Мастер-класс "Народная кукла"
материал по конструированию, ручному труду на тему

Филиппова Наталья Николаевна

Мастер-класс для родителей на заседании Клуба Молодой Семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс "Народная игрушка"202.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 № «Незабудка» г.Протвино

Школа  молодой  семьи

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НАРОДНАЯ  ИГРУШКА

Из опыта работы

Филипповой Н.Н.

воспитателя высшей

 квалификац. категории

Протвино

2013

        Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека.  У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины - богини. В каждой области свои куклы, как и свои костюмы, песни. Их десятки, если не сотни.  Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

        Самая распространенная игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

 Кукла - подружка и советчица юной девочки в сердечных делах и житейских, оберегает сердце от тоски. С ней разговаривали, к ней обращались в трудные моменты, делились радостью. Только в разговоре с куклой взрослеющая девочка оказывалась равна самой себе, только ей она могла раскрыть свою душу.

Традиционная тряпичная русская кукла была "безликой", что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

        Первую лялю мама мастерила младенцу, едва почувствовав, что беременна. Тряпичная кукла-закрутка (вепсская кукла) изготавливалась только за счет связывания-скручивания. И сопровождала кроху весь первый год: висела над колыбелькой, оберегая от сглаза, забавляя и тренируя маленькие пальчики. Пока не «уходила» (изнашивалась).

        Кукла-веничек гасила семейные ссоры: стоило женщине, открыв двери настежь, вымести ею метафорический сор из избы, «погода» в доме налаживалась.

        Кукла-собеседница помогала молодой жене адаптироваться в новом доме (ее обязательно давали в приданое, чем не прикольный подарок женщине): ей всегда можно было выплакаться, если что-то не ладилось (этакая психотерапия).

        Зернушка (Крупеничка) - это древняя насыпная обрядовая игрушка, которая имеет глубокий символический смысл. Родом из южных областей России. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась ЗЕРНОМ (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). Первоначально Крупеничка хранила редкие семена урожая—гречиху, но потом стали использовать пшено, горох, пшеницу и появились Зерновушки и Горошинки. При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой. Т.к. урожай дает земля, то и образ куклы женский. Материал для игрушки—лен или хлопок.

Существует ещё большое количество самых разных народных игрушек.

Сегодня мы будем делать народную куклу Отдарок- на -подарок. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку и дарили её родителям, родственникам или гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.

Для изготовления куколки нужен прямоугольный кусочек ткани, узкий кусочек для головы и нитки.

1. Узкий кусочек надо скатать и положить в центр прямоугольного лоскутка.

2. Завернуть прямоугольник и перевязать длинной ниткой вкладыш.      Получилась голова куколки. Нужно постараться, чтобы на голове было как можно меньше складок.

3. Затем тоё же ниткой формируем ручки, а затем под ними перевязываем пояс куколки.

4. После обматываем крест-накрест по груди и спинке куклы и еще 2 витка на поясе, завязываем.

Пот и получился Отдарок- на –подарок.

Мастерите вместе с детьми!

По мнению психологов, народная кукла игрушка – лучшее, что можно предложить ребенку, потому что:

  1. Натуральные материалы не только экологичны, но и дают малышу правдивую информацию о мире: например, большой деревянный кубик по-честному тяжел, в отличие от своего пластмассового собрата. Ощущая разные фактуры природных материалов (дерева, глины, ткани), малыш познает мир целостно и гармонично.
  2. Игрушка «слушается» ребенка (а не живет «своей жизнью», как хитроумный робот или запрограммированная кукла), что позволяет малышу самостоятельно задавать правила игры и развивать творческое воображение. Особенно полезны куклы без лица – они оставляют ребенку максимальный простор для фантазии: кукле можно «присвоить» любые эмоции, в зависимости от настроения ребенка!
  3. Самодельная игрушка побуждает малыша к действиям – у ребенка возникает желание шить и вязать для нее, обустраивать ее «место жительства»… Причем хочется делать это самому, а не покупать! А изготовление чего-либо своими руками, в свою очередь, позволяет ощутить радость открытия, узнавания, результата: «Я это сделал сам!» Будем растить созидателей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...