснование значимости проекта

    Развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования компьютерных технологий в образовательных организациях.

    Данный проект может быть использован педагогами и методистами дошкольной организации независимо от реализуемой образовательной программы и типа дошкольной организации. Проект предназначен для использования в полном объеме или фрагментарно в любой дошкольной образовательной организации Российской Федерации.

    В процессе реализации данного проекта в дошкольной организации произойдут следующие изменения:

    •  систематизация компьютерных развивающих и обучающих программ по формированию основ безопасности у дошкольников;
    • мотивация родителей на совместную развивающую деятельность с педагогами по данной теме;
    • получение и закрепление детьми на практике правил безопасного поведения в окружающей действительности;
    • обогащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации (интерактивное оборудование, игры, пособия, дидактические материалы)
    • виртуальное общение всех участников образовательного пространства.

    Новизна проекта.

    Создание новых педагогических условий по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста, которые не использовались в массовой практике:

    • в дошкольном учреждении функционирует кабинет образовательных информационных технологий, где реализуется программа «Дети и компьютер». Цель:  расширение у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни. В основе программы лежат анимации и красочные интерактивные задания, загадки, игровые упражнения и вопросы, разработанные с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.  
    • специалистами дошкольной организации осуществляется  активное использование мультимедийных средств обучения, ведется работа по созданию педагогических проектов по теме проекта.
    • воспитателями разработаны циклы интегрированных занятий, в основе которых лежит применение мультимедийных средств по формированию у старших дошкольников основ личной безопасности.
    • осуществляется работа с детьми старшего дошкольного возраста в кружке «Мультфильмы о безопасности».

    Цель проекта. Создать модель обновленной системы образования по формированию у дошкольников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности через использование инновационного информационно-коммуникационного образовательного пространства дошкольной образовательной организации.

             

     Ключевые  задачи проекта:

    1. Формирование пакета нормативно-правовой базы, информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации по теме проекта.

    1. Организация специальных условий, способствующих формированию  у детей навыков осознанного и безопасного поведения,  представлений о самоценности  здоровья с помощью информационно-коммуникационных технологий;

    1. Использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические тренинги,  педагогические проекты, использование информационно-коммуникационных технологий-технологий) и дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы дошкольной организации.
    2. Использование педагогами разнообразных форм повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы, публикации опыта работы в средствах массовой информации, создание  педагогами собственных образовательных ресурсов, клубов по профессиональным интересам и т.д.); широкое применение инновационных  авторских технологий  в своей практической деятельности.
    3. Разработка перспективного планирования, интегрированных занятий по формированию основ безопасности и апробация мультимедийных средств на их основе.
    4. Популяризация деятельности детского сада среди образовательных учреждений города, области, страны через сайт дошкольной организации.

    1. Применение интерактивных методов в работе с родителями  (сотрудничество с семьей в вопросах использования  информационно-коммуникационных технологий дома).

    Ожидаемые результаты проекта.

    • создание модели обновленной системы образования, определению ее целей, задач, форм работы с участниками образовательного процесса в детском саду по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, элементарных навыков заботы о своем здоровье.
    • улучшение  показателей психического и соматического здоровья детей, приобретение навыков заботы о своем здоровье, приобщение к здоровому образу жизни.
    • обогащение педагогического опыта у родителей: осознание базовых потребностей ребенка в овладении компьютерными технологиями для его комфортного психофизического развития.
    • повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов, использование приобретенного опыта работы в проектной деятельности и инновационной работе с дошкольниками.
    • обогащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования интерактивными средствами обучения.
    • повышение имиджа организации и заинтересованности родителей в деятельности детского сада через размещение информации на сайте дошкольной организации.
    • создание системы обмена инновационным педагогическим опытом в дошкольных образовательных организациях Московской области и других  регионах Российской Федерации.

    Ожидаемая практическая значимость проекта для системы образования Московской области.

           

             Реализация инновационного проекта поможет  распространению и обмену опытом работы по формированию современной развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учреждений Московской области.

    • подготовка  и внедрение программы по обучению детей основам личной безопасности через применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности дошкольных организаций (видеоролики, презентации, сборник методических разработок).
    • расширение сферы профессионального партнерства дошкольных образовательных учреждений Московской области по формированию основ безопасности дошкольников через применение информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
    • практическое содействие формированию информационно- коммуникативной компетенции родительского сообщества и общественности Московской области.
    • повышение интеллектуального и культурного уровня, профессиональной компетентности педагогов системы образования Московской области
    • апробированная модель может стать базой для организации инновационной площадки для органов управления образования, руководителей и методистов дошкольных образовательных организаций Московской области.


      Календарный план реализации проекта

    Этап проекта

    Наименование мероприятие

    проекта

    Содержание мероприятия

    Срок или период

    (в мес.)

    Ожидаемые результаты

    Предшествующие мероприятия

    Исполнители

    Механизмы контроля

    Создаваемые  объекты интеллектуа-льной собственности

    1

    Организационно-подготовительный

    1. Создание необходимых условий для реализации проекта

     - Анализ материально-технической базы детского сада.

    -Анализ развивающей предметно-пространственной среды на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту

    январь  2017г.-

    август 2017г.

    Увеличение количества пользователей Интернет-ресурсами.

    Увеличение количества участников родительского сообщества  в Интернет общении

    -Создание рабочей группы проекта.

    -Обеспечение работы Интернет-ресурсов через заключение договоров с Интернет-поставщиками

    Заведующий,

    старшие воспитатели, специалисты детского сада

    Администра- тивный контроль установленных программ и персональных сайтов групп и сайтов педагогов детского сада

    Нормативно-правовая база проекта

    2. Разработка нормативно-правовой базы проекта

    Издание приказов, положений, создание рабочей группы, подготовка проекта

    январь  2017г.-

    август 2017г.

