Программа кружка "Юный дизайнер"
рабочая программа по рисованию по теме

Шаура Наталья Федоровна

Рабочая программа дополнительного образования по  развитию навыков изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста  «Юный дизайнер»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_dizayner.doc66.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования по  развитию навыков изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста  «Юный дизайнер»

Пояснительная записка.

Актуальность

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Художественный труд и изобразительное искусство - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.

 Художественное творчество  - естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения».  Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Организационно – педагогические основы рабочей программы кружка «Юный дизайнер»

Создание программы дополнительного образования обосновано актуальностью проблемы по развитию изобразительных  умений у детей дошкольного возраста. В программе поднята важнейшая проблема творческого  развития личности, воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.

Данная рабочая  программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

  • Задачи кружка «Юный дизайнер» отвечают требованиям программы развития  и воспитания детей в детском «Детство», В.И. Логинова и. др. и учитывают рекомендации   примерной основной  общеобразовательной программы ДО «Детство», Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова
  • Содержание программы разработано  на основе авторской программы И.Т.Лыковой «Цветные ладошки».
  • Занятия в кружке «Юный дизайнер» проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность совместной деятельности с детьми составляет 25-30 минут.
  • Тематический план предусматривает 64 занятия в год.
  • В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:

-первичная диагностика (выявление стартовых условий, уровня развития и достижений ребенка)-сентябрь.

-итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач)-май.

  • Отчет результатов кружка «Юный дизайнер» проводится в форме выставок, ярмарок, оформление интерьера детского сада и групповых комнат.

Образовательный процесс в кружке «Юный дизайнер» строится на принципах:

- систематичность художественно-эстетического воспитания в процессе познания и усвоения ребенком прекрасного

- разносторонность художественного творчества

- интеграция видов искусств, видов детской деятельности, задач образовательных областей

- проявление ребенком его истинной индивидуальности, неповторимости задатков, заложенных  от природы;

ЦЕЛЬ  программы:

Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через  развитие навыков изобразительной деятельности.

Задачи программы:

  • Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса;
  • Развитие интереса у детей к восприятию эстетических свойств, предметов и вещей;
  • Формирование умения создавать художественно-творческие образы и использовать их для оформления определенного пространства.
  • Знакомство детей с нетрадиционными изобразительными техниками, применять их при создании творческих работ.        
  • Формирование  умения экспериментировать с художественными материалами, изобразительными средствами.
  • Развитие самостоятельности в достижении результата, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического  чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к  искусству;
  • Формирование творческого начала личности ребенка , развитие его

индивидуальности;

Основные компоненты  программы:

Развивающий компонент - предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент - заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент - выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры), в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, техника коллажа).

Практический компонент - заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.

Интеграция  с другими образовательными областями:

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики  

«Здоровье»

воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,  практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социализация»

формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Музыка»

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах

продуктивной деятельности

Система мониторинга

Для отслеживания динамики достижений детей проводится диагностика:

- первичная диагностика для отслеживания стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре (начало месяца)

- итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (начало месяца)

В процессе занятий в кружке «Юный дизайнер» у детей будут сформированы следующие умения и навыки:

1. Проявляет интерес, живой эмоциональный отклик к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать и действовать с ними.

2. Имеет представление о назначении предметов декоративно-прикладного искусства.

3.  Проявляет творческую инициативу при создании работы.

4. Владеет нетрадиционными изобразительными техниками: (печатание штампами, листьями, пальцами и т.д., раздувание трубочкой, граттаж, рисование воском и акварелью, рисование пластилином, тычок жесткой кистью, печать по трафарету, набрызг, рисование нитками).

5. Способен выбрать изобразительную технику для передачи собственного замысла. Полная самостоятельность в достижении результата.

6. Владеет техническими навыками и умениями: вырезать по кругу, симметричное вырезание, обрывает бумагу на мелкие части, обрывает по контуру, сгибает.

7.  Владеет основными приемами лепки из теста и пластилина.

Критерии диагностики

Низкий уровень (1 балл)

Проявляет интерес к наиболее ярким свойствам предметов и явлений, желание общаться с ними. Эмоционально откликается на проявление эстетического, но только по побуждению взрослого. При назывании взрослым образов в рисунках , иллюстрациях, скульптуре, предметах быта, игрушках узнает их, радуется. Рисует, лепит, конструирует, составляет аппликацию с помощью взрослого. Знает некоторые изобразительные материалы, но умения ими пользоваться, технические, формообразующие навыки и умения требуют дальнейшего закрепления.

Средний уровень (2балла)

Проявляет интерес к восприятию предметов, произведений искусства, желание рассматривать их, действовать с ними при постоянном активном участии взрослого. Эмоционально откликается на красивое с помощью жеста, мимики, движения. Знает основные признаки предметов, которые делают предмет красивым; яркие цвета, основные формы, разницу величин, свойства поверхности. Узнает образы в рисунке, иллюстрациях, скульптуре, прикладном искусстве. Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями в пределах программных требований данной группы. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого.

Высокий уровень (3 балла)

Проявляет активный интерес к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать и действовать с ними. Есть живой эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике, движениях, словах. Проявляет заинтересованное отношение, элементарную оценку, используя отдельные слова, характеризующие образ: веселый, хороший, теплый, мягкий и т.д. знает и называет основные сенсорные признаки предметов. Узнает яркие эмоциональные состояния, их внешние выражения. Проявляет интерес к изобразительной деятельности: знает, что нарисовать, слепить, построить, выполнить аппликацию. Знает изобразительные материалы, их свойства, владеет техническими и формообразующими движениями выше программных требований данной группы. Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, выполнения образа деталями.

