Программа для детей 10 - 13 лет: "Моделирование одежды"
рабочая программа по конструированию, ручному труду по теме

Беднова Анна Викторовна

 

Предлагаемая программа открывает для ребенка новые пути углубленного познания швейного мастерства, дает дополнительную базу знаний и навыков отделочных швейных работ(аппликация), обогащает его внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время. В этом заключается актуальность предлагаемого курса, а практическая значимость будет определятся результативностью программы, т.к. обеспечит заинтересованность и занятие швейно - декораторским мастерством воспитанниц и в будущем. Программа рассчитана на два года обучения (занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа) всего: 78 учебных часов в год, 156 общих часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmnoe_soderzhanie.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

                ПРОГРАММА

для детей 10 – 13 лет

«Моделирование одежды»

 

 Руководитель: Беднова Анна  

                                        Викторовна

Программное содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Психолого-педагогическая характеристика.
  3. Содержание курса.
  4. Учебно-тематическое планирование.
  5. Критерии эффективности и ожидаемые результаты.
  6. Словарь терминов.
  7. Список литературы.

Приложение.

Пояснительная записка.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны, поскольку  совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Изделия, сделанные руками ребенка, могут служить украшением интерьеров, костюмов, так как обладают эстетической ценностью.     Задачи эстетического оформления одежды и тканевых композиций интерьера решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, оно имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового значения - одежда, мебель, ковры и т.д. - требуют оформления.

Костюм, как произведение искусства, отражает определенный этап творческого развития прежде всего самой личности юного создателя. Это выражается в используемых при создании костюма эскизов, выбираемых тканях, узоре и материале отделки, в характере технологии выполнения аксессуара.

Предлагаемая программа открывает для ребенка новые пути углубленного познания швейного мастерства, дает дополнительную базу знаний и навыков отделочных швейных работ(аппликация), обогащает его внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время. В этом заключается актуальность предлагаемого курса, а практическая значимость будет определятся результативностью программы, т.к. обеспечит заинтересованность и занятие швейно - декораторским мастерством воспитанницы и в будущем. Программа рассчитана на два года обучения (занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа) всего: 78 учебных часов в год, 156 общих часов.

Учиться швейному, отделочному мастерству необходимо в комплексе с изучением других декоративно - прикладных видов творчества (история искусств, живопись ит.д.), начиная с отделки простейших предметов, постепенно приобретая навыки и опыт и переходя далее к созданию красивых стилевых костюмных композиций и предметов интерьера. Поэтому ведущими темами программы являются: «костюмы», «отделка», «отделочные материалы», «индивидуальные творческие работы».

Занимаясь индивидуально, воспитанник интегрирует знания технических приёмов с художественной фантазией, присущей его детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребенка над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением отделочных работ, можно смело назвать творческой.

Методика проведения занятий направлена на приобретение и закрепление навыков швейно - декораторского мастерства, на формирование художественного вкуса, творческой активности ребёнка. А для достижения этой цели можно использовать метод сравнений. Ребенок сопоставляет композиции своих работ с композиционными решениями народных мастеров, а также отлеживает свои достижение самостоятельно, выделяя уровень творческого роста. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить ребенка мыслить, рассуждать вслух, высказывать своё мнение, пробовать и не бояться экспериментировать: «Плохой опыт - тоже опыт».

Для успешного достижения поставленной цели и задач используются различные методы и приёмы:

  1. словесный;
  2. наглядный;
  3. практический; -объяснительно-иллюстративный;
  4. проблемно-поисковый;
  5. экскурсии;
  6. создание ситуации успеха;
  7. применение здоровьесберегающих технологий. Целы Создание условий для развития нравственных, художественно-эстетических и творческих способностей ребёнка. Конкретная направленность индивидуальной программы заключается в развитии проблемно - творческого мышления ребенка средствами швейно - декораторского искусства.

Задачи:        Развивающие:

  1. Развитие художественно-эстетического вкуса детей.
  2. Развитие коммуникативных способностей ребёнка.
  3. Развитие творческого потенциала.

Обучающие:

  1. Обучение  искусству пошива костюма.
  2. Обучение отделки костюма.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства красоты, умения видеть в окружающем мире красоту, в обычном, простом, повседневном.
  2. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Мотивационная:

  1. участие в конкурсах, выставках, ярмарках-продажах;
  2. повышение своего художественного образования, приобретение специальных навыков для успешной профориентации.

Психолого-педагогическая характеристика.

Сергеева Алена (12 лет, занимается третий год) проявляет повышенный интерес к швейному мастерству, особенно отделке, декорированию, созданию новых образов и рисунков на материале.

Обладает прекрасными способностями, умеет мыслить неординарно, проявляет богатую фантазию, творческую активность, в самостоятельных работах выполняет роль исследователя, любит работать с различными материалами и тканями и в разной технике, занимается в коллективе «Моделирование и дизайн одежды» года. Является постоянным участником всех выставок и конкурсов ЦВР. особый интерес проявляет к созданию и поиску собственного стиля.

