РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» «ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМПЬЮШЕЙ», субботняя школа
рабочая программа по информатике (подготовительная группа)

Милованова Ольга Михайловна

Данная программа построена для дошкольников и согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_subbotnyaya_shkola.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п.г.т. Уренгой Пуровского района

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 А. тел.(факс) 34934 9-31

«Утверждаю»        

Директор МБОУ СОШ № 1 пгт. Уренгой Пуровского района

_________        / А.С. Волокитина /

Приказ №____ от___.___.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

МИЛОВАНОВОЙ ОЛЬГИ МИХАЙЛОВНЫ,

ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ,

ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

 «ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМПЬЮШЕЙ»,

субботняя школа

«Согласовано»

Заместитель директора по образовательному процессу

__________/________________________/

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей информатики

Руководитель МО

__________/ Ахмадиева Л.Л.

Протокол №1 от «   »            2016 года

2016 – 2017 учебный год

II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок, скорее всего, столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.

Данная программа построена для дошкольников и согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева.

Педагогическая целесообразность

Структура овладения дошкольниками элементами работы с компьютером включает 4 компонента:

  • психологический компонент подразумевает интерес дошкольника к компьютерной технике, ее программам и стремление ребенка овладеть новыми знаниями и умениями;
  • теоретический компонент ориентирован на овладение совокупностью специальных знаний, необходимых дошкольнику для работы за компьютером;
  • практический компонент направлен на выработку умений, необходимых ребенку для создания рисунка в графическом редакторе, для выработки умения набирать буквы, слова в текстовом редакторе, клавиатурном тренажере;
  • культурологический компонент предполагает освоение программы для самостоятельного творчества, проектной деятельности, развития представлений об окружающем мире, дальнейшем освоении компьютера.

Цель программы - приобщение ребёнка к миру информационных технологий посредством знакомства с возможностями стандартных программ, повышение компьютерной грамотности дошкольников посредством компьютерной графики.

Задачи:

образовательные:

  • формировать навыки правильной работы на компьютере;
  • формировать представления о работе компьютера, способах управления событиями на экране, терминологии, что является обязательным компонентом компьютерной грамотности;
  • формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов с использованием простейших графических редакторов, клавиатурных тренажеров;
  • знакомить детей с решением игровых, изобразительных и познавательных задач в ходе деятельности за компьютером;
  • способствовать формированию у детей предпосылок теоретического уровня мышления, способов решения задач своей деятельности с помощью компьютера;
  • обучить различным приёмам рисования;
  • научить детей использовать информационные технологии в индивидуальной, коллективной деятельности;
  • учить самостоятельно находить приемы изображения при интеграции видов деятельности;
  • поощрять стремление детей к разнообразным приемам и видам деятельности: изготовление открыток, создание иллюстраций, «волшебных» писем и т.д.

развивающие:

  • развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных свойств внимания, основных мыслительных операций, развивать точность, рациональность, деловую мотивацию.
  • расширять кругозор и развивать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, умения задавать вопросы;

воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение к информации, аккуратность, организованность; бережное отношение к технике; гуманное отношение к окружающим.
  • воспитывать у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Организация учебного процесса

Программа содержит курс изучения элементов компьютерной графики, на основе программы TUX PAINT, элементов работы с вводом букв, на основе клавиатурного тренажера детьми 6-7 лет, содержит комплексные и интегрированные занятия, связанные с изучением изобразительного искусства, музыки, и окружающего мира.

Занятия проводятся один раз в месяц, продолжительность занятия – 25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 7. На каждом занятии предполагаются физкультминутки, гимнастика для снятия усталости глаз, вводная беседа, освоение детьми теоретических навыков. Практическая работа на компьютере 10 – 15 минут.

Данная программа предусматривает использование следующих форм работы:

фронтальной- подача учебного материала всему коллективу учащихся,

индивидуальной –самостоятельная работа учащихся с оказанием учителем помощи при возникновении затруднения.

