программа "Мы - дизайнеры"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_my_dizaynery.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Мы - дизайнеры»

Пояснительная записка

В настоящее время детский дизайн – это перспективное направление художественно-эстетического развития детей, отвечающая требованиям нового времени. Это обусловлено тем, что в  дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, то есть она рассматривается как художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. 

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также «возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Дизайн сегодня – это индустрия, работающая на информатизацию и эстетизацию нашего окружения. В сфере изобразительно пространственных искусств дизайн не имеет никаких границ. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайнеров по специальностям: одни проектируют игрушки, другие мебель, одежду и посуду и т. д. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки.

Различают дизайн плоскостной (полиграфия, реклама), предметный (одежда, мебель), пространственный (интерьер, экстерьер), смешанный (оформление празднеств). Выделяют направления художественного конструирования и системного дизайна – организация предметно-пространственной среды.

Автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три – плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитекртурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.

Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

Специфика детского дизайна:

  • оригинальность и неповторимость творческого продукта;
  • знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
  • совместно раздельный характер исполнения замысла;
  • предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
  • использование аналогичных материалов и техник;
  • общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;
  • самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).

Дошкольник в процессе творческой деятельности способен представлять некую общую картину, он не обучен еще расчленять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 4-х лет дети оказываются способны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты. Старшие дошкольники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ будущего изделия и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой “проектный замысел”, предвосхищая художественный результат. Кроме того, на шестом году жизни интенсивно развиваются художественное восприятие и творческие способности детей, повышается стремление к самостоятельному творчеству, формируется оценочное отношение к окружающему, поэтому именно этот возраст очень благоприятен для занятий по дизайн-деятельности.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников в процессе осовения элементов дизайна.

Задачи:

  1. Учить детей элементам дизайна.
  2. Формировать навык самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения.
  3. Развивать детское творчество и творческое воображение
  4. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру

Принципы построения программы

Синтетичности: тесная взаимосвязь рисования, аппликации, лепки и ручного труда.

Адаптивности: гибкое применение содержания и методов развития творческих способностей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.

Принцип творческого подхода: данный принцип заключается в поощрении творческого подхода, творчества детей.

Принцип интегративность: здесь подразумевается взаимопроникновения различных направлений и форм работы.

Содержание программы

Программа «Мы – дизайнеры» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 27 часов в год (3 в месяц).

        Строится программа по трем направлениям:

  1. «Художественная аранжировка» - предполагает знакомство дошкольников с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий.
  2. «Дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.
  3. «Декоративно-пространственный дизайн» – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы

Реализация программы возможна только при проведении различных режимных моментов или в форме кружковой работы.

Учебно-тематический план

Направление «Художественная аранжировка»

Месяц

Тема

Цель

Материалы

Сентябрь

Поделки из природных материалов своими руками «Розы из кленовых листьев»

учить создавать цветы из разных материалов: цветных салфеток,  кленовых листьев, ниток и палочек деревянных; работать аккуратно.

листья деревьев, нитки, цветные салфетки, ножницы, деревянные палочки, скотч, степлер.

Октябрь

Коллаж "Осенняя поляна"

Познакомить с техникой коллажа, учить создавать поделки из ниток

Плотый картон, цветные нити для вязания, ножницы, скотч, клей

Ноябрь

Объемная аппликация «Летите голуби»

Познакомить с техникой «объемная аппликация», развивать аккуратность, мелкую моторику

Цветной картон, цветная бумга, ножницы, клей

Декабрь

Открытка «С Новым годом»

Учить декорировать бумагу, используя мелкие блестки, наклейки, стеклярус, вырезанные фигурки

Черный картон. стеклярус, блестки, заранее нарисованые символы будущего годы,ножницы, клей

Январь

«Картина из пластелина»

Познакомить дошкольников с техникой – пластелинография, Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук

Пластилин

2. Стекло

3. Рамка

4. Маркер черный

5. Прозрачный лак для ногтей

6. Скотч

Февраль

Открытка к 23 февраля

Познакомить с техникой изготовления объемных открыток, развивать воображение

цветной картон, 2 плотных листа белой бумаги (лучше использовать листы из папки для черчения), ножницы для фигурной резки, обычные ножницы, фломастеры, простой карандаш, линейка, трафареты самолёта, кораблика, машины(пусть ребёнок сам выберет, что он изобразит на открытке)

Март

Апликация «Цыпленок»

Учить аппликации в технике «капроновая живопись», формировать умение использовать различные изобразительные средства; учить передавать в работе объем при помощи тона и цвета

картон; карандаш; ножницы; клей ПВА; фоторамка; лоскуты  прозрачных синтетических тканей (колготки различных оттенков)

Апрель

«Ангелочек»

Познакомить с техникой «квилинг», воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность

Двусторонняя цветная бумага, цветной картон для фона, простой карандаш, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, альбомный лист

Май

Открытка ко Дню победы

Развивать творческое воображение

цветная бумага, карандаш, клей, георгиевские ленточки, открытки (можно старые на военную тематику

Направление «Декоративно-пространственный дизайн»

Месяц

Тема

Цель

Материалы

Сентябрь

Объемная аппликация из природного материала с использованием бумажной мозаики «Ваза с цветами».

 создать условия для раскрытия творческого потенциала детей посредством художественного творчества.

засушенные листья, желуди, цветная бумага, цветной и белый картон, клей-карандаш, клеевой термоклей, рамка, карандаш, шаблоны, инструкции по ТБ, ножницы, образец.

Октябрь

Осенние цветы из ниток своими руками

развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев, воспитывать бережное отношение к природе.

основа круглой формы из картона (диаметр внешнего круга 5см, внутреннего (для намотки) 2.5см); круг диаметром 4см из картона (основа под цветок), и такой же круг оклеенный зеленой бумагой - основа для стебля; нитки цветные (шерсть, синтетика) для цветов – любого цвета, для середины цветка; цветная зеленая бумага для листьев, бордовая гофрированная бумага для стебля; трубочки для коктейля; ножницы; клей ПВА.

Ноябрь

Подвеска под потолок «Птица»

Учить вырезать из бумаги ажурные фигруы, делать подвеску для украшения комнаты

Старые журналы, цветная бумага, ножницы

Декабрь

«Новогодняя елка»

Учить делать новогоднюю елку из фетра

Картонный конус, фетр, клей, стеклрус, ножницы, бусы, клей

январь

«Игольница»

Развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорные навыки, творческие способности.
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность

ватные палочки, белый картон, клей МОМЕНТ, ножницы, карандаш, маркер, атласную ленточку.

Февраль

«Лилии»

развивать творческие способности дошкольников, познакомить с процессом изготовления лилии

пластиковая бутылочка из-под «Имунеле», трубочки, поролон, креповая бумага зеленого цвета, клей – карандаш, маркер, ваза для оформления работы.

Март

Букет из конфет

Учить делать объемные цветы из гофрированной бумаги, развивать воображение

Гофрированная бумага фиолетовая и зелёная; Шпажки для шашлыка; Скотч двусторонний и прозрачный; Нитки, ножницы; Конфеты (лучше круглые).

Апрель

Многоярусная шкатулка из бумаги

Познакомить со способом изготовления многоярусной шкатулки, развивать мышление, внимание, творческую фантазию; воспитывать эстетический вкус аккуратность, усидчивость, терпение.

картон, плотная бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей пистолет, ткань (4 вида), степлер, атласные ленты (4 вида

Май

Макет  детской площадки

Развивать умение ориентироваться на плоскости, конструировать из бумаги

ножницы, цветная бумага, клеящий карандаш

Направление «Дизайн одежды»

Месяц

Тема

Цель

Материалы

Сентябрь

Одежда из листьев «Диво осени»

Развивать умение декорировать осенними листьями, конструировать модели одежды из нестандартного оборудования

картон, ткань, ножницы, карандаш, клей «Момент-кристалл», листья деревьев, древесная стружка, стружка от простого карандаша, вырезка женского лика из журнала, тесьма.