Планирование занятий студии «Юный дизайнер»

Октябрь

Тема занятия

Техники

Программное содержание  

Оборудование

1

Цветы осени

Набрызг с прикладыванием сухих листьев, веточек.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования (набрызг).  Cоздавать фон для будущей работы, используя смешение красок.

Бумага, жёсткая кисть, картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.

2

Грибная полянка

Аппликация из природного материала – сухих листьев.

Дети учатся подбирать листочки нужного цвета, размера для шляпки и ножки гриба. Знакомятся с составлением изображения, с приёмом нанесения клея на всю поверхность детали.

Муляжи грибов, фон с прошлого занятия , сухие листья , клей , кисти.

3

Бабочка

Аппликация из сухих листьев.

Дети учатся находить одинаковые листочки и составлять симметричное изображение.

Иллюстрация с изображением бабочек , засушенные листья, цв. картон , клей , кисти , тряпочки.

4

Море

Набрызг.

Знакомство с понятием “ морской пейзаж “. Подбирать цвета для изображения моря , приёмом набрызга.

Репродукции морских пейзажей , жёсткие кисти , картонка 5/5 для набрызга.

5

Лодочка

Аппликация из сухих листьев.

Знакомство с разными видами водного транспорта. Подбирать листья для аппликации , разрезать листья по прямой линии.

Засушенные листья , клей , тряпочка , фон.

6

Колючий недотрога

Аппликация из скорлупы кедровых орехов.

Знакомство с аппликацией из скорлупы кедровых орехов , вдавливая их в пластилин.

Шаблон ежа , скорлупа кедровых орехов , пластилин , тряпочки.

7

Колючий недотрога

Тычок жёсткой кистью.

Выполнение сюжета – фона  тычком полусухой , жёсткой кистью с приклеиванием ежа.

Ежи с прошлого занятия , клей , кисти , краски , тряпочки.

8

Сказочная рыбка

Аппликация из семян арбуза , дыни…

Выполнить аппликацию из семян арбуза, дыни , подсолнечника , путём вдавливания в пластилин. Учить составлять орнаменты на форме рыбки, подбирать цвет пластилина , формы семян.

Шаблоны рыбок ,пластилин , семена.

Ноябрь

9

Морское дно

Воск. Карандаш + акварель

Выполнить изображение морского дна , водорослей восковыми карандашами .Выполнить фон вливая цвет в цвет. Приклеить туловище рыбки, дополняя хвост, плавники сухими листьями.

Листы, восковые карандаши , акварель , клей , жёсткие кисти , тряпочки , сухие листья.

10

Такие разные вазы

Аппликация из семян .

Вырезать вазы из картона , нанести пластилин . Вдавливать семечки  в пластилин , создавая орнамент , узор.

Картон , ножницы , пластилин , семечки.

11

Цветы в вазе

Коллаж

Используя природные материалы , цветную бумагу выполнить вазу с цветами.

Семена крылатки клёна , клей , цветная бумага , пластилин , клей.

12

Шуба тёплая на нём

Аппликация из крошки сухого листа.

 Cоздавать изображение , используя приём наклеивания крошки сухого листа.

Образцы аппликаций , изображающих барашка , сухие листья , клей , кисти жёсткие.

13

Подарки курочки-хохлатки

Аппликация из яичной скорлупы.

Познакомить с приёмами выполнения аппликации из яичной скорлупы и её свойствами .Выполнить аппликацию , украсить тарелочку.

Иллюстрация с изображением курочки – хохлатки, яичная скорлупа, образец.

14

Снеговик

Рисование пластилином.

Выполнить эскиз со снеговиком , с нанесением тонкого слоя пластилина.

Пластилин , карандаши , бумага.

15

Снеговик

Аппликация из яичной скорлупы.

Выполнять аппликацию располагая скорлупки как хаотично , по контуру детали, так и полностью заполняя всю деталь.

Яичная скорлупа.

16

Цыплята

Комкание и обрывание бумаги.

Познакомить со свойствами бумаги. Уметь  комкать, разрывать бумагу, развивать чувство цвета, фактурности, объёмности, композиции.

Тонированный лист бумаги, салфетки жёлтого цвета, клей, пастель, фломастеры, карандаши.

Декабрь

17

Такие разные часы  

Лепка на форме с элементами конструирования

Продолжить  создавать с детьми в лепке модели функциональных предметов, передавая пластическими средствами сувои представления о внешнем виде и назначении (корпус, циферблат со стрелками для показа измерения времени, часовой механизм внутри, кнопка звонка на будильнике, маятник на настенных или напольных часах, ремешок на наручных и т.д.). совершенствовать технику лепки на готовой форме. Воспитывать интерес к познанию бытовой культуры и более точному отражению своих представлений и впечатлений в изобразительной деятельности.

Пластилин, стеки картонные коробки и упаковки для лепки на форме, оформленные на занятии по конструированию, пуговицы или бусы, набор цифр из кассы букв и слогов для уточнения представления о начертании цифр; поворотные диски или клепки.  

18

Камин с огоньком

Лепка из пластин или на готовой форме

Побуждать детей к рисованию из пластилина. Развивать творчество в индивидуальном исполнении камина.

