Познавательно-конструктивная деятельность для детей старшей группы. Развитие ремесел на Кубани. Кузнечное дело.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Винокурова Наталья Анатольевна

Я  предлагаю конспект познавательного занятия для детей старшей группы с элементами конструирования, которое позволяет в доступной форме познакомить с искусством художественной ковки металла, дает представление о труде кузнеца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_s_detmi.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – конструктивная деятельность для детей старшего дошкольного возраста.                                                   

Развитие ремесел на Кубани. Кузнечное дело.

Программное содержание:

- Расширять познавательные  способности, интерес к жизни народа Кубани в прошлом.                                                                                      

 - Дать представление о развитии труда и ремесел на Кубани.                                                                     - Познакомить с искусством художественной ковки металла.                                                             -  Дать представление о профессии кузнеца.                                                                    

- Развивать и направлять любознательность и наблюдательность детей, стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с трудом взрослых.                                                                                                                    - Вызвать интерес к экспериментированию с фольгой – уникальным материалом, сочетающим в себе свойства бумаги и металла.                                          

- Воспитывать любознательность, интерес к народной культуре, уважение к мастерам  декоративно-прикладного искусства.                                    

Предварительная работа:

Знакомство с художественным  металлом, создание интерактивной коллекции металлических изделий; посещение историко -  археологического музея; знакомство с фольгой как упаковочным материалом; чтение «Сказ о Злат-кузнеце»; ознакомление с пословицами и поговорками о кузнечном деле:

Без клещей кузнец, что без рук.  

Вскипело б железо, а молотки сыщутся.                                                                              

 Для того кузнец клещи куёт, чтобы рук не обжечь.                                                                                                    

 Кому до чего, а кузнецу до наковальни.                                                                                

Куй железо, пока горячо.  

Не куёт железо молот – куёт кузнец.                                                                                                      

Не огонь железо калит, а мех.                                                                                  

Словарная работа: коллекция, ковка, инкрустация, орнамент, тиснение, чернь, чеканка, чекан, наковальня, фольга, горн, жаровня, кинжал,  борона, плуг, подмастерье.                                                                                                    Материалы: Коллекция художественных и бытовых изделий из металла, видеоматериалы, фигурки из фольги, приготовленные педагогом для показа детям, рулоны упаковочной или кулинарной фольги, детские или деревянные молотки, перчатки, фартуки, имитатор горна (камин, вентилятор с красными ленточками), ножницы, мелкие игрушки и бытовые предметы для оборачивания фольгой ( чайные ложки, кукольная посуда, карандаши, ключи и др.), монетки, футлярчики, пустые флаконы.

Ход занятия:                                                                                                      

Рассказ воспитателя о возникновении кузнечного дела на Кубани с использованием видеоматериалов.                                                                                          

Воспитатель. С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся, - так говорят у нас на Кубани. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим знакомиться с ремеслами, которые возникли в нашем краю давным - давно. Располагайтесь  поудобнее  и  послушайте легенду о кузнеце Вакуле.

Жил на берегу Кубани добрый парень, звали его Вакула – кузнец. И полюбилась ему красавица – дивчина по имени Поляна. Поляна не принимала ухаживания ни одного из парней, но к кузнице иногда приезжала на лихом скакуне, чтобы послушать песни, в которых Вакула восхвалял свою возлюбленную, ее красоту.                                                                                                Однажды пришла на Кубань беда: напал на нее лютый враг. Прибавилось Вакуле работы: понадобилось много мечей, кинжалов. А одна беда не приходит – разлилась река Кубань, началось наводнение. День и ночь работает  Вакула, торопится, спешит доковать мечи. А вода подходит все ближе и ближе. Вот – вот зальет огонь, в котором греется металл. И тогда примчалась на коне Поляна, подняла над головой жаровню с огнем, и Вакула успел выполнить работу. Закончив ее, Вакула выковал Поляне розу. Так от их любви и родилась музыка металла.                                                                                  

И вот с тех давних пор существует на Кубани кузнечное дело.                                                          Далее рассказ сопровождается показом видеоматериалов.                                                                       Металл – один из самых прочных материалов, поэтому делать из него украшения и другие изделия не просто. Этому нужно долго учиться и любить свою работу. Когда видишь дом, украшенный изысканным кружевом металла, сердце радуется и, кажется, что ты попал в то далекое время, когда жили твои деды и прадеды. Посмотрите, как устраивали казаки свои кузнецы. Для того, чтобы придать металлу нужную форму, его нужно разогреть. Помещали его в специальную печь, где огонь раздували и поддерживали горение с помощью кузнечных мехов. Затем, когда металл становился жидким, его заливали в специальную форму – отливку, слегка остуживали и помещали на наковальню. Далее принимался за дело кузнец – бил молотом по металлу – выковывал нужный предмет.

