ДОСУГОВАЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Куликова Светлана Данииловна

 

Проблемы творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретают исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению современных философов, культурологов, психологов, в настоящем времени завершается переход от традиционной культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОСУГОВАЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 Проблемы творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретают исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению современных философов, культурологов, психологов, в настоящем времени завершается переход от традиционной культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Изучение особенностей творчества в детском возрасте имеет особое значение, потому что оно дает возможность обоснования путей и способов развития творческих возможностей детей с целью их закрепления как устойчивых характеристик деятельности и поведения.

Важное место в этом плане занимает старший дошкольный возраст, так как начало систематического обучения может стать началом целенаправленного развития творческого потенциала детей. В этом возрасте шаблонные, заученные формы поведения и мышления еще не стали преобладающими в психической деятельности ребенка. У детей наиболее активно идет усвоение способов деятельности, требующих собственной активности, в том числе и творческих, предполагающих нахождение не только проверенных чужим опытом, но и нестандартных собственных решений задач

Под понятием «творческий потенциал» психологи и педагоги, работающие в образовании, подразумевают способность детей к творчеству или креативность (от англ. creativity). Эти особенности могут проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом (М. В. Межиева)

Принимая во внимание то, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от их уровня интеллектуального развития и способствует более успешному решению не только творческих, а любых жизненных проблем, необходимость работы в этом направлении особенно ценна.

     Можно заметить, что программы по диагностике и развитию творчества детей разрабатываются медленно, и в данный момент их существует немного. Поэтому педагогам, углубленно занимающимся творчеством с детьми нужно четко разделять понятия «творчество» и «креативность». Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, стиле дизайна, которым следует автор и нацелен на конечный результат, а главной составляющей креативного процесса является возможность порождать множество разнообразных оригинальных идей относительно одного и того же объекта, находить принципиально новые решения для любой проблемы, всегда иметь выбор нескольких путей достижения цели.

Креативность вне творчества невозможна. Креативность – это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились.

 Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект.

В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных сферах деятельности подтвердила научные изыскания о том, что творческие достижения имеют не только личностный характер, но и – социальный. В современной науке сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности – психология творчества. Здесь можно отметить работы педагогов и психологов, таких как А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Савенков, В. С. Библер, О. К. Тихомиров, Э. Г. Юдин, М. В. Межиева, Дж. Гилфорд, С. Л. Рубинштейн, 1941; О. К. Тихомиров, 1969; Я. А. Пономарев,1976; Д. Б. Богоявленская, 1983 и др.

Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка многогранно. Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая, потому что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций (В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич).

Мы убеждены, что центральное место в развитии творческих способностей должна занимать самостоятельная продуктивная деятельность детей, направленная на получение нового результата, и считаем, что такой деятельностью является творческое  конструирование с элементами художественного проектирования (дизайн). Данное убеждение находит подкрепление и не расходится с целями комплексной образовательной программы «Детство» (В. Н. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, М. В. Крулехт, А. А, Крулехт и др.) по которой работает наше дошкольное учреждение.

 Традиционный подход к конструированию в ДОУ, по нашему мнению, нуждается в радикальном изменении. Его распространенные формы (конструирование из деталей, из строительного материала и др.), равно как и бытующие способы построения, не содействует формированию творческих возможностей ребенка. В лучшем случае, они способствуют развитию у детей сложных комбинаторных умений, которые сами по себе не являются творческими. А изготовление поделок по предложенному образцу на занятиях ручным трудом требует от ребенка внимания, аккуратности технических навыков и умений, и имеет косвенное отношение к творчеству.

Художественное конструирование – вид художественной деятельности, проектирование, предметов, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания в них удобства, экономичности и красоты. Для обозначения художественно-конструкторской деятельности в разных ее аспектах и проявлениях в различных языках существуют и другие: «Formgeburg» (нем.), «wzornictwo przemyslowe» (польск.) и т. д. Но в 1959 г. на первой генеральной ассамблее ИКСИД, членом которого являлся бывший СССР, в качестве основного международного термина был принят термин «industrial design» (в профессиональном сокращении – «design» - дизайн), как наиболее ёмкий по своей смысловой структуре.

Слово «дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности.

