Программа кружка Юные дизайнеры
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме

Макодзеба Людмила Васильевна

 

Программа кружка «Юные дизайнеры» (тестопластика)

 

   Программа «Юные дизайнеры» имеет художественно-эстетическую направленность.

      Программа предназначена для кружковой работы по  обучению детей средней группы тестопластике.

        

   В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

   Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

   Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

   Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

 

Цель: Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

Задачи:

  1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно – эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
  2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитию речи;
  3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
  4. Обогатить предметно – развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей;
  5. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, представление об основных нормах, регулирующих устную речь;
  6. Развивать чувство близости и общности с природным и рукотворным миром;

Воспитывать уважение индивидуальных особенностей человеческих традиций, обычаев его национальной культуры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_dizaynery.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»

Дополнительная образовательная программа

 «Юные дизайнеры»

(обучение детей 5-го – 6-го года жизни тестопластике, один год обучения)

Программа разработана

воспитателем:

       Макодзеба Людмилой Васильевной

Утверждена педагогическим Советом ДОУ

Протокол №___ от «___»_____________2012

г. Архангельск

2012 г.

Пояснительная записка.

   Программа «Юные дизайнеры» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.

      Программа предназначена для кружковой работы по  обучению детей 5-го – 6-го года жизни тестопластике.  

Программа реализуется в форме занятий кружка 1 раз в неделю по 20 минут с группой детей в количестве 10-12 человек. Занятия проводятся в свободное от основных периодов непосредственно образовательной деятельности время. Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность программы.

   Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не вызывало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

   В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится  все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

   Развитие детского творчества является актуальной проблемой.

   Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

   Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития, воображения и наглядно – образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит. Видит. Осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок. Тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

   Возраст от 3-5 лет – время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

   Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребенка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребенка лучше начинать с дошкольного детства. Именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

   В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

   Лепка, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

   Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

   Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

   Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

   Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

   Специфику лепки определяет материал.

   Почему именно тесто? Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества.

   Во – первых, его можно приготовить в любой момент.

   Во – вторых, это замечательно дешевый материал, для его приготовления нужны всего лишь вода, мука и соль.

   В - третьих, оно замечательно лепится. Кроме того, тесто не оставляет следов на одежде, легко отмывается и не вызывает аллергии. А еще изделия из соленого теста можно сушить просто на воздухе, в духовке, и раскрашивать любыми красками, дополняя поделки природным материалом.

Новизна программы.

Лепка из соленого теста имеет давнюю и богатую мировую историю. Упоминание об этом народном промысле обнаружено еще в 12 веке. Тестопластика имеет давние традиции у славянских народов, которые благоговейно относились к хлебу, тесту. Хлеб был символом достатка, процветания, плодородия и щедрости. Всем известна традиция встречать гостей «хлебом – солью».

   Фигурки, вылепленные из соленого теста, использовались в ритуалах жертвоприношений языческим богам. Старинный праздник Масленица тесно связан с изделиями из муки, а пасха – с куличами. Встреча весны сопровождалась выпеканием жаворонков из теста. Лето на Руси встречали лепешками – козулями, в Сибири их называли «коровками». Да и встреча Матушки Осени не обходится без обрядового каравая. В Архангельской области из соленого теста лепили фигурки – обереги. В Германии и Скандинавии – пасхальные и рождественские  сувениры. Венки, подковы, кольца, медальоны развешивали на дверях и окнах для привлечения удачи и благополучия. В Польше, Чехии и Словакии из соленого теста делали большие картины, а в Китае – кукол марионеток. Эквадорские мастера из окрашенного в яркие цвета теста изготавливали специальные фигурки, которые считались наделенные тайным мистическим смыслом.

   Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста – древняя традиция, однако им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. А изготовленные из него настенные украшения, симпатичные игрушки и другие, полезные и оригинальные мелочи наполняют ваш дом радостью, теплом и уютом. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика».