В будущем Алена - намерена связать свою жизнь с дизайном и отделкой одежды и предметов быта. Считает, что навыки и знания, полученные по индивидуальному обучению, необходимы любой девушке и обязательно пригодятся во взрослой жизни.

Работать по индивидуальной программе дополнительно-личное желание Алены.

Результаты диагностики:

методика «профиль интересов»- доминируют способности к художественному творчеству

методика «воспитанность»- профессиональная направленность - на
высоком уровне; этика и эстетика выполнения работы, терпение и
трудоспособность, уважительное отношение к деятельности других,
стремление к сохранению и развитию уже приобретенных навыков и
умений, творческий подход к работе. Социальная направленность -
высокий уровень толерантности, активность и желание участвовать в
общественных делах, стремления к самореализации,
данные «пастор одаренности»- интерес к занятиям устойчивый,
самооценка адекватная, мотивация к занятиям стойкая,
мониторинг развития художественно - оформительских навыков с
октября 2003 по октябрь 2006 г.        •

Сформированность специальных навыков, способность выражать свое мышление через декоративно - прикладное искусство, владение методом импровизации при создании композиции, нестандартный выбор материала и цветового ряда, творческий поиск увеличились на 65 %, На сегодняшний день составляет 70 % от общего потенциала.

ffli        

Содержание программы.

1 год обучения. Ведущие темы:

1.        История отделки костюма:

  1. античный костюм;
  2. готическое средневековье;
  3. костюм эпохи возрождения;
  4. испанская мода;
  5. отделка в стиле: барокко, рококо, ампир, бидермайер;

2.        Особенности отделки русского народного костюма:

  1. техника ручного шитья;
  2. сарафанный комплекс;
  3. паневный комплекс; 2. Материалы отделки:

•        Ткань;
Бисер;
Стеклярус;
Тесьма;

Содержание программы.

2 год обучения. Ведущие темы:

1.        Культурно - бытовые традиции и национальная русская культура
одежды:

  1. Символы отделки русского народного костюма;
  2. Техника вышивки крестом (применяя стеклярус, бисер);
  3. Техника вышивки гладью (применяя тесьму, декоративную нить);        \

2.        Изготовление и оформление головного убора:

  1. Крестьянский женский, девичий;
  2. Купеческий;
  3. Дворянский;

3. индивидуальная творческая работа по разработки, пошиву, оформлению костюмного комплекса.

*■        *

Учебно-тематическое планирование.

1 год обучения.

Тема

Количество часов

теория

практика

общее

Введение в образовательную программу

1

2

3

История костюма:

•        История возникновения
костюма;

•        Тканевые композиции
для костюмов разных
эпох.

5

12

17

Материалы, используемые для отделки:

•        Бахрома и работа с ней;

•        Отделка тесьмой. Виды
тесьмы;

•        Выполнение рюшей;

•        Кисти и помпоны;

•        Аппликация и
материалы для
аппликации;

•        Способы выполнения
аппликации.

6

10

16

Русский народный костюм:

•        Ситцевые фантазии;
\     •   Органза - работа над

отделкой костюма.

•        Стеганые аппликации;

•        Головные уборы.

5

10

15

Костюм эпохи Возрождения

•        Шёлк и работа с ним;

•        Парчовые ткани, чем
сложна работа?;

•        Виды воротников эпохи
Возрождения.

2

8

\

10

Античный костюм: *•   Модные аксессуары Античного костюма.

1

7

8

Готическое средневековье •   Туники.

1

8

9

Всего:

78 часов

Учебно-тематическое планирование.

2 год обучения.

Тема

Количество часов

теория

практика

общее

Бытовые традиции и национальная русская культура костюма:

•        Историческое
наследие Русского
костюма;

•        Традиционные наряды
повседневной жизни
крестьян.

1

9

10

Стиль барокко: 1     •   Батники - история происхождения и практическая направленность; •   Макинтош; i     •  Пеньюар -1          историческая направленность пеньюара.

1

8

9

Рококо, костюм причёска, украшения:

•        Боа;

\     •   Бретели;

•        Перчатки;

•        Пуговицы.

2

8

10

Стиль «Ампир»:

•  Виды карманов и их применение в стиле «Ампир».

2

6

8

\ Головные уборы:

•        Береты;

•        Вуаль;

»•   Капюшон;

•        Шляпа;

•        Сомбреро.

2

9

11

Киевская Русь XI в.:

•   Пошив косоворотки и

2

9

11

историческое значение данной детали костюма;

•        Сарафан;

•        Праздничная одежда в
Киевской Руси.

Московская Русь:

•        Особенности костюма
Московской Руси;

•        Головные уборы.
Кокошники, ленты
расшивные, платочные
вариации.

2

8

10

Стилизованный костюм:

•        Апрэски;

•        Граффити;

•        Классический стиль;

•        Конструктивный
стиль;

•        Сафари стиль;

•        Фольклорный стиль.

9

9

Всего:

78 часов |

\

Критерии эффективности.

