Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение"
рабочая программа по теме

Дичманис Валентина Филипповна

Пояснительная записка и содержание программного материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alternativnoe_chtenie.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение  

общеобразовательная школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Рассмотрено

на заседании

методического совета

Протокол

№_от «_»_20_г.

Руководитель МО____

Принято

на педагогическом совете

Протокол

№ __ от «__» ___20_г.

«Утверждаю»

Директор _____Сорокина Е.В.

«__» ____20___г.

Рабочая программа

по предмету «Альтернативное чтение»

4 «Ж» класс

Составил: Дичманис В.Ф.  

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету  «Альтернативное чтение» для 4 класса разработана  на основе  Примерной  программы начального общего образования (Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. СПб.:ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.) по предмету  «Альтернативное чтение».

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ  №439 на 2014-2015 учебный год рассчитана на 136 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

При разработке программы учитывался контингент детей школы дети с диагнозом F-72 и сочетанной патологией.  

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В случаях выраженного интеллектуального недоразвития констатируется нарушение деятельности первой и второй сигнальных систем. У учащихся с тяжелой умственной отсталостью преобладают примитивные физиологические потребности в связи с несформированностью потребностей более высокого уровня (например, познавательных потребностей, потребности в самостоятельности, в полноценном общении). Такие дети  в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру. Их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Поэтому их обобщенные представления, очень ограниченные, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью. В отношении других объектов их знания и представления отрывочны, фрагментарны, а часто и совсем отсутствуют.

Степень речевого развития детей с тяжелой умственной отсталостью чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для этих учащихся характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической.  Особенностью освоения предметных знаний учащимися  умственной отсталостью, воспитывающимися в детских домах, является дефицитарность непосредственно-эмоционального общения и мотивационного компонента предметной и предметно-игровой деятельности. Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в дошкольный период детства.

Лица с тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами).

Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей с тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей (как в дошкольном, так и в школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи.  Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния. Это предъявляет особые требования к педагогу, к организации самого процесса обучения общению. На первых порах работы с неговорящими детьми речевые средства передачи информации мало эффективны. Дети не всегда понимают обращенную к ним речь. Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, взаимодействие с детьми требует использования дополнительных, поддерживающих средств, отличных от речевых, которые бы способствовали взаимопониманию, созданию благоприятной атмосферы

В основу предмета «Альтернативное чтение» в «Программе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной (поддерживающей) коммуникации.

Поддерживающие средства весьма разнообразны: слово, предмет, жест, фотография, картинка, символ. При организации обучения педагог индивидуально подходит к каждому ребенку с учетом структуры нарушения. Выбор неречевого общения в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью. Однако необходимо учитывать, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь.

Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию учащихся с   тяжелой умственной отсталостью в коррекционно-образовательном процессе, является предметно-развивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 Процесс «чтения» в широком его понимании очень важен для формирования у ребенка с тяжелой умственной отсталостью правильных

представлений о себе, социальном и природном мире.

Обучение в рекомендованной последовательности «Альтернативному чтению» на основе работы со знаково-символической системой ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся. Это позволит учителю осуществлять коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащихся, то есть учить их вышеперечисленным видам «чтения», достигая, если возможно, чтения как можно большего количества слогов, слов и фраз.

Обучение «Альтернативному чтению» учащихся рассматриваемой категории имеет целью не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не их литературное образование, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации. Поэтому при определении направлений и содержания работы по альтернативному чтению необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого учащегося.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащиеся с тяжелой умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

Предмет «Альтернативное чтение»  для 4 класса предполагает обучение учащихся следующим вариантам «чтение»:

  • «чтение» телесных и мимических движений;
  • «чтение» изображений на картинках и картинах;
  • «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
  •  «чтение» пиктограмм;

Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

Цель учебно-воспитательного процесса:

  • формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;
  • формирование максимально возможного навыка самостоятельности;
  • совершенствование качества жизни учащихся;
  • организация речевой среды, стимулирование речевой активности учащихся на основе прочитанного педагогом или элементарного самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слогов, слов и предложений).

Основные задачи:

  • формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
  • знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
  • приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
  • создавать условия для пробуждения речевой активности учеников и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и
    побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;
  • формировать умение учащихся пересказывать прочитанное с помощью педагога;
  • знакомить учащихся с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
  • использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания учащимися содержания литературных произведений;

Форма организации учебного процесса

Формами обучения при  индивидуальном и дифференцированном подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.

Методы и приёмы обучения:

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные методы:   показ, иллюстрация, демонстрации, метод пиктограмм.