Практикой дизайна является художественное конструирование.  Теорией дизайна – техническая эстетика.

Дизайн возник в начале 20 века в связи с бурным ростом технологий и появлением приборов, инструментов, механизмов, предметов быта, которые должны были удовлетворять как утилитарным, так и эстетическим потребностям человека .

Существуют разные виды дизайна: промышленный дизайн, автомобильный дизайн, дизайн архитектурной среды, дизайн мебели, ландшафтный и городской дизайн, дизайн одежды, графический и рекламный дизайн, экспо-дизайн, медиа-дизайн, арт-дизайн .

В настоящее время наиболее полно освещает вопросы, касающиеся детского дизайна художник, ученый и педагог, сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, Г. Н. Пантелеев. Он считает художественный дизайн эстетическим символом современной цивилизации, а его объединяющие принципы – особенно созвучными синтетическому мышлению ребенка-дошкольника.

     Актуальность включения содержательного досуга в процесс творческого развития детей продиктована временем. Преобладание обязательной учебной деятельности над самостоятельной сводит на нет индивидуальные проявления самостоятельной творческой деятельности дошкольников, приводит к чрезмерной перегрузке информационными потоками, так же не соответствующей познавательным интересам и склонностям ребенка. Все это отрицательно сказывается на физическом  и психическом здоровье дошкольников

    В исследованиях по дошкольной педагогике доказана целесообразность дифференцированного подхода к самостоятельной деятельности детей в зависимости от их пола (В. Д. Еремеева, Т. Т. Хризман, В. А. Тургель, М . В. Крулехт, А. А. Крулехт)

         Многие  исследователи и педагоги отмечают особый интерес мальчиков старшего дошкольного возраста к художественному конструированию. Это обстоятельство, по мнению М. В. Крулехт и А. А. Крулехт должно стать первостепенным  при выборе этого вида деятельности как базовой основы содержательного досуга мальчиков старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

   Мы полностью принимаем точку зрения вышеупомянутых авторов, и хотим добавить, что содержательная сторона досуговой деятельности девочек – будь то «благоустройство» дома для игры, создание одежды, причесок, украшений для кукол и многое другое, является не чем иным как детской дизайн - деятельностью, которую предпочитают именно девочки.

По нашему убеждению целесообразно учесть эти два направления и строить работу по развитию творческого потенциала детей дифференцированно, с учетом полоролевого компонента.                Дифференцированный подход к организации досуговой дизайн - деятельности мальчиков и девочек, прежде всего, связан с ее содержанием, тематикой проектов (разнообразные виды транспорта, архитектурные постройки, военная атрибутика, одежда и аксессуары для кукол, меблировка и украшения дома, сувениры и т. д.), что позволяет в полной мере развивать и расширять их полоролевые познавательные интересы.

        В практике художественного конструирования детей используются различные материалы, но, по мнению многих педагогов (С. Н. Корнилова, А. С. Галанов, Г. Н. Давыдова и др.) самым привлекательным и доступным для детской дизайн - деятельности является так называемый «бросовый» материал.

        Приобщая дошкольников к экологической и экономической культуре, мы формируем у них основы разумного потребления и использования природных и других ресурсов. И занятия дизайн – деятельностью из так называемого «бросового» материала – картонных коробок, деталей сломанных игрушек, лоскутов ткани и прочего помогают педагогам в этой работе (Л. К. Шлегер)

       Исходя из актуальности проблемы была определена цель нашей работы: развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством занятий художественным конструированием в содержательной повседневной досуговой деятельности.

Задачи работы:

  1. определение уровня развития способностей детей старшего дошкольного возраста к творчеству;
  2. организация эстетико-педагогических условий в воспитательно-образовательной деятельности (создание развивающей среды);
  3. разработка методики проведения занятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей;
  4. организация творческой деятельности, на материале художественного конструирования, способствующей воспитанию у детей эстетического отношения к окружающей действительности;
  5. приобщение детей к благоустройству своего игрового пространства и ближайшего окружения.

         

С целью выявления уровня развития способностей старших дошкольников к художественному конструированию нами было проведено обследование детей.

