Формирование связной речи детей посредством моделирования
статья на тему

Айдакова Александра Васильевна

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь - чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной речи детей

посредством моделирования

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь - чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связанно с ухудшением здоровья детей. Сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Дает возможность поделиться   с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Речь ребенка социальна с момента ее возникновения, она более чем другая функция, зависит от конкретной социальной ситуации развития. Между речевым развитием ребенка  характером его общения с взрослым существует двусторонняя связь: с одной стороны, общение с взрослым является источником нормального развития речи, с другой стороны, усвоение речи открывает возможности для разнообразных форм общения.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических средств и правил общения. Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего, различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Виды речи.

Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц. Которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи – уметь выслушивать высказывания партнера и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого развития.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее определенно говорящим и предварительно планируется.

Функции речи.

В основе всего вербального развития ребенка лежит:

  • Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях, как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани.
  • Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности. Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации – преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями (Л. С. Выготский ). В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.
  • Программирующая функция речи выражается в построение смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий.
  • Речь как средство мышления. Слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции. Речевые формулировки создаются под воздействием мыслительного процесса, который в свою очередь опирается на внутренние речевые формулировки («внутреннюю речь»), развивающиеся на базе внешней (слышимой) речи (Ананьев, Берендес). В этом и заключается диалектическая взаимосвязь речи и мышления.

Особенности речи.

Слово становится «сигналом сигналов» не сразу. Раньше всего у ребенка формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые раздражители, затем на вестибулярные (покачивание) и позже на звуковые и зрительные. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Общаясь с ребенком, взрослые обычно произносят слова, сочетая их с другими непосредственными раздражителями. В результате слово становится одним из компонентов комплекса. Например, на слова «Где мама?» ребенок поворачивает голову в сторону матери только в комплексе с другими раздражителями: кинестетическими (положения тела), зрительными (правильная обстановка, лицо человека, задающего вопрос), звуковыми (голос, интонация).

Первый год жизни ребенка, когда общение с взрослым осуществляется при помощи экспрессивно – мимических и предметно – действенных средств, мы называем довербальным.

 Показ предмета и его называния постепенно приводит к формированию их ассоциаций, затем слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Это происходит к концу первого года жизни и началу второго. Однако слово замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще.

1 этап: развития слово выступает как интегратор первого порядка. Превращение слова в интегратор второго порядка, или в «Сигнал сигналов», происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него был выработан пучок связей (не менее 15 ассоциаций). Ребенок должен научиться оперировать различными предметами, обозначаемыми, одним словом. Если число выработанных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

2 этап: между третьим и четвертым годами жизни формируются понятия – интеграторы третьего порядка. Ребенок уже понимает такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные».

3 этап: к пятому году жизни понятия усложняются. Так, ребенок словом «вещь», относя его к игрушкам, мебели, посуде и т.д.

С развитием речи у ребенка в возрасте 2 – 3 лет усложняется интегративная деятельность мозга: появляются условные рефлексы на отношения величин, весов, расстояний, окраски предметов. В возрасте 3 – 4 лет вырабатываются различные двигательные и речевые стереотипы.

К концу дошкольного возраста речевое развитие должно достигнуть уровня, необходимого для успешного обучения в школе, что предполагает звуковую культуру речи, овладение лексическим и грамматическим строем родного языка. Определенную степень осознания речи (выделение слов, слогов и звуков) и ее произвольность, заключающаяся в способности ребенка к адекватному выбору языковых средств.

Основным методическим приемом развития речи ребенка раннего возраста является формирование у него потребности в назывании предмета, которая возникает в ходе делового сотрудничества со взрослым. К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно – действенном и наглядно – образных формах мышления во взаимодействии со словесно – логическим мышлением. Кроме того, используются другие приемы: объяснения назначения предметов, формирование правильного звукопроизношения посредством речевого образца, задавание вопросов. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится сюжетно – ролевая игра, возникают другие творческие виды деятельности (изобразительная, конструирование, начальные формы учебной и трудовой деятельности), расширяется и обогащается круг общения с взрослыми и сверстниками.

Задачи связной речи.

  • Формировать умения, необходимые для общения;
  • Слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
  • Вступать в общение;
  • Обучать детей основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу;
  • При описании основное внимание уделять лексическим и синтаксическим средствам, направленным на определение объекта и его признаков;
  • При повествовании соблюдать последовательность событий.

Особенности связной речи.

Развитие связной речи, в которой отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, правильной, четкой форме.

Связность высказывания в целом существенно зависит от уровня владении построением отдельного предложения, от сформированности «программирования» речевого высказывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое. Связность, считал С.Л.Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

Связная речь – это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи, и в то же время связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

Речь маленького дошкольника имеет ярко выраженный характер, т.е. она, прежде всего, адресована другому человеку, слушателю. Однако ребенок еще не отделяет себя от слушателя, не противопоставляет себя слушателю, а как бы включает его в ту наглядную ситуацию, которая возникает для самого ребенка. Когда он стоит перед необходимостью предать словами то, что составляет содержание его образных представлений, безотносительно к тому, являются ли эти представления его непосредственного опыта или получены ребенком вербальным путем, как это имеет место при пересказе. Возможность для ребенка рассказывать о чем – нибудь или пересказать своими словами то, что он только что услышал, самая эта возможность зависит от того, насколько удается ребенку создать для себя наглядный образ и, так сказать, удержать его перед своим умственным взором. Это сравнительно легко удается ребенку при наличии вспомогательного наглядного материала (картинки – модели) или тогда, когда речь идет об отдельных ярких событиях из недавнего прошлого.

