РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 комбинированного вида города Тюмени
(МАДОУ д/с № 18 города Тюмени)
Корпус № 2
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ
Бобковой
Елены Руслановны
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ
В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ»
Тюмень, 2011
Актуальность темы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
В процессе работы с детьми группы я выяснила, что одна из главных проблем детей – недостаточный уровень развития речи, что непосредственно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. Так как известно, что развитию речи способствует развитие мелкой моторики, тонкие дифференциальные движения пальцев, я решила, что именно этому направлению в работе с детьми нужно уделять больше времени и внимания.
Отбирая методы развития мелкой моторики (пальчиковые игры, игровые приемы тактильного обследования предметов, изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд) я заинтересовалась техникой оригами – японским искусством складывания из бумаги различных поделок. Эта техника имеет массу достоинств:
- Способствует концентрации внимания;
- Стимулирует развитие памяти;
- Активизирует мыслительные процессы;
- Знакомит с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.;
- Совершенствует трудовые умения;
- Развивает конструктивное мышление, творческое воображение и художественный вкус;
- Согласовывает работу глаз и рук.
Кроме того, поделки оригами можно использовать в других видах деятельности.
Таким образом, занятия оригами в целом чрезвычайно полезны при подготовке детей к школе, для общего интеллектуального развития детей.
Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».
Цели и задачи
Главная цель работы с дошкольниками по данному направлению – развитие детей в конструировании из бумаги в технике оригами.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
Обучающие:
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Предметно-развивающая среда
Для выполнения поставленных задач у меня в группе создана и постоянно совершенствуется предметно-развивающая среда для занятий, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание уделяется созданию условий для занятия ручным трудом: лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, оригами.
Предметно-развивающая среда группы педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
В группе обустроен уголок для ручного труда детей. Он интересен и доступен детям. Комфортные бытовые условия, тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей.
Готовые изделия превращаются в занимательные игрушки, в которые можно поиграть с друзьями. Они способствуют хорошему настроению ребенка, а значит, и его успешному развитию.
Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я.
Содержание работы
Содержание работы предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Деятельность направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Методы, используемые на занятиях:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Для обучения широко используем игровые приёмы, загадки, этюды и тд.
Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы:
- формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
- интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
- способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;
- разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
- совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.
При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа в технике оригами позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди используемых приемов усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
- активизация и индивидуализация обучения;
- игры и игровые ситуации;
- творческие работы и т.д.
Конструирование из бумаги создают интересные игрушки для оформления помещений в праздники, для игр – драматизаций, театральных постановок и др.; осваивают обобщенные способы конструирования.
Конструирование по типу оригами – сгибают лист бумаги определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы и противоположные стороны: квадрат – по диагонали, в треугольной форме – отгибая углы к середине противоположной стороны. Самостоятельно создают одним способом разнообразные игрушки.
Создают образы путем закручивания полосок. Изготавливают объемные конструкции из готовых разверток, читают условные обозначения и точно следуют им.
Результативность и перспектива
Чтобы отследить результаты проделанной работы два раза в год я провожу мониторинг развития детей в конструировании: на начало и конец учебного года.
Степень развития творческих способностей детей в конструировании я определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому.
Высокий уровень:
Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Предложенные задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно. Следуют устным инструкциям педагога. Владеют основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
Средний уровень:
Мелкая моторика развита недостаточно. Допускают ошибки, но видят свои неточности, стараются их поправить. Нуждаются в дополнительных указаниях взрослого. В то же время проявляют устойчивый интерес к конструированию из бумаги
Низкий уровень:
Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.
Все полученные результаты я занесла в таблицу:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало уч.г. | 64 % | 34 % | 2 % |
Конец уч.г. | 95 % | 5 % | 0 % |
Таким образом, к концу учебного года подавляющее большинство детей группы (95 %) имело высокий уровень развития мелкой моторики, с низким уровнем не осталось ни одного ребёнка.
Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной.
Так как занятия оригами благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям, я предполагаю продолжить работу в этом направлении со следующей группой детей. Планирую по мере освоения детьми техники оригами:
- Проводить больше коллективных работ;
- Разнообразить сюжеты;
- Добавлять элементы разных техник («мятая бумага», «граттаж», «обрывная аппликация», «квиллинг» и т.д.) в работе оригами;
- Использовать детские работы в сюжетно-ролевых играх, в театрализованной деятельности, для украшения интерьера группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ТЕМА: «ШКОЛА ИКЕБАНЫ»
Конспект образовательной деятельности поразвитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)ТЕМА: «ШКОЛА ИКЕБАНЫ»ПРОГР...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник работы с бумагой»
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалам дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных компо...
Отчет по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством обучения технике оригами» за 2021 - 2022 уч.год
Отчет по самообразованию...
Отчет по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного творчества посредством обучения технике оригами» за 2019 - 2020 уч.год
Отчёт по самообразованию...
Проект. Средняя группа. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством конструирования из бумаги».
Краткосрочныйпроектв средней группе Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством конструирования из бумаги»....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие творческих способностей детей посредствам конструирования из бумаги»
Роль конструирования в развитии творческих способностей детей....