Критерии для обследования, предлагаемые М. В. Крулехт (Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство») были взяты нами за основу

Для определения уровня развития творческих способностей (уровня развития воображения, надситуативно – преобразовательного характера творческих решений, мыслительно– практического экспериментирования и проч.) нами использовались экспресс – диагностическое тестирование детей, предложенное В.Т. Кудрявцевым и опросники для детей и родителей 

Так в начале года нами было зафиксировано 47% детей с низким уровнем художественно – конструкторских способностей. И всего 13% детей с достаточно высоким уровнем.

В процессе исследования выявились следующие факты:

  1. Некоторые дети затрудняются в выборе объектов и материалов  для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.
  2. В работе обращают внимание на несущественные, но привлекательные признаки («Эта ленточка красивая, завяжу её на поясе у куклы» - комментарий Ани Я. во время начала изготовления кукольного наряда).
  3. Прослеживается довольно низкая мотивация деятельности («Не знаю, для чего строю дом», «просто так» и т.п. ответы детей).
  4. Некоторые дети имеют нечёткое представление о трудовом процессе. («Сейчас вырежу эти детали, а потом поищу клей или проволочку…» - пояснение Саши А. во время конструирования самолёта).

Анализ уровня творческого потенциала детей показал, что низкий уровень имеет 56% детей, а высокий  - всего 3%.

Нами было замечено, что дети старшего дошкольного возраста в основном находятся на начальном этапе проявления творчества. Они обладают некоторым запасом знаний, умений и навыков по технической эстетике (мальчики) и художественному труду (девочки), пытаются применить их на практике, но чаще копируют увиденное. При художественной оценке предметов окружающей среды не всегда обращают внимание на рациональность, целесообразность предмета, его удобство и красоту.

В практической деятельности могут правильно подбирать разные цвета, размер, форму предметов, компоновать их, но делают это неосознанно, так как не имеют достаточной теоретической подготовки.

Процессы творческого мышления у детей функционируют на основе наглядно – образного мышления и воссоздающего воображения, оперируют конкретными, детализированными образами, хорошо усвоенными на протяжении жизненного опыта.

Продукты творческой деятельности отражают интересы и потребности, а также состояние эмоциональной сферы ребёнка.

В играх дети иногда выполняют роли людей творческих профессий (художник, модельер, визажист и т.п.), но на вопрос: «Знаете ли вы, кто такой дизайнер?» - ни один ребёнок не смог дать правильный ответ.

Результаты проведенного анализа определили содержание работы с детьми, в которой мы выдели несколько этапов.

Нами был составлен перспективный план работы.        

Задача первого этапа состояла из создания в групповой комнате, развивающей предметно – пространственной среды. В группе прослеживается чёткое зонирование. Выделены зоны для игры мальчиков и девочек, учебная и столовая, зона отдыха, спортивный, логопедический уголки, уголок природы.

Отдельно выделена зона творчества. Дети сами дали ей название – «Мастерилка». Здесь ребята «познакомились» с художником – дизайнером (куклой). Мастер «рассказал» детям о том, чем занимаются дизайнеры, как важна их работа. Познакомил с материалами и инструментами, необходимыми для их работы.

Эта игрушка «стала проводником» детей в увлекательный мир дизайна. В мини – мастерской имеется необходимый для художественного конструирования набор инструментов и материалов. Это инструменты, которыми предпочитают пользоваться мальчики (детская пила, пассатижи, молоток, различные скрепляющие материалы: шпагат, скотч, изолента, проволока, пластилин) и девочки (ножницы, линейки,  лекало, иглы для шитья, крючки для вязания и т.д.).

Совместно с ребятами мы составили правила хранения и безопасного обращения с инструментами и бросовым материалом. Дети знают, если на коробке есть наклейка с изображением взрослого и ребёнка, то содержимым этой коробки можно пользоваться только с помощью воспитателя, а если на коробке пиктограмма с изображением ребёнка, то это материалы и инструменты для самостоятельной работы.

Уголок творчества «Мастерилка» является своеобразным дизайн – фондом.

Здесь желающие могут не только заниматься творческой деятельностью, но и посмотреть тематические альбомы на разные темы: «Человек в истории и культуре», «Дети. Труд и отдых», «Защитники Отечества», «Семья» и др. При помощи родителей пополняются мини – альбомы для девочек и мальчиков (из истории костюма, обуви, головных уборов, техники транспорта и др.) Имеются дидактические игры на развитие творческого мышления, воображения, восприятия, памяти («Путешествие по дому», «Мамины помощники», «Чудо - художник», «Мои первые слова.» и т.п.).

