Проект "Профессия Программист"
проект по информатике (подготовительная группа)
Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии. Остро стоит вопрос грамотного последовательного, профессионального приобщения к ИКТ – технологиям.
Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Благодаря разработчикам «Bee-Bot» (Умная пчела) на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами элементарного программирования. Это инструмент, закладывающий программные основы системного мышления, математики, физики, технологии, естественных наук и развитие инженерного творчества.
Занятие робототехникой (программируемый робот «Bee-Bot» (Умная пчела)) дают хорошую базу знаний на будущее, вызывают у ребят интерес к научно-инженерному творчеству.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавлик»
города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с № 22)
Педагогический проект
«Профессия Программист»
Проект разработали
Воспитатели: Гращенкова Е.В.
Усова Е. В.
2023 г.
Пояснительная записка
Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии. Остро стоит вопрос грамотного последовательного т, профессионального приобщения к ИКТ – технологиям.
Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Благодаря разработчикам «Bee-Bot» (Умная пчела) на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами элементарного программирования. Это инструмент, закладывающий программные основы системного мышления, математики, физики, технологии, естественных наук и развитие инженерного творчества.
Занятие робототехникой (программируемый робот «Bee-Bot» (Умная пчела)) дают хорошую базу знаний на будущее, вызывают у ребят интерес к научно-инженерному творчеству.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели
По количеству участников: подгруппа
Продолжительность проекта: среднесрочный (декабрь - март).
Возраст детей: старший дошкольный.
Актуальность проекта:
Актуальность по формированию основ программирования значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как:
· осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
· формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивает первоначальные навыки программирования;
· формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально – активной личности;
· формирует навыки общения и соотворчества;
· является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
· объе6диняют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир;
· компенсирует отсутствие образовательной деятельности, направленной на формирование навыков начального программирования;
· позволяет педагогу построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
Данный проект поможет педагогам дошкольной образовательной организации поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного мира технического прогресса.
Цель проекта:
Формирование у детей основ элементарного программирования.
Задачи:
- познакомить детей с программируемым мини – роботом «Bee-Bot» (Умная пчела);
- закреплять умения детей ориентироваться на плоскости;
- развивать у детей умение составлять алгоритмы;
- совершенствовать у детей умение действовать в соответствии с заданным алгоритмом;
- развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику рук;
- развивать пространственную ориентацию, внимание, зрительную память детей;
- воспитывать коммуникабельность, умение работать в команде.
Новизна проекта
Научно-техническая направленность обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- ребенок овладевает основами программирования, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования мини-роботов «Bee-Bot», познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- ребенок способен выбирать пути поставленной задачи, участников команды, малой группы (в пары);
- ребенок обладает установкой положительного отношения к робототехнике, к разным технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном моделировании маршрута мини-робота «Beebot», техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен к принятию собственных решений по программированию, опираясь на свои знания и умения, умеет корректировать программы движения мини-робота «Bee-bot».
У воспитанников будут сформированы:
- начальные навыки программирования.
- навыки творческого мышления.
Использование мини-робота «Умна пчела» в воспитательно-образовательном процессе является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития их творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона, вызывает обширный интерес у детей, а если есть интерес, то появится желание впитать в себя и новую информацию. Практика показывает, что при систематическом использовании интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы с детьми значительно повышается. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.
Реализация проекта:
Прежде чем дети начнут программировать лого робота и решать образовательные задачи, которые ставит перед ними педагог, нужно научить их выстраивать и планировать маршрут робота посредством настольных и напольных игр, созданных нами специально для реализации данного проекта.
Можно выделить следующие этапы работы:
- этап - Диагностический.
Для определения готовности детей к работе мини-роботом «Bee-Bot» раз в год проводятся диагностические исследования с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития. На начальном этапе реализации проекта дети знакомились с лого-роботом через настольные игры, роль пчелки выполняли фишки. Настольные игры использовались в следующих образовательных областях – «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
- этап – Практический
Знакомство с лого - роботом «Bee-Bot», с игровыми полями на которых программируем маршрут движения. Дети рассматривали игрушку, затем учились ею действовать.
Дети получают несколько заданий по заданному коврику. Выполняют задание по запланированному алгоритму, таким образом, они знакомятся с основами простейшего программирования, выполнив все задания. Дети освоили основы программирования.
- этап – Обобщающий
Практика показывает, что при систематическом использовании интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы с детьми значительно повышается. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети активно работают на занятии, у них повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Это подтверждает проведенная диагностика.
