Проект ИКТ
проект по информатике

Комарова Анастасия Валериевна

деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_informatika.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.  

Одно из главных условий внедрения компьютера в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Целью и задачами проекта является формирование информационной культуры у всех участников и интеграция информационных технологий в процессы воспитания и обучения.

Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через совместные занятия в Школе педагогов «Информационная культура педагога», через проведение конкурсов, родительских и педагогических конференций.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель. Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Проблема. Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта

  • Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
  • Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
  • Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
  • Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.

Ожидаемый результат

  • Повышение информационной культуры педагогов, родителей.
  • Информатизация управления ДОУ.
  • Повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
  • Активизация познавательной деятельности дошкольников.

Концептуальные положения

  • Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
  • Информационный подход к педагогическому процессу.
  • Педагогическая целесообразность.
  • Интеграция.
  • Принцип мультимедийности.
  • Интерактивный характер.

Тип проекта:  Долгосрочный, информационный, групповой

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, пдагоги.

Ресурсное обеспечение проекта.

Конспекты организованной образовательной деятельности с использованием компьютеров. Консультационный материал для родителей. Наглядный материал, медиатека развивающих компьютерных игр.

Технические средства: музыкальный центр, компьютеры, медиатека, интерактивная доска. диски, слайды  

Возраст детей: 5-7 лет.

Этапы деятельности по реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

Январь-сентябрь -2016 г.

Задачи:

1. Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения.

2. Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения занятий.

Разработка рабочих тетрадей для детей.

На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования компьютерных технологии в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия условий и возможностей применения ИКТ санитарно-гигиеническим требованиям.

Особого внимания требует отбор и подбор дидактических материалов в соответствие с программным содержанием выбранных направлений работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста. К данному виду работ помимо педагогов подключаются методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.

Кроме того, предполагается провести опрос родителей о возможности помощи детям освоения ПК в домашних условиях.

2 этап. Реализация проекта

(сентябрь 2016-март 2017г.)

Задачи:

1. Опробовать механизмы использования компьютерных технологии на занятиях с дошкольниками.

2. Продолжить формирование базы дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому 

3 этап. Контрольно-диагностический.

Апрель - май 2017 г.

Задачи: 1. Анализ эффективности использования ИКТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка.

2. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию компьютера в домашних условиях и педагогов по использованию ПК в воспитательно- образовательной работе.

Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедиа техники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах нашего учреждения и других дошкольных учреждениях.

Этапы Мероприятия Сроки Результат

I. Подготовительный этап Анализ программы по разделам ознакомление с окружающим миром с целью подбора необходимого мультимедийного обеспечения Январь 2016г. Создание списка необходимого дидактического мультимедийного материала

Анализ программы по разделам «Обучение грамоте» с целью подбора необходимого мультимедийного обеспечения Февраль 2016г. Создание списка необходимого дидактического мультимедийного материала

Анализ программы по разделу «Формирование элементарным математическим представлениям» с целью подбора необходимого мультимедийного обеспечения Март 2016г Создание списка необходимого дидактического мультимедийного материала/

Создание информационного банка методических и дидактических материалов для проведения занятий по разделам Апрель 2016г. Информационный банк материалов/

Анализ отобранного и созданного информационного банка в соответствии с психическими и возрастными особенностями детей Май 2016г

Первоначальные рекомендации по отработке механизмов использования ИКТ.

Опрос (анкетирование) родителей Май 2016 г. Справка по анкетированию, рекомендации

II .Этап. Реализация проекта. Проведение серий занятий по обозначенным направлениям с целью апробации механизма применения ИКТ и его совершенствования Сентябрь - декабрь

2016г. Перспективный план

Анализ занятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон использования ИКТ с методической точки зрения Январь 2017 г. Рекомендации

Анализ занятий с использованием ИКТ с точки зрения соответствия СанПиН. Февраль 2017 г.

Заключение

Продолжить создание информационного банка материалов для занятий, используя помощь родителей.

Февраль-март 2017г. Пополнение информационного банка

Проведение внеурочных занятий, дидактических игр, викторин и пр. с использованием ИКТ Февраль-март

2017г. Перспективный план

Консультации для родителей по освоению дома с детьми применение ПК. Февраль

2017 г. Материалы консультаций

Открытое занятия для родителей и педагогов ДОО Март

3 этап. Контрольно-диагностический.

Диагностика уровня развития детей Март

2017г. сравнительный анализ результатов

Анализ эффективности использования ИКТ Март.

2017г. Итоговая справка

Разработка рекомендаций для родителей Апрель 2016г. Родительское собрание

Разработка рекомендаций для педагогов ДУ по механизмам использования ИКТ на занятиях.

Май 2017г. Материалы рекомендаций

Выступление на педагогическом совете с результатами реализации проекта 

Май 2017г. Презентация проекта

Диагностика уровня развития детей Май 2017г. Сравнительный анализ результатов

Анализ эффективности использования ИКТ Май 2016г. Итоговая справка

Разработка рекомендаций для родителей Май 2017г. Родительское собрание

3. Критерии оценки эффективности проекта

Исходя из того, что цель моего проекта - найти и опробовать новые формы работы в УВП с использованием ИКТ, позволяющие повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДУ, встает вопрос об определении критериев эффективности.

Под эффективностью мы понимаем отношение затрат к результату, то есть достижение максимальных результатов при минимальных затратах на их достижение.

Критерием оценки результата будет достижение детьми высокого уровня развития общих способностей и высокого уровня познавательной активности

Что же касается затрат, то следует помнить, что полученный в результате реализации проекта мультимедиа ресурс - это комплексный продукт, уже готовый к реализации в педагогической деятельности. То есть мой проект позволит накопить базу медиаресурсов, которая поможет любому педагогу включать их в свою работу, минимизирую тем самым свои затраты на подготовку к занятиям.

В заключение хочется выделить некоторые положительные стороны использования компьютера (ИКТ) и определенные результаты этой деятельности.

Конечно самое главное, что использование ИКТ позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Внесло динамику (что позволило даже сократить длительность занятия). Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.

Результаты мониторинга за первое полугодие показали более высокий уровень развития детей в интеллектуальной и познавательной области. Если раньше эти области всегда «западали» и на первое место выходило художественное и физическое развитие, то в данный момент мы увидели значительный скачек в этих областях у детей дошкольного возраста тех групп, на которых мы использовали ИКТ.

Распространение результатов проекта мне представляется в следующем виде:

- Выступление с презентацией проекта на методическом объединение ДОУ

- Помещение материалов из опыта работы на сайте. Nsportal.ru

-Публикации в печати.

Взвешивая все «за» и «против» реализации данного проекта, заметим, что если мы в дошкольных учреждениях не воспитаем в детях любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение школьного образования не сможет исправить наших ошибок.

4. Риски проекта

Нормативно-правовые:

-разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДУ (приказов, положений, правил, функционалов, заключение договоров с партнерами;

Научно-методические:

-функционирование творческой группы по реализации проекта в ДУ ;

-разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;

-внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;

-Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

Кадровые:

-создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;

-привлечение необходимых специалистов извне;

-создание творческих групп;

Информационные:

- формирование банка данных по реализации проекта;

- мониторинговые мероприятия;

- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

Материально-технические:

- приобретение технических и дидактических средств обучения;

- оснащение ДОО оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;

Использованная литература:

1. Б. С. Беренфельд, К. Л. Бутягина, Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005.

2. Е. И. Булин-Соколова, Цифровые инструменты информатизации образовательных учреждений, Вопросы образования, 3-2005.

3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш. учеб. Заведений, М, «Академия», 2008.

4. И. И. Калинина, О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий, Вопросы образования, 3-2005.

5. М. М. Митченко, Т. В. Туранова, Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыта реализации, Информатика и образование, 11-2005.

6. А. Л. Семенов, Качество информатизации образования, Вопросы образования, 5-2007.

7. И. Д. Фрумин, К. Б. Васильев, Современные тенденции в политике информатизации образования, Вопросы образования, 3-2005.

8. Информатизация образования: направления, средства, технологии, Пособие для системы повышения квалификации, Под общ. ред. С. И. Маслова, М, МЭИ, 2004.

9. Концепция информатизации образования, Информатика и образование, 1- 1990.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат, М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...