Главные вкладки

    Текст выступления к мастер- классу "Умные пчёлки"
    план-конспект урока по информатике (старшая группа)

    Ястребова Галина Николаевна

    Текст выступления к мастер-классу по теме"Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_-_klass_po_kruzhku_umnaya_pchyolka.docx23.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс по теме:

    «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования»

    Популярность робототехники среди дошкольников с каждым годом растет. Она позволяет детям в увлекательной форме развивать пространственное мышление, логику, учиться работать в команде. Робототехника вовлекает ребенка в мир творчества, дает стимул для получения новых знаний. Она позволяет детям мыслить творчески, анализировать.

    С помощью изучения языка программирования, обучаемые развивают свои когнитивные компетенции до высокого уровня. Использование мини-роботов дает возможность воспитанникам манипулировать осязаемыми объектами и экспериментировать с ними в реальных ситуациях. Программируемый робот представляет собой новый объект в окружающей среде ребенка. Он сохраняет в памяти серию команд и последовательно их выполняет. Он может также позволить ребенку исследовать пространство посредством информационных технологий.

    Комплект программируемых напольных роботов Bee-Bot прекрасно подходит для применения как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальной школе. Он чрезвычайно популярен и любим детьми за простое управление и дружелюбный дизайн. С помощью данных устройств дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). Работа с Bee-Bot учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей.

    Актуальность программы заключается в следующем:

    - процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность;

    - востребованность развития широкого кругозора, у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;

    - деятельность, направленная на формирование умения начального программирования;

    - необходимость положительного отношения детей к робототехники;

    - программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности.

    Новизна программы: систематизирован и разработан новый практический материал по развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности средствами мини-роботов «Bee-bot».

    Цели программы: Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee-bot».

    Задачи программы

    1.Развивать интерес дошкольников к программированию с мини-роботами «Bee-bot» и умения начального программирования.

    2. Формировать представления о основах программирования средствами мини-роботов «Bee-bot» и опыт выполнения правил безопасной работы с ними.

    3. Учить составлять схемы движения робота.

    4.Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели деятельности.

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы: У воспитанников будет проявляться познавательная активность в программировании с мини-роботами «Bee-bot»:

    -сформирован интерес к программированию с мини-роботами «Bee-bot»;

    -выработано умение составлять схемы движения робота, корректировать программы движения мини-робота «Bee-bot»;

    -способны к принятию собственных решений по программированию, опираясь на свои представления и умения;

    -проявляют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели деятельности с мини-робота «Bee-bot».

    Для исследования развития познавательной активности нами были подобраны следующие диагностические материалы:

    - методика «Сказка» Н.И. Ганошенко, B.C. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка;

    - методика «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности;

    -методики «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан), «Познавательная потребность дошкольника» (B.C. Юркевич), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности;

    - методика «Вопрошай-ка» (Н.Б. Шумакова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач.

    Задача исследования состоит в определении уровня сформированности познавательной активности 5-7 лет. Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделяем следующие компоненты и критерии:

    - когнитивный компонент (представления и наличие познавательных вопросов);

    - мотивационный компонент (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

    - волевой компонент (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

    - действенно-практический компонент (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

    На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

    Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

    Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

    Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

    Подобранные методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень развития познавательной активности дошкольников, так как, они направлены на изучение всех компонентов познавательной активности, выделенных для данной возрастной категории.

    Цель мастер-класса:

    Показать возможности решения образовательных задач посредством использования мини-роботов Bee-bot в совместной деятельности с целью формирования основ элементарного программирования в детском саду.

    Задачи мастер-класса:

    1. Демонстрация мастерства использования мини-роботов в ДОУ;

    2. Создание условий для применения новых знаний (практическая работа по программированию мини-робота, соревнования);

    3. Ррефлексия полученных результатов.

    Ход мастер-класса:

    1. Подготовительно-организационный этап

    Приветствие.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представляю вам мастер-класс «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ начального программирования», где покажу приемы работы с ним, предоставлю возможность стать участниками образовательного процесса. Но для начала предлагаю вам посмотреть на программируемую пчелу и ответить на вопрос «Сложно ли управлять данным устройством?» Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить», которая обозначена кнопкой «Х». Затем с помощью стрелок задается маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимаем команду «Выполнить», которая обозначена кнопкой «ОК». В процессе игры с умной пчелой развивается не только воображение и пространственное мышление, но и другие навыки, например, навыки счета, чтения, прогнозирования ситуации. На первом этапе можно использовать специальные тематические коврики: коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты, коврик «Змеи и лестницы» адаптирует известную настольную игру с одноименным названием. Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур. В процессе работы я прибегаю к разным формам и приемам привлечения в игру. Предлагаю остановится на некоторых из них.

