Икт технологии
консультация по информатике на тему

Николаева Светлана  Владимировна

Консультация для педагогов доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_tehnologiya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ технологии

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер

Термин «информационные технологии» в его современном смысле впервые появился в статье 1958 года, опубликованной в Harvard Business Review; авторы Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер прокомментировали, что «у новой технологии еще нет единого установленного имени. Мы будем называть это информационными технологиями (ИТ)

Цель:

Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

- Модернизация методической службы;

- Совершенствование материально – технической базы;

- Создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;

обеспечение взаимодействия с семьёй;

обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;

повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);

 облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);

облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);

 обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);

 возможность самореализации;

  возможность самообразования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. 

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Системность

«Гигиенические требования к персональным электронно-

вычислительным машинам и организации работы»

Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая

непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих

игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей

6 лет - 15 мин.

Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется

проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни

наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в

четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени,

отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных

мероприятий.

При проведении занятий детей с использованием компьютерной

техники, организация и режим занятий должны соответствовать

требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и

организации работы. « Гигиенические требования к персональным

электронно- вычислительным машинам и организации работы»

 

Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Поскольку вся современная лицензированная компьютерная техника выпускается с учетом всех гигиенических норм, при должном уходе за ней, никаких нарушений при ее использовании возникать не должно. Самая большая опасность при работе в модели «1 ученик : 1 компьютер» связана с нарушениями зрения и осанки в результате слишком длительного использования компьютера.

Приёмы

  1. Тематические
  2. презентации в (Видео/PowerPoint)
  3. Интерактивные игры
  4. Физминутки
  5. Гимнастика для глаз
  6. Проекты
  7. Релаксация
  8. Тематические мультфильмы, литературные произведения
  9. «Семейное»
  10. видео/ слайд-шоу

Методы

Четыре основных метода обучения:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- проблемный

- исследовательский

Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно.

Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.

Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Технологии

  1. Технологии обработки информации (текстовой, числовой, графической, видео и звуковой)

2.        Технология баз данных для сбора, хранения, систематизации и обработки информации.

3.        Мультимедиа-технологии (электронные энциклопедии, словари, учебники, переводчики; обучающие программы и развивающие компьютерные игры).

4.        Сетевые (телекоммуникационные) технологии (получение информации и размещение информации в Интернет, дистанционное обучение).

5.        Геоинформационные технологии (электронные географические карты).

6.        Технология компьютерного моделирования (проведение экспериментов с готовыми компьютерными моделями объектов, процессов и явлений; создание компьютерных моделей; работа с компьютерными тренажерами).

7.        Технологии компьютерного эксперимента (использование компьютера для снятия экспериментальных данных и управления приборами, использование компьютерных измерительных комплексов).

Диагностика

Используется компьютерная программа – «МИР ИНФОРМАТИКИ»

Диагностика показателей деятельности ребенка игре на компьютере 5 – 7 лет

Методические рекомендации к процедуре диагностирования

Диагностика деятельности детей 5—7 лет осуществляется по следующим параметрам:

1.  Усвоение детьми элементарных навыков управления компьютером.

2.  Самостоятельность деятельности ребенка.

3.  Уровень творческой направленности деятельности ребенка.

4.  Осознание ребенком смысла компьютерной игры.

5.  Длительность сосредоточенной деятельности с программой.

6.  Успешность выполнения, завершения компьютерной игры.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности деятельности ребенка игре на компьютере: высокий, средний или низкий (приложение 1).

·  Высокий уровень (оценивается в 3 балла).

·  Средний уровень (оценивается в 2 балла).

·  Низкий уровень (оценивается в 1 балл).

По ходу диагностики дошкольников 5—7 лет заполняется сводная таблица. (прил.2)

Уровень сформированности детей игре на компьютере оценивается в соответствии с набранными баллами:

·  высокий уровень—15—18 баллов;

·  средний уровень — 10—14 баллов;

·  низкий уровень —6—9 баллов.

Качественная характеристика уровней сформированности деятельности ребенка на компьютере.

Высокий уровень (15—18 баллов)

Ребенок самостоятельно ориентируется и владеет клавишами управления клавиатурой (вверх, вниз, вправо, влево, ввод). Умеет пользоваться мышью и другими средствами ввода информации. Хорошо развита моторики мелкой мускулатуры пальцев рук. При игре на компьютере у ребенка правильная поза, движения рук плавные и уверенные.

Осознает соотношения действий управления с изображением на экране.

Играет самостоятельно без помощи педагога. Проявляет инициативу, помогая другим детям. Уровень творческой направленности у ребенка высокий. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, а также создаёт новые оригинальные образы успешно.

Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели самостоятельно. Умеет понять и принять условия игры.

Сосредоточен, увлечен и внимателен в течение всей игры.

При игре на компьютере успешно выполняет задание с первого раза.

Средний уровень (10—14 баллов) Ребенок ориентируется и владеет клавишами управления клавиатурой со словесной инструкцией педагога (вверх, вниз, вправо,

влево, ввод). Умеет пользоваться мышью и другими средствами ввода информации при небольшой помощи педагога.

Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на среднем уровне. При игре на компьютере у ребенка легкое напряжение в позе и в движении рук.

Играет с небольшой помощью педагога. Проявляет инициативу, иногда помогает другим детям. Уровень творческой направленности у ребенка средний. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, а также создаёт новые оригинальные образы с небольшой помощью педагога.

Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели с не первого раза или с небольшой помощью педагога. Не всегда понимает и принимает условия игры.

Сосредоточен, увлечен и внимателен в начале игры, а к концу игры внимание рассеивается.

При игре на компьютере выполняет задание при подсказке, помощи взрослого и с не - большими ошибками.

Низкий уровень (6—9 баллов)

Ребенок ориентируется и владеет клавишами управления клавиатурой (вверх, вниз, вправо, влево, ввод) и пользуется мышью только с помощью педагога. Слабо развита моторика мелкой мускулатуры пальцев рук. При игре на компьютере у ребенка поза напряженная, движения рук резкие и урывистые.

Играет на компьютере только при помощи педагога. Не проявляет инициативу и не помогает другим детям.

Уровень творческой направленности у ребенка низкий. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, только с помощью педагога.

Осознать смысл компьютерной игры и ставить игровые цели самостоятельно не может, только с участием педагога. Не понимает и не принимает условия игры.

Во время игры на компьютере у ребенка быстро наступает усталось, не внимательность и внимание рассеивается уже в начале игры.

Ребенок не справляется с заданием игры, либо только с помощью педагога.

Методический материал по диагностике

Задание № 1

Цель: выявить уровень усвоения ребенком элементарными навыками управления компьютером и мышью

Используется компьютерная программа – «МИР ИНФОРМАТИКИ» раздел клавиатура и мышь.

Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий.

Оценка результатов:

·ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет предложенное задание, уверенно владеет клавишами направлений и манипулятором «мышью», движения рук плавные и уверенные – 3 балла.

·  на занятиях задания педагога выполняет со словесной инструкцией педагога, не уверенно владеет мышью, наблюдается напряжение в движении рук – 2 балла.

·  На занятиях не выражает желание выполнять задания и выполняет только с помощью педагога, пользуется мышью и клавиатурой только при активном участии педагога, движение рук резкие - 1 балл.

Задание № 2

Цель: выявить уровень самостоятельности деятельности ребенка

Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий.

Оценка результатов:

·  ребенок во время выполнения задания играет самостоятельно без помощи педагога. Проявляет инициативу, помогая другим детям – 3 балла.

·  на занятиях ребенок выполняет задания с небольшой помощью педагога, иногда помогает другим детям. – 2 балла.

·  на занятиях не выражает желание выполнять задания и выполняет только с помощью педагога, не помогает другим детям - 1 балл.

Задание № 3

Цель: выявить уровень осознание ребенком смысла компьютерной игры.

Используется компьютерная программа – «МИР ИНОРМАТИКИ» раздел элементы логики (сопоставление).

Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время выполнения задания.

Оценка результатов:

·  Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели самостоятельно. Умеет понять и принять условия игры– 3 балла.

·  Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели с не первого раза или с небольшой помощью педагога. Не всегда понимает и принимает условия игры – 2 балла.

·  Осознать смысл компьютерной игры и ставить игровые цели самостоятельно не может, только с участием педагога. Не понимает и не принимает условия игры - 1 балл.

Задание № 4

Цель: определить длительность сосредоточенной деятельности с программой.

Используется компьютерная программа – «МИР ИНОРМАТИКИ» раздел графика .

Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время выполнения задания.

Оценка результатов:

·  ребенок сосредоточен, увлечен и внимателен в течение всей игры– 3 балла.

·  ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться, к конце игры внимание рассеивается, познавательная активность снижается к концу деятельности – 2 балла.

·  ребенок отвлекается и быстро устает в процессе всей - 1 балл.

Задание № 5

Цель: определить успешность выполнения и завершения компьютерной игры.

Используется компьютерная программа – «МИР ИНОРМАТИКИ» раздел графика.

Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время выполнения задания.