Тот же ребенок испытывает большие затруднения, когда  ему приходится пересказывать материал, лишенный динамического сюжета, или когда по самому характеру заранее пересказ его должен носить характер какого – то обобщения. В этом последнем случае маленький дошкольник выходит из положения тем, что выхватывает из целого ряда или цепи событий отдельные события или факты, наиболее яркие и наиболее доступные для образного воспроизведения. Таким образом, вместо обобщения или описания, ребенок как бы дает отдельные иллюстрации к заданной ему теме, а если в его опыте не хватает такого иллюстративного материала, он говорит только «по поводу» темы, идет по пути внешних ассоциаций.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно с развитием мышления, деятельности и общения.

  1. На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения с взрослым, закладываются основы связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивно, начинает развиваться активная речь детей.
  2. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.
  3. На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.
  4. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него.

Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей, не имеющих речевых патологий, развита достаточно хорошо.

Использование наглядности для формирования связной монологической речи.

Монологическая речь может иметь недостатки: пропуск смысловых звеньев, нарушения логической последовательности, длительные паузы, большое число ошибок в построении предложений.

Наглядность облегчает процесс становления связной речи Кроме составления описательных рассказов, наглядность такого рода может быть использована и в обучении пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи.

При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.

Например, организуя занятия по пересказу, строго придерживаемся плану:

  • Организационная часть (концентрация внимания, подготовка к восприятию текста);
  • Чтение (без установки на пересказ);
  • Разбор текста (по основным моментам сюжета);
  • Чтение (с установкой на пересказ);
  • Пересказ детьми (с опорой на модель);
  • Упражнение на закрепление языкового материала;
  • Анализ детских рассказов.

Моделирование как наглядно практический метод.

К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование.

  1. Упражнение – многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.
  2. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д.
  3. Элементарные опыты – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установление связей между ними, причин их изменения.
  4.  Моделирование как наглядно – практический метод получает все большее распространение, в частности в ознакомление дошкольников с природой, в процессе развития их речи, усвоение элементарно – математических представлений, развития музыкальности детей.

В энциклопедическом словаре дается следующее определение: Моделирование – это исследование, каких – либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей.

Моделирование своим объектом имеет модели. Модель -  это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.  В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношение героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.

Особенность моделирования, как метода обучения, состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком, символом. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речью, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку применение моделей в обучении.

Требования к модели:

  • четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть аналогичной изучаемому объекту;
  • быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
  • ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
  • облегчать познание.

Виды моделей.

1. Предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связных.

В этом случае  модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. Это модель постройки, которую должен воспроизвести ребенок, плоскостная модель фигуры человека с подвижным сочленением туловища и конечностей.

2. Предметно – схематическая модель. Здесь, выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков, схем.

Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно – схематическая модель должна обнаруживать эти связи, отчетливо представить их в изолированном, общественном виде.

3. Графическая модель.

Графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений графики (формулы, схемы и т.д.)

Введение модели требует определенного уровня, сформированность умственной деятельности: умение анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений, образного мышления, позволяющего замещать объекты, умение устанавливать связи.

И хотя эти явления формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их освоения и использования в целях дальнейшего познания, требуется достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

Модель как вид наглядности может быть использован во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях существенные признаки и связи.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта.

Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков объекта.

Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых явлений.

Классификация моделей.

  1. Сенсорная модель (для всех возрастных групп) учит различать и абстрагировать цвет, форму, величину, текстуру, расположение.
  2. Структурная или морфологическая модель (для младшего школьного возраста) помогает выделить структуру объекта.
  3. Модель понятий (для старшего дошкольного возраста) помогает абстрагировать общие, существенные признаки группы объектов.
  4. Модель связи (для всех возрастных групп) эта графическая модель помогает абстрагировать связи между явлениями и фактами.

Модели должны быть демонстрационные и раздаточные. Для понятия ребенком признаков обобщения вводится модель индивидуально. Потом на занятии со всеми детьми, далее в самостоятельное пользование, в игру для развития самостоятельного творчества составления моделей.

Использование данного приема эффективно и современно, т.к. дети в окружающем мире все чаще сталкиваются с условностями, компьютерной графикой, моделированием.

Этапы работы с моделями.

  1. Этап – иллюстративное панно: овладение самой моделью. На первом этапе осваивается способ замещения, и обязательное следование друг за другом рассматривание компонентов. Тем самым уже на первом этапе в процессе освоения модели решается с ее помощью важная познавательная задача – расчленение целостного процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого, определение количественного их состава и связи последовательности их включения, связи функционирования.
  2. Этап – моделирование готовое: направлен на замещение предметно - схематической модели схематической моделью и формирование с ее помощью обобщенных знаний. Процесс замещения осуществляется постепенно.  
  3. Этап – моделирование детьми: использование детьми модели. Владение обобщенной предметно – схематической моделью позволяет детям применять ее для самостоятельного познания.

Таким образом, использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно – схематическое мышление. Моделирование можно использовать и при заучивании стихов, при автоматизации звуков в связных текстах.

        Связная речь является важной составляющей общего познавательного развития дошкольников. Она является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности – коллективной и индивидуальной.

Связная речь также является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.

Хорошо развитая связная речь является своего рода вершиной речевого развития. Ведь ребенок сначала учится называть отдельные предметы, затем отвечать на вопросы взрослого и лишь, потом самостоятельно строить предложения, связные между собой по смыслу в логической последовательности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

презентация «Развитие связной речи детей посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим первокластникам. Многие дети придя в класс, испытывают трудности у доски,затрудняются пересказать материал. очень важно научить детей в детск...