Система занятий
Декабрь | «Знакомство с новыми друзьями» «Маршрут передвижения» | Знакомство с роботом «Умная пчела», описание робота. Кнопки управления, их назначение. Понятия «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «поворот». Выполнение простейших операций. Составление алгоритма действий для робота по заданному маршруту. |
Январь | «Новые домики пчёлок» «Зимние приключения пчелок» | Развивать познавательную активность детей, восприятие цвета, формы, величины. Формирование навыков любви ко всему живому. Активизировать в речи детей понятия, связанные с программированием. Учить следить за процессом программирования. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot». Развивать познавательную активность детей, восприятие цвета, формы, величины. Формирование навыков любви ко всему живому. Закрепить пространственные понятия «вперед, назад, вправо, влево». Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. |
Февраль | «Научим пчелок считать до 10» «Сказки для пчелок» | Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Закреплять навык счета до 10. Активизировать в речи детей понятия, связанные с программированием. Продолжать знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot». Учить выполнять программы самостоятельно. Развивать логику и воображение при составлении сказок. |
Март | «Соревнования пчёлок» «Пчелки заблудились» ПДД «Собери знаки» | Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Развивать логику и воображение во время прохождения пути пчелок. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Продолжать учить ориентироваться в левом и правом местоположении на себе. Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Придумывать истории и составлять программы самим. Развивать у детей навыки построения маршрутов и алгоритмов действий, закреплять умение действовать в соответствии с заданной программой (алгоритмом). |
Дидактические игры
Коврик «Овощи и фрукты» Запрограммировать робота «Bee-Bot» таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
«Сбор урожая»
Цель: закрепление знаний детей о разнообразии овощей и фруктов, умение различать их и находить нужный овощ.
Материалы и оборудование: мини-робот «Умная пчела», тематический
коврик «Овощи и фрукты», корзинка, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: Воспитатель приветствует детей, говорит, что пригласила гостей и предлагает отгадать, кто это.
Загадка:
Чёрно-жёлтый, полосатый, в домике живут, ребята.
Хоть они и жалят больно, их работой все довольны? (Пчелы).
Воспитатель предлагает придумать Пчелкам имена, подружиться и поиграть с ними. Вместе с воспитателем дети рассматривают тематический коврик «Овощи и фрукты» и размещенные нанем картинками с изображением овощей и фруктов. Воспитатель рассказывает о том, что звери в лесу готовятся к празднику осени и решили собрать урожай. Но им нужно помочь, потому что им нужны для праздника только овощи.
Примеры заданий:
- Собрать только овощи.
- Собрать только фрукты.
- Пчелке нужно собрать урожай только красного цвета (зеленого, желтого и т.д.) или только фрукты (овощи) определенного цвета, определенной формы и т.п.
Вариант 2.
Винни Пух и его друг Пятачок шли в гости к Кролику.
Когда друзья шли через сад, вспомнили, что Кролик просил их собрать в саду фрукты и овощи.
Они набрали целую корзину. Принесли тяжелую корзину к домику Кролика. Кролик посмотрел, что собрали его друзья и очень удивился – всё перепуталось и перемешалось!!!
Давайте поможем незадачливым приятелям и разложим в отдельные корзины фрукты и овощи, чтобы у Кролика получился вкусный обед. Фруктовый компот и овощной суп.
Вариант 3.
Наступила осень. Бабушка собрала урожай и разложила на кухне. Скоро приедут внуки, навестить любимую бабушку. Как же без гостинцев? Бабушка достала с полки старинную книгу с рецептами и раскрыла ее.
«Варенье фруктовое»
«Варенье из садовых ягод»
«Варенье из лесных ягод»
«Овощное ассорти»
«Пирог яблочно-сливовый»
Давайте поможем бабушке выбрать необходимые продукты для приготовления. Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
Коврик «Алфавит»
Дети учатся программировать маршрут движения, составляя слова или целые предложения по заданному алгоритму.
Игровая ситуация «Волшебные звуки»
Цель: закреплять умения определять местоположение звука
1.Педагог предлагает детям фишки разного цвета
2. Предлагает местоположения звука в слове.
3.Педагог называет звук, местоположение которого необходимо найти.
4.Педагог предлагает детям маршрутный лист.
5.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
6.Совместно с детьми подводит итоги.
Игровая ситуация «Волшебные слоги»
Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
1.Педагог предлагает детям фишки разного цвета.
2.Педагог предлагает детям карточки с цифрами. Детям нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.
3 Педагог предлагает детям маршрутный лист.
4 Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
5 Совместно с детьми подводит итоги.
Ход игры:
Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике. Дети называют цифру и ищут на коврике картинку, название которой соответствует количеству слогов. Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе. Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этой картинки. Закрывают картинку карточкой с цифрой.