Оценка результатов:

·  ребенок сосредоточен, увлечен и внимателен в течение всей игры– 3 балла.

·  ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться, к конце игры внимание рассеивается, познавательная активность снижается к концу деятельности – 2 балла.

·  ребенок отвлекается и быстро устает в процессе всей - 1 балл.

Цель: выявить уровень познавательной активности

Оценка результатов:

·  ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет предложенное задание, задает вопросы разного характера; проявляет ярко выраженную познавательную активность в разных видах деятельности вне занятий, делится со сверстниками и взрослыми информацией по какому-либо вопросу, теме, полученной вне занятий – 3 балла;

·  ярко выраженной познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес к деятельности пропадает; вопросы разного характера задает редко – 2 балла;

·  не проявляет заинтересованности и активности; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; на занятиях пассивен; вопросы разного характера практически не задает –

1 балл.

Задание № 2

Цель: определить уровень развития произвольного слухового запоминания (объем кратковременной памяти).

Методика проведения: Педагог дает инструкцию ребенку:

- Я сейчас назову тебе слова, а ты внимательно их послушай и запомни: слон, мед, окно, жук, шкаф, конь, друг, лак, круг, снег.

-  Назови слова, которые ты запомнил.

Оценка результатов:

·  ребенок с первого раза запомнил 5 слов – 3 балла;

·  ребенок с первого раза запомнил 3-4 слова – 2 балла;

·  ребенок с первого раза запомнил меньше трех слов – 1 балл.

Задание № 3

Цель: определить уровень произвольного внимания, работоспособности.

Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий.

Оценка результатов:

·  ребенок в течение занятия сосредоточен, активен – 3 балла;

·  ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться во второй половине занятия, познавательная активность снижается к концу деятельности – 2 балла;

·  ребенок отвлекается в процессе всей деятельности – 1 балл.

Задание № 4

Цель: определить уровень развития элементов словесно-логического мышления:

Материал: набор предметных картинок: 1) шапка, шарф, платье, туфли

2) медведь, заяц, лиса, конь 3) яблоко, лимон, капуста, апельсин. 4) береза, ель; 5) туфли, сапоги; 6)серия сюжетных картинок из 3 частей.

Методика проведения: 1. Игра «Четвертый лишний»

Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки: 1) шапка, шарф, платье, туфли;

Вопросы: Что нарисовано на картинках?

Как назвать их одним словом?

Какая картинка лишняя? Почему?

2.  Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки: 2) медведь, заяц, лиса, конь

Вопросы: Что нарисовано на картинках?

Как назвать их одним словом?

Какая картинка лишняя? Почему?

3.  Вопросы: Что общего у березы и ели?

Чем они отличаются?

4.  Что есть общего у туфлей и сапог?

Чем они отличаются?

5. Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ.

Оценка результатов:

·  ребенок анализирует, сравнивает, обобщает, выделяет все сходства и отличия двух предметов или групп, называет лишний предмет, мотивирует свой выбор – 3 балла;

·  ребенок исключает лишнее, может мотивировать свой выбор; обобщает, сравнивает, но затрудняется перечислить все отличия и сходства, выделяет второстепенные признаки – 2 балла;

·  ребенок затрудняется выделить общие признаки двух предметов, назвать лишнее слово; не называет группу предметов обобщающим словом - 1 балл.

Задание № 5

Цель: выявить умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого.

Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий.

Оценка результатов:

·  ребенок «слышит» и принимает инструкцию взрослого, выполняет задание в соответствии с ней – 3 балла;

·  ребенок «слышит» инструкцию взрослого, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней. Для достижения результата необходимо уточнение, разъяснение инструкции – 2 балла;

·  ребенок не принимает инструкцию взрослого к действию, разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата. – 1 балл.

Возрастная адресованность: 2-7лет

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

  •   Помогает  привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  •    Помогает  формировать информационную культуру у детей;
  •    Предъявление информации на экране в  игровой форме вызывает  у детей огромный интерес;
  •    Несёт  в себе образный  тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  •    Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует  повышению у них интереса к изучаемому материалу;
  •    Предоставляет  возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  •    Позволяет  моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть  в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
  •     Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
  •    ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
  •    Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает  ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит  их;
  •    С помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс:

  •   Недостаточная ИКТ – компетентность  педагога;
  •    Материальная база ДОУ;
  •    Защита здоровья ребенка;
  •   Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
  •    Отсутствие систематизации компьютерных развивающих программ;
  •    Отсутствие единых программно-методических требований к компьютерным занятиям. Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию  и внедрять её в свою деятельность.

Подготовила: учитель – логопед

Николаева С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...