Пластилин, стеки, скалки, шаблоны (бруски из строительного набора), картонные коробки и упаковки для лепки на форме, поворотные диски или клеенки, салфетки бумажные и матерчатые.

19-20

Ёлочка пушистая

Аппликация из ниток.

Выполнить небольшую картину из ниток. Предварительно сделав эскиз.

Нитки, клей, кисти жёсткие, клей ПВА.

21

Снегири ни ветках

Аппликация из ниток

Выполнить эскиз зимней природы. Подготовить (нарезать мелка и распушить) нитки для снегирей.

Бумага, клей, краски, нитки, ножницы.

22

Снегири на ветках

Аппликация из ниток

Воспитывать аккуратность в выполнении работы. Уметь аккуратно, правильно не выходя за контур приклеивать все цвета ниток

Клей, нитки. Работы с прошлого занятия.

23

Дед Мороз

Конструирование

Подвести детей к пониманию того, что игрушки можно мастерить самим. Прививать правила   аккуратности, точности.

Бумага, клей, кисти жесткие, ножницы.

24

Снегурочка

Конструирование

Подвести детей к пониманию того, что игрушки можно мастерить самим. Воспитывать у детей аккуратность, точность.

Бумага, клей, кисти жесткие, ножницы

Январь

25

Мисочка

Папье-маше

Побуждать у  детей интерес к создании посуды для игр. Познакомить с новой техникой папье-маше. Разрывать бумагу на мелкие части и приклеивать. Прививать аккуратность.

Бумага, клейстер, кисти, тарелки одноразовые для основы.

26

Тарелка

Папье-маше

Закреплять умения работать в технике папье-маше.

Бумага, клейстер, кисти, тарелки одноразовые для основы.

27

Стаканчик

Папье-маше

Закреплять умение работать в технике папье-маше.

Бумага, клейстер, кисти, одноразовые стаканчики.

28

Сервиз

Роспись

Воспитывать у детей желание расписывать посуду в одном стиле, создавая сервиз.

Краски гуашевые, кисти.

29

Полярное сияние

Рисование пастелью с элементами обрывной аппликации

Совершенствовать технику рисования пастелью, продолжать осваивать способы тушевки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде «каскадов» много цветных штрихов. Инициировать изображение арктических животных на основе представления о внешнем виде и способах передвижения в пространстве (в воде и на льду. Развивать восприятие цвета. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Бумага формата А2 или А3 – на выбор детям: пастель, тонкая бумага белого, голубого и серебристого цвета (машинописная или бумажные салфетки), цветная бумага, клей салфетки бумажные и матерчатые, ватные диски.

30

Белый медведь любуется полярным сиянием

Аппликация с элементами конструирования (бумажная пластика)

. Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения арктических животных (белого медведя) по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, передавая особенности внешнего вида и пропорции. Активизировать самостоятельность, инициативность в выборе изобразительно выразительных средств. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве.

Бумага большого формата белого цвета для фона, пастель, бумага цветная (в том числе белого, голубого и серебристого цвета), салфетки бумажные, куски белого поролона или пенопласта, ватные диски, ножницы, клей.

Февраль

31

Пингвиний пляж (на льдине)

Лепка коллективная

. Совершенствовать технику скульптурной лепки. Вызвать интерес к изображению пингвина пластическими средствами. Инициировать создание коллективной композиции. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. Воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах в изобразительной деятельности.

. Пластилин синего, голубого, белого, черного, красного цвета, бусины и пуговицы для глаз, стеки, куски пенопласта, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки, поворотный диск. Основа для коллективной композиции («море» в виде неправильного овала, вырезанного из цветной бумаги или фольги).

32

Арктическая экспедиция (или «Отважные полярники)

Аппликация коллективная (диорама)

Продолжать учить создавать образ человека в аппликативной технике. Расширить возможности симметричной аппликации. Вызвать интерес к отражению в коллективной композиции представлений об отважных путешественниках и связанных с этим героических событиях (покорение Южного полюса). Развивать навыки сотрудничества в коллективном творчестве. Воспитывать уважение к людям героических профессий.

Бумага белая и цветная, салфетки
бумажные белого цвета, ножницы, клей,
цветные карандаши, фломастеры, основа
. для коллективной композиции — лист бумаг формата А2 (или часть рулона обоев белого, серебристого, светло-голубого
цвета), салфетки бумажные и матерчатые Глобус или географическая карта.

33

«Я рисую море – голубые дали…»

Рисование-экспериментирование

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений; учить детей договариваться и планировать коллективную работу.

Для рисования: листы белой бумаги разного размера (удлинённые прямоугольники или полосы), кисточки разного размера, поролоновые губки, старые зубные щётки, мочалки, щётки и другие бытовые предметы, для аппликации: цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки. для лепки:
пластилин, стеки, бисер, мелкие пуговички или бусинки для мелких деталей.

34

«По морям, по волнам…»

Аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования

Вызвать у детей интерес к  созданию из бумаги разных корабликов, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы силуэтной и рельефной аппликации. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации: 1) построение аппликативной композиции на протонированном фоне; 2) оформление аппликации графическими средствами. Развивать композиционные умения (размещать кораблики «в море» по всему листу бумаги).

Цветная бумага, обрезки, фантики, мягкие бумажные салфетки белого
или светло-голубого цвета для изображения рельефных волн, ножницы, клей или
клеящие карандаши, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, цветные карандаши или фломастеры для оформления аппликации графическими средствами. Рисунки детей, выполненные на занятии по рисованию «Море волнуется» как основа (фон) для создания аппликативных композиций с корабликами.