Конспект занятия по применению лого робота пчелки Bee - Bot
на дифференциацию звуков [С – СЬ – З - ЗЬ]
Цели:
- Образовательные:
а) обогащение словаря словами со звуками С, СЬ, З, ЗЬ.
2.Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;
в) формирование и закрепление навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики;
д) развитии умения различать звуки по звонкости-глухости, твёрдости – мягкости в словах разной звуко-слоговой структуры.
3.Воспитательные.
а) воспитание трудолюбия, аккуратности; б) поддержание интереса к занятиям;
в) воспитание доброжелательности, чувства товарищества;
г) воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Организационный момент.
Приветствие. На этом занятии мы будем учиться различать свистящие звуки, с которыми мы хорошо уже поработали. Посмотрите на картинки и назовите первые звуки в них – ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗМЕЯ, ЗУБР, СЛОН, СОВА . Правильно, это звуки З, ЗЬ, С, СЬ.
А теперь приготовим к работе язычок и губы. (зеркала)
- Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”, “Язык-силач”, “Горочка”, “Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки”
- Голосовые и дыхательные упражнения:
- задувание на ватные шарики
- поём песенку гласных (слитно), затем по отдельности (тихо – нормально – громко)
Повторение и сравнение артикуляции звуков С. СЬ (перед зеркалом) – отличаются подъёмом спинки языка и при мягком произношении язык больше напряжён. Затем повторяется артикуляция звуков З, ЗЬ (аналогично). Затем сравнивается артикуляция звуков С, СЬ со звуками З, ЗЬ и выясняется, что артикуляционный аппарат при произношении этих звуков принимает одинаковое положение, но при произнесении звонких звуков горлышко
«звенит» (контроль – руку на горло)
С – СЬ – согласный, глухой, твёрдый (мягкий), звучит тихо, он глухой.
З – ЗЬ – согласный, звонкий, твёрдый (мягкий), звучит громко, он звонкий.
Произношение оппозиционных звуков в слогах, чистоговорках
ЗА – СА, ЗО – СО, ЗУ – СУ, ЗЫ – СЫ
ЗЯ – СЯ, ЗЁ – СЁ, ЗИ – СИ, ЗЕ – СЕ
ЗВА – СВА, ЗВО – СВО, ЗВУ – СВУ, ЗВЯ – СВЯ ЗЛУ – СЛУ, ЗЛЯ – СЛЯ, ЗЛИ – СЛИ, ЗЛЕ – СЛЕ ЗМА – СМА, ЗМО – СМО, ЗМУ – СМУ, ЗМЕ – СМЕ ЗНА – СНА, ЗНО – СНО, ЗННУ – СНУ, ЗНЕ – СНЕ АЗМА – АСМА, ОЗМА – ОСМА, УЗМА – УСМА
ЯЗМА – ЯСМА, ЁЗМА – ЁСМА, ЮЗМА – ЮСМА ИЗМА – ИСМА, ЕЗМА – ЕСМА
СА – СА – СА – выпала роса за – за – за – залетела стрекоза Си – си – си – смотри не укуси зи – зи – зи – капусту погрузи Се – се – се – узоры в полосе зи – зи – зи – автобус, тормози Сы – сы – сы – кусаются осы зы – зы- зы – на возу арбузы
Развитие фонематических процессов - определение наличия звуков С - З в словах и места звука (в начале и середине слов). Звуко-слoгoвoй анализ слов, отличающихся одной буквой, составление предложений со словами
ЗУБ – СУП, ЗАЙКА – САЙКА, РОЗА – РОСА, КОЗА – КОСА, БУЗИНА – БУСИНА, ЛИЗА – ЛИСА
Закрепление звука в словах, со звуками С, З. Игры со словами.
Я называю слова, а вы поднимаете карточки с нужной буквой – С или З и говорите, в каком месте находится тот или иной звук: ЗИМА , СОК , ЗАПАХ, СОБАКА, МАЗАЛ, КОЛБАСА, СТРОИТЕЛЬ, КОЗЛИК, ЗЕМЛЯНИКА, ПОКОС, КОСА, ВАЗА , НАСОС, СОКРОВИЩЕ, ЗЕМЛЯ, КАКТУС, ЗАБОР, ГАЗЕТА, КОСОЛАПЫЙ, СОРОКА.
Физминуткa
Са-са-са — вот летит оса. (Дети делают взмахи руками) Са-са-са — укусила в нос оса. (Показывают на нос)
Со-со-со — стал мой нос, как колесо. (Делают руками колесо) Сы-сы-сы — не боюсь я злой осы. (Покачивают головой) Су-су-су — я осу в руке несу. (Показывают кулак)
За-за-за — вот идет коза. (Показывают “козу”)
Зы-зы-зы — нет нигде козы. (Разводят руками)
Зу-зу-зу — я домой веду козу. (Показывают веревочку в кулаке)
Игра “Один – много”
НОС – НОСЫ,
МОРОЗ, КЛАСС, ВОЗ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, КАРАПУЗ, НАСОС, ТАЗ, ВОЛОС, ТУЗ, ПОДНОС.
