«Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»
статья по информатике

Костина Ольга Валентиновна

 «Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veb_kvest.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вэб – квест как форма методического сопровождения развития педагогических компетенций»

Решая проблему развития профессиональной компетентности воспитателей ДОО по проблемам реализации ФГОС ДО в процессе дошкольного образования, нужно отметить, что реализация технологического подхода в образовании предполагает рассмотрение вопросов проектирования педагогического процесса. Проблема изучалась Н.А. Алексеевым, Л.В. Байбородовой, В.С. Безруковой, Г.Е. Муравьёвой, О.П. Околеловым, О.Г. Прикот, П.Е. Решетниковой, М.И. Рожковым, Г.Н. Стайновым, В.З. Юсуповым и другими. Большинство авторов, разделяющих технологический подход, единодушны в признании технологии продуктом проектирования педагогического процесса.

Новицкая В.А. в своих трудах рассматривает методическое сопровождение воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения как специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.

Особенностью методического сопровождения на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.

Одной из основополагающих компетентностей педагога ДОУ, отраженных в Законах, является коммуникативная компетентность. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определил необходимые коммуникативные навыки профессиональной деятельности педагога ДОУ: знание психологии взаимоотношений, способствующей развитию общения со всеми участниками образовательного процесса, умение решать проблемы в профессиональном общении. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования позволяет уточнить и расширить задачи, которые ставит перед педагогическими кадрами система образования.

Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями.

ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества (В.Ф. Бурмакина, А.А. Елизаров, О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева, Л.Н Горбунова, А.М. Семибратов)

При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога:

- технологический уровень (владение информационными технологиями);

- методический уровень (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе).

С учетом развития современного информационного общества и ориентируясь на социальный заказ можно считать, что педагог обладает нужным уровнем информационной культуры, если он соответствует следующим требованиям:

- способен самостоятельно осуществлять поиск новой информации (в том числе в сети Интернет) по своей теме;

- эффективно и грамотно проводит структурирование, систематизацию и обобщение информации и представляет ее воспитанникам в удобном и понятном виде;

- разбирается в обучающих пакетах программ, электронных пособий, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации, а также знает, как применить их в педагогическом процессе;

- умеет и знает, как пользоваться интернет-ресурсами и информационными технологиями;

- самостоятельно может разработать небольшие, но важные программные средства, необходимые в педагогическом процессе;

- может подобрать наиболее удачную и полезную программную среду при выполнении разнообразных задач.

В состав информационной компетентности также можно включить следующие элементы:

- постоянный интерес и личную потребность в приобретении новых знаний и умений, касающихся информационных и технических средств;

- совокупность знаний, которые способны отразить систему информационного общества;

- постоянную поисковую познавательную деятельность, в том числе накопление опыта поисковой деятельности в области компьютерных технологий и технических ресурсов;

- наличие опыта по линии «человек-компьютер».

Информационно-коммуникативная технология — это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006

Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной целью, которая стоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Из вышесказанного следует, что ИКТ-компетентность – это качество действий педагога, обеспечивающих:

• эффективный поиск и структурирование информации;

• адаптацию информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;

• ведение документации на электронных носителях;

• квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;

• использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, а также при взаимодействии с родителями и социумом;

• активное самообразование через систему информационных технологий (участие в вебинарах, дистанционное обучение и др.);

Таким образом, организация методического сопровождения развития ИКТ и коммуникативной компетенций педагогов ДОО будет возможна через

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу с педагогическими кадрами (вэб-квест, интерактивные технологии), методов активного обучения на основе дифференцированного подхода.

Образовательный web-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета.

Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Берни Додж, основатель данной технологии, выделяет три принципа классификации веб-квестов:

1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.

2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.

3. По типу заданий, выполняемых учащимися:

пересказ (retelling tasks),

компиляционные (compilation tasks),

загадки (mystery tasks),

журналистские (journalistic tasks),

конструкторские (design tasks),

творческие (creative product tasks),

решение спорных проблем (consensus building tasks),

убеждающие (persuasion tasks),

самопознание (self-knowledge tasks),

аналитические (analytical tasks),

оценочные (judgment tasks),

научные (scientific tasks).

При разработке образовательных веб-квестов мною учитывалось то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы педагогов находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом выступала встреча с педагогами на практических мероприятиях. Разработанные мною вэб-квесты строились по типу конструкторских и компиляционных заданий.

Тематика веб-квестов была выбрана самой разнообразной, проблемные задания отличались степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, были представлены в виде устного выступления (например, презентация картотек интерактивных игр), компьютерной презентации, проигрывания интерактивных приемов и пр.