35

На дне морском

Лепка сюжетная по представлению

Вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приёмов лепки. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать воображение и чувство композиции.

Пластилин или солёное тесто (по выбору), стеки, бисер, манка, скалка для раскатывания пластилина или солёного теста в пласт, формочки для вырезания морских звёзд, салфетки бумажные и матерчатые.

36

Крошки-осьминожки (коллективная работа)

Рисование-экспериментирование

Создать условия для экспериментирования с опечатками ладошек. Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевёрнутой ладони. Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Развивать восприятие, чувство формы и ритма. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Лист бумаги большого формата светло-голубого цвета или кусок обоев, краски гуашевые разного цвета в баночках и куветах (блюдцах) по величине ладошек, кисти, банки с водой, клеёнки или старые газеты для застилания стола (пола) во время работы, салфетки бумажные и матерчатые.

37

Морские коньки играют в прятки

Аппликация с элементами детского дизайна

Совершенствовать технику силуэтной аппликации (рисовать морских коньков простым карандашом и вырезывать по нарисованному контуру). Провести аналогию между скульптурным способом лепки и силуэтной аппликацией. Учить детей самостоятельно выбирать художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия темы. Активизировать разные приёмы создания красивых водных растений (из бумажных полосок, ленточек, тесьмы) — вырезывание, свивание, скручивание сминание. Развивать чувство формы и композиции.

Цветная и фактурная бумага, серпантин, тесьма, ленты декоративные, полоски ткани, ножницы, простой карандаш, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеёнки, коробочки для обрезков, незавершённая композиция для коллективной работы.

38

«Плавают по морю киты и кашалоты…»

Лепка (коллективная композиция)

Продолжить освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула), прикреплять к фону (основе), украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище-конус + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности;
совершенствовать умение оформлять поделки; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности.

Пластилин разных цветов или солёно тесто, краски, стеки, керамические
плитки; мелкие красивые пуговицы, бисер семечки для оформления мелких деталей

                                                         

Март

39

Рыбки играют, рыбки сверкают

Рисование декоративное с элементами аппликации и письма

Продолжать привлекать  детей самостоятельному и творческому отражению своих представлений о природе разными изобразительно выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере комбинированной техникой (узор на вырезан ном силуэте). Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования (отпечатки ватными палочками или пальчиками). Развивать графические навыки и способности
к формообразованию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Листы бумаги голубого цвета (одного размера, если будет составляться
коллективный альбом), цветная бумага и ножницы для вырезания силуэтов рыбок, гуашевые краски, кисточки разного размера, ватные палочки (тычки), баночки с водой, салфетки бумажные и влажные матерчатые, подставки для кисточек. Варианты декоративного оформления рыбок.

40

Чудесные раковины

Лепка или рисование с натуры

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, овоид — яйцо, конус, усечённый конус) и видоизменять её для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать (делать насечки), дополнять налепами в виде полосок и пятен. Предложить различный инструмент и материалы для художественного оформления вылепленных раковин (стеки, колпачки фломастеров, бисер, бусины, мелкие пуговицы). Показать способ изготовления двойной, закрывающейся раковины и обыграть этот образ — положить «жемчужину» (например, красивую бусину или цветную конфету).

Пластилин или тесто (по выбору); стеки, бисер, пуговицы, бусинки. Раковины можно вылепить из солёного теста, высушить в духовке и разрисовать — они будут как настоящие и долго сохранятся. Неплохо получаются раковины из мягкого сдобного теста, их можно испечь и устроить настоящий пир.

41

Аквалангисты и водолазы изучают кораллы (Красное море)

Лепка или аппликация сюжетная (по выбору)

 Изображать человека в движении, передавая особенности экипировки (у аквалангиста маска ныряльщика, баллоны с кислородом, ласты; у водолаза скафандр, кислородный шланг, башмаки на толстой — свинцовой подошве), характерную позу и движение (аквалангист плавает, водолаз ходит по дну). Побуждать к поиску средств образной выразительности. Создать проблемную ситуацию — самостоятельно найти способ аппликативного
изображения коралловых рифов (из
цветной или фактурной бумаги, гофрокатона) напомнить о таком приёме, как
модульная аппликация. Развивать
чувство формы и композиции.

Пластилин, стеки, цветная и фактурная бумага, гофрокартон, трубочки
для коктейля, нитки шерстяные, ножницы клей, клеевые кисточки, салфетки
бумажные и матерчатые.

42

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Лепка рельефная (пластилиновая «живопись»)

Познакомить детей с новым приёмом лепки - цветовой растяжкой (вода, небо), показан его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (закат на море или лунная ночь, буря или лёгкий бриз, кораблик крупным планом или вдали; объёмная или рельефная лепка, скульптурный или комбинированный способ, свободное сочетании разных приёмов); поиск способов
решения художественной задачи: передать движение ветра, т.е. показать, как ф
он по морю гуляет.

Пластилин разных цветов, картон разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т.д.) и разных размеров, керамические плитки или кусочки картона, стеки.

43

Звезды и кометы

Аппликация из цветной бумаги, ткани фольги

Прививать детям интерес к выполнению картины неба: вырезать пятилучевые звёзды, складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые). Вызвать интерес к созданию образа кометы состоящей из головы — звезды, вырезанной по схеме, и хвоста, составленного из полок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.

