Консультация на тему "Основы SCRATCH -программирования для детей 5-7 лет"
консультация по информатике (подготовительная группа)

Васильева Марина Михайловна

Материал обосновывает целесообразность использования среды разработки SCRATCH при обучении детей дошкольного возраста программированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_skretch_programmirovanie.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Канаш

Консультация на тему:

«Основы SCRATCH –программирования для детей 5-7 лет»

Выполнила: воспитатель высшей кв. категории

Васильева М.М.

Канаш, 2021 г.

Ход выступления.

-Добрый день! Сегодня я проведу с вами небольшую консультацию на тему: «Основы SCRATCH –программирования для детей 5-7 лет».

В практической части я продемонстрирую вам как с помощью программы SCRATCH можно создать свою игру и даже  собственный мультфильм!

-Скажите пожалуйста что больше всего любят дети?

Все дети конечно любят сладости, аттракционы, игрушки.

В нашем детстве наши родители не могли нас завести домой, так дети все свободное время проводили на свежем воздухе. Теперь же детей родители не могут выгнать на улицу, так как современные дети практически весь день проводят за гаджетами.

Дети помладше любят смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры. Дети постарше интересуются процессом создания мультипликационных роликов и компьютерных игр.

У детей постарше много вопросов :

  • Как  создаются мультики и игры?
  • С чего начинать работу?
  • Что нужно использовать?
  • Какими нужно овладеть знаниями и умениями для изготовления мультиков и игр?

Отсюда вытекает мысль: «Чтобы дети смогли удовлетворить свою любознательность, получить ответы на свои вопросы и приобрести свой личный опыт по созданию анимационных и интерактивных мультиков, компьютерных игр-надо разработать соответствующую программу.

Самая доступная программа для детей дошкольного возраста «Scratch» .Эта программа прекрасно подходит для создания игр и анимации , а также помогает приобрести основные навыки в написании программ.

В 2003 году группа исследователей под руководством Митчела Резника решила сделать общедоступный язык программирования. Через 4 года появился Скретч ( что в переводе с англ. Линия старта). Делать в нём компьютерные программы смогли даже дошкольники.

Секрет в том, что в Скретче нет слов которые нужно знать наизусть и уметь писать без ошибок. Программы в Скретче не пишут а собирают с помощью мышки их готовых блоков команд , похожих на блоки конструктора Лего.

В любой момент в программу можно вносить изменения . При этом вы сразу можете увидеть , как они отражаются на её работе.

Скретч-инструмент создания  разнообразных программных проектов.

  • Мультфильмы
  • Игры
  • Рекламные ролики
  • Музыки
  • «живых» рисунков
  • Интерактивных историй и презентаций
  • Компьютерных моделей
  • Обучающих программ

Для создания программных проектов  Скретч имеет все необходимые средства:

  • Язык программирования
  • Движок (интерпретатор) языка
  • Графический редактор
  • Система помощи
  • Образцы проектов
  • Библиотеку рисунков и звуковых файлов

Скретч –это не только среда программирования, но и социальная сеть (http//scratch.mit.edu), которая объединяет пользователей из разных стран. Здесь можно опубликовать свои проекты

Скретч настолько прост и понятен , что изучать его могут дети 7-8 летнего возраста. Главное, чтобы они умели читать и считать.

Какие же навыки 21 века может приобрести ребенок , увлекающийся программированием на Скретч?

  • Умение мыслить логически. Скретч содержит множество логических блоков , которые помогут освоить ребёнку законы логики.
  • Математические способности
  • Возможность запоминать и держать в голове большое количество информации.
  • Способность планировать свои действия
  • Умение рисовать с помощью графического редактора
  • Фантазию
  • Аналитические способности.

И главное, ответственный подход к сохранению проектов

Умение программировать наряду с умением читать и считать является базовым навыком для современных детей.

Дети не обязательно станут программистами , они выберут ту профессию, которая будет им по душе.

Знакомство с программированием позволит им лучше понимать , как устроен наш сложный мир!

Давайте рассмотрим интерфейс среды программирования Scratch . В основной вкладке нарисован Кот- Это Спрайт, т.е. главные герои, которые будут подчиняться программам, которые им мы задали. Если мы нажмем на мордочку «кота» , то можем увидеть большое количество картинок .

Слева есть секции разных цветов: «Движение» «Внешний вид» «Звук»  «События» «Управление» «Сенсоры» «Операторы» «Переменные». Каждая секция представляет собой набор определенных действий. Например, раздел «Движение» предназначен для движения объекта. Эти блоки задают движения объекта-Кот в правой стороне «Сцена». Слева есть 2 вкладки «Костюмы» и «Звуки». «Костюмы» позволяют редактировать внешний вид объекта. «Звуки» помогают выбрать выбрать звук из коллекции или записать свой.

Большое поле посередине позволяет редактировать внешний вид вашего спрайта, здесь вы строите код, конструируете его из блоков.

-Давайте с вами напишем программу, в которой наш главный герой Кот будет выполнять определенные действия. Наш Кот-Спрайт будет идти 15 шагов, повторяя множество раз, будет говорить : «Добрый день!» при этом будет мигать разными цветами.

Приступим

«События» – выбираем https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/46/32/green-flag-vector-2824632.jpg (без него программа работать не будет). Далее добавляем все остальные действия.

«Движение»-15 шагов; «Внешний вид»-говорит «Добрый день!»; «Внешний вид»-выбираем вкладку изменить цвет на 25.

Чтобы действие повторялось выбираем «События»-повторяем всегда и ставим после флажка. Давайте посмотрим: видим кот доходит до края и мы его не видим, для этого заходим во вкладку

«Движение»- когда касается края оттолкнется и помещаем перед циклом. Проверим Кот идёт только вверх ногами. Поэтому добавляем блок на панеле «Движение»- установить способ вращения влево-вправо , ставим после флажка. Выходит ошибка: (способ вращения влево-вправо после флажка-затем цикл-если коснется края/

Программа готова. Молодцы!

Теперь таким же образом можно создать мультипликационный мультфильм «Заяц и Лиса». Сюжет сказки таков: Встречаются в лесу Лиса и Заяц.  Заяц  здоровается с Лисой «Привет!». Лиса говорит: «Наконец-то я пообедаю!». Заяц пугается , говорит «Ой, ну пока!» и убегает в правую сторону и исчезает.

Лиса говорит: «Эх, упустила свой обед!». И на этом наша сказка заканчивается.

Так, давайте приступим…

Для нашей сказки нам нужны 2 героя. Заходим в библиотеку, выбираем главных героев, добавляем фон леса, так как наши герои дикие животные.

Давайте зайдем во вкладку «Костюмы»-здесь показаны движения, но мы их менять не будем, а просто в программе будем прописывать когда какой костюм менять.

Пишем программу для Зайца

«События» - https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/46/32/green-flag-vector-2824632.jpg

«Внешний вид»-появиться

«Внешний вид»-сменить костюм ( заяц сидит)

«Движение»-перейти в Х и У( нужен чтобы зафиксировать движения Зайца)

«Управление»-ждать 1 сек

«Движение»-плыть в точку Хи У (нужен чтоб движения проходили плавно)

«Внешний вид»-Говорит Привет  3 сек ( чтоб Лиса успела сказать свою фразу)

«Внешний вид»-Говорить ну пока

«Внешний вид»-сменить костюм 2

«Управление»-повторить 45 раз

«Движение»-изменить хна 5

«События»-ждать 2 сек

«События»-повторить 10 раз

«Внешний вид»-сменить костюм 3

«Движение»-спрятаться   (заяц убегает за кусты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков алгоритмики и программирования у детей 4–7 лет

Интеллектуальные игры по программированию для детей дошкольного возраста направлены на:- развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации;- формирование познавательных действий, ст...

Материал для городского турнира «РобоКвест 2.0-2019» по конструированию, робототехнике и основам программирования среди детей дошкольного возраста.

Лего-конструирование активно внедряется в дошкольное образование. И всё благодаря возможностям и задачам, которые данная технология может решить: развитие математических способностей и навыков простра...

Материал для городского турнира «РобоКвест 2.0-2020» по конструированию, робототехнике и основам программирования среди детей дошкольного возраста.

История о конструкции «Транспорт Победы. Легендарная боевая машина реактивной артиллерии БМ13 "Катюша"...

Материал для городского турнира «РобоКвест 2.0» по конструированию, робототехнике и основам программирования среди детей дошкольного возраста.

Вашему вниманию представляю материал для городского турнира  «РобоКвест 2.0» по конструированию. Турнир «РобоКвест 2.0» -  это  мероприятие,  пред...

Педагогический проект «Основы Scratch-программирования для детей 5-7 лет»

Кодирование (или компьютерное программирование) является новым видом грамотности. Как умение писать помогает нам организовать своё мышление, выражать свои идеи в тексте и делиться ими, так же и кодиро...

Создание игр в программе Scratch Junior для детей дошкольного возраста.

Современные дети любят играть в компьютерные игры. Используя программу ScratchJr, можно вовлечь обучающихся в изучение компьютерных технологий. Программа показывает, что создавать собственные игры и м...