Проект «Маленький гений».Использование возможности программы «Paint» для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста
проект по информатике (подготовительная группа)

Минченко Виктория Владимировна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_geniy.docx474.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯC:\Users\Тамара\Desktop\Логотип2.jpg

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_______

Проект

«Маленький гений»

Использование возможности программы «Paint» для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\ВАСЯ\Desktop\2018-03-10-19-15-00.jpg

Автор:

Минченко Виктория Владимировна,

воспитатель.

                                                           

                                       

с. Мыс каменный 2018

Проект

«Маленький гений»

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

Введение.

        Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Актуальность.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность, к жизни в нём сейчас, необходимы каждому человеку.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.

        Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

        Новизна проекта.

         Именно поэтому в МБДОУ «Мыскаменский детский сад» я

предлагаю открыть проект  «Маленький гений». 

В «Windows» есть простая программа для рисования картинок, которая называется «Paint». С её помощью можно сделать несложный чертёж, нарисовать картинку, открытку для мамы или просто пригласительный билет на спектакль. Панель инструмента проста в использование для ребёнка: кисть, заливка, автофигуры, палитра красок. Но у этой простой программы огромные возможности для работы с дошкольниками во многих направлениях. С помощью ведёрка с краской, нарисованные объекты можно быстро раскрасить или залить понравившимся цветом. Также на своем рисунке сделать надпись, выбрать фон рисунку. С ребёнком можно составлять различные оттенки цветов. Учить ориентироваться на плоскости. Просто играть в сказку. За основу проекта «Маленький гений» мы решили взять компьютерную программу «Paint», которая есть в компьютере нашего детского сада.

Цель проекта – развитие творческих способностей детей, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, развитие логического мышления более качественная подготовка детей к обучению в школе.

Задачи проекта:

В проекте «Маленький  гений» два блока:  образовательно-воспитательный, творческий.

Проект «Маленький гений»

ТВОРЧЕСКИЙ БЛОК

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи образовательно-воспитательного блока:

1. Формировать навыки учебной деятельности:

  • учить осознавать цели;
  • выбирать системы действий для достижения цели;
  • учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные математические представления:

  • совершенствовать навыки счета;
  • проводить работу с геометрическими фигурами;
  • решать простейшие арифметические задачи;
  • развивать умение ориентироваться на плоскости;
  • закреплять представления о величине предметов.

3. Развитие речи:

  • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
  • формировать звуковую культуру речи;
  • формировать грамматический строй речи.

4. Развивать сенсорные возможности ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию сознания.

7. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:

  • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

Задачи творческого блока:

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное

  мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

5. Развивать потребности к познанию.


Основная часть

Сегодня перед дошкольной системой образования стоит задача по внедрению и апробации инновационных методик и педагогических технологий, дающим возможность каждому ребенку, независимо от места проживания и финансовых возможностей, его семьи быть успешным в обучении.

         Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

Компьютер и интерактивное оборудование могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

 Признавая, что компьютер — новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

В нашем ДОУ МБДОУ «Мыскаменский детский сад» имеется компьютерный класс, который полностью оборудован для программы дополнительного образования «Информатизация с 5-ти лет». Для этого приобретены: интерактивный стол, компьютеры на каждого ребенка,  интерактивная доска, мультимедийный проектор.(см. Приложение 1)

Проект реализован в рамках программы «Информатизация с 5-ти лет».

Идеи проекта «Маленький гений»: Возможности программы «Paint» обеспечить развитие:

  • Пространственных представлений
  • Цветовое восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Образное мышление
  • Графические навыки
  • Элементарные математические навыки

И будет способствовать всестороннему развитию дошкольного возраста с использование современных информационных технологий.

Проект «Маленький гений» рассчитан на детей 5-7 лет. Учитываются возрастные особенности детей, а также отсутствие медицинских показаний.

При разработке содержания проекта «Маленький гений» учтены следующие принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

Необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Устанавливать взаимосвязи между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.

На каждом учебном занятии стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие строить  в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывать тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении играет взрослый, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, может  выступать и компьютер.

7. Принцип связи с жизнью.

Взрослый и ребенок устанавливают взаимосвязи процессов, находят аналоги в реальной жизни, в окружающей среде.

 Достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

Компьютер – друг и помощник  в разных видах деятельности

Формы работы на занятие в программе «Paint», (каждый ребёнок за персональным компьютером.)

  • Групповые  (задания  выполняются вместе с руководителем)
  • Парные (задания выполняются сообща друг с другом)
  • Индивидуальные  (собственное задание, для более успешных детей)

Типы занятий

Занятия в адаптационном блоке – в форме бесед.

Комбинированные занятия - в образовательном блоке.

Занятия практикумы – в творческом блоке.

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 1 раз в неделю во второй  половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Подготовлено примерное тематическое планирование,с учетом возраста детей.(см. Приложение 2)

Проект «Маленький гений» рассчитан на  3месяца

Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

          Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

Структура занятий.

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 части.

I часть - подготовительная.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

      II часть - основная.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата, самостоятельную игру ребенка за компьютером.

Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2. способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III часть - заключительная.

Необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Ожидаемые результаты проекта «Маленький гений»:

  • Развивающие и обучающие игры вызывают интерес, дети  стремятся достигнуть поставленную цель;
  • умение создавать несложные графические работы на компьютере в программе «Paint».
  • Знание цветовой гаммы.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Приобретение конструкторских навыков
  • Образное знание компьютера.

Достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

Заключение

В процессе занятий детей на компьютерах улучшается их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру пальцев.

Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

Ожидаемые показатели эффективности реализации проекта:

Количественные результаты:

- расширение вариативности программ дополнительного образования  научно-технического цикла в дошкольных общеобразовательных организациях;

- увеличение количества инновационных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе;

- увеличение доли воспитателей, владеющих инновационными педагогическими технологиями;

- в перспективе – повышение качества образования в начальной и основной школе.

Качественные результаты:

- развитие умственных способностей дошкольников (память, внимание, скорость мыслительных процессов);

- развитие творческих способностей дошкольников;

- развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста;

- увеличение доли родителей, удовлетворенных качеством предоставления образовательных услуг;

- повышение качества дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду  / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. - №19.
  2. Горвиц, Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
  3. Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам : пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  4. Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  5. Книга игр для детей : кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель,2003. – 192 с.
  6. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы/ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
  7. Коджаспирова, Г. М., Петров, К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
  8. Кравцов, С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников/ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
  9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997

Приложения

Приложение №1

  C:\Users\ВАСЯ\Desktop\IMG_20180312_143757.jpg   C:\Users\ВАСЯ\Desktop\IMG_20180312_144058.jpg


Приложение №2

Примерный перспективный план проекта « Маленький гений»

Месяц

Тема занятий

Элемент работы с компьютером

МАРТ

1.«Маленький гений» – художник

Познакомить детей с программой «Pait», с расположением инструментов: карандаш, кисть, ластик.

2.«Чудо фигуры» математика

Познакомить в программе «Pait», с расположением инструментов: круги, прямоугольники, многоугольники, прямые, кривые.

Упражнять детей в рисовании геометрических фигур.

3.Наш друг светофор

Беседа по правилам дорожного движения. Рисование в программе Paint светофора. Учить детей пользовать заливкой, соотносить графический объект с реальным.

4. «Маленький гений» в царстве математики

Совершенствовать навыки счета.

Развивать умение ориентироваться на плоскости   

АПРЕЛЬ

1.«Построй дом»

Построить из плоских фигур дом . Продолжать знакомить детей пользоваться программой «Paint». Научить детей открывать программу через «иконку».

2.«Маленький гений» в царстве математики

Игра на сравнение «больше, меньше». Закрепить представление о величине предметов, используя  автофигуры

3.Ёлочка зелёная иголочка

Практическая работа «дорисуй». Учить пользоваться карандашом,  изменяя его цвет. Развивать воображение, пространственное и цветовое восприятие. Познакомить детей с инструментом распылитель.

4.«Я и компьютер»

Рисование на бумаге  детей за компьютером. Составление рассказов

МАЙ

  1. «Мой любимый посёлок»

Просмотр слайдов о посёлке Мыс Каменный. Составление рассказов, чтение стихов.

2.Подготовка к празднику 9 Мая

Рисовать карандашом в программе Paint. Закрашивать фон самостоятельно. Пригласительные билеты для мам

3.«Я люблю свой детский сад»

Игры – диагностического характера

«Собери разрезную картинку», «Прочитай зашифрованную записку», «Расставь цифры  в порядке возрастания»

Выставка рисунков, выполненных детьми на занятиях с компьютером

4.Вот и стали мы на год взрослей

Рисуем с пригласительные билеты на выпускной бал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам поведения в обществе на основе гуманистических ценностей....

Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной му...

Программа по интеллектуально - творческому развитию детей старшего дошкольного возраста "Умный малыш"

Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В...

Рабочая программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Программа знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снежению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения....

Программа, направленная на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

В программе вы найдете практический материал для занятий по социализации детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре....

Гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и привитие им навыков культуры здорового образа жизни

Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»    Цель Программ...

"Развивающие возможности лэпбука как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

ПОНЯТИЕ ЛЭПБУКАЛЭПБУК  - (лепбук, lap – колени, book – книга) тематическая или интерактивная развивающая папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, подвижны...