Фольга золотистая и серебристая, цветная и фактурная бумага, лоскутки ткани, текстильные и декоративные бумажные ленты, серпантин, ножницы, клей, клеящие карандаши, коробочки для обрезков, простые карандаши, схема изготовления пятилучевой звезды, контурные схемы созвездий, листы бумаги чёрного или тёмно-фиолетового цвета.

44

В далеком космосе!

Лепка рельефная (панорама)

Продолжать освоение техники рельефной лепки: предложить детям вместе Создать рельефную картину, включающую разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы) Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых цилиндров для хвоста кометы, наложение слоёв в солнечной короне);
напомнить о возможности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой
растяжке для эмоционально-цветового
решения темы. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к сотворчеству.

45

Летающие тарелки и пришельцы из космоса

Лепка, аппликация или рисование (по выбору)

Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательные интересы.

Для лепки — пластилин разных цветов; проволока для каркасов, стеки, коробочки киндер-сюрпризов, баночки с крышками, трубочки для коктейля. для аппликации цветная и чёрная или тёмно-фиолетовая бумага, фольга, ножницы, клей, кисточки, салфетки. для рисования — листы бумаги большого формата, краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой.

46

Наш космодром

Лепка коллективная и аппликация (по выбору)

Продолжать знакомить детей с  разными летательные (космические) аппаратами конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника. Показать, что в лепке сложных объектов можно ориентироваться на фотографии, чертежи, рисунки; создать условия для использования разных инструментов и материалов.

Пластилин разных цветов, стеки, крышки, коробочки, трубочки, палочки, зубочистки, пружинки, мягкая проволока, цветная бумага, картон, ткань, фольга, пуговицы, нитки.

Апрель

47

Покорители космоса – наши космонавты

Лепка сюжетная

. Совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки конструктивным или комбинированным способом (по выбору детей); нацелить на изображение характерной экипировки (скафандр, комбинезон, баллоны с кислородом). Уметь самостоятельно находить приёмы для передачи движения космонавта в разных космических ситуациях (парит в невесомости, ремонтирует корабль, идёт по Луне или приветствует инопланетян).

Цветной пластилин, стеки, пуговицы, бусины, фольга, нитки, пружинки, пластиковые прозрачные футляры для скафандров.

48

На далекой, удивительной планете…

Рисование - фантазирование

Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для
создания фантазийных космических сюжетов Показать способы получения фантазийных (несуществующих, выдуманных образов: 1) гиперболизация признака 2) перенос признака (свойства, характеристики знакомого объекта в новы контекст; З) сочетание разных признака в одном объекте. Развивать воображение, любознательность, уверенность
в реализации самых смелых замыслов

оборудование. Листы бумаги разного формата (белые
и тонированные), художественные материалы на выбор: краски гуашь и акварель,
пастель, фломастеры, гелевые краски и ручки, блёстки, кисти разного размера, ватные
палочки, губки, ватные диски, простые карандаши для составления эскиза и
 т.д.

49

Наскальная живопись (мамонты и папонты)

Художественное экспериментирование

Вызывать желание у  детей рисовать доисторических животных в большом масштабе на вертикальной поверхности. Вызвать интерес к наскальной живописи. Познакомить с техникой рисования сухими материалами (на выбор) — углем, сангиной, мелом. Воспитывать любознательность.

Сухие материалы (на выбор детям) — уголь, сангина, мел, соус, пастель, карандаши большого размера, фломастеры. Куски сбоев серого, бежевого, терракотового или «мраморного» цвета, склеенные между собой и вырезанные в форме скалы или пещеры. Обои желательно разместить вертикально на стене в групповой комнате или в коридоре (чуть выше роста детей).

50

Динозаврики

Лепка сюжетная

. Инициировать создание коллективной композиции из разных динозавров. Продолжать учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки открытого рта. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать интерес к познанию природ и отражению представлений в продуктивной деятельности.

Пластилин или солёное тесто,
стеки, колпачки фломастеров или авторучек, зубочистки, ткань грубого плетения или губки, салфетки бумажные и матерчатые. Силуэты динозавров для обследования формы, зоологические игрушки.

51

Папоротниковый лес

Аппликация с элементами бумажной пластики

  Составлять в сотворчестве сложные многоплановые композиции. Расширить спектр изобразительно-выразительных возможностей бумажной пластики. Развивать зрительное восприятие, чувство формы, способности к композиции. Воспитывать эстетический вкус, любознательность.

Цветная бумага (разные опенки зелёного), ножницы, клей, фломастеры, бумага большого формата для создания коллективной композиции «Папоротниковый лес».

52

Динозавры и динозаврики (шаблоны и трафареты)

Аппликация силуэтная (коллективная композиция)

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из силуэтов динозавров. Продолжать освоение детьми техники силуэтной аппликации в сравнении со скульптурным способом лепки (показать сходство и отличие техники). Пользоваться шаблоном и трафаретом — подбирать размер бумаги, прикладывать картонный силуэт, аккуратно обводить по внутреннему (при работе с трафаретом) или внешнему (при работе с шаблоном) абрису и вырезать по нарисованному контуру. Знакомить с искусством силуэта. Развивать воображение, способности к ком позиции и сюжетосложению. Воспитывать любознательность, активность.

Бумага цветная и фактурная, картонные силуэты разного размера (шаблоны и трафареты по одному на каждую пару детей), ножницы, карандаши простые и цветные, клей, фломастеры, куски сбоев для общего фона, салфетки бумажные и матерчатые.