Старшим дошкольникам доступны простейшие способы утилизации отходов (разборка на части, сортировка по коробкам).

Ребята могут самостоятельно пользоваться специальной литературой для детей: «Хочу стать дизайнером», «Развиваем воображение», «Учусь сравнивать», «Поделки - самоделки» и др.

Дошкольники охотно обыгрывают имеющиеся в мини – мастерской поделки или рассматривают альбомы готовых работ.

Для закрепления интереса к дизайн – деятельности была организована экскурсия в детскую художественную школу №2, где дети наблюдали работу художника – керамиста (От момента замысла работы до завершающего этапа – обжига поделки в муфельной печи) Под впечатлением увиденного дети самостоятельно изготовили в группе чайный сервиз для кукол (основным материалом послужил пластилин, а декором – бусины, стразы).

Для определения, уточнения и закрепления знаний о структуре процесса труда нами использовалась модель лесенки, показывающая детям компоненты трудовой деятельности (Л. А. Мишарина, С. Ф. Сударчикова)

Цель использования модели  - лесенки состоит в том, чтобы учить детей соотносить трудовой процесс с его компонентами (от постановки цели, до получения результата)

Использование модели  - лесенки помогает детям осознанно анализировать трудовой процесс, устанавливать связь ступеньки с компонентом, контролировать свои действия и действия товарищей, видеть и исправлять ошибки.

Познакомившись с профессией художника – дизайнера, дети с удовольствием стали «брать» на себя эту роль. Руководствуясь принципом, что каждый окружающий человека рукотворный предмет должен быть, не только полезен, но и красив, у детей стала проявляться более чёткая мотивация при изготовлении поделок («Я сделаю кораблик для того, чтобы можно было плавать и отдыхать на нём» - комментарий к работе Эдика Б.).

Художественно – творческий комплекс развития детей не ограничивается пространством одной группы. В зону творческой активности ребёнка включены такие компоненты  детского сада, как игровая комната, театральная студия (инсценировки сказок, игры - драматизации), фольклорная студия (проведение масленичных посиделок и т.п.), «Музей Сибири» (экскурсии, тематические занятия), посещение мини – музеев в других группах ДОУ («Музей часов», «Музей игрушек», «музей космоса» и т.д.) (приложение 17)

Для развития способностей к творчеству, фантазированию, нестандартным проявлениям личностных качеств, мы использовали образовательные ситуации, а также игры и упражнения, рекомендованные Е. Е. Сапоговой. Эти игры способствуют развитию операций анализа и синтеза, замещения,  моделирования и абстрагирования, специальных механизмов воображения и ориентированы не только на возрастные возможности детей, но и на то, что известный российский психолог Л. С. Выготский, называл зоной ближайшего развития.

Наряду с дидактическими играми и упражнениями нами успешно применялись такие формы арттерапии как изотерапия, сказкотерапия (сказки О. Коношенко), цветотерапия, (использование шаблонов, условных фигурок, работы в технике «хеппенинг», проекты – «Рисуем музыку», «Какого цвета радость» и др.)

Как указывалось выше, наша работа была ориентированна на обобщение детского опыта художественного конструирования и развития творческих способностей детей. Характерной особенностью дизайн – деятельности, когда она используется для организации досуга, является предложение учавствовать в творческих проектах.

«Путешествие в мир сказок», «Огонь и Солнце», «Снежные колобки», «Театр моды» и др., - такие творческие проекты побуждают детей фантазировать. При этом сама тема проекта представляется в форме своеобразной для детей конструкторской задачи: например, надо решить, что потребуется для «создания» ателье; из чего это можно сделать, кто, что будет делать и т.д.

Наша работа с детьми предполагала диалогическую фору общения. Это и обсуждение вариантов решения задач, выдвижение гипотез, экспериментирование. Мастер (кукла) являлся непременным участником бесед (одобрял, подсказывал предложенные детьми варианты решений и т.д.)

Созданные детьми поделки обыгрывались в сюжетно – ролевых и режиссёрских играх, использовались в качестве подарков близким людям, друзьям, малышам (открытки и пригласительные билеты для ветеранов, приглашённых на праздничный концерт в детский сад)

В конце учебного года  нами были проведено обследование детей. Анализ критериев оценки способностей детей к художественному конструированию показал, что работа в этом направлении оказалась результативной. 53% детей обнаружили высокие способности к творческой реализации замысла и проявлению индивидуальности. У них возник устойчивый познавательный интерес к экспериментированию с «бросовым» материалом, чётко выраженная мотивация и соблюдение всех этапов трудового процесса.

Качественный анализ развития креативных способностей детей с использованием батареи тестов В. Т. Кудрявцева показал, что высокий уровень творческого потенциала детей возрос на 25%, средний уровень увеличился на 23%, а низкий уменьшился на 48% и составил всего 8%.

Взаимодействие с семьёй – важный момент в развитии творческих возможностей детей. Без сотрудничества с родителями цели и задачи проделанной работы не могли быть реализованы в полном объёме. Опрос родителей показал, что они искренне заинтересованы в творческом развитии детей, и готовы содействовать педагогам в этой работе. Именно родители стали главными «поставщиками» «бросового» материала для занятий детей, участвовали в совместных проектах – «Лето, ах лето», «Зимняя сказка», «Конкурс снежинок», создание скрепбуков «Моя семья», «Во саду ли, в огороде», «Наш Байкал» и др., принимали активное участие в проектировании предметно пространственной среды группы .

Родители наших воспитанников всецело доверяют работу по развитию творческого потенциала детей педагогам, поэтому часто обращаются к нам за советом: как спроектировать и оформись интерьер детской комнаты, какие развивающие игры купить ребёнку и т.п. Поэтому для них проводятся дни открытых дверей, консультации и выставки детских работ

        Исследования в области детского творчества психологами и педагогами детского сада ведутся непрерывно. Совершенствуются диагностические методики и методики развития творческих способностей детей. Мы также сотрудничаем с педагогами других детских учреждений, занимающихся творческим развитием детей; обмениваемся опытом работы, посещаем открытые мероприятия и выставки детского творчества

В результате проделанной работы дети старшего дошкольного возраста получили чёткие представления об объектах материальной культуры, которые могут быть созданы посредством детского дизайна (здания, транспорт, мебель, одежда, утварь, подарки – сувениры и пр.)

Знание материалов (разные виды бумаги и картона, упаковочные материалы, ткани, резина, пенопласт и пр.), их качеств и свойств.

Общее представление о «бросовом» материале, который может быть использован в художественном конструировании.

Знания об инструментах (ножницы, шило, линейка, циркуль и пр.), позволяющих работать с «бросовым» материалом.

Дети научились экспериментировать с «бросовым» материалом (окрашивать, выжигать, склеивать и т.д.), создавать замысел, планировать свою деятельность, выбирать наиболее оригинальные и экономичные варианты решения задач, доводить начатое дело до конца.

Ребята освоили «чтение» простейших чертежей и схем, научились  находить с помощью взрослых (педагогов, родителей) в книгах и  журналах иллюстрации для создания моделей и поделок (одежда, предметы обихода, подарки). Овладели специальными трудовыми умениями (работа с бумагой, соединение  частей поделок с помощью пластилина, липкой ленты, шпагата и т.д.), пользоваться простейшими инструментами.

Подводя итог, следует заметить, что творчество в любом виде деятельности предполагает активность, созидательную позицию, открытость миру. Открытость, с которой ребёнок воспринимает окружающий мир, даёт ему возможность понимать и решать проблемы. Любопытство и тяга к знаниям делают всех нас открытыми для внешнего мира. Внутренняя свобода предоставляет собранные знания в распоряжение нашему внутреннему миру переживаний. Создавая свой мир, свою форму, смысл рождается индивидуальность и творческая уникальность личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

«Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей....

Конспект досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: День Защитника Отечества»

Конспект досугового мероприятия для детейстаршего дошкольного возраста              Тема: День Защитника Отечества»...

Планирование мероприятий по формированию здорового образа жизни посредством досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в СМИ, большинство родителей не могут найти достаточно свободного времени для занимательных дел с ...

Досуговое мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по ПДД

Методическая разработка для воспитателей ГБДОУ....