Программа кружка «Юный художник»
календарно-тематическое планирование по рисованию (подготовительная группа) на тему
развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник,сформировать эмоциональную отзывчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka1.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Юный художник»
по развитию творческих способностей у детей в изобразительной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Составитель: Нефёдова Елена Евгеньевна– воспитатель II квалификационной категории.
Цель программы:
развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник; формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Основные задачи:
- Художественно – эстетические:
- развивать художественное восприятие жизни;
- уточнять представления об окружающем мире;
- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
- Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
- развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
- Задачи на формирование технических навыков:
- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
- закреплять полученные раннее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
- обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;
- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
- Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
- замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- научить различать жанры живописи;
- развивать художественно – эстетический вкус.
- Воспитательные:
- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
- учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
- радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
- Речевые:
- развивать у детей планирующую функцию речи.
Содержание программы
Программа рассчитана на два года обучения (для детей с 5 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество детских работ зависит от:
- грамотного методического руководства со стороны взрослых;
- уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.)
- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
- развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Занятия проводятся 1 раз в неделю из расчёта 30 занятий в год. Цели и общие задачи программы реализуются путём постановки частных задач на каждое занятие.
Схема методики проведения занятий:
- вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать;
- показ образца, сенсорное обследование;
- показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов;
- самостоятельная работа (составление композиции или образа);
- анализ готовой работы;
- уборка рабочих мест.
Основные этапы работы:
1 этап: «Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап: «Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап: «Собственное творчество».
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию , экспериментировать с разными техниками и материалами.
Инструменты и материалы, необходимые в работе:
- бумага для черчения формата А4 и А3;
- гуашевые, акварельные, акриловые краски;
- пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;
- цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
- салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
- соль, мука, клей ПВА;
- штампы фабричного производства, трафареты из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;
- поролоновые губки, пенопластовые трафареты.
Программа по развитию творческих способностей у детей в
изобразительной деятельности предназначена для использования в кружковой работе дошкольного образовательного учреждения.
Перспективное планирование на I год обучения
по развитию творческих способностей у детей в изобразительной деятельности
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | «Летний луг» | Восковые мелки+ акварель, печать по трафарету | Закрепить раннее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | Бумага формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь, поролон. тампоны, кисти
|
2. | «Украсим вазу для цветов» | Печать (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. | Предметы кругл. и овальн.формы(напри-мер: поднос,блюдце), печатки и трафареты, поролонов.тампоны, гуашь, карандаш.
|
3. | «Бабочки, которых я видел летом»
| Монотипия, обведение ладошки и кулака | Познакомить детей с техникой «монотипия». Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, гуашь, карандаш. |
4. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему. | Всё имеющееся в наличии. |
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | «Лесные колючки» | Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. | Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей. |
2. | «Осенние листья», I занятие | Тиснение | Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. | Шаблоны листьев разной формы, прост. карандаш, цв. карандаши, материал для тиснения (предм.с разл.фктур.,гуашь.
|
3. | «Осенний пейзаж», II занятие | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги, красная, коричневая, белая бумага для грибов, листья, изготовл. на пред. занятии.
|
4. | «Я шагаю по ковру из осенних листьев» | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Листы формата А3 чёрн.цвета, опавшие листья,гуашь, кисти, поролонов.тампоны, трафареты. |
НОЯБРЬ | ||||
1. | «Я люблю пушистое, я люблю колючее» | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная), скомканная бумага,поролон.тампоны, эскизы, фото, тарелка, для печати. |
2. | «Первый снег» | Монотипия. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист формата А4, тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная и белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации.
|
3. | «Узор на разделочной доске» (городецкая роспись) |
_____________ | Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции. | Изделия с городец.росписью, раздел. доски разн. формы из бумаги, гуашь, кисти.
|
4. | «Узор на тарелочке» (городецкая роспись) |
_____________ | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите Городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. | Изделия с городец.росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги, гуашь, кисти.
|
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | «Волшебные снежинки» |
_____________ | Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции. | Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы. |
2. | «Зимняя ночь», I занятие | Чёрно – белый граттаж | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа. | Лист полукартона, свеча,тушь+жидкое мыло, кисть. |
3. | «Зимняя ночь», II занятие | Чёрно – белый граттаж | Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих. | Заострённая палочка, эскизы, иллюстрации. |
4. | «Ёлочка нарядная» | Рисование пальчиками, акварель+восковые мелки | Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. | Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки. |
ЯНВАРЬ | ||||
1. | «Зимний лес» | Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью | Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик. | Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блёстки.
|
2. | «Лесной сторож» (филин) | Тычок мятой бумагой, ватные палочки | Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами. | Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы. |
3. | «Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь) | Печать поролоном | Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном. | Листы формата А3, гуашь, кисть, поролоновые тампоны. |
4. | «Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины) |
____________ | Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | «Я слепил снеговика» | Обрывание и скатывание бумаги | Упражнять детей в комбинировании двух различных при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать воображение, чувство композиции. | Плотная бумага серого, голубого цвета, салфетки белого цвета, клей, пуговицы, нос, шапочка из картона. |
2. | «Лодочка» | Рисование акварельными мелками по сырому фону | Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме. | Картон, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. |
3. | «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие |
_____________ | Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины. | Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер и акварель. |
4. | «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. | Семёновские матрёшки, ранее нарисованные, гуашь. |
МАРТ | ||||
1. | «Открытка для мамы (мамины любимые цветы)» | Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками | Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному. | Картон, трафареты цветов, клей ПВА, опилки, иллюстрации, открытки. |
2. | «Моя мама» | Рисуем жидким тестом, пальчиками | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (жидкое крашеное тесто). Развивать чувство композиции. | Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого крашеного теста. |
3. | «Рамка для фотографии» | Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви | Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество. | Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обуви, золотая акриловая краска, тряпочка. |
4. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. |
|
АПРЕЛЬ | ||||
1. | «Фантастическая планета» | Пастельные мелки, рисование ватными палочками | Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. | Плотная бумага с шершавой поверхностью, пастельные мелки, ватные палочки.
|
2. | «Звёздное небо» | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть, эскизы, иллюстрации.
|
3. | «Старинная картина» | Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками | Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике.
| Альбомный лист, восковые мелки, плакатная краска, утюг (при необходимости)
|
4. | «Расцвели цветы» | Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером | Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем.
| Папиросная бумага, клей ПВА, чёрный фломастер, белый картон А3
|
МАЙ | ||||
1. | «Краски моря», I занятие | Изготовление силуэтов из папиросной бумаги | Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца. | Папиросная бумага, фломастер, целлофановый пакет, клей ПВА, эскизы и иллюстрации обитателей моря.
|
2. | «Краски моря», II занятие | Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером | Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. | Чёрный картон, фломастер. |
3. | «Как я люблю одуванчики» | Восковой мелок+ акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки (2*2), зелёная бумага, синтепон, клей. |
4. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему. | Всё имеющееся в наличии. |
ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА РИСУНКОВ ЗА ГОД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...
Рабочая программа кружка "Юный художник"
АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами тех...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Программа по кружку юный художник
Данная программа разработана для детей страшего дошкольного возраста, как дополнительное образование по художественно-эстетическому развитию. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с нетрадици...
Программа кружка «Юный художник»
Программа кружка «Юный художник»...
Дополнительная образовательная программа кружка "Юный художник" для детей 3-4 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский районРеспублики Башкортостан Утверждаюзаведующ...
Рабочая программа кружка "Юные художники"
Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. ...