групповой -  когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга.

Используемые методы:

  1. беседы;
  2. практические занятия;
  3. работа с дидактическим материалом (различные карточки, презентации, иллюстративный материал и т.д.);
  4. активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.

План-схема  занятия:

  1. организационный момент.
  2. организация рабочего места;  проверка готовности детей к занятию.  
  3. повторение пройденного материала; чаще всего используется фронтальный опрос;  разминка в виде эвристической беседы,
  4. изложение нового материала;
  5. выполнение физкультминутки,
  6. инструктаж:  

а) вводный – проводится  перед началом практической работы;

б) текущий  - проводится во время практической работы;

в) заключительный.

  1. подведение итогов, приведение  в порядок рабочего места.

Метапредметные результаты

        Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы.
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

        Познавательные универсальные учебные действия:

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

        Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

III УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Основные виды

Учебной деятельности учащихся: Н – на необходимом уровне; П – на программном уровне

Информационные ресурсы, интерактивные средства обучения

Знакомство с Компьюшей и с устройствами компьютера. Техника безопасности. Работа  с компьютерной программой «Демонстрация».

1

19.10.

Н: знать устройства компьютера, правила Т:Б,

П: приводить свои примеры видов компьютеров.

Презентация по правилам ТБ. Задания- карточки  «Найди устройства» Компьютерная программа «Демонстрация».

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Работа  с компьютерной программой «Лабиринт».

1

16.11.

Н: знать понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «курсор», ориентироваться на клетчатом поле.

П: составлять простейшие задачи для движения по указанным направлениям.

Презентация «Клавиши управления курсором».

Компьютерная программа «Лабиринт».

Развитие внимания. Работа с компьютерной программой «Внимание». Компьютерный диктант.

1

14.12.

Н: уметь писать компьютерный диктант с помощью клавиш управления курсором.

П: составлять простейшие задачи для движения по указанным направлениям.

Презентация « Будь внимателен!»

Задания- карточки для компьютерного диктанта. Компьютерная программа «Внимание».

Знакомство с графическим редактором Tux Paint. Инструменты.

1

18.01.

Н: уметь запускать графический редактор, знать его название; уметь рисовать простейший рисунок.

П: сохранять нарисованный рисунок и вносить в него изменения.

Видео – презентация «Графический редактор Tux Paint». Графический редактор Tux Paint

Создание рисунка при помощи инструментов графического редактора Tux Paint.

1

08.02.

Н: уметь запускать графический редактор, знать его название; уметь рисовать простейший рисунок.

П: сохранять нарисованный рисунок и вносить в него изменения.

Видео – презентация «Этапы создания рисунка в Графическом редакторе Tux Paint».

Графический редактор Tux Paint

Как хорошо уметь писать. Работа  с компьютерной программой «Русландия», «Клавиатурный тренажер»

1

15.03.

Н: уметь запускать клавиатурный тренажер, уметь набирать короткий текст.

П: исправлять текст в программе«Русландия»

Компьютерная программа «Клавиатурный тренажер»,

«Русландия».

Итоговый урок-игра «Путешествие с Компьюшей»

1

05.04.

Н: уметь запускать клавиатурный тренажер,

графический редактор, уметь работать в группе.

П: вносить изменения в нарисованный рисунок, составлять простейшие задачи для движения по указанным направлениям.

Презентация, карточки- задания.

Графический редактор Tux Paint

Компьютерная программа «Внимание».

IV СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Знакомство с Компьюшей и с устройствами компьютера. Техника безопасности. Работа  с компьютерной программой «Демонстрация».

        Теория: Названия устройств, принципы работы компьютера, включение и выключение компьютера.. Понятия: компьютер, монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер, колонки, наушники. Правила поведения  в компьютерном кабинете, техника безопасности при работе за компьютером.

