Проект «Маленький гений».Использование возможности программы «Paint» для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста
проект по информатике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_______
Проект
«Маленький гений»
Использование возможности программы «Paint» для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Минченко Виктория Владимировна,
воспитатель.
с. Мыс каменный 2018
Проект
«Маленький гений»
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.
Й. Этвёш
Введение.
Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
Актуальность.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность, к жизни в нём сейчас, необходимы каждому человеку.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Новизна проекта.
Именно поэтому в МБДОУ «Мыскаменский детский сад» я
предлагаю открыть проект «Маленький гений».
В «Windows» есть простая программа для рисования картинок, которая называется «Paint». С её помощью можно сделать несложный чертёж, нарисовать картинку, открытку для мамы или просто пригласительный билет на спектакль. Панель инструмента проста в использование для ребёнка: кисть, заливка, автофигуры, палитра красок. Но у этой простой программы огромные возможности для работы с дошкольниками во многих направлениях. С помощью ведёрка с краской, нарисованные объекты можно быстро раскрасить или залить понравившимся цветом. Также на своем рисунке сделать надпись, выбрать фон рисунку. С ребёнком можно составлять различные оттенки цветов. Учить ориентироваться на плоскости. Просто играть в сказку. За основу проекта «Маленький гений» мы решили взять компьютерную программу «Paint», которая есть в компьютере нашего детского сада.
Цель проекта – развитие творческих способностей детей, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, развитие логического мышления более качественная подготовка детей к обучению в школе.
Задачи проекта:
В проекте «Маленький гений» два блока: образовательно-воспитательный, творческий.
Проект «Маленький гений»
ТВОРЧЕСКИЙ БЛОК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи образовательно-воспитательного блока:
1. Формировать навыки учебной деятельности:
- учить осознавать цели;
- выбирать системы действий для достижения цели;
- учить оценивать результаты деятельности.
2. Формировать элементарные математические представления:
- совершенствовать навыки счета;
- проводить работу с геометрическими фигурами;
- решать простейшие арифметические задачи;
- развивать умение ориентироваться на плоскости;
- закреплять представления о величине предметов.
3. Развитие речи:
- расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
- формировать звуковую культуру речи;
- формировать грамматический строй речи.
4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
5. Формировать эстетический вкус.
6. Развивать знаковую функцию сознания.
7. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:
- воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
Задачи творческого блока:
1. Развивать конструктивные способности.
2. Тренировать память, внимание.
3. Развивать воображение.
4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное
мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.
5. Развивать потребности к познанию.
Основная часть
Сегодня перед дошкольной системой образования стоит задача по внедрению и апробации инновационных методик и педагогических технологий, дающим возможность каждому ребенку, независимо от места проживания и финансовых возможностей, его семьи быть успешным в обучении.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
Компьютер и интерактивное оборудование могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Признавая, что компьютер — новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
В нашем ДОУ МБДОУ «Мыскаменский детский сад» имеется компьютерный класс, который полностью оборудован для программы дополнительного образования «Информатизация с 5-ти лет». Для этого приобретены: интерактивный стол, компьютеры на каждого ребенка, интерактивная доска, мультимедийный проектор.(см. Приложение 1)
Проект реализован в рамках программы «Информатизация с 5-ти лет».
Идеи проекта «Маленький гений»: Возможности программы «Paint» обеспечить развитие:
- Пространственных представлений
- Цветовое восприятие
- Внимание
- Память
- Образное мышление
- Графические навыки
- Элементарные математические навыки
И будет способствовать всестороннему развитию дошкольного возраста с использование современных информационных технологий.
Проект «Маленький гений» рассчитан на детей 5-7 лет. Учитываются возрастные особенности детей, а также отсутствие медицинских показаний.
При разработке содержания проекта «Маленький гений» учтены следующие принципы:
1. Принцип развивающего обучения.
Необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации.
На каждом учебном занятии стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие строить в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывать тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Ведущую роль в обучении играет взрослый, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, может выступать и компьютер.
7. Принцип связи с жизнью.
Взрослый и ребенок устанавливают взаимосвязи процессов, находят аналоги в реальной жизни, в окружающей среде.
Достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебно-познавательной деятельности.
Компьютер – друг и помощник в разных видах деятельности
Формы работы на занятие в программе «Paint», (каждый ребёнок за персональным компьютером.)
- Групповые (задания выполняются вместе с руководителем)
- Парные (задания выполняются сообща друг с другом)
- Индивидуальные (собственное задание, для более успешных детей)
Типы занятий
Занятия в адаптационном блоке – в форме бесед.
