Статья "Взаимосвязь ТРИЗ и информатики для дошкольников по программе Детский сад 2100"
статья по информатике (старшая группа)

Просвирина Фирая Тимербулатовна

В статье описывается программа курса информатики "Все по полочкам", и способ ее реализации посредством ТРИЗ технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_triz_i_informatiki.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Статья « Взаимосвязь ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и курса информатики для дошкольников по программе Детский сад 2100»

Начиная работать с детьми в старшей группе по программе «Всё по полочкам» под редакцией А.В. Горячева и Н.В. Ключ, пришлось потрудиться и нам, и нашим ребятам, потому что в своей работе мы не пользовались программой «Детский сад 2100», начали использовать ее парциально, в форме кружка.

Услышав название «Информатика», любой человек подумает, а не рано ли детям использовать компьютер, так как и дома, дети не пользуются современными гаджетами  и технологиями. Курс информатики не предполагает использования компьютера, дети развивают умение мыслить логически, развивать системное мышление. Главной целью является развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.

 Задачами курса условно разделены на три группы:

К первой группе можно отнести следующие задачи:

- учить выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

- знакомить с вложенными подмножествами (не вводя термина);

- учить сопоставлять части и целое для предметов и действий;

- знакомить с главной функцией (назначением) предметов;

- учить расставлять события в правильной последовательности;

- учить описывать свои действия;

- учить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

- знакомить с функцией как с действием, применяемым по отношению к разным предметам;

- учить описывать порядок действий для достижения заданной цели;

- учить находить ошибки в неправильной последовательности действий.

Ко второй группе можно отнести следующие задачи:

- знакомить с истинными и ложными высказываниями (не вводя термина);

- знакомить с отрицанием (не вводя термина);

- учить формулировать отрицание по аналогии;

- знакомить с использованием запрещающих и разрешающих знаков;

- знакомить с логической операцией «И» (не вводя термина).

К третьей группе можно отнести следующие задачи:

- учить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;

- учить видеть позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях;

- учить проводить аналогию между разными предметами;

- учить находить сходное у разных предметов;

- учить переносить свойства одних предметов на другие;

- учить представлять себя разными предметами изображать поведение этих предметов.

С самого первого занятия у детей появился интерес к занятиям кружка, мы учились выделять признаки предметов по цвету, по издаваемому звуку, по влажности, по вкусу и многим другим качествам, классифицировали их в подгруппы, параллельно проигрывая каждый новый термин, при помощи игр «Обзывалка», «Хорошо - плохо», «Раньше - позже», учились наделять объект новыми признаками, например: «Что, если книга будет живая?»

В методическом пособии так же рекомендованы задачи - шутки на разбитие внимания и сообразительности, например: - По сцене катилось разноцветное колесо. Один угол у него красный, второй - синий, третий - жёлтый. Как вы думаете, какого цвета угол зацепится за занавес?

Знакомились с такими понятиями, как функция, часть - целое, определяли закономерность, выстраивали последовательность событий, познакомились с «лентой времени», научились кодировать действия условным знаком.

 Все занятия представлены в методических рекомендациях к курсу информатики для дошкольников, а так же мы пользовались распечатанным к занятиям дополнительным учебным пособием для индивидуальной работы детей.

Помочь мне в осмыслении данной деятельности помогла технология ТРИЗ. По стечению обстоятельств, я приняла решение использовать данную технологию в работе, параллельно с кружком по информатике, до конца не осознавая, что эти две стези, взаимодополняют друг - друга.

Подтверждением тому отрывок из программы Горячева А.В., Н.В.Ключ: «Разумеется, перечисленные задачи ставятся только в отношении простейших предметов, действий,  высказываний. При решении задач по развитию воображения активно применяются приемы, разработанные в системе ТРИЗ».