    Систематизация нормативно-правовой базы проекта

    -Подбор необходимой литературы

    -Изучение опыта по теме проекта

    -Составление плана работы по инновационному проекту

    Заведующий,

    старшие воспитатели, специалисты детского сада

    Администра- тивный контроль

    Нормативно-правовая база проекта

    3. Проведение анкетирования родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей)  в вопросах формирования здорового образа жизни через использование информационно-коммуникационных технологий» для проведения онлайн-консультаций

    Составление и раздача анкет родителям детей старших и подготовитель-ных групп

    Январь 2017г.

    Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей)  в вопросах формирования здорового образа жизни дошкольников

    Анализ методической литературы, подбор вопросов

    для анкеты

    Администрация детского сада

    Итоговая справка по результатам анкетирования родителей

    Рекомендации

    2

    Деятельностный (непосредственное исполнение  мероприятий проекта)

    Создание информатизационно-коммуникаци-онного пространства, оптимизация педагогического процесса

    Обогащение развивающей предметно-пространст-венной среды информационно-коммуникацион-ными средствами

    сентябрь 2017г.- декабрь 2018 г.

    1.Приобретение интерактивных досок в старшие и подготовительные группы.

    2.Приобретение планшетов в кабинет образовательно-информационных технологий

    3. приобретение видеокамеры      

    Приобретение и изготовле-ние пособий, оборудования, необходимых для реализации проекта

    Заведующий,

    старшие воспитатели, специалисты детского сада, воспитатели

    Назначение ответственных

    Накопленный материал по опыту работы в организации развивающей предметно-пространст-венной среды

    - родительские собрания, консультации в форме вебинара

    Работа по повестке собрания

    сентябрь 2017г.- декабрь 2018 г.- 1 раз в квартал

    Повышение уровня родительской компетенции

    Подготовка материалов собрания, рассылка приглашений родителям по электронной почте, на сайте детского сада

    Администрация, педагоги детского сада

    Администра-тивный контроль

    Материалы вебинара

    «Горячие линия» (вопросы поступающие по телефону)

    Ответы на поступившие вопросы через сайт детского сада

    сентябрь 2017г.- декабрь 2018 г.

    Оперативное решение актуальных проблем

    Информиро-вание о начале работы «Горячей линии» в соцсетях

    Администрация, педагоги детского сада

    Регистрация входящих звонков

    Журнал актуальных вопросов

    Консультации воспитателей, специалистов             на сайте детского сада

    Доступ к информации по запросу родителей

    сентябрь 2017г.- декабрь 2018 г.

    Повышение уровня родительской компетенции и оперативное решение актуальных проблем

    Анализ звонков «Горячей линии»

    Администрация, педагоги, специалисты детского сада

    Администра-тивный контроль

    Сборник рекомендаций педагогов

    Проведение мастер-классов:               - «Здоровый малыш»  в режиме онлайн

    - «Ребенок и компьютер»

    Обмен опытом педагогов с родителями по закаливанию и оздоровлению детей в домашних условиях.

    Обзор обучающих компьютерных программ. Рекомендации педагогов  по организации деятельности ребенка с компьютером

    сентябрь 2017г.- декабрь 2018 г.

    Создание программного продукта: обучающие программы дидактического типа по формирова-нию основ безопасности.

    Развивающие программы познаватель-ной направленно сти

    Составление плана работы мастер-классов

    Родители, дети, воспитатели

    Рекомендации, размещенные на сайте детского сада

    Книжка-малышка с рекомендациями о здоровом образе жизни

    3

     

    Заключительный

    Подведение итогов работы:

    мониторинг результативности проекта «Удовлетворенность родителей работой детского сада по реализации инновационного проекта».

    Проведение опроса родителей в интерактивном режиме.

    Участие в семинарах, конференциях, проведение открытых мероприятий, публикации в профильных изданиях.

    Сентябрь 2018г.- апрель 2019г.

    Положительная оценка деятельности детского сада родителями.

    Улучшение качества взаимодействия с родителями

    Обобщение опыта работы по инновационному проекту:

    работа над проектами, докладами, публикациями,

    разработка конспектов открытых мероприятий

    Заведующий,

    старшие воспитатели, специалисты детского сада, воспитатели

    Назначение ответствен-

    ных

    Справка по итогам опроса родителей.

    Дессиминация опыта – издание готового проекта

    Обмен опытом в интерактивном режиме между образовательными организациями городского округа Подольск и Московской области

    май 2019г.

    Развитие дошкольного образования Московской области.

    мероприятия в рамках реализации инновационного проекта

    Заведующий,

    старшие воспитатели, специалисты детского сада, воспитатели

    Назначение ответствен-

    ных

    Сборник  методических рекомендации  по созданию развивающей предметно-пространст-венной среды


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»

     В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...

    Инновационный педагогический проект "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе. "Я здоровым быть хочу - я здоровье сберегу"

                      Охрана и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено...

    Городской научно- практический семинар в рамках региональной инновационной площадки - " Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования" © Ссылка на источник: http://sch222s.mskobr.ru/common_edu/strukturnoe_podrazdele

    23 апреля в школе состоялся городской научно- практический семинар в рамках региональной инновационной площадки - " Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования....

    Доклад «Инновационная проектная деятельность с использованием ЛЕГО технологии для дошкольников»

    Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к оргнизации работы ДОУ. Применение инновационных под...

    Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня

    Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной  работе технологий в течении дня2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – ...