Педагогический проект «Основы Scratch-программирования для детей 5-7 лет»
проект по информатике (подготовительная группа)

Александрова Екатерина Юрьевна

Кодирование (или компьютерное программирование) является новым видом грамотности. Как умение писать помогает нам организовать своё мышление, выражать свои идеи в тексте и делиться ими, так же и кодирование позволяет записывать программы, которые устройство сможет считать и выполнить. Раньше кодирование было слишком сложным для большинства людей, но я считаю, что кодирование должно быть понятно каждому. Именно поэтому, знакомиться с программированием необходимо как можно раньше.

Одной из самых популярных сред визуального программирования является Scratch. В этой среде любой может создать мультфильм, анимированную открытку, историю или игру – это язык программирования, созданный специально для детей.  Программы в нем собираются из блоков, как в конструкторе Лего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сугайкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики

Педагогический проект «Основы Scratch-программирования для детей 5-7 лет»

Составила:

Воспитатель Александрова Е.Ю.

Сугайкасы - 2021

Актуальность.

Ещё 10 лет назад мы не могли и представить, что пиццу нам доставит робот-курьер. Картины будет рисовать нейросеть и они уйдут на аукционе за сотни тысяч долларов. Уже не первый год списки высокооплачиваемых и перспективных профессий уверенно возглавляют IT специалисты. Компьютеры, гаджеты, роботы захватили все сферы нашей жизни. Мы не можем представить свою жизнь без смартфона, микроволновки, ноутбука, домофона, сигнализации автомобиля, в основе работы которых лежат определенные программы. Таким образом, программирование уверенно вошло в нашу жизнь.

Кодирование (или компьютерное программирование) является новым видом грамотности. Как умение писать помогает нам организовать своё мышление, выражать свои идеи в тексте и делиться ими, так же и кодирование позволяет записывать программы, которые устройство сможет считать и выполнить. Раньше кодирование было слишком сложным для большинства людей, но я считаю, что кодирование должно быть понятно каждому. Именно поэтому, знакомиться с программированием необходимо как можно раньше.

Одной из самых популярных сред визуального программирования является Scratch. В этой среде любой может создать мультфильм, анимированную открытку, историю или игру – это язык программирования, созданный специально для детей.  Программы в нем собираются из блоков, как в конструкторе Лего.

Для детей дошкольного возраста подходит программа  Scratch Junior или ScratchJr, она рассчитана на возраст детей 5-7 лет. В ScratchJr программа пишется с помощью разноцветных блоков с картинками, интерфейс прост и понятен. Работая с ScratchJr, малыши учатся взаимодействовать с компьютером и создавать различные творческие проекты. В процессе работы, дети постигают основы дизайна, учатся сочетать цвета и компоновать предметы. ScratchJr в игровой форме развивает математические способности, логическое и пространственное мышление детей, мотивирует на обучение чтению. ScratchJr можно использовать для обучения детей.

Собирая информацию по данной теме, я столкнулось с тем, что дидактических материалов и готовых русскоязычных курсов для программы ScratchJr, которая рассчитана на детей 5-7 лет, практически нет. Моё знакомство с программой и разработка занятий строилась на англоязычных материалах, весь дидактический материал разрабатывался самостоятельно.

Информационная характеристика педагогического долгосрочного реализованного проекта

База экспериментальной работы

МБОУ «Сугайкасинская ООШ»

Сроки работы

Сентябрь 2020г. – Май 2021г.

Характеристика проекта

Проект «Основы Scratch-программирования для детей 5-7 лет» инновационный, практико – ориентированный, долгосрочный, общественно полезный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Сущность инновационного проекта ««Основы Scratch-программирования для детей 5-7 лет»» заключается я в том, чтобы использовать визуальную программную среду ScratchJr с для обучения компьютерному программированию и развитию интелектуальных способностей детей.

В то же время разработанный проект является пропедевтикой к изучению курса «Информатика в начальной школе»

Масштабность проекта

Проект реализовывался на базе дошкольной группы с воспитанниками старшего дошкольного возраста (5 – 7лет).

Теоретическая значимость и Инновационный потенциал проекта Реализация проекта позволяет решить комплекс проблем, сопровождающих внедрением информационных компьютерных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. На сегодняшний день, одной из проблем обучения компьютерной грамотности, является ограниченный доступ к вычислительной технике, особенно для детей дошкольного возраста. Сейчас у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на компьютере часто ограничивается играми (которые не всегда соответствуют их возрасту. Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного и младшего школьного возраста воспринимают компьютер как дорогую, очень интересную и часто недоступную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает проект «Основы Scratch-программирования для детей 5-7 лет» Реализация проекта, обобщение и распространение опыта могут стать основой для выработки образовательной программы и внедрения информационных технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере. Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.

Новизна

Педагогический проект «Основы Scratch-программирования для детей 5-7 лет» предполагает использование программы ScratchJr для кодирования, создания мультфильмов, анимированных открыток, историй или игр.

В реализации проекта «Основы Scratch-программирования для детей 5-7 лет»

участвуют:

  • Воспитатель
  • Дети
  • Родители

Дети

  • Осваивают визуальную прграммную среду Scratch
  • Развиваются интеллектуально
  • Ведут поиск информации для решения учебных задач
  • Используют в учебной работе имеющиеся образовательные ресурсы

Родители

  • Получают информацию о результатах обучения и развития ребенка
  • Получают результаты о техническом освоении новых информационных технологий детьми
  • Взаимодействуют с руководителем проекта и воспитателями группы
  • Знакомятся с нормативной, медицинской, педагогической информацией

Воспитатель

  • Осуществляют взаимодействие «родители + дети + руководитель»
  • Осваивают новые информационные технологии
  • Получают информацию о педагогической и методической литературе,
  • Используют Интернет – ресурсы учебного назначения
  • Обмениваются информацией по методике использования новых информационных технологий в рамках МО
  • Разработка проекта, программы
  • Разработка дидактических материалов
  • Руководство и реализация проекта
  • Мониторинг исследования

Цель:

Обучение детей 5-7 лет основам Scratch-программирования .

Работа по данному направлению для достижения цели предполагает реализацию следующих задач :

  • Познакомить детей с программой ScratchJr, как современным визуальной программной средой.
  • Познакомить детей с правилами безопасной работы на компьютере.
  • Помочь преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
  • Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
  • Познакомить с интерфейсом программы ScratchJr;
  • Научить создавать самостоятельные проекты, проявляя творческую активность.
  • Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности с современным программным обеспечением

Педагогический проект «Компьютер в детском саду» основывается на следующих принципах:

  • динамического изучения отражающего концепцию Л.С.Выгодского о двух уровнях умственного развития ребенка: актуальной и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития;
  • принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата;
  • принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
  • принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.
  • Принцип культурологии дает возможность воспитания у детей опоры на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь).

Методологической основой проекта «Основы Scratch-программирования для детей 5-7 лет»  является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состоит в том, что в результате внедрения проекта ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями, которые заданы целями обучения. В проекте ребенок выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений.

График реализации проекта

  • Подготовительный
  • Реализации
  • Маркетинг
  • Заключительный
  • Информирование родителей о ходе реализации проекта

Изучение законов Министерства образования:

Изучение требований СанПиН 2.2.2.542 – 96

  • Выпуск печатной продукции: буклет, газета

Согласование с администрацией учреждения планов и нагрузки

Утверждение учебных планов

Отчет о проделанной работе

Организация занятий в соответствии с учебным планом – программой

Педагогическое консультирование воспитателей

Мониторинг усвоения

Информирование педагогического коллектива о ходе реализации проекта

  • Психолого-педагогическая диагностика детей 5 – 7 лет
  • Диагностика уровня подготовленности детей к школе

Отчет о проделанной работе (2 раза в год)

  • Осуществление индивидуальной работы
  • Осуществление работы с одаренными детьми по индивидуальным маршрутам
  • Участие в тематической неделе
  • Участие в конкурсном движении
  • Успешное освоение школьной программы

Итоги реализации проекта.

Проект ««Основы Scratch-программирования для детей 5-7 лет»

рекомендован для широкого круга воспитателей, старших воспитателей, специалистов по дополнительному образованию, учащихся педагогических колледжей, родителей.

Проект способствует формированию у ребенка знаний необходимых для овладения практическими умениями работы на компьютере и применения их в обучении новым информационным технологиям.

Результаты. Ребенок знает 

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • название и функциональное назначение основных блоков программы ScratchJr;
  • сущность понятия программирования и ввода информации,
  • правила работы со скриптами

Ребенок умеет 

  • навык работы с программой ScratchJr;
  • пользоваться графическим всеми инструментами в программе ScratchJr;
  • составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
  • создавать творческие проекты в программе ScratchJr.

