Доклад «Инновационная проектная деятельность с использованием ЛЕГО технологии для дошкольников»
материал на тему

Седых Татьяна Павловна

Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к оргнизации работы ДОУ. 

Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в ДО является важным условием совершенствования системы ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_proektnaya_deyatelnost.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационная  проектная деятельность
с  использованием  ЛЕГО технологии для дошкольников»

1 слайд     Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования. Дошкольные учреждения, применяя инновационные образовательные технологии, имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников и добиваться более высоких результатов в работе, что позволяет повышать качество образования на начальной его ступени. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие детских дошкольных учреждений.

Прежде чем внедрить тот или иной проект в воспитательно-образовательный процесс в МАДОУ ЦРР-д/с, он активно обсуждается на методических собраниях сотрудников нашего  ДОУ. Проект может быть скорректирован и дополнен методическими разработками других воспитателей. Таким образом, происходит передача опыта и идей между воспитателями в детском саду и в воспитательно-образовательный процесс внедряется все самое интересное. Также имеется возможность скорректировать возможные проблемы и ошибки в проекте на основе опыта воспитателей.

2 слайд: В основу проекта положена следующая гипотеза: развитие эмоциональной отзывчивости у детей в процессе формирования познавательной активности к конструктору будет успешным, если:

  1. создать  условия  психологической  защищённости,  эмоционально – положительной  атмосферы  во время совместной игровой деятельности  педагога  с  детьми;
  2. предметно - развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  3. использовать на занятиях и вне занятий игры, стимулирующие развитие эмоциональной сферы ребенка;
  4. развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к конструктору;
  5. использовать методы педагогической интеграции.

Центральным звеном образовательной системы является педагог. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала. В нашем современном мире, мире технологий и инноваций у детей появляются современные игры и развлечения. Они быстро и легко усваивают знания связанные с информационно – коммуникационными средствами. Старыми традиционными средствами, такими как фотографии, картинки, иллюстрации, воспитанников уже не удивишь.   И мы, взрослые, (родители, воспитатели, учителя) должны идти в ногу со временем, т.е. перестраиваться и изучать новые технологии, которые интересны воспитанникам, а поколение наших детей и внуков живет в мире компьютера, интернета, мире автоматики и электроники.

Большинство технологий, которые используют педагоги в своей работе, хорошо знакомы детям, и уже не вызывают столько интереса, как ранее. Мы постоянно находимся в творческом поиске: что же может быть привлекательным и интересным нашим дошкольникам, чем же можно их заинтересовать, как сделать образовательный процесс не только познавательным, но и увлекательным?

   Однажды ребёнок принёс в нашу группу небольшой каталог с красивыми иллюстрациями, где были постройки из конструктора ЛЕГО. Воспитанники с большим удовольствием рассматривали картинки, спорили, обсуждали, немного заглядывали в «будущее» сюжета. И мы, взрослые, решили, а почему бы нам не попробовать внедрить  хорошо знакомый конструктор ЛЕГО в образовательный процесс.  Ведь это один из современных методов, совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционная деятельность – легоконструирование. Ребята любят играть с ЛЕГО, а игра – важнейший спутник детства. Ведь LEGO позволяет детям учиться, играя. Из конструктора можно построить просто башни, сравнить их по высоте, а можно построить тематический          сюжет и обыграть его.

     Нам всем известно, что такое ЛЕГО, мы его все видели, собирали вместе с воспитанниками. Чем же отличается разовое использование конструктора ЛЕГО от ЛЕГО – технологии? ЛЕГО – технология предлагает  современные методы подготовки детей к школе. Она объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

3 слайд    Наборы LEGO выпускает группа компаний Lego Group (гроуп), головная компания которой находится в Дании.

    LEGO (от датских слов «лег» и «годт» — «увлекательная игра». Позднее было установлено, что в переводе с латыни данное выражение означает "я учусь", "я складываю") — это серия игрушек, представляющих собой конструкторы на основе цветных кирпичиков, колёс, фигурок людей и других частей, из которых можно собирать

4слайд    Используя конструктор в работе (в игре), мы, педагоги, решаем такие задачи, как:

  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование пространственного мышления;
  • Развитие операций логического мышления: анализа и синтеза;
  • Стимулирование воображения, фантазии и творческой инициативы;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Формирование навыков общения и совместной деятельности;
  • Развитие речи.

 5 слайд  При этом конструирование охватывает все образовательные области, предусмотренные ФГТ.

  • Познание

(Чтобы наиболее точно выполнить задание, детям не обойтись без элементарных математических представлений. В процессе конструирования они подбирают детали, необходимые для разных частей конструкции, пересчитывают их после окончания работы, чтобы не потерять ни одной, определяют длину необходимой детали путем пересчета кнопок, креплений на пластине или блоке. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание»).

  • Коммуникация

(В любой деятельности не обойтись без речевого развития, и во время конструирования проходят беседы, разъяснения различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции).

  • Социализация
  • Труд
  • Безопасность

(Дети стремятся соблюдать технику безопасности как при самом легоконструировании, так и в процессе использования компьютера, аккумуляторов. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования

«Социализация», «Труд», «Безопасность»).

  • Физическое развитие

 (При построении моделей дети постоянно находятся в движении, будь то обычная ходьба за машинкой, прикрепленной к пульту управления на длинных проводах, или организация соревнований моделей на скорость. Следовательно, легоконстру ирование интегрируется с такой областью образования, как «Физическое развитие»).