Октябрь

«Костюмы разных народов»

Формировать умение делать одежду для кукол из ткани с помощью клея и степлера

Куклы – болванки, лоскуты ткани, клей ПВА, степлер

Ноябрь

«Костюмы разных народов»

Закреплять умение делать одежду для кукол из ткани с помощью клея и степлера, учить декорировать ее

Куклы – болванки, лоскуты ткани, клей ПВА, степлер, бисер, цветные нити, пуговицы и т.п.

Декабрь

Новогодний маскарад

Учить делать карнавальные маски, развивать воображение

Цветной картон, перья, ткани, стеклярус, клей, ножницы, цветные нити, цветная бумага

Январь

Кулон из бисера

Познакомить с техникой бисерплетения, развивать мелкую моторику, воображение

Леска, мелкий бисер. ножницы

Февраль

Одежда оригами

Учить делать бумажные предметы гардероба

Цветная бумага, ножницы

Март

Сумка из бумаги

 Формировать у детей практические умения и навыки выполнения декупажа: вырезание понравившейся детали, размещение салфетки на поверхности, обильное намазывание клеем, дорисовка

бумажные  салфетки с подходящим рисунком, ножницы, клей, плотную бумагу

Апрель

Цветочная шляпка

закреплять навык накручивания полоски бумаги в ролл; развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать, видеть результат.

полоски бумаги шириной 2мм, клей ПВА, зубочистки деревянные, цветная офисная бумага, воздушный шарик, ножницы.

Май

Пиратская шляпа

Развивать аккуратность, воспитывать художественный вкус

лист черной бумаги 160 г/м2 формата А3 (можно склеить 2 листа А4),
2 листа белой бумаги (для принтера) формата А4,
ножницы,
клей,
шляпная резинка.

Критерии эффективности реализации программы

Показателем успешности реализации программы является высокий или выше среднего уровень  развития изобразительной деятельности у большинства детей группы.

Диагностика развития изобразительной деятельности дошкольников

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития и развития изобразительной деятельности дошкольников

Задачи диагностики

Изучить особенности развития изобразительного творчества у дошкольников

Определить особенности развития эстетических способностей детей

Возраст

Параметры

Методика

Метод диагностики

Цель

Ответственный

Дошкольный

(3-7 лет)

Освоение ребенком изобразительной деятельности и проявление творчества

Диагностическая ситуация «Научи рисовать!»

Экспериментальное задание

Освоение дошкольниками изобразительной деятельности и проявление творчества

Воспитатель

Наблюдение

Способность ребенка опознавать выразительные формы

Диагностическое задание «Кто есть кто»

Экспериментальное задание

Измерение способностей опознавать выразительные формы детьми дошкольного возраста

Воспитатель

Беседа

Способность ребенка к синестезии

Диагностическое задание «Малюма - текете»

Экспериментальное задание

Измерение способности к синестезии детьми дошкольного возраста

Воспитатель

Литература

  1. Кирилина Н.Н. «Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста»

  1. Материалы сайта http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (познавательное и ручной труд) в подготовительной группе: «Путешествие в город мастеров-дизайнеров.»

Знакомство детей с профессиями дизайнера, флориста, декоратора.Обучение оформлению помещений, декорированию рамочек для фотографий, составлению букетов.(автор-составитель Хорольская Светла...

Программа кружка Юные дизайнеры

Программа кружка «Юные дизайнеры» (тестопластика)    Программа «Юные дизайнеры» имеет художественно-эстетическую направленность.      Программа предназнач...

Конкурс "Юный дизайнер - 2012"

Конкурс "Юный дизайнер -2012"Участница Евсюгина Алена, 4 года...

Занятие “Профессия – фито-дизайнер”

Занятие по ознакомлению дошкольников с профессией фито-дизайнер....

Программа кружка "Юный дизайнер"

Рабочая программа дополнительного образования по  развитию навыков изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста  «Юный дизайнер»...

программа "Мы - дизайнеры"

Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...

программа "Мы - дизайнеры"

Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...