Комплекс мультимедийных игр-презентаций по образовательной области «Познавательное развитие» на закрепление полученных знаний по ФЭМП для детей 6-7 лет
презентация к уроку по информатике (подготовительная группа) на тему

Голина Марина Львовна

Данная методическая разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей старшего дошкольного возраста к информационно-коммуникационным технологиям. Методразработка универсальна и предполагает использование мультимедийных игр-презентаций воспитателями подготовительной к школе группы в образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_-_kompleks_multimediynyh_igr.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение Самарской области "Волжский Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Тополек"

Авторская методическая разработка

Комплекс мультимедийных игр-презентаций

по образовательной области «Познавательное развитие»

на закрепление полученных знаний по ФЭМП для детей 6-7 лет

(подготовительной к школе группы)

Разработала:

                                                                 воспитатель

                                                                                      Голина Марина Львовна

                                                                         

Самара, 2017 г.

Введение

Данная методическая разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей старшего дошкольного возраста к информационно-коммуникационным технологиям. Методразработка универсальна и предполагает использование мультимедийных игр-презентаций воспитателями подготовительной к школе группы в образовательной деятельности.

Разработка предназначена для детей 6-7 лет на закрепление полученных знаний при подготовке к обучению в школе математике, учитывая их склонности, интересы и потребности, а так же может быть  использована детьми для самостоятельной работы дома.

К условиям информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу, ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета, вычисления и решения арифметических и логических задач.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущий вид деятельности, в которой не только проявляется, но и прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры наиболее близки и понятны дошкольникам XXI века. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Цели и задачи методической разработки:

  • Развитие способностей у детей быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения;
  • Закрепление у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений;
  • Содействие эффективному закреплению знаний, умений и навыков у детей посредством представления материала в интерактивной, интересной и максимально понятной для детей форме;
  • Создание условий для развития игровой деятельности детей, интереса к различным видам игр, гармоничное развитие детей в игре.

Актуальная задача - применение и использование ИКТ технологий в работе с дошкольниками при подготовке к обучению в школе позволяет в доступной игровой форме достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, что способствует повышению качества образования среди дошкольников.

При проведении образовательной деятельности по ФЭМП, используя мультимедийные игры-презентации, дети в игровой форме легче усваивают представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

В методической разработке содержатся:

  • Методические материалы, инструкции игр-презентаций;
  • Мультимедийные игры-презентации по ФЭМП при подготовке к обучению в школе.

Основной формой проведения мультимедийных игр-презентаций является комбинированная форма, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровую образовательную деятельность.

  1. Мультимедийная математическая игра-раскраска «Карлсон» (на закрепление в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 20)
  2. Мультимедийная математическая игра «Веселые задачки» (на закрепление в вычислении арифметических задач в пределах 20)
  3. Мультимедийная математическая игра «Помоги Смешарикам заполнить пустые клетки» (на закрепление представлений о геометрических фигурах, нахождение закономерности в их расположении)
  4. Мультимедийная математическая игра «Украсим ёлку бусами» (на развитие логического мышления, умения выявлять и абстрагировать свойства)
  5. Мультимедийная математическая игра «Определяем время» (на закрепление временных представлений о частях суток, днях недели, временах года, о месяцах)

В каждом игровом пособии даны указания по интерактивному применению игр-презентаций.

Все представленные в методической разработке игры-презентации носят развивающий характер – развитие логического мышления, воображения и рассуждения, внимания, вычислительные навыки. Наличие добрых и эмоциональных персонажей реализуют воспитательные цели.

Новизна работы заключается в использовании инновационных форм и методов при подготовке детей к обучению в школе по ФЭМП, а так же в интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие игровой деятельности.

Перспектива дальнейшей работы над пособием – создание полноценного образовательного мультимедиа продукта (видеоролики, дизайн, звук, разнообразие и дополнение игр-презентаций).

Предполагаемые результаты которые планируется достичь в процессе приобщения к ИКТ: у детей повышается познавательная активность, интерес, дети учатся анализировать, рассуждать, развивается память и воображение, логическое мышление. У них появляется уверенность в себе, раскрываются способности и знания, полученные на занятиях по ФЭМП.

Мультимедийная математическая игра-раскраска «КАРЛСОН»

(на закрепление в решение примеров

на сложение и вычитание в пределах 20)

Цель:

  • Закрепление навыков в решение примеров на сложение и вычитание в пределах первого и второго десятка

Материал и оборудование:

Компьютер (ноутбук), мультимедийная игра-презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с заданиями.

Предварительная работа с детьми: цикл занятий в решение примеров на сложение и вычитание в пределах двадцати;

Описание:

Данная игра-раскраска поможет детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста закрепить приемы сложения и вычитания в пределах первого и второго десятка.

