Программа, направленная на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
рабочая программа (старшая группа) на тему

Смирнова Наталья Викторовна

В программе вы найдете практический материал для занятий по социализации детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа, направленная на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста

в сюжетно-ролевой игре

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Компетенции

Работа с родителями

Тема: Семья

Содействовать развитию игры, в которой дети отображают жизнь и деятельность окружающих.

 

Продолжать формировать у детей умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов (куклы гуляют, обедают, ложатся спать и т.д.)

Побуждать подражать хорошим поступкам окружающих людей (мама заботливо кормит своих детей, гуляет с ними, ухаживает за больными).

Творческое рассказывание детей по темам: «Мои родители работают», «Выходной день в моей семье», «Наше путешествие», «Мои близкие», «Лето на даче», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома».

Настольно-печатная игра «Моя квартира», «Мебель», «Расставь мебель по комнатам».

Конструирование         «Дом моей мечты», «Дачный домик».

Составление схемы «Мой дом».

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка». Чтение Л. Толстого «Рассказы для маленьких детей», заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине», знакомство с притчей «Сыновья».

Рисование «Семейные портреты», «Мы на отдыхе»

Аппликация «Обои в новую квартиру», «Новая мебель»

Умеют принимать и обозначать роль.

Развивают ролевой диалог, передают мимикой и жестами специфичность принятой на себя роли.

Предложить родителям поговорить с детьми о функциях каждого члена семьи, его обязанностях.

Оформление фото альбома «Моя семья».

Составление рассказа «Традиции нашей семьи», «Самый счастливый день в семье»

 Составление «Генеалогического древа»

Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Компетенции

Работа с родителями

Тема: Пароход Содействовать обогащению сюжета игры

Расширять и углублять знания детей о работниках водного транспорта.

Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта.

Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они  могут плыть, что перевозят.

Беседа «Труд моряков», «Водный транспорт», «Морские профессии»

Рассматривание картин «Играем в моряков», «Корабли на рейде», «Хороший улов».

Строительство из стройматериала парохода.

Аппликация «Лодочка в море».

Чтение В. Маяковский «Эта сказочка моя про моря и про маяк», М. Большинцев «У самого синего моря», С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

Музыкальная деятельность: слушанье музыки «Море» Римский-Корсаков.

Дидактическая игра «На суше, на небе, на воде».

Настольная игра-лото «Транспорт».

Оригами: изготовление корабликов из бумаги.

Подвижные игры: «Море волнуется», «Через ручеек», «Не замочи ног», «Мы моряки», «Удочка».

Игровые упражнения на развитие воображения: «Ловись рыбка большая и маленькая», «На море шторм», «Вижу землю».

Умеют принимать на себя роль и обозначать ее для партнера.

Умеют выполнять специфические действия в соответствии с принятой на себя ролью.

Предложить родителям помочь в сборе атрибутов для игры: бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, изготовление спасательного круга.

Попросить изготовить альбом с изображением различного водного транспорта.

Организация выставки «Большому кораблю – большое плавание».

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Компетенции

Работа с родителями

Тема: Поликлиника

Обогащение представления детей о работе поликлиники.

Закрепить правила поведения в больнице (больные ждут приема по очереди, говорят здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, врач расспрашивает о болезни).

Развертывать ролевые взаимодействия, ролевой диалог.

Учить воссоздавать разные события в игре – драматизации.

Активизировать воображение, добиваться самостоятельного развертывания сюжета.

Учить готовить обстановку для игры.

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседа со старшей медсестрой.

Рассматривание картин «На приеме у врача», «Кукла заболела».

Беседы: «Почему я заболел», «Опасные лекарства».

Д. и. «Кому что нужно для работы», «Назови правильно».

Прочитать детям Н.Берестов «Больная кукла»; К.Чуковский «Айболит»; Я.Аким «Градусник»;

А.Барто «Мы с Тамарой», «Очки»; С.Михалков «Чудесные таблетки», «Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка», «Как у нашей Любы»; В.Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»; И.Турчинин «Человек заболел»; Энциклопедия «Все обо всем»; Л.Кассиль «Сестра»; Н.Носов «Приключение Незнайки» (отрывок Медуничка).

Разучивание песни «На прививку»

Привлекать детей к изготовлению атрибутов к игре: комочки ваты, карточки, изготовление карточек и др.

Рисование «Доктор Айболит».

Аппликация «Аптечка».

Изготовление коллажа на тему: «Поликлиника»

Составление альбома «Кто нас лечит».