Пчелки BeeBot
Сегодня наши пчелки будут помогать ухаживать за животными в названии которых есть звук З или С.
Первую пчелку будут звать Зоя. А вторую Соня. Соня ухаживает за теми животными, в названии которых есть звук С.
Зоя за теми, в названии которых есть звук З.
Помоги пчелкам разобраться, за какими животными будет ухаживать Соня, а за какими Зоя.
Задание детям: Проговорить названия животных на поле. Определить какой звук присутствует в слове. Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
Задания могут выполнять дети по очереди, программируя лого-робота на движение до одного животного. Либо один ребенок задает путь сразу до всех животных с определенным звуком.
Закрепление звука в стихах, предложениях
- Все слова со слогом ЗЫ: ПУЗЫРИ, ВОЗЫ, ТАЗЫ. Слушай и закрой глаза, вот слова со слогом ЗА:
СТРЕКОЗА, ЗАБОР, ГРОЗА. Повтори, открыв глаза!
Вот со звуком С слова: САХАР, САД, САЛЮТ, СОВА. Не подходит слово ЗВОН! Выходи из круга вон!
Вот со звуком С считалка: ПОЛОСА, НАСОС, СКАКАЛКА, СОЛОВЕЙ, СОРОКА, СОН. А ФАЗАН – из круга вон!
Вот слова со слогом ЗЫ: ВАЗЫ, МУЗЫКА, ТАЗЫ, ГРОЗЫ, КОЗЫРЁК, АРБУЗЫ. Не подходит слово БУСЫ.
- Вкусный суп.
Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ. Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.
Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.
На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!
Итог занятия.
Какие звуки мы сегодня учились различать? В чем их сходство?
В чем их различие?
Практическая значимость.
Таким образом, мы видим, что использование в педагогической практике мини-робота «Bee-Bot» будет способствовать решению многих задач всестороннего развития ребенка-дошкольника. Данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом
Робот «Умная пчела» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение, ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника. Такое оборудование помогает детям раскрепоститься, эмоционально разгрузиться.
Сформирован интерес к умения составлять алгоритмы, достижению поставленной цели и самосовершенствованию, целеустремленность, самостоятельность, аккуратность, умение работать в группе, в паре.
Установлены партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; родители стали активными участниками образовательной деятельности, повысилась их ответственность за воспитание и обучение детей.
В результате образовательной деятельности с использованием интерактивной игрушки могу отметить, что мини-робот «Умная пчела» действительно стал нашим групповым другом, для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны. Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес к получению новой информации в том объеме, котором он готов усвоить.
Список литературы
1. Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014
2. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников./М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике./ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – М.: ИКЦ «МарТ»., 2005. – 448 с.
4. Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. – 64 с.
5. Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
6. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий c детьми 5-6 лет. ФГОС – М.: Мозаика-Синтез,2016, 112 с.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ. «Об образовании в
Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «ПРОФЕССИЯ ПРОГРАММИСТ»
Познакомить детей с профессией программист...

Конспект НОД «Профессия программиста» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с профессией программист; воспитывать уважительное отношение к людям труда. Задачи: Образовательные.-Вызвать интерес к окружающему миру;-Расширить знания д...

Конспект открытого занятия «Профессия программиста» по основам информационных технологий в рамках клубного часа «Солнечный город профессий»
Конспект открытого занятия «Профессия программиста» по основам информационных технологий в рамках клубного часа «Солнечный город профессий» разработан для детей среднего и стар...

Презентация "Программист"
Презентация "Программист" разработана по информатике для детей среднего и старшего дошкольного возраста в рамках клубного часа "Солнечный город профссий"....

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию с использованием программируемого мини-робота"Мышь", "Профессия-программист" (Охотники за вирусами)
Занятие в увлекательной форме знакомит детей с профессией программиста, его работой. Воспитанники в ходе занятия сначала сами становятся роботами, а затем самостоятельно учатся составлять просте...

Конспект НОД «Знакомство с профессией программист»
Данное занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе образовательной деятельности дети расширяют представления о труде взрослых, знакомятся с особенностями труда программистов....
Проект "Пиктошкола юного программиста"
Паспорт проектаНазвание проекта"Пиктошкола юного программиста"Автор-составительМедведева Алиса АнатольевнаЦель проектаРасширение кругозора в областях связанных с информатикой;развитие у восп...