Был у кузнеца и помощник – подмастерье. Когда раздавался над Кубанью  ритмичный перестук молотков, радовались люди: будут у них бороны с плугами для земледелия, мечи с пиками для обороны от врагов и ажурные узорчатые кружева из металла для украшения жилища.

Вопросы к детям:

Какими ремеслами занимались казаки?                                                                            

Какое ремесло было любимым у мужчин?                                                                            

Для чего ковали кузнецы оружие и орудия труда?

Зачем украшали крылечки, заборы ажурной  кованью?

Какое настроение вызывают у вас эти произведения искусства? Воспитатель. Делу – время, потехе – час. Давайте поиграем в кубанскую народную игру  «Завивайся, плетенышек».                                                                                            

Описание игры. Дети берутся за руки и вытягиваются в шеренгу. Стоящий на правом фланге ведет за собой всю шеренгу и проходит под руки между двумя, стоящими на левом фланге; за ним идут все, за исключением последних двух; затем они становятся лицом к лицу. Первый, что водит шеренгу, опять проходит под руки между вторым и третьим играющими с левой стороны, затем – между третьим и четвертым и т.д. Таким образом, все играющие становятся в две шеренги, обращенные друг к другу лицом. Когда  «заплетают плетень», играющие нараспев говорят:

Заплетися, плетень, заплетися,                                                                                                                     Узел наш золотой, завяжися.                                                                                                                                    В саду солнце красно заиграй-ка,                                                                                                             Заиграй-ка, моя балалайка.

После того, как заплетается плетень, начинается движение в обратную сторону со словами:                                                                                                                                                    

Расплетися, плетень, расплетися,                                                                                                         Золотой наш узел, развяжися,                                                                                                               Вместе с парой, плетень, расплетайся,                                                                        Расплетайся,плетень, расплетайся.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам «поиграть» в кузнецов - выковать предметы из… фольги – материала напоминающего металл, но мягкого и пластичного. Одевайте  фартуки и послушайте внимательно.                                        

Педагог показывает способы:

Ручная формовка: скатывание в шар и цилиндр, скручивание в жгут, сгибание,

 сминание, сплющивание.

2. Формовка с помощью молота: удержание листа фольги левой рукой с помощью клещей или в перчатке и придания формы с помощью молотка – сплющивание, скручивание, сворачивание, сминание и др.(с имитацией нагрева в горне).  

     3. Резание «листового железа» (куска фольги) ножницами.

     4. Отливка: сминание фольги (имитация плавления) и заполнение формы ( формочки                                                

         для игр с песком)

     5. Скульптурный способ: оборачивание различных предметов фольгой и превращение в  

         металлические скульптуры.                                                                                                                                                                          

    6. Гравирование: нанесение на фольгу рисунка с помощью карандаша, выкалывание  

        узора зубочисткой.

   7. Рельефный способ: оборачивание монет или других предметов с рельефным  

      рисунком, разглаживание поверхности для проявления рельефа.                                                                                    

   8. Тиснение: техника  «принт» - отпечатки на фольге, лежащей на мягкой поверхности.             Далее педагог создает условия для свободного экспериментирования с новым для детей художественным материалом.                                                      

Практический результат: различные изделия из фольги свободной формы, созданные детьми разными способами, имитирующими действия кузнеца: ручная формовка, придание формы с помощью молота и « огня», моделирование по аналогии с лепкой из пластических материалов, тиснение, литье, отпечатки и др. Создание парка скульптур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....

"Формирование представлений о русских традиционных мужских ремёслах" (гончарное дело, кузнечное дело, столярное дело и др.)

quot;Формирование представлений о русских традиционных мужских ремёслах" (гончарное дело, кузнечное дело, столярное дело и др.)...

План работы по самообразованию «Развитие игровой деятельности у детей раннего развития»

План работы по самообразованию «Развитие игровой деятельности у детей раннего развития»...

Непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию. На тему: «Знатоки пожарного дела». Для детей старшей группы

Итоговое занятие по социально-коммуникативной деятельности на тему "Пожарные" в старшей группе. Подготовила Калинина Вера Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 8 Выборгского района, г....

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры тема: «Кузнечное дело»

Тема: «Кузнечное дело!» Цель: Воспитание у детей уважение и любовь к традициям русского народа Задачи: 1. Дать детям представление о ремесле кузнеца, дать знания о значимости ремесла в русской куль...