    2. Основная часть

    Практическое занятие:

    «Семафорная азбука»

    Цель: Учить воспринимать информацию в форме сигнала, проецировать ее на объект для решения поставленной задачи.

    Работа ведется в командах по два-три человека. На каждую команду дается один мини-робот. Вводится соревновательный момент как дополнительная мотивация участников к выполнению заданий.

    1 задание: запрограммировать мини-робота, ориентируясь на подаваемые сигналы. Команда-победитель – та, которая первой доберется правильно до пункта назначения: от пристани до гостевого домика. Сложность задания в том, что сигналы необходимо отобразить «зеркально», поскольку я нахожусь к вам лицом.

    Наша пчела попала в незнакомый город морским путем, помочь ей вызвался матрос, который указал путь до гостевого домика с помощью семафорной азбуки. Как вы думаете, насколько хорошо вы владеете навыками зрительного восприятия команд? Давайте проверим.

    «Гонки вслепую»

    Цель: Учить воспринимать команды или указания на слух, применять полученную информацию для программирования устройства.

    2 задание: запрограммировать мини-робота, определяя команды на «слух». Проверкой правильности выполнения задания будет точное прохождение маршрута: из кафе в туристический центр/от парковки до туристического центра.

    «Звуковые карточки» содержат запись голоса: простая запись и воспроизведение операции. Длительность составляет 30 сек.

    Пчелка путешествует по незнакомому ей городу, ориентируясь по открыткам. Но изображение с них пропало, и ей пришлось ориентироваться только по голосовым командам, оставшимся в записи. Помочь пройти путешественнице необходимый путь вы сможете, нажав только черную кнопку для прослушивания сообщений. Нажатие красной кнопки удалит все сообщения, будьте внимательны.

    «Графический диктант»

    Цель: Учить создавать маршрут движения пчелы, используя навыки написания «графических диктантов», определять расстояние с помощью зрительных ориентиров.

    На этапе овладения работы с устройством, я предлагаю придумать и воплотить маршрут движения пчелы, который останется графически выраженным на поверхности. Второй участник должен повторить данный путь, пытаясь точно соответствовать уже начерченному маршруту.

    3 задание: запрограммировать мини-робота, используя линейный алгоритм движения пчелы.

    Пчелка пошла неизвестным ей маршрутом, помочь ей смогут друзья, которые точно пройдут по ее следам.

    Программирование мини-роботов - процесс несложный, но увлекательный.

    3. Заключительная часть

    Рефлексия по итогам работы групп.

    Я предлагаю вам оценить мастер-класс, в котором вы только что приняли участие с помощью опросного листа «Плюс-минус-перспектива», где можете оставить свои пожелания и предложения по развитию данного проекта.

    Принципы проведения мастер-класса:

    • Деятельностный подход;

    • Активизация мыслительной деятельности;

    • Работа в парах - тройках;

    • Творческая деятельность по программированию робота;

    • Самоорганизация при работе в группах;

    • Соревнования;

    • Рефлексия.

    Оборудование:

    Мини – роботы «bee-bot», тематические коврики, звуковые карточки.

    Результаты для педагогов, на которые ориентирован мастер-класс:

    • Знакомство с таким инновационным направлением в современном образовании как основы программирования для дошкольников.

    • Определение качественных результатов, полученных в результате участия в мастер-классе.

                                                                                                                                                                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"

    Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...

    текст выступления-презентации на экологическом семинаре

    слайды презентации по экологическому воспитанию с текстом выступления...

    Методическое объединение. Текст выступления.

    Сообщение для методического объединения...

    Текст к мастер-классу "Кляксография ниточкой"

    Материал будет интересен для педагогов, работающих по педагогоической технологии "Нетрадиционные техники рисования"....

    Текст выступления презентации "Вее-Вооt"

    Текст выступления к презентаии: "Формироввание предсавления детей об основах программирования посредством мини-роботов "bee-boot"...