Разыгрывание миниатюр «Вызов скорой помощи», «На приеме у врача»,  «Дочка заболела».

Сочинение сказки «Лесная больница».

Драматизация отрывка «Айболит».

Подбор предметов-заместителей.

Умеют выполнять специфические действия в соответствии с ролью.

Используют в игре предметы-заместители.

Попросить родителей поговорить с детьми о посещении поликлиники.

Составить рассказ «Как я ходил к врачу».

Предложить  родителям сшить халат, шапочку для игры.

Оформление альбома «Лекарственные травы», «Ядовитые растения».

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Компетенции

Работа с родителями

Тема: Магазин.

Расширение игрового замысла игры.

Закрепление и расширение знаний о работе  продавцов, товароведа, директора магазина, шофера, грузчика.

Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Активизация ролевого диалога (методический прием телефонный разговор).

Воспитывать умение прислушиваться к мнению партнера.

Экскурсия к магазину, наблюдать, как люди заходят и выходят из магазина с покупками.

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в  магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный).

Рассказ воспитателя о профессии продавца.

Этическая беседа о поведении ребенка в общественных местах (в магазине). Напомнить детям о вежливости (говорить  «спасибо», «пожалуйста»).

Рассматривание картин или фотоиллюстраций  о работе магазина.

Дидактические игры: «Телефонный разговор», «Кто больше назовет предметов для магазинов (игрушки, продукты, посуда, одежда), «Кто больше назовет действий».

Предложить детям построить из стройматериала магазин.

Рисование «Магазин продуктов»

Лепка «Овощи-фрукты для магазина»

Умеют изменять ролевой диалог в соответствии с ролью партнера по игре.

Умеют вести диалог по телефону.

Экскурсия в ближайший магазин с целью наблюдения за работой продавца.

Предложить детям вместе с родителями принять участие в изготовлении игрушек из глины: конфеты, орехи, колбаса и др., бумажные деньги, кошельки, деньги, чеки.

Задачи

НОД

Совместная

деятельность

Компетенции

Работа с родителями

Тема: Шофер

Расширять знания детей о профессии водителя.

Закреплять навыки правильного поведения в общественном транспорте.

Беседа «Как вести себя в транспорте».

Рассматривание картин «Петрушка едет в трамвае», «Кондуктор», «Шофер привез продукты».

Дидактические игры: «Умные машины», «Хорошо – плохо», «Знаю все профессии»,

Аппликация «Машина».

Рисование «Перекресок».

Постройка автобуса из строительного материала.

Разыгрывание миниатюр: «Незнайка в автобусе».

Составление загадок об участниках движений.

Экскурсия к дороге, наблюдение за транспортом.

 

Изготовление с детьми билетиков для игры.

Отражать знания об окружающем в игре.

Развивать сюжетную линию игры.        

Предложить родителям принять участие в конкурсе «Зеленый огонек».

Составить план безопасного пути от дома к детскому саду.

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Компетенции

Работа с родителями

Тема: Салон красоты

Совершенствовать и расширять   игровые замыслы детей в игре.

Расширять социальный опыт  детей.

Развивать умение согласовывать тему игры, игровые действия, самостоятельно распределять роли.

Рассматривание иллюстраций «Парикмахерская», «Петрушка пришел подстригаться».

Экскурсия в «Парикмахерскую».

Рассказ детям о работе «Парикмахерской» от лица специалистов: парикмахера, маникюрщицы, администратора, косметолога.

Дидактические игры-упражнения: «Подбери прическу для куклы»

«Что перепутал художник?»

Дидактические игры-упражнения:

«Подбери предметы для каждого специалиста. Расскажи для чего они?»

Рисование по теме: «Прическа для куклы»

 «Составь рассказ о работе….(администратора, визажиста и т.д.)»

Умеют договариваться, распределять между собой роли, игровой материал, согласовывать игровые действия.        

Умеют выполнять специфические трудовые действия: записать посетителя, ответить на звонок, наносить макияж, подстригать, укладывать прическу, делать массаж, наносить крем.

Посещение родителей с детьми парикмахерской.        

Памятка «Здоровые волосы – красота человека».

Предложить родителям помочь в сборе игрового материала (пузырьки из под шампуня, накидки, ванночки для маникюра).

Фото конкурс «Я любимой мамочке сделаю прическу»

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Работа с родителями

Компетенции

Тема: Детский сад.

Расширять представление детей о профессиях людей, работающих в детском саду.

Обогащение игрового опыта.

Беседа на тему: «Наш детский сад», «Кто и как работает».