53

Бабушкины сказки

Лепка сюжетная по мотивам любимых сказок

Развивать желание у детей лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способы и приёмы лепки в зависимости от характера образа, придавать персонажам сказочные черты (внешние узнаваемые черты, элементы костюма, интерьера). Развивать способности к сюжетосложению и композиции. Воспитывать художественны й вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Пластилин, стеки, бусины, бисер,
лоскутки, трубочки для коктейля, зубочистки, втулки (картонные трубочки) из под кухонных полотенец или туалетной
бумаги, кусочки фольги, фантики, картон или небольшие коробки (из-под кондитерских изделий) для подставок, салфетки бумажные и матерчатые.

54

Домик с трубой и сказочник-дым

Рисование – фантазирование с элементами аппликации

 Создавать фантазийные образы. Вызвать интерес к сочетанию изобразительно выразительных средств при создании зимней композиции по мотивам литературного произведения (силуэт миниатюрной избушки с трубой на крыше вырезать из бумаги, фантазийные образы из дыма рисовать гуашевыми красками или цветными карандашами). Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

Цветная и белая бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки или клеящие карандаши, краски гуашевые, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые.

Май

55

Три поросенка с друзьями

Лепка сюжетная

 Лепить образы сказочных животных на основе овоида (яйцевидной формы), пере- давая пластическими средствами характерные особенности внешнего вида. Формировать умение лепить по объяснению с частичным показом способа изображения. Инициировать поиск средств художественно-образной выразительности (нос, пятачок, хвост, крючок, ушки-лопушки, пятнышки на спинке). Воспитывать инициативность, самостоятельность, уверенность.

Пластилин белого, розового, серого цвета, салфетки, бисер для глаз, зубочистки или трубочки для коктейля для
оформления пятачка, игрушечный поросёнок или картинка с его изображением,
народная игрушка свинка (дымковская филимоновская). Книжка с иллюстрациям к сказке «Три поросёнка». Три пластилиновых поросёнка (для пока: вариантов и обыгрывания творческой
ситуации), композиционная основа - зелёная лужайка из картона или бумаги.

56

Лужи-тучи для веселых поросят

Аппликация-мозайка

Продолжать знакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать в пределах сложного силуэта (лужи). Показать зависимость содержания (интерпретации) образа от его размещения в пространстве (один и тот же силуэт может быть «тучей» при размещении его вверху и «лужей» — внизу). Подвести к сравнению способов деления бумаги на части:
способом разрезания и разрывания. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику, согласованность в
движениях обеих рук.

Узкие полоски бумаги синего, фиолетового и белого цвета — для модульной аппликации-мозаики; силуэты луж голубого цвета (в разнообразии опенков); ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Аппликация-мозаика «Тучи», выполненная воспитателем или детьми старшего дошкольного возраста. Несколько бумажных силуэтов для показа детям вариантов очертаний луж.

57

Чудо – дерево

Лепка коллективная (тестопластика)

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических материалов лепки — раскатывать пласт солёного теста и вырезать с помощью формочек рельефные фигурки для размещения на чудо-дереве. Создать условия для экспериментирования (отпечатки на тесте). Развивать способности к формообразованию (чувство формы), чувство юмора.
Формировать навыки сотрудничества
(договариваться, обсуждать замыслы, размещать свои поделки на общей композиционно основе). Воспитывать любознательность, самостоятельность, доброжелательность.

Солёное тесто (натуральное и окрашенное), формочки, скалки, доска разделочная, предметы для отпечатков (штампики, колпачки фломастеров), мелкие бытовые предметы (бусины, бисер) и природный материал (горох, фасоль) для украшения поделок; салфетки. трубочки для коктейля, шнурки или тесьма декоративная. Силуэт чудо-дерева из картона с парными отверстиями для  подвешивания чудо-плодов.

58

Оформление книжки-самоделки

Знакомство с книжной графикой на примере творчества И.Я. Билибина

Познакомить с творчеством иллюстратора детских книг И.Я. Билибина. Уточнить представление о структуре книжки-картинки. Вызвать интерес к оформлению книжек-самоделок по замыслу. Развивать воображение. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, бережное отношение к книжкам.

Книжки с иллюстрациями И.Я. Билибина: «Белая уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке».
Книжки - самоделки, подготовленные воспитателем (2 листа бумаги белого цвета формата А-4 складываются пополам, вкладываются друг в друга и скрепляются), цветные карандаши и фломастеры.

59

Жар-птица

Аппликация с элементами рисования (по замыслу)

Вызвать интерес к самостоятельному поиску изобразительно-выразительных средств для создания образа сказочной птицы. Учить сочетать в одном художественном образе аппликативные, графические и живописные элементы, Продолжать освоение художественного приёма «наложение». Познакомить с приёмами штриховки цветными карандашами. Воспитывать художественный вкус.

Книжки-самоделки с рисунками
детей к сказке «Иван-царевич и серый волк»; цветная бумага, бумажные прямоугольники разного размера и цвета
для накладной аппликации, ножницы, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор), салфетки.

60

Оттиски и отпечатки (завершение оформления книжек-малышек)

Экспериментирование в изодеятельности

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений или элементов декора способом «принт» (печать), графическими и пластическими средствами. Вызвать интерес к «оживлению» полученных форм. Развивать творческое воображение.

