Обобщение опыта по теме: "Конструирование и моделирование одежды"
учебно-методический материал по теме

Беднова Анна Викторовна

 

Современное общество предъявляет к педагогу очень высокие требования, так как именно от профессионализма во многом зависит дальнейшая судьба его воспитанников: поступление в высшие учебные заведения, приобретение знаний и умений, которые помогут состоятся в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_bednova_a.v.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

ОБОБЩЕНИЕ  ОПЫТА РАБОТЫ

на тему:

«Конструирование и моделирование одежды »

                                                                       Беднова Анна Викторовна -

                                                               Педагог  дополнительного образования

                                                             ( высшей квалификационная категория)

                                                       о. Муром - 2013г.

                       Условия возникновения, становления опыта.

Современное общество предъявляет к педагогу очень высокие требования, так как именно от профессионализма во многом зависит дальнейшая судьба его воспитанников: поступление в высшие учебные заведения, приобретение знаний и умений, которые помогут состоятся в жизни.

 Важно научить каждого ребёнка видеть красоту в обычном, простом, повседневном и применять это в своём творчестве.

За время моей работы три образовательные программы дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству: «Мастерица», для детей 7-9 лет, «Моделирование одежды», для детей 9-11 лет, Программа для работы с одарёнными детьми: "Золушка" для детей 12-15 лет. Программы являются логическим продолжением друг друга.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: осознание мною необходимости эстетического воспитания детей, развития художественного вкуса и чувства прекрасного; изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая переподготовка; активное участие в семинарах, методических объединениях.

                      Актуальность и перспективность опыта.

Проектирование моделей одежды требуют творческого подхода, поскольку связано с удовлетворением потребностей конкретного человека в реальных условиях, когда невозможно простое копирование образцов, тем более что самостоятельно выполненные изделия всегда с интересом оцениваются окружающими.

 Однако эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, изучения истории и традиций родного края, без анализа современных тенденций высокой моды в наше время и в прошлом. Мода - это непродолжительное господство в обществе определённых вкусов, главным образом во внешних формах быта, особенно в одежде. Сегодня, каждый ребёнок  имеет большие возможности реализовать себя, как самостоятельная личность в различных областях жизни. Основной из задач Центра внешкольной работы является создание условий для творческого саморазвития личности обучающихся, активизации процессов самопознания и  самоопределения.

Ведущая педагогическая идея.

     Обучая детей моделированию одежды, приобщить их к системе культурных  ценностей, научить понимать моду, правильно следовать ей, сохраняя индивидуальность.

Теоретическая база опыта.

   Успехи в развитии науки и техники сказались в крое, материалах и технологии производства одежды. Искусство вышивки, плетение кружев, ювелирное дело соединились в костюме. Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Не случайно мы говорим «язык костюма», ведь одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который ее носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках, но и той социокультурной среде, к которой этот человек принадлежит.

    Вот почему элементы истории костюма мы находим в школьных учебниках по отечественной истории, мировой художественной культуре, литературе, технологии и т.п.

       Изучение истории костюма в учебных заведениях дополнительного образования, как правило, включает в себя освоение теоретического материала и приобретение практических навыков. Важную роль в воспитании национального самосознания играет теоретико-историческая составляющая, при этом традиционное искусство необходимо рассматривать в контексте его исторического развития.

      Работа по изучению народного костюма интересна и увлекательна, и неотделима от времени, в котором существовал этот костюм, от предметов быта и орудий труда. Каждое занятие – это небольшое путешествие в прошлое. Это повод для домашнего общения и совместного приобщения к народной культуре. Это попытка научить ребенка и родителей совместному творчеству. Работа с тканью, выбор и конструирование модели – это не просто доступный вид деятельности, но и труд, который способствует умственному, нравственному и художественному  воспитанию ребенка.      