        Практика: Задания- карточки  «Найди устройства» Работа в  программе "Демонстрация"

Программа демонстрирует детям некоторые возможности компьютера на первых уроках в компьютерном классе.  Предусмотрены следующие варианты заданий:

"Считать" — числа и результат счета появляются на экране по щелчку мыши; во время демонстрации можно предложить учащимся устно посчитать арифметические примеры, задаваемые в программе, и сравнить ответы учащихся с ответами, появляющимися на экране.

"Писать" — по щелчку мыши последовательно появляются буквы слова "мама";

"Рисовать" — по щелчку мыши на экране появляется картинка; по следующему щелчку мыши картинка закрашивается;

"Мультик" — на экране появляется картинка; по щелчку мыши запускается простейший анимационный фильм;

"Музыка" — проигрывание музыкального фрагмента.

Тема 2. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Работа  с компьютерной программой «Лабиринт».

        Теория: Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Клавиши управления курсором.

        Практика: Включение и выключение компьютера, управление курсором. Работа в программе  «Лабиринт» Программа предназначена для первоначального знакомства с клавишами управления курсором, клавишей , а также с различными видами курсоров.

В программе предусмотрено 10 заданий различной сложности (выбор задания осуществляется с помощью меню).

Лабиринты 2–5 7–10 имеют единственное решение, лабиринты 1, 6 — несколько правильных решений.

Тема 3. Развитие внимания. Работа с компьютерной программой «Внимание». Компьютерный диктант.

        Теория: Повторение понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Клавиши управления курсором.

        Практика: Работа в программе "Внимание"

Программа предназначена для развития внимания, памяти, логического и образного мышления, для закрепления умения ориентироваться на плоскости по клеточкам в направлениях вверх, вниз, влево, вправо, а также для закрепления навыков управления курсором. Предусмотрены следующие варианты заданий:

"Рисовать" — на экране появляется рабочее клетчатое поле, а также кнопки управления действиями. Передвижение "Карандаша" или "Ластика" осуществляется с помощью клавиш-стрелок. Переключение между режимами рисования, перемещения курсора без рисования и стирания осуществляется щелчком мыши на соответствующем инструменте или нажатием клавиши , или соответственно. Задания для работы описаны в методических рекомендациях к уроку.

"Рисовать по образцу" — рабочее поле и назначение клавиш такие же, как в задании "Рисовать". Предусмотрено 10 заданий для рисования по образцу. Для того, чтобы проверить правильность выполнения задания, нужно нажать кнопку Готово или клавишу .

"Искать отличия" — предусмотрено 5 вариантов задания. После выбора конкретного задания на экране появляются 2 рисунка. Требуется найти и указать элементы, которыми рисунки отличаются друг от друга. Чтобы указать фрагмент, нужно щелкнуть на нем левой кнопкой мыши на любом рисунке. Если фрагмент выбран правильно, он выделится на обоих рисунках. Для проверки правильности выполнения задания нажмите кнопку Готово или клавишу .

Тема 4. Знакомство с графическим редактором Tux Paint. Инструменты.

         Теория: Программа  Tux Paint; понятия: «панель инструментов», строка меню для команд, палитра.

        Практика: Работа в программе TuxPaint. Программа является графической средой, которая входит в состав ОС Линукс. Эта программа создана для детей  в возрасте от 3-12 лет. Эмблема у этой программы – пингвин, из-за чего появилась первая часть  названия программы, и вторая часть названия Paint – в переводе с английского «Рисовать красками». В этой программе можно создавать изображения, сохранять их, и даже печатать. В данной программе полный набор для творчества: кисти, линии, формы, шрифты, штампы, эффекты анимации.

Тема 5. Создание рисунка при помощи инструментов графического редактора Tux Paint.

        Практика: Инструменты графического редактора. Игра «Назови фигуру», «На что похожа фигура», моделирование объекта из геометрических фигур, создание рисунка из геометрических форм.