Способы оценки результатов:

  • Изучение результатов диагностики
  • Организация тематической недели
  • Анкетирование родителей
  • Опрос педагогов
  • Презентация творческих проектов детьми.

Использование должно стать эффективным средством достижения поставленной нами цели, а именно –– гармоничное развитие ребёнка, Главное, чтобы в процессе деятельности дети испытывали радость, чувство творческого удовлетворения, признания.

Приложение 1.

Сроки

Непосредственно образовательная деятельность

Организованная деятельность в режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей.

Сентябрь 2020

Занятие 1.  Блоки движения и кнопка сброса. Игра: кошка исследует игровую площадку, путешествуя по всем 4 углам.

Программное содержание. Познакомить детей с интерфейсрм ScratchJr, учить пользоваться им. Предложить детям написать простую программу для спрайта: заставить спрайта путешествовать по всем четырем углам сцены (белая область в центре экрана). Дать представление о масштабе ScratchJr с точки зрения того, сколько шагов делает спрайт, чтобы пройти путь. Познакомить с кнопкой сброса, которая возвращает спрайт в исходное положение.

Беседа о технике безопасности при работе с ПК.

Чтение художественной литературы «Компьютерный кот» Л. Уланова.

Дидактические игры «Вверху-внизу. Кто выше?», «Сделай так, как я скажу», «Куда пройдешь и что найдешь?»

Сюжетно ролевая игра «Мы в компьютерном классе»

Предложить детям самостоятельно изучить возможности программы ScratchJr.

Самостоятельная изобразительная деятельность на тему «Каким я вижу Scratch»

Октябрь 2020

Занятие 2. Фоны и начало выполнение программы при нажатии зеленого флажка Триггерный блок. Игра: колесо, диагональная ходьба, хоп на ступенчатых камнях.

Программное содержание. Учить детей выбирать фон для своего проекта и использовать триггерный блок «Зеленый флаг», чтобы дать стартовые условия для своих скриптов. Дать понятие о том, что кнопка «Зеленый флаг» сбросит исходное положение персонажа. Рассказать о том, что скрипты могут работать одновременно.

Беседа о технике безопасности при работе с ПК.

Чтение художественной литературы «Про тигрёнка Тимку» Г. Юдина.

Дидактические игры  «Куда пойдешь и что найдешь?», «Разноцветное путешествие»

Дидактические упражнения «Покажи такой же блок», «Построй программу по образцу» (карточки)

Сюжетно ролевая игра «В магазине компьютеров»

Предложить детям более детально изучить блоки программы

Самостоятельная изобразительная деятельность на тему «Фон для моего проекта»

Ноябрь 2020

Занятие 3. Новые персонажи и триггерный блок «Начать при нажатии на спрайт». Игра: акулы и пескари.

Программное содержание.

Учить детей добавлять несколько скриптов в свои проекты, научить использовать триггерный блок «Начать при нажатии на спрайт». Показать, как скрипты прикрепляются к спрайтам. Рассказать детям об особенностях скриптов: если спрайт удаляется, то программа исчезает вместе со спрайтом.

Беседа о технике безопасности при работе с ПК.

Чтение художественной литературы «Печатать я училась…» Г. Сапгир

Дидактические игры  «Куда пойдешь и что найдешь?», «Динамические картинки»

Дидактические упражнения «Покажи такой же блок», «Построй программу по образцу» (карточки)

Сюжетно ролевая игра «В гостях у Ворда и Пэйнтика»

Предложить детям самостоятельно поработать в программе ScratchJr, используя дидактические карточки.

Самостоятельная изобразительная деятельность (из любых материалов) на тему «Новый персонаж для программы ScratchJr.

Декабрь 2020

Занятие 4: Запись звука, а также использование блока ожидания и блока скорости. Игра: Hokey Pokey.

Программное содержание: Научить детей записывать звук и проигрывать его во время движения персонажа. Отрабатывать умение привязывать движение персонажа к музыке.

Беседа о технике безопасности при работе с ПК.

Чтение художественной литературы «Над бумажным над листом» В. Берестов

Дидактические игры «Музыкальная игра с ускорением», «В лесу»

Дидактические упражнения «Покажи такой же блок», «Построй программу по образцу» (карточки), «Графический диктант»

Подвижная игра «Оживший спрайт»

Сюжетно ролевая игра «В гостях у Ворда и Пэйнтика»

Предложить детям самостоятельно поработать в программе ScratchJr, используя дидактические карточки.