      Использование на занятиях по конструированию и моделированию одежды информативных технологий, создание мультимедийных презентаций, выполнение творческих проектов способствует выработке самостоятельных творческих решений, что не может в свою очередь не влиять на развитие художественного вкуса детей. В то же время, как показывают наблюдения, в обучении необходимо широко использовать репродуктивность.

    учебные проекты по изготовлению моделей одежды носят междисциплинарный характер  и имеют следующее содержание:

  1. Выбор модели и описание
  2. Конструкторско-технологический этап
  3. Экономический расчёт
  4. Заключение
  5. Приложение

На практике часто приходится видоизменять выбранную модель, а для этого необходимо учитывать все элементы изделия. Так, если изменяется цвет или рисунок ткани, то изменения могут требовать и отделка изделия, и расположения фасонных линий. Соответствующие теоретические сведения детям сообщаются на занятиях, но все практические ситуации невозможно предвидеть и описать.

  Главным принципом своей деятельности считаю – любовь и уважение к ребёнку как активному субъекту воспитания и развития.

В рамках моей профессиональной деятельности я реализую следующие педагогические идеи:

- Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении.

- Опора на личностно-ориентированный подход в образовании, игровые и проектные технологии.

- Учёт особенностей культуры своего народа, национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в том, что в  основу обучения положена технология мастерских. Мастерская – нетрадиционный способ организации деятельности обучающихся в составе малых групп при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся в составе малых групп при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся. Кроме сообщения и освоения информации, детям передаются способы работы в создании произведений прикладного творчества. В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться своим индивидуальным образовательным маршрутом, знания в мастерских не даются, а извлекаются в процессе практической деятельности. Занятия носят групповой характер. Учебная группа делится на микрогруппы по степени обученности. Работа в малых группах позволяет использовать уникальные способности каждого ребенка, дает ему возможность самореализации. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого обучающегося по предложенному заданию, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. Подводятся итоги обсуждения задания в каждой микрогруппе, делаются корректировки и выбор своего решения задания, так как внутри каждого задания ребенок абсолютно свободен.

 В мастерских изготовление изделий строится на основе технологических карт, которые различаются по уровню сложности. Мастерская дает ребенку творческий опыт дерзновения. Педагог для обучающегося является консультантом и советником, помогающим организовать работу, осмыслить его продвижение в освоении способов и составить программу действий. Все задания и действия педагога должны быть направлены на создание атмосферы творчества, в которой ребенок проявил бы себя как творец. Педагог незаметно, демократично руководит работой детей. В мастерской дети осваивают психологию творчества.

Технология опыта.

Работа с обучающимися  проводится  по направлениям:  дизайн, конструирование и моделирование одежды, художественная отделка.

Основная форма обучения  - моделирование и конструирование, пошив одежды, теоретические занятия по истории костюма, занятия по сценическому движению. В ходе занятий учащиеся усваивают навыки моделирования, конструирования и пошива одежды, развивают свои творческие способности.

        На занятиях особое внимание уделяется умению работать с журналами мод. Взяв в руки очередной номер журнала , прежде всего рекомендуется бегло просмотреть его, затем внимательно прочесть вступительную статью о направлении моды на данный сезон и только после этого детально ознакомиться  с моделями, опубликованными в журнале, иллюстрирующими направление моды. Первое и главное - усвоить модный силуэт, так как он острее всего отличает модный покрой одежды от устаревшего. Затем необходимо разобраться в конструкции, создающей модный силуэт: изучить новые пропорции, линии, детали, отделки. Важно усвоить новую цветовую гамму, рекомендуемую журналом, и принцип подбора цветов, что в костюме должно быть более ярким, что менее ярким, сочетание скольких цветов рекомендуется в модели. В результате дети свободно начинают ориентироваться в направлениях моды, способны оценивать предложенные в журналах модели, предлагать свои варианты.