Практические методы: упражнения, практические  работы, дидактические игры, экскурсии.

Виды деятельности учащихся  на уроке:

  • игровая
  • предметно-практическая
  • элементарная учебная

     Формы текущего контроля знаний  в 4классе 

     Психолого-педагогическое обследование (экспресс-диагностика) проводится в начале, и в конце учебного года и направлено на выявление коммуникативных возможностей детей с использованием невербальных и вербальных средств общения, включения в предметно-практическую деятельность элементов учебной деятельности. При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
  • деятельность осуществляется по подражанию;
  • деятельность осуществляется по образцу;
  • деятельность  осуществляется  по  последовательной  инструкции;
  • деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;
  • самостоятельная деятельность обучающегося;
  • умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.

Формы промежуточной и итоговой аттестации  в 4 классе

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.

Предполагаемые результаты освоения программы:

  • Усвоил;
  • Частично усвоил;
  • Не усвоил.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределения содержания программы по годам обучения и др.

 

Предполагаемые результаты         

  • использовать знаково-символические средства;
  • строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные); 
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • выделять информацию из художественных текстов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
  • составлять целое из частей;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать  простейшие причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
  • устанавливать аналогии.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Содержание программы

(всего 136  часов,  4часа в неделю)

4 класс

Первое полугодие.

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

 Аудиальные и визуальные упражнения с предметами, игрушками и картинками типа «Внимательно рассмотри...», «Слушай и показывай...», «Называй, а я показываю» (учитель показывает),  —того или иного объекта).

Рассматривание совместно с учащимися картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года. Разыгрывание вместе с учащимися содержания картин и картинок, используя персонажи пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядные объемные и плоскостные модели.

Работа с пиктограммами из серии «Школьные предметы». Пиктограммы «тетрадь», «карандаш», «пенал», «краски», «считать», «писать», «рисовать».

Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм: предметные и игровые действия по показу пиктограмм из рабочих тетрадей «Я — ребенок», «Ребенок и мир животных», «Ребенок в школе», «Ребенок и его дом».

«Аудиальное чтение». Совместное с учащимся слушание аудиокассет и побуждение их к узнаванию разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: металлофон, треугольник, балалайка, детское пианино и др. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением.

Развитие аудиального восприятия учащихся в музыкально-дидактических играх с музыкальными игрушками (металлофон, треугольник, детское пианино, барабан, бубен, гармошка, балалайка и др.).

В играх и игровых упражнениях развитие слухового восприятия учащихся, их умений различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. Упражнения на формирование слухового внимания и реакций учащихся на звуковой и речевой сигнал. Воспитание у учащихся в различных образовательных ситуациях умения вслушиваться в речь, различать тихую и громкую, медленную и быструю речь.

Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске. Совместное с учащимися слушание сказок, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов.

Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказкам, коротким рассказам, стихотворениям с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо. Привлечение учащихся к отображению действий по прочитанному учителем тексту.

   

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

Знакомство учащихся с буквой « А »

«Чтение» по артикуляции : узнавание  и беззвучной артикуляции .

Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточку с буквой «А» среди картинок.

Второе полугодие

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Работа с пиктограммами по рабочей тетради «ребенок в школе».  Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, на которых изображены школьные принадлежности, и действия с ними типа «Слушай и показывай на картинке» и т. п.

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стихи и показывай картинку» (изображено каждое действие к построчному тексту, выбор одной картинки из двух).

Аудиальные и двигательные упражнения со стихотворным текстом типа «Слушай и выполняй движения».

Знакомство с пиктограммами «портфель», «читать», «учить», «смотреть».

Узнавание учениками предметов для школы, игрушек – животных (целостное восприятие» по отдельным деталям.

Совместное с учащимися рассматривание картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года и др. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей.

Упражнения в выборе нужной пиктограммы из ряда других: учитель показывает ученикам несколько пиктограмм (например, «карандаш», «пенал», «тетрадь», «портфель»). Учащиеся должны узнать и показать ту, которую назвал учитель.

Создание игровых ситуаций, в которых ученику необходимо выбрать две одинаковые пиктограммы среди ряда других (например, «тетрадь» - «книга» - «карандаш» - «книга» и т. п.).

Упражнения в выборе детских книг с иллюстрациями (с помощью учителя) о школе, об уроках в школе, о безопасном поведении и т. п.

Упражнения в выборе информационных, предупреждающих и запрещающих знаков: «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Больница», «Место остановки автобус и (или) троллейбуса», «Медицинский кабинет». «Чтение» сигналов светофора. Занятия с рабочей тетрадью по правилам дорожного движения. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ»).