Самостоятельная изобразительная деятельность на тему «Мой спрайт»

Январь 2021

Занятие 5. Простое взаимодействие персонажей с помощью триггерного блока и кнопки «начать движение вижение при столкновении». Игра: Тег.

Программное содержание. Познакомить детей с самым простым способом взаимодействия персонажей, при котором один спрайт может вызвать действие другого спрайта.

Беседа о технике безопасности при работе с ПК.

Чтение художественной литературы «Жил-был слонёнок» Э. Успенский.

Дидактические игры  Динамические картинки», «Делай как я»

Дидактические упражнения «Построй программу по образцу» (карточки), «Графический диктант со спрайтом»

Подвижная игра«Оживший спрайт»(усложнение: два спрайта)

Предложить детям самостоятельно создать проект в  ScratchJr,

Подвижная игра «Оживший спрайт»

Предложить детям самостоятельно написать графический диктант, следуя подсказкам спрайта

Февраль 2021

Занятие 6. Больше взаимодействий персонажей с помощью триггера сообщения и стоп-блока. Игра: Обезьяна в середине, улучшенные акулы и пескари, улучшенный тег.

Программное содержание.

Познакомить детей с наиболее предсказуемым способом одного персонажа инициировать действие другого персонажа или нескольких других персонажей

Беседа о технике безопасности при работе с ПК.

Чтение художественной литературы «Цыплёнок Цап» Г. Юдин

Дидактические игры  «Динамические картинки», "Котята разбежались»

Дидактические упражнения «Построй программу по образцу» (карточки), «Графический диктант со спрайтом»

Подвижная игра «Полоса препятствий для оживших спрайтов»

Предложить детям самостоятельно создать проект в  ScratchJr,

Предложить детям самостоятельно написать графический диктант, следуя подсказкам спрайта  

Подвижная игра «Оживший спрайт» (усложнение: два спрайта)

Март 2021

Занятие 7. Новые страницы. Игра: Миниатюрный гольф, улучшенная Обезьяна в середине.

Программное содержание. Учить детей делать страницы для своих историй ScratchJr. Эта функция пригодится для проектов, которые имеют несколько сцен, когда каждая страница имеет свой собственный фон, символы и сценарии.

Беседа о технике безопасности при работе с ПК.

Чтение художественной литературы «Не умею я писать…» Г. Маловик

Дидактические игры  «Динамические картинки», "Котята разбежались»

Дидактические упражнения «Графический диктант со спрайтом»

Предложить детям самостоятельно создать проект в  ScratchJr,

Предложить детям самостоятельно написать графический диктант, следуя подсказкам спрайта  

Подвижные игры «Оживший спрайт» (усложнение: два спрайта), «Полоса препятствий для оживших спрайтов»

Дидактические упражнения «Построй программу по образцу» (карточки),

Апрель 2021

Занятие 8: Редактор краски. Игра по выбору детей.

Программное содержание. Углубить знания детей о редакторе краски в ScratchJr, с которым дети сталкивались ранее, познакомить с менее очевидными особенностями редактора краски.

Беседа о технике безопасности при работе с ПК.

Чтение художественной литературы «Как бы жили мы без книг» С. Михалков.

Дидактические игры «Разведчик», "Полоса препятствий»

Предложить детям самостоятельно создать проект в  ScratchJr,

Предложить детям самостоятельно написать графический диктант, следуя подсказкам спрайта  

Подвижные игры «Оживший спрайт» (усложнение: два спрайта), «Полоса препятствий для оживших спрайтов»

Дидактические упражнения «Построй программу по образцу» (карточки)

Май 2021

Презентация лучших детских проектов.

Отчетное родительское собрание.

Консультация для родителей.

Выступление на педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Педагогический проект "Основы безопасного поведения дошкольников в природе"

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и...

Разрезные блоки - дидактический материал к проекту "Основы Scretch-программирование для детей 5-7 лет"

В ходе реализации проекта "Основы Scretch-программирование для детей 5-7 лет" проводятся дидактические игры с использованием разрезных блоков, разработанных на основе программы ScretchJr. В ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»

Создание  условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, применяя  педагогическую технологию «Путешествие по «Реке времени»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»

Проект долгосрочный для детей 5-7 лет по развитию познавательно-исследовательской деятельности с применением педтехнологии "Путешествие по Реке времени"...

Консультация на тему "Основы SCRATCH -программирования для детей 5-7 лет"

Материал обосновывает целесообразность использования среды разработки SCRATCH при обучении детей дошкольного возраста программированию....