  • Художественное творчество

(Художественно - эстетическое направление образовательной деятельности в легоконструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения).

   ЛЕГО конструирование хорошо применять в группах компенсирующего обучения, с нарушением ОНР (логопедические). Во время конструирования у воспитанников начинает работать мелкая моторика пальцев, при этом они оказывают мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО - технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.
6 слайд При использовании ЛЕГО - технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития  речи : 
•    С поделками из конструктора  ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
•    При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции  вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
•    В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
•    Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся
логопедическая работа воспринимается им как игра.
•    Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. 
•    Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. 

     

    Использование ЛЕГО - технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом, работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО - конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать  новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.  Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. 

7 слайд  Чтобы дошкольникам было интересно работать  с ЛЕГО конструктором,  применяются такие формы работы, как:

  1. Поисковая и исследовательская деятельность
  2. Экспериментальное исследование.
  3. Проектно – исследовательская деятельность.
  4. Опытническая

   8 слайд  В легоконструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов. Родителям могут даваться задания на создание совместной (с ребёнком) постройки на определённую заданную тему и принести их в детский сад. При этом обязательно нужно будет рассказать, что они сконструировали, кто придумал эту постройку.  Для родителей также необходимо проводить открытые  мероприятия, на которых они могут увидеть, как ведется образовательная деятельность с применением легоконструирования, могут помочь детям в создании и программировании моделей, а также получить консультацию педагога или дать свои рекомендации по улучшению модели.

     О Конструкторе ЛЕГО можно говорить много, но мы хотим остановиться на обучающем конструкторе из серии «LEGO Mindstorms» (майндстамс), созданный не только для строительства различных моделей, но и для развития умственных способностей детей.    

    LEGO Mindstorms (майндстамс) — это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота. Впервые представлен компанией LEGO в 1998 году.

    Продолжительность обучения проходит поэтапно с 3 до 7 лет.         

9 слайд 1 этап ЛЕГО DUPLO (дапло) (от 3-5 лет), конструирование с использованием тематических сюжетов и содержит фигурки людей и животных, техники и мелких аксессуаров. На первом этапе дошкольники учатся работать с опорой  по схеме.

10 слайд 2 этап – ЛЕГО Education (эдюкейшин)(с 5-6 лет), конструирование с использованием информационно – коммуникационных технологий. Воспитанники не только конструируют, но и ещё изучают и элементарные основы механизма. Знакомятся с элементарными креплениями элементов, приводящих друг друга и всю конструкцию в движение при помощи программы, составленной на ПК;

11 слайд 3 этап – ПервоРобот ЛЕГО WeDo  (виду  - мы делаем) (с 6-7 лет), конструирование с использованием робототехники. Дает возможность собрать и запрограммировать простые модели LEGO через приложении, т.е. подключаются к компьютеру. На этом этапе дошкольники учатся в основном работать небольшими  подгруппами. В набор входят электромоторы, датчики движения и наклона, мультиплексор LEGO USB Hub(коммутатор).

      Работа с этими конструкторами дарит возможность создавать яркие "Умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором.

12 слайд Учебные цели 3 этапа:

  • проектирование и конструирование
  • поиск альтернативных творческих решений посредством проведения «мозгового штурма»
  • развитие навыков общения, обмена идеями и работы в коллективе
  • Развитие логического мышления, программирование заданного поведения модели.

    13 слайд Эффективность обучения основам робототехники зависит и от организации занятий проводимых с применением следующих методов:

  1. Объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др).
  2. Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.).
  3. Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения воспитанниками.
  4.  Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность).
  5.  Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
  6. Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
  7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.

Воспитанники детского сада, которые усвоили элементарную базу 3 этапа

ПервоРобот ЛЕГО WeDo, то  им будет легче продолжать обучение и в СОШ с применением компьютерных технологий.

      Перспективность применения данных методов и приёмов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Естественно, что необходима материально – техническая база.

14 слайд Материально-техническое  оснащение образовательного процесса третьем этапе обучения:

  • Конструкторы LEGO DUPLО, LEGO DACTA
  • Конструктор LEGO WEDO, LEGO RCX. 
  • Технологические карты
  • Книга с инструкциями
  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран
  • Интерактивная приставка SMART.

По окончанию обучения трёх этапов воспитанники получают такие знания и умения

15 слайд Знания и умения, полученные воспитанниками в ходе реализации программы на третьем этапе обучения:

  • Знание  основных принципов механики;
  • Умение классифицировать материал для создания модели;
  • Умение работать по предложенным инструкциям;
  • Умение творчески подходить к решению задачи;
  • Умение довести решение задачи до работающей модели;
  • Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • Умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

  Занятия, игры  по ЛЕГО - конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.

16 слайд  Информационные источники

 17 слайд   А в заключении я предлагаю посмотреть небольшие фильмы, которые относятся к 3 этапу обучения ПервоРобот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Технология мнемотехники в экологическом образовании и воспитании дошкольников ».

Для успешного решения задач экологического воспитания   в своейработе использую метод мнемотехники.  Мнемотехника    (в  переводе  с  греческого -  &l...

Доклад "Инновационные игровые технологии в развитии логического мышления дошкольников 4-5 лет"

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при п...

Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."

Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....

Доклад на тему «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»

Доклад для выступления на 16-х городских педагогических чтениях: «Профессионализм педагога – залог качественного образования».На тему: «Технология проектной деятельности в...

Доклад: Применение квест – технологий в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Если говорить о квесте, как о форме организации образовательного процесса в детском саду, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определе...