Этапы представлены на слайде

На 1 этапе педагоги знакомились с основными понятиями по выбранной теме. Распределялись на роли в команде: по 1-3 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить друг друга работе с компьютерными программами.

На 2 ролевом этапе осуществлялась индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняли задания.

На 3 заключительном этапе по результатам исследования проблемы формулировались выводы и предложения.

Вэб-квесты, разработанные мною, охватывают своим содержанием полный перечень вопросов при подготовке к тематическому педсовету и имеют общую структуру.

Сначала вводится игровой персонаж и задается проблемная ситуация. Затем предлагается выбор ролей. В нашем случае это дифференциация по возрастным группам детей (ребенок младшего, среднего, старшего дошкольного возраста). Для каждой роли предлагается перечень вопросов, необходимых для исследования в рамках темы. При этом 1 (в некоторых случаях и 2) вопросы имеют теоретический характер и одинаковый для всех ролей. Своим содержанием нацеленный на изучение нормативно-правовой базы законодательного характера. Например, «Образовательная область «Физическое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Все последующие вопросы носят практический характер и соотнесены с ролью (возрастной категорией детей). Чтобы ответить на эти вопросы, предлагается перечень действующих ссылок на различные источники в сети интернет (презентации, разработанные интерактивные игры, вордовские статьи, видеоматериалы, подкасты). В конце игры предлагается выполнить некоторые практические задания и представить их на постоянно действующих практических мероприятиях в ДОО для разыгрывания или презентации. В качестве подарка игровой персонаж предлагает к просмотру интересные методические материалы, размещенные на канале Ю-туб либо на образовательных порталах.

Сами вэб-квесты выполнены в программе Power Point (офисный пакет), размещены на моем мини-сайте в сетевом сообществе nsportal и maam. Кроме того, ссылки на них размещены на официальном сайте детского сада. Все предложенные материалы доступны для скачивания.

В содержании вэб-квестов заложены различные образовательные технологии (проектная технология, кейс-технология, интерактивная технология).

Все подходы и технологии, заложенные в вэб-квестах в дальнейшем рассматриваются на практических мероприятиях, в интерактивных педагогических мастерских. Все практические задания, заложенные в вэб-квестах разбираются, проигрываются, демонстрируются. Результатом такого подхода служит – целостное видение разбираемой темы, объединение педагогов в небольшие группы согласно ролей (возраста детей) и взаимодействие между собой при включении в игру вэб-квеста, а так же дальнейшее взаимодействие при разработке практического результата. При таком подходе педагог индивидуально решает необходимые задачи, опираясь на опыт коллег, объединенных общей целью.

Т.о. использование квест – технологии позволяет построить образовательный процесс с ориентацией на практическое и профессиональное применение знаний и создать условия для раскрытия всех потенциальных возможностей педагога, для его самореализации и самосовершенствования.

Самостоятельная работа, организованная через сеть интернет в форме Web – квеста ориентирована на поиск, фиксацию, осмысление информации и порождение и изучение нового контента, что делает квест –технологии мощным образовательным инструментом.

Литература:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2012 г.
  2. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6241
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.10.2013г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) , 23.08.2016
  4. Василевская Е.В. Презентация «Методическое сопровождение внедрения ФГОС ОО как фактор повышения педагогического мастерства педагогов».
  5. Чеменева А.А., Вербовская Е.В., Попова В.Р. Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО // Нижегородское образование, № 3, 2015. – с. 109-116.
  6. Технология веб-квеста Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/126583/tehnologiya-veb-kvesta
  7. Ефимина О.Е. Опыт использования вэб-квестов в профессиональном образовании Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/4664

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета с элементами деловой игры «Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»

Сценарий педсовета с элементами деловой игры«Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»Старший воспитатель: Козловская В.И.Повестка дня:1....

Организационно – методическое сопровождение аттестации педагогических работников МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье

  Аттестация педагогов - это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности дошкольного учреждения в целом. Грамотная организация процедуры аттестации с...

План индивидуального развития педагогических компетенций.

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образова...

Содержание и формы методического сопровождения проектной деятельности педагогов

Современных педагогов дошкольного образовательного учреждения все больше и больше интересует метод проектов, но далеко не все могут его самостоятельно освоить. На помощь педагогу приходит методическая...

План методического сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО.

План методического сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО....

Организационно-методическое сопровождение овладения педагогическими технологиями как условие повышения качества образования в ДОУ

Организационно-методическое сопровождение овладения педагогическими технологиями как условие повышения качества образования в ДОУ(Из опыта работы)...