Краски — акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, кисточки-флейцы, старые
, зубные щётки, срезы овощей (картофель, свекла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки, фабричные штампы, пробки и другие бытовые предметы, баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).
Пластические материалы — пластилин, солёное или сдобное тесто, глина, предметы для экспериментирования — разные стеки, зубочистки, трубочки для коктейля (соломинки), колпачки фломастеров и авторучек, ткань грубого плетения

61

Перо Жар-птицы

Рисование с элементами аппликации и письма

 Сочетать в одном художественном образе графические, аппликативные и каллиграфические
элементы. Вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств. Продолжат освоение художественного приёма
«наложение» при создании накладной
многоцветной аппликации. Познакомить
с приёмами штриховки и тушёвки цветным карандашами. Готовить руку к
письму. Развивать согласованность в работе глаз и руки. Воспитывать художественный вкус.

Цветная бумага, бумажные прямоугольник разного размера и цвета для
накладной аппликации, ножницы, клей,
клеевые кисточки, цветные карандаши,
фломастеры, листы бумаги разного формат (прямоугольники и полосы) для фона.

62

Змей Горыныч

Лепка сюжетная по замыслу

Вызвать интерес к лепке сказочных существ по мотивам русских народных сказок. Познакомить со способами создания фантазийных образов (перенос признака, гиперболизация, агглютинация, комбинирование). Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, головы и крылья конструктивным или комбинированным. Показать зависимость пластической формы от способа лепки.
Разнообразить приёмы декоративного оформления поверхности тела (отпечатки процарапывание, налепы). Развивать
творческое воображение. Воспитывать
уверенность, инициативность.

Пластилин, стеки, колпачки фломастеры, салфетки, бисер,  яичная скорлупа (молотая).

 

Приложения

Нетрадиционные художественно – графические техники

  1. Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой

Средства выразительности: фактурность окраски

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо врезанный силуэт пушистого или колючего животного

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  1. Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.

  1. Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.

  1. Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и поролон.

  1. Оттиск печатками из ластика

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы:  мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

  1. Восковые мелки (свеча) + акварель

Возраст: от четырех лет

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура

Материалы: восковые мелки (Свеча), плотная белая бумага, акварель, кисти

Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается незакрашенным.

  1. Печать по трафарету

Возраст: от пяти лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы:  мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета,тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифенного картона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

  1. Монотипия предметная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.

  1. Кляксография обычная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

  1.  Кляксография с трубочкой

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  1.  Отпечатки листьев

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  1.  Монотипия пейзажная

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

  1.  Рисунки из ладошки

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребенка, любая бумага.

Способ получения изображения: Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает  необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

  1.  Волшебные веревочки

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: волшебное изображение, сулуэт.

Материалы: веревочки различной длины и цвета.

Способ получения изображения: Для начала ребенок учится выкладывать простейшие по форме предметы – цветы, овощи, фрукты и прочее. Постепенно фигуры усложняются, используются несколько веревочек. Любое изображение необходимо начинать выкладывать с головы, следить за формой туловища человека или животного.

  1.  Воздушные напыление.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу.

Материалы: зубная щетка, акварельные или гуашевые краски, стека, силуэты предметов, животных, птиц (а так же можно использовать засушенные листики и травинки); фартук или старая рубашка.

Способ получения изображения: Ребенок  красиво располагает на бумаге любой предмет (главное, чтобы он был не очень большим и имел характерную форму). Обмакивает кисть в какую – нибудь краску и наносит ее на щетку. Стряхивает лишнюю воду, чтобы не было клякс. Чем гуще краска, тем лучше. Проводит стекой по щетинкам, направляя летящие брызги на листок и ровно закрашивает всю картину. Затем убирает предмет. Можно продолжить процесс разбрызгивания, используя другую гуашь, стеку и карандаш.

  1.  Рисование песком, крупой, солью, скорлупой.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: объем.

Материалы: картон, кисти для клея, простой карандаш, клей ПВА, чистый песок (крупа, соль, скорлупа)

Способ получения изображения: Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка.

  1.  Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать»)

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: линия, цвет, фактура.

Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, черная тушь, палочки для процарапывания (можно использовать спицу для вязания).

Способ получения изображения:

  1. Покрыть весь лист любой цветной гуашью (можно использовать несколько цветов или цветной картон)
  2. Всю поверхность листа натереть свечой.
  3. Покрыть черной тушью, чтобы тушь не сворачивалась на парафине, добавить в нее жидкое мыло (1 капля мыла на столовую ложку туши).

  1. Рисование мыльными пузырями

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: цветные круги.

Материалы: шампунь, гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка (фломастеры).

Способ получения изображения: Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с  пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши.

    Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.

        РИСУНОЧНЫЕ ИГРЫ

Радуга

Продемонстрировать волшебную игру красок, обучая ребенка смешивать цвета, полезно, попросив его нарисовать радугу. Чтобы хорошо запомнить, как расположены в радуге цвета, расскажите ему считалку: «Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленой), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый)», — и вместе с ним рисуйте радугу, смешивая краски.

Самоцветы

Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги — это сундук с драгоценными камнями. Каждый из них имеет свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

Рисуем музыку

Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную, лирическую музыку. Можно сначала договориться, какой цвет будет добрым (желтый, голубой), грустным (зеленый, светло-синий), злым (темно-красный, темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятия музыки.

Рисуем настроение

(для детей с 5 лет)

Приготовьте мокрый лист и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение. Рядом пусть он изобразит настроение мамы, папы, сестры, кошки и т. д.

Взрослый наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования. Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона — это тревожные тона.