Совместное с учащимися разыгрывание с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театров, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей содержания картин из серии «Мы играем».

«Аудиальное чтение». Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами (называет учитель).

Слушание совместно с учащимися аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD – диске, пластинках и т. п. Чтение учителем сказок, песенок, стихов (без показа иллюстраций) с последующим проведением игр, в которых учащиеся узнают и называют (показывают, изображают) персонажей этих произведений.

Разыгрывание с малыми группами учащихся театрализованных игр (режиссерских и игр – драматизаций) с использованием вербальных и невербальных средств общения. (Учитель принимает участие в играх, исполняя роль ведущего, режиссера и одного из персонажей). Разыгрывание перед учащимися и совместно с ними сказочных ситуаций с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театров, кукол бибабо. Привлечение учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, СПОСОБНЫХ УСВОИТЬ ТАКОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ).

Знакомство учащихся с буквой «О» (буквы вырезаны по контору – размер 10 и 5 см).

«чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А, О, У на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

Дидактические упражнения на выбор букв А, О, среди картинок (размер картинок 10 и 5 см).

Упражнения в соотнесении артикуляции: учитель произносит звук, четко артикулирую его, а учащийся выбирает букву (сначала даются буквы размером 10 см, затем 5 см, далее двух размеров).

Работа с карточками, на которых напечатаны слова стол, стул (буквы размером 10 и 5 см). Упражнения в соотнесении предмета, картинки, пиктограммы и карточки со словом.

 

 

Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.

Сборники и азбуки для чтения учащимся

  1. Берестов В. Д. Книга для чтения в детском саду. — М.: Астрель, 2001.
  2. Мешковин И., Лавро К Азбука. — М.: «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», 2004.
  3. Козлов С. Я на солнышке лежу. — М.: Самовар, 2010.
  4. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. — М.: Правда, 1982.
  5. Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс / Под ред. Т. И. Максимовой. — М.: Эксмо, 2008.
  6. Песенки, загадки, пословицы / Обр. Г. Науменко. — М.: Стрекоза, 2008.
  7. Полная хрестоматия дошкольника. 3-4 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  8. Полная хрестоматия дошкольника. 5-6 лет. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  9. Сутеев В. Г. Сказки и картинки. — СПб.: Герион, 1993

Список методической литературы

  1. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учится трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. СПб: «Детство – пресс» 2000
  3. Дидактические игры и упражнения по логоритмике: Учебно – методическое пособие. Авторы – составители Г.И, Анисимова, В.А. Жарова. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2004.
  4. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль, 2001.
  5. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс. Автор-составитель Л.И. Рудченко. Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Пузанов Б.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: ( Олигофренопедагогика). М.: «Академия»,2000.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Букварь. М. 2011.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

«Растения», «Дикие животные», «Домашние животные», «Окружающий мир, Бытовая техника», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Головные уборы в картинках», «Обувь в картинках», «Мебель в картинках», «Бабочки», «Времена года», «Сюжетные картинки по развитию речи».

В предметно-образовательной среде для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть представлены следующие оборудование и материалы:

  • альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных и т. п.;
  • атрибуты для игры-драматизации;
  • бубны; музыкальные инструменты;
  • бумага разного формата (А4, A3, А2) и разной плотности, большие листы упаковочной бумаги, рулоны обоев;
  • детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.);
  • детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения;
  • детские книги;
  • декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);
  • домики, деревья, елки и другие игрушки, деревянные, картонные или пластмассовые;
  • доски: магнитная, ковролиновая;
  • зонтики (большие и маленькие);
  • игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами;
  • игрушки, изображающие сказочных персонажей;
  • игрушки мелкие резиновые, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения;
  • игрушки музыкальные;
  • индивидуальные доски для рисования фломастерами, карандашами;
  • иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;
  • калькуляторы (крупного размера);
  • карандаши;
  • картинки-пазлы предметные и сюжетные;
  • картины из серий «Домашние животные», «Дикие животные»
  • картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях;
  • карточки с пиктограммами;
  • колокольчики;
  • конструкторы деревянные и пластмассовые;
  • корзины разной величины плетеные и пластмассовые;
  • куклы театральные (для перчаточного театра, объемного настольного театра, куклы бибабо, куклы-марионетки и др.);
  • кукольная мебель деревянная и пластмассовая большого, среднего и малого размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита и др.);
  • кукольная одежда
  • магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий
  • материалы и приспособления для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата;
  • посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник, ложка);

•        мозаики;

  • муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы;
  • мягкие и деревянные игрушки (крупногабаритные);
  • наборы для настольного театра из полистирола, пластмассы, дерева;
  • наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.);
  • наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь, наборы цветных красок;
  • набор картинок с изображением знакомых детям объектов: магазин, детская площадка, детский сад, улица, поликлиника и т. п.;
  • наборы картинок, пиктограмм, символизирующие место хранения предметов гигиены, бытовых предметов и т. п.;
  • наборы ткани разной фактуры и разного цвета;
  • напольная ширма;
  • настенное зеркало;
  • настольно-печатные игры;
  • оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, сушилка для белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, игрушечная посуда разных размеров и т. п.;
  • принадлежности доя мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце и др.);
  • сервировочный стол, пластмассовые стеллажи-этажерки с двумя-тремя полками и т. п.;
  • тележки, машины;
  • часы (будильники, настенные, наручные и т. п.);

Учебный план

Наименование предметов

и тем

Количество часов

1

« Чтение изображений на картинках, картинах

и пиктограммах»

Аудиальные упражнения с предметами посуды,

бытовой техники.

4

Аудиальные упражнения с предметами личной гигиены.

5

Рассматривание картинок с изображением предметов

личной гигиены.

5

Рассматривание картинок с изображением животных

и растений.

3

Разыгрывание содержания картинок с изображением посуды,

предметов личной гигиены, бытовой техники, животных и растений с помощью наглядных обьемных и плоскостных

моделей.

2

Работа с пиктограммами из серии « Школьные предметы»

11

Аудиальные и визуальные упр-ния с использованием

картинок, на которых изображены школьные принадлежности и деиствия с ними.

3

Аудиальные и визуальные упр-ния, в которых учащиеся

выбирают одну картинку из двух.

4

Аудиальные и двигательные упр-ния со стихотворным текстом.

5

Знакомство с пиктограммами

5

Узнавание учениками предметов для школы,игрушек

животных ( целостное восприятие) по отдельным деталям.

3

Совместное рассматривание картин и картинок.

3

Упр-ния в выборе нужной пиктограммы из ряда других

2

Создание игровой ситуации, в которых нужно выбрать

две одинаковые пиктограммы среди ряда других.

3

Упр-ния в выборе информационных ,предупреждающих

и разрешающих знаков.

5

Разыгрывание простейших действий руками,стимулирующих

игровые движения ребенка с предметами.

4

2

« Аудиальное чтение»

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков

природы, улицы, голосов животных и птиц.

2

Слушание звучания музыкального инструмента и выбор

такого же инструмента на картинке.

2

Музыкально-дидактические упр-ния с музыкальными

игрушками.

2

Слушание сказки « Колобок».

5

.Слушание аудиокниг

4

Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по

Сказкам, с помощью персонажей пальчикового и др.театров.

4

Игровые упр-ния по развитию слуховой двигательной

памяти с закреплением связи действий и движений с глаголами.

3

Чтение сказки «Колобок» с показом персонажей и озвучиванием их голосов.

1

Проведение игры по сказке «Колобок» с проведением

доступных детям движений персонажей.

1

Игра «Колобок» на улице в большом пространстве.

Развитие  движений, закрепление связи движений и действий.

2

Игровые движения на закрепление связи действий и движений с глаголами.Сопряженно с педагогом.

4

Слушание аудиокассет свесенними мелодиями.

« Времена года» П.И. Чайковский.

3

Экскурсия в школьный парк «Весна пришла».

Голоса школьного парка.

2

3

« Чтение букв и слов ( глобальное чтение ).

Знакомство учащихся с буквой А

8

Дидактические упр-ния на выбор буквы А на картинках.   

7

«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение

гласных А,О,У на основе их беззвучной артикуляции.

4

Знакомство с буквой О.

4

Упр-ния на выбор букв А, О среди картинок

4

Знакомство с карточками, на которых напечатаны слова

«стол», «стул».

2

Упр-ния  в соотнесении предмета, картинки, пиктограммы

и карточки со словом.

2

Обобщающие уроки

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы» в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. ...

Рабочая программа" Обучение чтению" дополнительной платной услуги "проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению" для детей 6-7 лет

Рабочая программа "Обучение чтению"  дополнительной  платной  услуги «Проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению» для детей 6-7 лет разработана  в соответствии с требо...

Проект рабочей программы «Пришли мне чтения доброго»

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, т...

Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы»

Пояснительная запискаПрограмма образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа 21 века

Рабочая программапо литературному чтению       (указать предмет, курс,) (2 класс)(указание класса)Количество часов  136 ...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы

На протяжении многих лет являюсь автором-разработчиком учебных программ для начальной школы...

Рабочая программа по обучению чтению.

Программа рассчитана для детей 6-7 лет....