Цель: Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

Задачи:

  1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно – эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
  2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитию речи;
  3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
  4. Обогатить предметно – развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей;
  5. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, представление об основных нормах, регулирующих устную речь;
  6. Развивать чувство близости и общности с природным и рукотворным миром;
  7. Воспитывать уважение индивидуальных особенностей человеческих традиций, обычаев его национальной культуры.

Принципы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и самостоятельность.
  9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Для воспитания и развития навыков творческой работы детей программой предусмотрены следующие основные методы:

  1. Объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации)
  2. Репродуктивные (работа по образцам)
  3. Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
  4. Творческие (творческие задания, эскизы, проекты)
  5. Исследовательские (исследование свойств теста, красок, а так же возможностей других материалов)

   Привлекая детей 5-го 6-го года жизни к работе с соленым тестом, необходимо знакомить их с правилами безопасного обращения с ним, со стекой, ножницами, другими инструментами.

   На каждом занятии используется различный литературный материал – стихи, потешки, народные сказки и песенки. Для развития общей и мелкой моторики детям предлагаются логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика. Следующий этап – обсуждение замысла работы, после которого дети приступают к изготовлению изделий из соленого теста, после их сушке и раскрашиванию. Занятие заканчивается подвижной игрой, желательно народной.

Ожидаемые результаты:

  1. В результате реализации данной программы удастся положительно повлиять на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, познавательных творческих и коммуникативных способностей детей.
  2. Ребята станут более организованы, аккуратны на занятиях. Их внимание станет более устойчивым, они станут стремиться довести  начатое до конца, не бросать незавершенную поделку, активизируется речевая активность.
  3. К концу года дети станут предлагать свои варианты украшения изделий, построения композиции, проявляя стойкий интерес не только к занятиям тестопластикой, но и к другим организованным формам работы.
  4. Как итог реализации программы проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года – итоговая выставка. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные  в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребенка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок «Юные дизайнеры» на следующий учебный год по направлению - бумагопластика.

Диагностика успешности

овладения воспитанниками знаний, умений и навыком тестопластики

(в баллах).

  1. Владение приемами:

 -скатывание;

 -раскатывание;

 -приплющивание;

 -сплющивание;

 -примазывание;

 -прищипывание;

 -отщипывание;

 -вырезание формой;

 -вырезание стекой.

  1. Выполнение действий:

 -по образцу;

 -по словесной инструкции;

 -по чертежу.

  1. Эмоционально – волевая сфера:

 -самостоятельность выполнения;

 -умение доводить начатое до конца;

 -умение сотрудничать;

 -знает и применяет правила безопасной работы со стекой;

 -с ножницами;

 -кистью, красками;

 -мелкими предметами;

 -природным материалом.

Всего:

0 баллов – ребенок с заданием не справляется;

1 балл – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;

2 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.

   Важнейший показатель эффективности проведенной педагогической работы – изменения в поведении детей.

 

Учебно-тематический план

Цикл занятий «Любование природой»

Октябрь, ноябрь

8 занятий

Цикл занятий «Новогодний праздник»

Декабрь, январь

6 занятий

Цикл занятий «Помнит мир спасенный»

Февраль

4 занятия

Цикл занятий Любимым мамам и бабушкам»

Март

4 занятия

Цикл занятий «Пасхальная радость»

Апрель

4 занятия

Выставка «Наши творческие итоги»

Май

4 занятия

Содержание программы дополнительного образования

«Юные дизайнеры»

Октябрь-ноябрь

1.Вводное занятие. Чем и как лепим?

Кружковую работу начали с тактильного знакомства с материалами: мука, соль, вода. Приступая к работе, все материалы  трогаем и анализируем. Затем начинается «таинство» замеса - это приводит детей в восторг. Каждому достается свой собственный кусочек для вымешивания и последующей лепки.

Рецепт:

Рецепт простого соленого теста:

2 стакана муки, 1 стакан соли, ¾ стакана воды.

Рецепт цветного соленого теста:

Смешиваем муку и соль (мелкая «Экстра»), добавляем гуашь пастообразного состояния, воду и замешиваем как обычное тесто.

