Методические рекомендации по ознакомлению с хакасским орнаментом.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Как знакомить детей дошкольного возраста с хакасским орнаментом? На этой страничке вы найдете методические рекомендации по данному разделу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrekomendacii2.doc640.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орнамент хакасов.

Принципы построения узора.

  1. Размещение на плоскости пересекающихся фигур, которые делят узор на 4 части, и каждая из них повторяет ритмически один и тот же мотив.
  2. Фризовое расположение одного-двух мотивов (характерно для бордюров и спинок шуб).
  3. Композиция с одним мотивом, занимающим всю плоскость.
  4. Движение начинается от центральной фигуры, равномерно распределяясь вниз и вверх различными вариациями отростков, стеблей, «разрастаясь» медленно и равномерно, при которой один мотив вырастает из другого, не отделенный от него ясной границей.
  5. Композиция из ритмично повторяющихся завитков с отростками или полупальметами.
  6. Трехчастная композиция с изображением в центре дерева.
  7. Медальонная композиция с выделением центра.

Цвет в хакасской вышивке.

Своеобразие цветового декора.

Своеобразие цветового декора хакасской вышивки определяется красочной гаммой вышитого узора и строится на черном и белом фоне бархата, сукна, шелка, овчины и ровдуги, удерживающем все узоры в одной плоскости, живописное богатство достигается усиленным звучанием наиболее интенсивного тона. Цвет орнамента рисуется на цвете фона, и они не входят друг в друга. Техника шва определяет характер чередования цветового ритма. Тамбурным швом – выполняется контур рисунка, а гладь заполняет рисунок внутри контурной линии.

Семиотическое значение цветов.

Колористика – наука о цвете. Основная идея: природная цветовая среда своим воздействием определяет характер народов и вызывает типовые ассоциации. В психологии это семиотика цветов.

Цвет

Ассоциации

Семиотика

Красный

Кровь

Пламенная жизнь, бодрость, энергия, любовь, сила, власть.

Оранжевый

Огонь

Радость, торжество, роскошь, богатство, слава, участие.

Коричневый

Земля

Простота, уют, покой.

Желтый

Воздух

Воздух, движение, связь, опасность.

Зеленый

Луна

Вода, свежесть, жизнь.

Синий

Вода

Покой, вечность, закон, порядок.

Фиолетовый

Вселенная

Бытие, тайна.

Белый

Свет

Начало, чистота

Черный

Ночь

Угроза, гнев, официальность.

Техника орнаментации берестяных изделий.

На специальных дощечках, употребляющихся для женских работ, из тонких слоев расслоенной бересты вырезали детали орнамента, окрашивали их в черный цвет и приклеивали рыбьим клеем к стенкам сосудов или пришивали тонкой ниткой мелкими и редкими, почти незаметными стежками, причем нитки также окрашивались в цвет узора. Иногда из тонких слоев бересты вырезали длинный орнаментальный «пояс», которым обертывали весь сосуд.

Более трудоемким был такой способ орнаментации: кусок бересты, из которого делали сам сосуд, окрашивали в черный цвет и на нем маленьким ножичком намечали узор. Затем по линии узора бересту надрезали, и фон осторожно соскабливали с основы – оставался черный узор.

Широко применялся способ тиснения орнамента. Для этого брали бересту, вываренную и немного подкрашенную в коричневый цвет. На обработанной таким образом бересте рисовали костяным ножичком узор. Окончательный узор наносили тиснением: тонкой заостренной костяной палочкой его выдавливали косыми параллельными короткими черточками, «елочкой» из черточек, точками, крестиками. Тисненые узоры иногда окрашивали в цвета. В орнаменте хорошо прослеживаются мотивы наскальных рисунков.


Методические рекомендации для воспитателей по работе с чеканкой.

Чеканка – один из древнейших видов художественной обработки металла. Чеканка по металлу относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства хакасского народа. В технике чеканки создавались ювелирные изделия, утварь, оклады икон, оружия и даже скульптурные монументы. Для чеканки необходим листовой металл или сплавы различной толщины, обладающие свойствами пластической деформации (ковкость, растяжение): медь, латунь, алюминий. Эти материалы принимают нужную форму под ударами чекана и молотка, позволяют при необходимости создавать высокий рельеф в композиции чеканки.

Чеканку исполняют на смоле. Смола, расположенная под чеканкой, смягчает удар чекана, позволяет менять форму рельефа с предельной точностью. Можно использовать для чеканки битум или песок. Для стирания капель смолы употребляется керосин.

Основными инструментами чеканщика являются различного рода чеканы и особой формы деревянный молоток.

Чеканное панно, помещенное в интерьере, дополняет эмоциональную среду, окружающую человека, повседневно влияет на его вкус.

В далеком прошлом у хакасского народа были художники – мастера, они «заносили» на плоскости скалы колоритные картины из выдающихся событий военной и охотничьей жизни, персонажей из легенд и сказаний. (Техника выполнялась в виде чеканки, но по камню).

Из поколения в поколение это рассказывалось, поэтому современники, несомненно, знали, кто и за что удостоен фигурировать на столь почетной «памятной скале».

Наш современник Владимир Александрович Тодыков (1938-1994 гг.) – знаменитый хакасский художник, который воплотил в свои работы воспоминания детства. Он занимался графикой, иллюстрировал не только художественные произведения, но и школьные учебники. Не только графика была его любимым делом, но и резьба, живопись, чеканка. Его работы вам знакомы: оформлен фасад центрального рынка, зал бракосочетания. Гостиница «Хакасия» и др.

Творческая группа «Народно-прикладное творчество Хакасии»

Методические рекомендации воспитателей МДОУ д/с «Колокольчик»

Абраменко И.Э. /воспитатель высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Монастыршина Р.А. /воспитатель высшей категории, почетный работник высшего образования РФ

Абакан 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой

Данный материал раскрывает методы и премы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой....

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострада...

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с гербом Санкт-Петербурга

В разработке представлены материалы по патриотическому воспитанию старших дошкольников....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"

Методические рекомендации по ознакомлению детей  с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.Произведения литературы способствуют  формирован...

Методические рекомендации при ознакомлении детей 4-5 лет с окружающей и социальной действительностью

Методические рекомендации при ознакомлении детей 4-5 лет с окружающей и социальной действительностью...