Экскурсия по детскому саду кабинеты заведующей и медицинских работников, музыкальный и спортивные залы и т.п.

Рассматривание картин «Няня накрывает на стол», «Доктор лечит малышей».

Дидактические игры «Что кому?», «Чьи предметы?», «Кому что нужно для работы».

Чтение художественной литературы Н. Забила «Ясочкин садик», В. Маяковский «Кем быть», В. Осеева «Сторож».

Загадывание детям загадок, придумывание детьми своих.

Изготовление атрибутов к игре, лепка изделий из солёного теста и их раскрашивание.

Рисование «Детский сад будущего», «Мой воспитатель»

Аппликация «Наш детский сад».

Рассказывание по сюжетной картине «Что мы делаем в детском саду».

Конструирование модели детского сада.

Создание альбома «Мы в детском саду».

Экскурсия родителей по функциональным помещениям ДОУ.

Оформление фото-выставки «Праздники в детском саду».

Умеют самостоятельно распределять роли.

Взаимодействовать с партнером по игре посредством ролевого диалога.

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Компетенции

Работа с родителями

Тема: Зоопарк.

Продолжить работу по ознакомлению старших дошкольников с социальной действительностью.

Расширение кругозора детей.

Познакомить детей с профессиями экскурсовод, его функциями (директор, кассир, сторож, ветеринар, рабочий по уходу за животными, посетитель).

Побуждать детей к более широкому использованию знаний в игре.

Формировать игровое действие, согласно замыслу.

Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры.

Беседы с детьми: «Животные — наши друзья».

«Путешествие по странам мира»,

«Животные – какие они? »

«Для чего нужен Зоопарк?»

«Жизнь в зоопарке и в природе».

Ознакомление с окружающим миром «Животные разных стран». Развитие речи «Мы ходили в зоопарк»

«Кто работает в зоопарке? »

Дидактические игры:

«Лото – животные», «Найди лишнее», «Чей домик», «Что изменилось», «Кто? Где? Когда?».  

Строительная «Строим зоопарк».

Чтение рассказов  Б.Житков (Что я видел, Что бывало, сказки, рассказы о животных); Р.Киплинг (сказки), А.Курляндский «Однажды в зоопарке»;  А.Куприн «Слон»; Т.Макарова «Как ослик мечтал стать бабочкой»; Е.Чарушин «Тюпа, Томка и сорока»; В. Чаплина «Питомцы зоопарка» А.Коваленков «Почему медведь зимою спит», А.Усачев «Веселая мышка», «Сколько ног у осьминога»; В.Бианки «Лесные домишки»; С.Михалков «Где обедал воробей»; К.Чуковский «Доктор Айболит», «Путаница»; И.Акимушкин «Мир животных», «Кто без крыльев летает»; Г. Скребицкий «Всяк по-своему»; В.Степанов «Атлас животного мира»; Г.Снегирев «Любопытными глазами».

Отгадывание загадок, сочинение своих.

Рассматривание сюжетных картин: «Волк и волчата», «Купание медвежат», «Заяц беляк».

Рисование «Слон».

Лепка «Веселые обезьянки».

Рисование «Жираф».

Аппликация «Зоопарк».

Конструирование «Зоопарк».

Рисование «Мои любимые животные».

Лепка сюжетная «Кто в зоопарке живет».

П.и.: «Лиса и зайцы», «Веселый зоопарк».

Умеют самостоятельно распределять роли, развивать ролевой диалог соответственно взятой роли.

Умеют использовать в игре предметы-заместители, реальных объектов.

Составить совместно с родителями каталог животных живущих в зоопарке.

Оформление фото-выставки «Мы ходили в зоопарк».

Информационный листок для родителей на тему: «Животный мир», «Зоопарк».

Изготовление книжек – малышек «Любимый мой зверек».

Просмотр телепередач о животных.

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Компетенции

Работа с родителями

Тема: Строители

Расширение знаний детей о труде строителей (маляр, каменщик, экскаваторщик, архитектор, прораб, крановщик).

Учить готовить обстановку для игры.

Учить придумывать самостоятельный сюжет игры «Строители», учиться сговору на игру. Обговаривать сюжет.        

Развивать умение комбинировать в игре разнообразные события.

Развивать умение менять роли в ходе игры.

Обучение детей устанавливать взаимоотношения в игре, развитие ролевого диалога.

Дидактические игры: «Какие бывают дома», «Собери дом», «Из чего мы строим дом» «Для кого что?»

Беседа «Здесь ходить опасно» (правила поведения возле стройки).