В доказательство того, что ТРИЗ и программа «Всё по полочкам», являются единым механизмом, представляю часть биографии авторов данного методического пособия. Александр Горячев учился на факультете прикладной математики Московского института электронного машиностроения, который успешно закончил в 1979 году.

 Затем работал в Институте точной механики и вычислительной техники. Автор Образовательной системы "Школы2100".
Наталья Валериевна Ключ в настоящее время является автором и преподавателем развивающих курсов на базе ТРИЗ, педагог дополнительного образования, тренер, методист, автор печатных пособий для учителей, один из разработчиков УМК "Планета знаний".

Действительно, в технологии ТРИЗ, мы тоже изучали признаки объектов, они обозначаются значками, их 17. Игры, изготовленные по технологии оказались, кстати, это картинки объектов природы живой и не живой, и изображения объектов рукотворного мира.  В методическом пособии по информатике чаще других встречается игра «Хорошо - плохо», это неизменная игра ТРИЗ, на выявление как положительных, так и отрицательных сторон объекта, адекватной оценки ситуации. Кодированием действий условными знаками, мы познакомились с ребятами раньше запланированного периода, благодаря ТРИЗ, так же как и лентой времени.

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.  Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие  

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Впервые появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Первые занятия по ТРИЗ, Г. С. Альтшуллер основоположник теории,  начал проводить в 1948 г. и проводил их до 1998 г. При этом следует отметить, что до 70-х годов XX в. обучение ТРИЗу проходило преимущественно на экспериментальных семинарах.

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ –чётко структурированная и алгоритмизированная технология, в содержание которой входят разнообразные методы, творческие задания и игры, способствующие развитию воображения, речи, формированию сильного мышления, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ –технологии развивает у детей дошкольного возраста способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера.

Эффективность применения данной технологии заключается в её инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений детей с учётом их возрастных особенностей. Внедрение методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ –технологии в образовательную практику повышает уровень профессионализма и компетентности самого педагога. Данная технология дает возможность систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики, в руках у  воспитателя появляется инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

   Информатика для детей, в том виде в которой мы её преподносим, лучше всего воспринимается детьми в рекомендованном варианте, т.е. с использованием методов ТРИЗ. Другого объяснения материала просто не может существовать. Ведь ребята не накапливают информацию, а продумывают, объясняют, находят правильное решение, а это и есть основная идея ТРИЗ технологии, решать задачи, не методом проб и ошибок, а при помощи алгоритмов и системы. Находить выход из любой новой и незнакомой ситуации.

Мы должны учить детей решать завтрашние проблемы!

Список используемой литературы и ссылок:

1.Использование ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста/ сост. Е.Н. Шутова, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного института развития образования. -Гомель, 2017. –51с.

2. https://infourok.ru/triz_-_tehnologii_v_detskom_sadu.-439389.htm

3.https://volga-triz.org/2016/05/18/

4.Всё по полочкам, Пособие для дошкольников 5-6 лет, Горячев А.В., Ключ Н.В., 2012.

5.Горячев, Ключ: Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников 5 - 6 лет, М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование с применением пособий программы «Детский сад 2100» О.С «Школа 2100»

Тематическое планирование,по комплексной программе "Детский сад 2100", планирование включает в себя так же парциальные программы....

Развитие творческих способностей дошкольников средствами программы "Детский сад 2100"

Актуальность творческого развития дошкольников; основные задачи; Творческие задания....

Правовое воспитание дошкольников по программе "Детский сад 2100"

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...

Как работать дистанционно с родителя дошкольников, комплексный подход к проведению занятий для детей дошкольного возраста по программе "Детский сад 2100"

Презентация в помощь педагогам и родителям по проведению занятий средствами пособия «По планете шаг за шагом» Светлана Валентиновна Паршина, а также что должны знать родители о дистанционн...

Основные задачи математического развития дошкольников по программе «Детский сад 2100» в подгруппах 4-5, 5-6 лет.

Исследование психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что ребенок должен быть готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слыша...