Правила игры:

Дана  интерактивная математическая игра-раскраска «Карлсон». Необходимо раскрасить картинку, решив все предложенные примеры на сложение и вычитание.

Пример: на слайде картинка-раскраска Карлсона,  цифры от 1 до 14, в верхней части слайда пример. Нужно решить пример «7 + 3», среди предложенных цифр найти правильный ответ с цифрой «10», указателем «мыши» - стрелочкой «щелкнуть»  на цифру «10». В этом случае, так как пример решен правильно, фрагмент картинки раскраситься, и автоматически появляется следующий пример. Аналогично решаем все последующие примеры. В конце игры-раскраски картина «Карлсон» будет раскрашена полностью.

Примечание: картинка будет раскрашена полностью только в том случае, если все примеры решены верно. Если пример решен неверно и выбран неправильно ответ, то при нажатии  (щелчке) «мыши» будет слышен характерный звук «Бластера», который не позволяет раскрасить фрагмент картинки и перейти к следующему примеру. В этом случае необходимо решить пример еще раз, и найти правильный вариант ответа.

Мультимедийная математическая игра

«ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧКИ»

(на закрепление в вычислении арифметических задач в пределах 20)

Цель:

  • Закреплять навыки на наглядной основе в решении простых арифметических задач на сложение  и на вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).

Материал и оборудование:

Компьютер (ноутбук), мультимедийная игра-презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с заданиями.

Предварительная работа с детьми: цикл занятий в решение арифметических задач в пределах двадцати;

Правила игры:

Необходимо внимательно прочитать (прибегнуть к помощи взрослого) условие арифметической задачки, с помощью  «мышки», цифр от 1 до 20 и арифметических знаков плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=), записать решение в пустые клетки. Если решение записали верно, и задачка решена правильно, то появляется кнопка со стрелочкой , которая позволяет перейти к следующей задачке. Все последующие задачки решаются аналогично.

Пример: читаем условие задачки

Взял 9 вишенок Сергей

И угостил своих друзей

4 вишни дал он Вите

А сколько дал Марине? 

После того, как прочитали условие задачки, необходимо записать решение и ответ в пустые клеточки, расположенные на экране (слайде). Указателем «мыши» - стрелочкой «щелкнуть»  на цифру «9», цифра (или знак) автоматически перемещается в пустую клеточку, затем «щелкнуть»  на знак минус (–), цифру «4», знак отношения равно (=), цифру «5». Таким образом решение записано. Переходим к следующей задачке.

Примечание: игра считается законченной, при условии, что все арифметические задачки решены верно.

Мультимедийная математическая игра

«ПОМОГИ СМЕШАРИКАМ ЗАПОЛНИТЬ ПУСТЫЕ КЛЕТКИ»

(на закрепление представлений о геометрических фигурах, нахождение закономерности в их расположении)

Цель:

  • Закреплять представления о геометрических фигурах, умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур.

Материал и оборудование:

Компьютер (ноутбук), мультимедийная игра-презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с заданиями.

Предварительная работа с детьми: цикл занятий с математическими дидактическими играми и набором геометрических фигур из серии «Давайте поиграем».

Правила игры:

В задаче № 1 «Заполни пустые клетки» - игрок должен внимательно рассмотреть табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки нужной фигурой. Щелчком «мыши» выбираем нужную фигуру, которые расположены под табличкой. Если фигура выбрана правильно, то она автоматически перемещается в пустую клетку во втором ряду. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда.

В задаче № 2 «Каких фигур недостает?» - задание несколько усложняется: игрок так же, как и в первом задании должен внимательно рассмотреть табличку с изображением геометрических фигур, проанализировать фигуры первого ряда, а затем заполнить пустые клеточки каждого последующего ряда нужной фигурой.

Пример: Сравнивая второй ряд с первым, можно увидеть, что в нем недостает геометрической фигуры «ромб». Необходимо переместить ромб во второй ряд. Для этого наводим указатель «мыши» на ромб и «щелчком» перемещаем его в пустую клеточку.

Мультимедийная математическая игра

«УКРАСИМ ЁЛКУ БУСАМИ»

(на развитие логического мышления, умения выявлять и абстрагировать свойства)

Цели:

  • Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему»
  • Закрепление навыков порядкового счета

Материал и оборудование:

Компьютер (ноутбук), мультимедийная игра-презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с заданиями.

Предварительная работа с детьми: цикл дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

Правила игры:

Надо украсить ёлку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду 3 бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус. Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Размер домика, форма и цвет геометрической фигуры, которая находится рядом с домиком, определяет, какая фигура-бусинка должна находиться на первом, втором или третьем месте в каждом ряду.