Чтение: Н.Баруздин «Строители»; Г.Юрмина «Все работы хороши!»; Н.Пляцковский «Помощник»; Русские народные сказки «Теремок», «Зимовье зверей»; Н,Берестов «Новоселье»;

загадки, пословицы, поговорки о труде, А.Барто «Маляр»; Б.Никольского «БАМ»; С.Михалков «Моя улица».

Конструирование «Театр», «Дом с внутренним двориком», «Подъемный кран», «Город».

Рассматривание картин: «Строим новый дом».

Экскурсия: к строящемуся дому.

Беседа «Об истории жилища», «Происхождение профессий», «Старинные здания нашего города», «Строительство новых городов», «Дом в старину и современный дом».

Аппликация «Новый многоэтажный дом», «Дом будущего».

Рисование «Кем хочу быть», «Маляр красит стену», «Каменщик кладет кирпичи».

Обыгрывание игровой ситуации «На стройке», «У куклы новоселье».

Рассмотреть виды строительного материала.

Умеют договариваться о сюжете игры.

Выполнять специфические действия, соответственно принятой роли.

Оформление фото выставки совместных работ «Дом моей мечты».

Составление альбома «Стили архитектуры».

Изготовление альбома «О строителях и постройках».

Предложить помочь в подборе предметов-заместителей для игры.

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Компетенции

Работа с родителями

Тема: Почта.

Расширять представления о профессии почтальона.

Изготовить атрибуты для игры.

Формировать игровые умения согласно замыслу.

Расширять ролевые диалоги.

Развивать воображение, добиваться самостоятельного развертывания сюжета игры в процессе «Телефонных разговоров».

Целевая прогулка к почтовому ящику (его предназначение).

Беседа профессия «Почтальон».

Рассматривание конверта, открытки, бандероли, посылки.

Знакомство с профессией "Оператор", "Сортировщица", "Приемщица".

Рассматривание почтово-багажного транспорта.

Д. и. «Разложим почту»; «Телеграф» (диалог по телефону); «Что изменилось?»

Экскурсия по зданию почты.

Чтение С.Маршак «Почта»; К. Чуковский «Телефон»; загадывание загадок о газете, письме, почтовом ящике.

 Обыгрывание игровой ситуации: «Прием посылок, бандеролей».

Конструирование «Почта».

Составление рассказов «Почтальон», «Путешествие конверта».

Составление поздравительных открыток к праздникам (день рождения, новый год, 8 марта).

Изготовление конвертов, открыток.

Изготовление альбома «Средства связи».

Изготовление атрибутов марка, штамп, квитанции.

Задачи

НОД

Совместная деятельность

Компетенции

Работа с родителями

Тема: Библиотека.

Учить детей принимать на себя роль и словесно ее обозначать.

Активизировать ролевое действие детей и развивать парное ролевое взаимодействие, развивать диалог с партнерами.

Расширять диапазон принимаемых ребенком ролей, упражнять в умении менять игровые роли.

Учить создавать собственную игровую обстановку.

Экскурсия к библиотеке (рассматривание здания, таблички, вывески).

Экскурсия в библиотеку, познакомить с читальным залом, стеллажами, картотекой.

Беседа о правилах поведения в библиотеке. «Кто такой библиотекарь?»

Познакомить детей с профессией писатель, художник. Рассказать о том, как создаются книги.

Рассказать  из чего состоит книга (обложка, титульный лист, страничка, текст…)

Рассказ о создании первой книги. Сравнение современной книги со старинной (текст, обложка).

Изготовление читательских билетов и абонементов для игры.

Мастерская книг, познакомить детей с закладкой.

Знакомство с художниками-иллюстраторами Васнецов, Чарушин (рассматривание книжных иллюстраций).

Принимают на себя роль, обозначают ее для партнера.

Меняют роль по ходу игры.

Могут самостоятельно оформить место для игры.

Предложить детям и родителям изготовить книжку – малышку. Придумать книгу и оформить обложку.

Фотовыставка «Любимый сказочный герой».

Рисование иллюстраций к любимым книгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры направленые на социальное развитие детей младшего дошкольного возраста

. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания - знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний...

Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»

Методическое пособие сюжетно-ролевая игра «Телевидение» разработано в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,для решения задач по социа...

Проект программы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Пикник на природе»

Дети вместе с родителями любят проводить время  на природе, поэтому проигрывая знакомые ситуации, они расширяют и закрепляют представления о правилах поведения на природе и учатся соблюдать их.Иг...

Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.

Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...

Игры и упражнения по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста

Картотека "Игры и упражнения по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста"...

Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»

Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...