 

Результативность опыта:

          Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных врезов и форм аттестаций:

а) входного контроля (тесты), опрос;

б) промежуточной аттестации (мини-выставки обязательных работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в обязательных творческих конкурсах);

в) итоговой аттестации (защита проектов, личные выставки, рефераты о традициях в современном дизайне).

  Результаты деятельности обучающихся заносятся в творческие книжки (самооценка деятельности).

  Эффективность оценивается по уровню развития духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению детей.

   Дипломы и награды являются стимулирующим  компонентом в обучении детей и подвигают многих из них продолжать профессиональное обучение в специализированных учреждениях: художественных школах, училищах, колледжах и факультетах вузов.

   Выпускник студии – это общественно-активная творческая личность, способная гармонично воспринимать окружающий мир, приумножать культуру, обладающая способностью к самосовершенствованию.

  В результате изучения курса "Конструирование и моделирование одежды"

       дети должны знать:

•   ассортимент легкой одежды;

•    методы и способы технического моделирования;

•    методы проектирования модных форм одежды, их конструктивно-декоративные

решения;

•    организацию рационального нормирования расхода материалов и раскроя;

•   основные дефекты готового изделия, причины их возникновения, меры по

устранению.

     дети должны  уметь:

• выбирать модель изделия, материал, методы обработки и оборудование;

• рассчитывать расход материалов;

• составления технологической последовательности изготовления изделий;

• выявлять и устранять дефекты изделий;

• выполнять различные формы изделий в эскизах и объёме;

• выполнять построения (лекал) деталей изделий;

• применять унифицированные детали и узлы, типовых конструкций и разрабатывать

серии моделей на одной конструктивной основе;

• работать с нормативными документами, технологической документацией, со

справочной литературой и другими информационными источниками;

• оформлять чертежи и схемы в соответствии с ЕСКД.

Адресность опыта.

   Опыт рекомендован для использования педагогам дополнительного образования, учителям технологии.

Трудоёмкость опыта.

В группе "Мастерица" занимаются дети начальной школы, поэтому возникают трудности реализации в учебном процессе исследовательской деятельностью. Успешно реализуется метод проектов (творческих) и проблемный метод обучения.

Литература.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

http:  //www. Portal – slovo.ru/

Школа цифрового века. Издательский дом «Первое сентября»

Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Издательский центр "Академия", 2006г.

Рачитская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды", 2006г.

. Расинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды-

Ростов/н-Д, Феникс, 2002

Гусейнов Г.М., Ермилов В.В. Композиция костюма- М., Академия, 2003

 Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды- М., ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003

Куренова С.В., Савельева Н.Ю. Конструирование одежды.— Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

 Амирова Э.К., Сакулина О.В., Сакулин Б.С., Труханова А.Т. Конструирование одежды -М.,2001.

Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С. Размерная типология населения с основами  анатомии и морфологии - М, Легкая индустрия, 1980.

6. Бескоровайная Г.П., Коблякова Е.Б. Конструирование женского пальто на фигуры различного телосложения - М., Легпромбытиздат, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Моделирование как средство логико - математического развития дошкольников".

Цель:Создать условия для использования логико-математических игр на основе схем и знаковых моделей, как эффективного средства подготовки детей к школе.Задачи:•...

Обобщение опыта "Роль замещения и наглядного моделирования в развитии умственных способностей детей".

 В области развития мышления, воображения основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?   Моделирование рассматривается ...

Обмен опытом на тему: «Конструирование в средней группе»

        «Конструирование в средней группе»...

обобщение опыта работы по теме: "Формирование познавательной активности у детей с ОНР посредством моделирования"

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования....

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Обобщение опыта работы воспитателя Рубенко Е.М. МБДОУ № 15 г.Кандалакша за 2016 - 2017 год по теме «Развитие речи и интегративных качеств по средствам моделирования из Lego конструктора»

В данном материале представлен опыт работы по теме с детьми с тяжелыми нарушениями речи. С помощью слаженной работы педагогов, родителей и детей мы добились отличных результатов освоения детьми...