Рисуем сказку

Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Предложите ребенку внимательно послушать сказку (любую) и, когда ему захочется, изобразить что-то или Кого-то цветом. Пока ребенок смешивает краски и рисует, взрослый спокойно ждет, затем продолжает сказку. Рисунок покажет, насколько эмоционально воздействует сказка на ребенка. Темная гамма будет свидетельствовать о негативном переживании, светлая — о радостном и легком.

Времена года

Предложить ребенку на одном листе нарисовать весну, лето, осень и зиму, рассказав, что «у природы нет плохой погоды», что любое состояние души полезно человеку. Интерпретируя, обратите внимание, грустно или радостно малышу рисовать осень.

Рисуем всей семьей

Выбрав тему рисунка (сказку, случай из жизни семьи и т. д.), приготовьте большой мокрый лист, сядьте вокруг него, разрешая подползать к любому месту и рисовать, что кому хочется.

А теперь несколько необычных способов рисования, развивающих умение, удивляться, интересоваться и фантазировать.

Рисование по точкам

Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Чудо-рисунок

Предложите ребенку нарисовать что-то (портрет мамы, город, животное, человечков) из... разных цветов (ромашки, колокольчики, розы и т. д.), из... овощей (огурцы, морковки, арбузы и т. д.), из... зайчиков, белочек, птичек. Вот это будут чудо - картины!

Рисуем на асфальте

Дайте ребенку мелки и расширьте зону рисования как можно больше. Предложите рисовать все, что ему хочется.

Смешной рисунок

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д.

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.

Ну и смешная же картина получается!

Коллективный рисунок

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.). Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку.

Рисуем открытку

Чтобы сделать приятное человеку, ему можно подарить открытку и с чем-то поздравить, пожелать что-то доброе. Возьмите небольшие плотные листки (луч-ше картон). Предложите ребенку нарисовать что-то очень красивое, нежное, доброе, при этом постараться, ведь это подарок. Затем переверните открытку и со слов ребенка напишите пожелания тому, кому он хочет сделать приятное. Если он уже умеет писать, то помогите в орфографии.

Очень светлое чувство появляется в душе, когда даришь или получаешь такой подарок.

Рисуем портреты

Участники разбиваются на пары. Один — натурщик, он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. Изображение может состоять из цветочков, звездочек, снежинок, шаров, морковок и т. д., лишь бы получился портрет именно того, кого рисуешь. «Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «шедеврами», обсуждают, что не так, как было бы лучше. Возможно повторное рисование, исправление недочетов.

Из полученных портретов собирается целая выставка.

Рисунок на стекле

Сначала нужно попросить папу сделать особый «мольберт»: кусок стекла или прозрачного пластика размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой, а еще лучше вставить в деревянную рамочку, чтобы не пораниться. Рисовать можно красками, фломастерами, мелками. Все, что захочется. Всегда нужно время, чтобы рисунок высох. С обратной стороны стекла можно подложить белую или цветную бумагу, рисунок будет необычно изменяться в зависимости от присутствующего тона. Когда хочется нарисовать что-то другое, стекло начисто протирается тряпочкой, и «мольберт» опять чист и ждет своего талантливого художника!

Совет. Если нет мольберта, можно рисовать на оконном стекле.

Кляксы

Взять альбомный лист, сложить пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите изображение и сочините историю.

Волшебный салют

На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти либо старая зубная щетка. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, стараться брызгать на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище!

Совет. Не пугаться, если частички «салюта» попадут на лицо и руки участников, одежду можно постирать.

Литература:

  1. Изобразительное творчество в детском саду «Цветные ладошки», И.А.Лыкова, 000 Издательский дом «Карапуз», 2008.
  2. Аппликация из природных материалов в детском саду. И.В.Новикова, Академия развития, Ярославль.
  3. Изобразительная деятельность. Художественный труд. Комплексные  занятия (Младшая, средняя, старшая, подготовительная группа),  Павлова О.В. Волгоград, Учитель, 2012 г.
  4. Методическое пособие. Пластилиновая живопись. Т.Н.Яковлева, 000 ТЦ Сфера, Москва
  5. Мониторинг в детском саду «Детство»/под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, М.В.Крулехт- 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2011
  6. Освоение витражного искусства в ДОУ. Методическое пособие для педагога ИЗО. Ковалицкая Л.М. М. Аркти, 2008 г
  7. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду./Е.А.Короткова-Ярославль: Академия развития, 2009.
  8. Учебное издание. Поделки из пластилина и соленого теста. Л.В.Занкова: Издательство Оникс, 2009.
  9. Приглашение к творчеству; обучение дошкольников технике аппликации и коллажа.  Дубровская Н.В., СПб, Детство – пресс, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка Юные дизайнеры

Программа кружка «Юные дизайнеры» (тестопластика)    Программа «Юные дизайнеры» имеет художественно-эстетическую направленность.      Программа предназнач...

программа "Мы - дизайнеры"

Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...

программа "Мы - дизайнеры"

Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...

программа "Мы - дизайнеры"

Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...

Программа «Маленькие дизайнеры» для детей 5-6 лет

Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным ...

Рабочая программа "Маленькие дизайнеры" для старшей группы ДОУ

Программа направлена на проявление интереса, живой эмоциональный отклик к восприятию эстетических свойств предметов, желание детей взимодействовать с ними....

Модульная программа "Школа Дизайнера"

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.        В соответствии с Федеральным государственным образовательным станда...