Комбинированные занятия - в образовательном блоке.
Занятия практикумы – в творческом блоке.
Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.
Подготовлено примерное тематическое планирование,с учетом возраста детей.(см. Приложение 2)
Проект «Маленький гений» рассчитан на 3месяца
Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.
Структура занятий.
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 части.
I часть - подготовительная.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II часть - основная.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата, самостоятельную игру ребенка за компьютером.
Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2. способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.
III часть - заключительная.
Необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Ожидаемые результаты проекта «Маленький гений»:
- Развивающие и обучающие игры вызывают интерес, дети стремятся достигнуть поставленную цель;
- умение создавать несложные графические работы на компьютере в программе «Paint».
- Знание цветовой гаммы.
- Развитие пространственных представлений.
- Приобретение конструкторских навыков
- Образное знание компьютера.
Достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебно-познавательной деятельности.
Заключение
В процессе занятий детей на компьютерах улучшается их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру пальцев.
Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.
Ожидаемые показатели эффективности реализации проекта:
Количественные результаты:
- расширение вариативности программ дополнительного образования научно-технического цикла в дошкольных общеобразовательных организациях;
- увеличение количества инновационных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе;
- увеличение доли воспитателей, владеющих инновационными педагогическими технологиями;
- в перспективе – повышение качества образования в начальной и основной школе.
Качественные результаты:
- развитие умственных способностей дошкольников (память, внимание, скорость мыслительных процессов);
- развитие творческих способностей дошкольников;
- развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста;
- увеличение доли родителей, удовлетворенных качеством предоставления образовательных услуг;
- повышение качества дошкольного образования.
Список литературы:
- Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. - №19.
- Горвиц, Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
- Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам : пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
- Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
- Книга игр для детей : кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель,2003. – 192 с.
- Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы/ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
- Коджаспирова, Г. М., Петров, К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
- Кравцов, С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников/ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Примерный перспективный план проекта « Маленький гений»
Месяц | Тема занятий | Элемент работы с компьютером |
МАРТ | 1.«Маленький гений» – художник | Познакомить детей с программой «Pait», с расположением инструментов: карандаш, кисть, ластик. |
2.«Чудо фигуры» математика | Познакомить в программе «Pait», с расположением инструментов: круги, прямоугольники, многоугольники, прямые, кривые. Упражнять детей в рисовании геометрических фигур. | |
3.Наш друг светофор | Беседа по правилам дорожного движения. Рисование в программе Paint светофора. Учить детей пользовать заливкой, соотносить графический объект с реальным. | |
4. «Маленький гений» в царстве математики | Совершенствовать навыки счета. Развивать умение ориентироваться на плоскости | |
АПРЕЛЬ | 1.«Построй дом» | Построить из плоских фигур дом . Продолжать знакомить детей пользоваться программой «Paint». Научить детей открывать программу через «иконку». |
2.«Маленький гений» в царстве математики | Игра на сравнение «больше, меньше». Закрепить представление о величине предметов, используя автофигуры | |
3.Ёлочка зелёная иголочка | Практическая работа «дорисуй». Учить пользоваться карандашом, изменяя его цвет. Развивать воображение, пространственное и цветовое восприятие. Познакомить детей с инструментом распылитель. | |
4.«Я и компьютер» | Рисование на бумаге детей за компьютером. Составление рассказов | |
МАЙ |
| Просмотр слайдов о посёлке Мыс Каменный. Составление рассказов, чтение стихов. |
2.Подготовка к празднику 9 Мая | Рисовать карандашом в программе Paint. Закрашивать фон самостоятельно. Пригласительные билеты для мам | |
3.«Я люблю свой детский сад» | Игры – диагностического характера «Собери разрезную картинку», «Прочитай зашифрованную записку», «Расставь цифры в порядке возрастания» Выставка рисунков, выполненных детьми на занятиях с компьютером | |
4.Вот и стали мы на год взрослей | Рисуем с пригласительные билеты на выпускной бал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам поведения в обществе на основе гуманистических ценностей....
Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной му...
Программа по интеллектуально - творческому развитию детей старшего дошкольного возраста "Умный малыш"
Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В...
Рабочая программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
Программа знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снежению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения....
Программа, направленная на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
В программе вы найдете практический материал для занятий по социализации детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре....
Гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и привитие им навыков культуры здорового образа жизни
Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!» Цель Программ...
"Развивающие возможности лэпбука как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
ПОНЯТИЕ ЛЭПБУКАЛЭПБУК - (лепбук, lap – колени, book – книга) тематическая или интерактивная развивающая папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, подвижны...