Первый год обучения. 1. Изготовление костюмного ансамбля. Оценивается:

  1. Соответствие костюма выбранному жанру, стилю, эпохи;
  2. Соответствие выбранной отделки: материал, рисунок, техника;

1. Декоративная отделка: Оценивается:

  1. Умение грамотно составить орнамент отделки.;
  1. Использование в композиции растительного, животного, геометрического, смешанного узора;
  2. Подбор материала и цветовое решение для каждого конкретного костюма или предмета, использование ярких цветов и оттенков;
  1. Аккуратность в исполнении работ;
  2. Умение работать с разными материалами.

При освоении содержания данной программы ребёнок должен знать:

  1. Основные средства художественной выразительности при отделке костюма: швы, аппликацию, тканевые решения, цветовые композиции.
  1. Виды, материалы и особенности отделочных работ.
  1. Технику смешения видов отделки, свободно работать с различными отделочными материалами;
  2. Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена

Учащийся должен уметь:

  1. Самостоятельно владеть техникой отделки аппликацией, бисером, стеклярусом, тесьмой;        
  2. Самостоятельно составлять узор и цветовое решение при выборе отделочного материала: бисера, стекляруса, тесьмы, стразов;
  3. Самостоятельно наблюдать и изображать увиденное на одежде и предметах интерьера при помощи декоративной отделки;

Второй год обучения.

1.- Проверка теоретических знаний ( в форме опроса, экзамена по билетам, викторины по вопросам, доклада по выбранной теме). Темы: «Русский народный костюм»

«Особенности жанровой отделки»

«Цветоведение и аппликация »

« Декоративное оформление предметов интерьера»

2.        Зачётные практические работы по окончании индивидуального
обучения:

•        Костюмный комплекс с головным убором;

3.        Персональная выставка.

При освоении содержания второго года обучения ребенок должен знать:

  1. Особенности и разнообразие различных стилевых костюмных комплексов и головных уборов;
  2. Дизайнерские решения оформления и организации персональной выставки собственных достижений.

Учащийся должен уметь:

  1. Использовать для работы разные варианты росписи;
  2. Использовать разные материалы и технологии.

\

Ожидаемые результаты

Результатами обучения по данной программе являются: знания, умения и навыки по швейно-декоративной деятельности, а также опыт творческой самостоятельности, овладение культурой творческой деятельности;

  1. развитие креативной личности (самостоятельный выбор модели, техники исполнения, способов выполнения отделочных работ)
  2. формирование художественного вкуса, творческой активности ребёнка;
  3. приобретение специальных навыков для успешной профориентации воспитанницы;

МОНИТОРИНГ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ

Год обучения

Вид контроля

Методы диагностики результата

1

вводный

Исследование воспитанников

промежуточный

Самостоятельная работа: «Машинные швы»

итоговый

Аппликация на изделие.

2

вводный

Выполнение эскизов выкройки одежды

промежуточный

Моделирование лифа

итоговый

Показ изделий

3

вводный

Раскрой и пошив одежды

промежуточный

Усложнённые выкройки с подрезами

итоговый

Показ моделей

Словарь.

*   Орнамент

►        Вышивка

»  Аппликация

►        Бумажная пластика

►        Гипсовые формы

►        Цветоделие

»   Машинное шитье »   Стиль

►        Эскиз

►        Папье - Маше
»   Выкройка

»   Каркас

►        Сборка

►        Сметка

►        Бисерное низание

►        Коллаж

►        Схемы

►        Раскрой

►        Декоративная строчка

►        Отделочные материала

Список литературы.

1.        «Народные умельцы». В. Амоков
Верхнее-Волжское издательство, 1990г.

  1. «Искусство». К. Ноден Москва «Астрель», 2001 г.
  2. «Народные художественные промыслы». О. Попова «Лёгкая и пищевая промышленность», 1984г.

4.        «Калейдоскоп чудесных ремёсел». Ю.Б. Гомозова
Ярославль «Академия, К», 1999г

  1. «История костюма от древности до новому времени» В.Браун, М.Тильке, М.: ЭСКМО, 1997.
  2. «История моды» Я. Нерсесов. М.: ACT, 1998.
  3. «Мы-славяне» М.Семенова. СПБ.:Азбука, 1998.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)...

Обобщение опыта по теме: "Конструирование и моделирование одежды"

Современное общество предъявляет к педагогу очень высокие требования, так как именно от профессионализма во многом зависит дальнейшая судьба его воспитанников: поступление в высшие учебные завед...

Формирование связной речи детей посредством моделирования

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Студия конструирования и моделирования"

Конструктор – универсальный продукт и перспектива его применения безгранична.Конструирование – это современное средство обучения детей. Использование конструкторов в дополнительном образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА» Подготовительной к школе группы

Данная программа составлена с учѐтом программы воспитания и обучения в детском саду  «От  рождения  до  школы»  под  редакцией  Н.  Е.  Вераксы...

Презентация к занятию "Моделирование одежды"

Знакомство с историей возникновения одежды, с профессией дизайнер-модельер....