Пример: определим, какая бусинка должна находиться в первом ряду на первом месте. На карточке 1 -  домик маленький, а рядом с домиком расположен кружок желтого цвета. Отсюда следует, что в первом ряду на первом месте повесим фигуру-бусинку – маленький желтый кружок. На слайде наводим указатель «мыши» - стрелочку  на маленький кружок желтого цвета, и щелчком «мыши» фигура-бусинка перемещается на первое место в ряду.  Аналогично развешиваем остальные бусы в каждом ряду.

Примечание: если схему на карточке «прочитали» неверно, и указателем «мыши»  выбрали неправильно фигуру-бусинку, то при нажатии  (щелчке) «мыши» будет слышен характерный звук «Бластера», который не позволяет перемещать фигуру. В этом случае следует еще раз внимательно «прочитать схему» и определить, какая фигура-бусинка должна располагаться в том или  ином ряду.

Мультимедийная математическая игра

«ОПРЕДЕЛЯЕМ ВРЕМЯ»

(на закрепление временных представлений

о днях недели, временах года,  месяцах, часах)

Цель:

Закреплять представления о  времени: его текучести, периодичности, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года; закреплять навыки в умении определять время по часам с точностью до 1 часа.

Материал и оборудование:

Компьютер (ноутбук), мультимедийная игра-презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с заданиями.

Предварительная работа с детьми: цикл занятий на определение временных отношений, использование дидактических игр.

Правила игры:

Задание № 1 «Какие часы показывают…»

В первом задании на экране представлены часы в количестве пяти штук, которые показывают разное время. Необходимо щелчком «мыши» выбрать часы, которые показывают 11 ч., 8 ч., 4 ч.30 мин., 1 ч.30 мин. Если часы выбраны верно, то после выполнения задания вы переходите к следующему слайду (заданию).

Задание № 2 «Какие часы показывают одинаковое время?»

Второе задание несколько усложняется. На экране представлены часы в количестве восьми штук, которые показывают разное время. Но среди представленных часов, есть такие часы, которые показывают одинаковое время. Необходимо найти такую пару часов. Для этого необходимо на экране щелчком «мыши» выбрать один из предложенных вариантов ответов (расположенных внизу экрана). Например: пара «1 и 3» или «4 и 6» и т.д. Если ответ выбрали верно, то под звуки «колокольчиков» вы переходите к следующему слайду (заданию).

Задание № 3 «Дни недели»

В верхней части экрана представлены листы отрывного календаря. Известно, что в одной неделе семь дней. Помоги Буратино определить, какой день недели отсутствует в его отрывном календаре. Из предложенных вариантов, расположенных внизу экрана, необходимо щелчком «мыши» выбрать именно тот листок с днем недели, который отсутствует в календаре Буратино.

Задание № 4 «12 месяцев. Времена года»

На экране представлена картина с временем года, справа от картины расположены названия месяцев, соответствующие данному времени года. В нижней части экрана расположены 12 картинок, соответствующие 12 месяцам и четырем временам года. Нужно выбрать из предложенных 12 картинок только те картинки, которые соответствуют времени года на большой картине. Для этого необходимо щелкнуть «мышкой» по картинке, и если она соответствует времени года, то автоматически переместиться под название месяца, которому соответствует. При правильном выполнении задания, вы автоматически переходите к следующему заданию (слайду). Аналогично выполняется задание с остальными временами года.

Литература

  1. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ Ю.М. Горвиц, А.А. Чайнова, Н.Н. Подъяков. – М.: Линка-пресс, 1998. – 328 с.
  2. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/ под редакцией А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие (изд.2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 88 с.
  4. Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. – Информатика. – 2006. - № 12.
  5. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.- 2014.
  7.  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: "Закрепление состава числа 8. Измерение объёма сыпучих тел "

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы может быть использован воспитателями логопедической и общеразвивающей гр...

Презентация по образовательной области "познавательное развитие" на тему "Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников".

Данная презентация знакомит дошкольников с достопримечательностями родного города Городца, его историей, прошлым и настоящим. Предлагается перспективный план по ознакомлению детей с родным городом, а ...

Презентация по образовательной области "познавательное развитие" на тему "Осенняя пора, очей очарованье"

Данная презентация поможет обогатить знания детей об осени и её признаках....

Презентация "Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в различных видах деятельности как сквозных механизмах развития ребенка".

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...

Конспект компьютерной презентации по образовательной области познавательное развитие в подготовительной группе на тему: «Планеты во Вселенной».

Расширять представления детей о космосе, о звездах, познакомить с названиями планет, развивать познавательный интерес.                  ...