Тема 6. Как хорошо уметь писать. Работа  с компьютерной программой «Русландия», «Клавиатурный тренажер»

        Теория: Расположение пальцев на клавиатуре, клавиатурный тренажер (презентация). Понятия: «Enter» (энтер), «Shift» (шифт) , «Ctrl» (контрол), пробел, «Backpace» (бэкспейс), их изображение на клавиатуре.

        Практика: 

1.Набор букв на клавиатуре в программе «Клавиатурный тренажер».

Программа предназначена для формирования первоначальных навыков работы с клавиатурой.

Предусмотрены следующие варианты заданий:

"Цифры";

"Кириллица. Средний ряд";

"Кириллица. Средний и верхний ряды";

"Кириллица. Средний и нижний ряды";

"Фразы";

"Латиница".

Чтобы начать выполнение программы, нужно нажать кнопку Печатать. При необходимости можно приостановить выполнение задания, нажав кнопку Пауза.

Образцы букв, слов и фраз, которые нужно печатать, располагаются в верхней части экрана. По мере выполнения задания символы меняют цвет.

В задании "Фразы" наличие пустой капельки предполагает нажатие клавиши <Пробел>.

Переключение клавиатуры на русский/английский шрифт осуществляется автоматически.

2. Работа в программе "Русландия". Программа предназначена для закрепления навыков

написания словарных слов. Требуется вставить (ввести с клавиатуры) пропущенную букву в слово, предложенное программой, затем нажать кнопку Готово или клавишу . Если буква введена верно, программа предложит следующее слово, если неверно — необходимо решить задание еще раз. Неверную букву можно стереть клавишей или просто ввести вместо нее новую букву.

Тема 7. Итоговый урок-игра «Путешествие с Компьюшей»

Работа учащихся в группах. Выполнение заданий на карточках.

V ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

        В результате проведения занятий по информатике дети должны  

знать:         

  • правила работы в компьютерном кабинете, правила техники безопасности и выполнять их;
  • названия и функции основных частей компьютера;
  • изученные термины и понятия;
  • названия и функции основных инструментов панели графического редактора

уметь:

  • уверенно использовать в работе клавиатуру и мышь;
  • понимать компьютерную терминологию; называть части компьютера;
  • работать инструментами графического редактора;
  • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
  • выполнять творческие задания;
  • сотрудничать с другими детьми, оказывать помощь друг другу.

VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Информационно-методическое обеспечение

  1. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 2009.
  4. Кривич Е.Я.  «Компьютер для дошколят", М.: Изд-во Эскмо, 2005.
  5. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.
  6. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос. 2001.
  7. Никитина М."Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006.
  8. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.
  9. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Компьютер для дошкольников. – «Одиссей», 2008.
  2.  «ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)).
  3.  Тур С. Н., Бокучава Т. П. Программное обеспечение "Cтрана Фантазия" по курсу информатики для начальной школы с 1 по 3 годы обучения (2—4 классы).
  4. Графический редактор Tux Paint.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение"

Пояснительная записка и содержание программного материала...

Рабочая программа по предмету "Графика и письмо"

Пояснительная записка и содержание программного материала...

Рабочая программа по предмету экологическое воспитание (младшая группа)

Программа разработана на основе:  примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой и др., Москва, 2014г. ...

Рабочие программы по предметам 1 класса

Рабочая программа-это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, форумы, методы, и приемы организации образо...

Рабочие программы по предмету 7 вида 1 класс

Учебные программы по предметам разработаны на осно­ве авторских программ, авторской программы Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обуче...

Методические материалы к разработке рабочей программы по предмету «Музыка» в основной школе на ступень

Методические материалы к разработке рабочей программы по предмету «Музыка» в основной школе на ступень...

Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» все возрастные группы (2-7 лет)"

Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область  «Художественно-эстетическое развитие»  все возрастные группы...