Цикл занятий «Грибы» (2 занятия).

                    «Овощи и фрукты» (2 занятия).

(«Корзина с грибами», «овощи», «фрукты в банке», «ежик»)

1 занятие – лепка из соленого теста.

Задачи:

1.Учить детей лепить объемные фигуры.

2.Закреплять умение соединять детали с помощью воды.

3.Развивать композиционные умения – различать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.

4.Закреплять знания фруктов, овощей, грибов.

2 занятие – раскрашивание красками и поделки из соленого теста

Задачи:

1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии  и тщательно высушено.

2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

3.Развиватьу детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

4.Продолжать знакомить с акварельными красками, гуашью, упражнять в способах работы с ними.

5.Научить точно передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

6.Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Декабрь – январь

Цикл занятий «Готовимся к Новому году»:

    «снеговик»(2 занятия)

                    «Новогодние игрушки» (2 занятия)

                    «Елочка» (2 занятия)

                    «Символ года» (2 занятия)

1 занятие- лепка из соленого теста

Задачи:

1.Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.

2.Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.

3.Различать чувство формы, пропорций.

4.Воспитывать аккуратность.

2 занятие – раскрашивание и композиция

Задачи:

1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии  и тщательно высушено.

2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

3.Развиватьу детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

4.Продолжать знакомить с акварельными красками, гуашью, упражнять в способах работы с ними.

5.Научить точно передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

6.Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Февраль

Цикл занятий «Мы играем»:

   «военная техника»(2 занятия)

   «подарок папе» (2 занятия)

Задачи:

1.Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.

2.Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр и подарков.

3.Развивать наблюдательность.

4.Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

Март

1 неделя: «Бусы для мамы»

              «Подарок бабушке»

Задачи:

1.Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на  нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.

2.Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

3.Воспитывать трепетное отношение к маме, бабушке, желание сделать ей приятное.

2-4 неделя «Посуда» (3 занятия)

Задачи:

1.Знакомить детей с чайной посудой.

2.Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания.

3.Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.

4.Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.

Апрель

1-2 неделя «Космос»

3-4 неделя «Пасхальная радость»

Задачи:

1.Продолжать учит создавать объемные фигуры из соленого теста.

2.Учить лепить космические корабли, передавая характерные особенности их строения.

3.Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани, проволока).

4.Воспитывать интерес к окружающему.

5.Развивать способности к формообразованию.

Май

1-2 неделя «Насекомые»

Задачи:

1.Учить анализировать особенности строения насекомых, соотносить части по величине и пропорциям.

2.Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.

3.Воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым.

3-4 неделя -  выставка «Наши творческие итоги»

Создать у детей радостное настроение.

Условия реализации и методическое обеспечение программы дополнительного образования.

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией. С площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки.

   Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение. Что очень важно при подборе красок. Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом. Чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди ребенка.

   Тесто, краски, природный материал, бросовый материал для выполнения личных программных работ обеспечивает руководитель кружка.

   Для реализации программы необходимо дидактические обеспечение:

      -наглядные пособия, образцы работ, сделанные воспитанниками;

      -природный материал;

      -схемы, технологические карты;

      -индивидуальные карты;

      -детская художественная литература.

Список использованной литературы:

  1. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду /Под. ред. М.Б. Халезовой – Зацепиной. 2008 г.
  2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М., 2011 г.
  3. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.
  4. Хананова И.Н. Соленое тесто, М.,2006 г.
  5. Хоменко В.Я. Соленое тесто: шаг за шагом, Харьков, 2007 г.
  6.  Чаянова Г.Н. Соленое тесто, М., 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Юный художник»

развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник,сформиров...

Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.

В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициатив...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Программа кружка "Юный экспериментатор"

В программу входит: пояснительная записка, план кружка....

Программа кружка "Юный дизайнер"

Рабочая программа дополнительного образования по  развитию навыков изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста  «Юный дизайнер»...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная образовательная программа кружка «Юные дизайнеры»

Актуальность программы.    Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако...