Конспект занятия – на тему «Русские тряпичные куклы», для подготовительной группы.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Знакомство с видом декоративно-прикладного искусства – народной игрушкой – тряпичной куклой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия – на тему «Русские тряпичные куклы», для подготовительной группы.  

Интеграция образовательных областей:

 Познание – труд

Автор конспекта:  воспитатель  Саврасова Т.В.

Цель:
Знакомство с видом декоративно-прикладного искусства – народной игрушкой – тряпичной куклой.

Задачи:

• сформировать понятие русской народной тряпичной куклы;

• познакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси;

• развивать художественные способности, воображение, воспитывать уважение к народной культуре.

Предварительная работа:

• образцы тряпичных кукол – игровых, обучающих, лечебных, оберегов.

• кусочки белой и цветных тканей, красные нитки .

чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок.

• выставка книг.

Ход занятия:

 Ребята посмотрите, что я принесла на занятие: тряпичные куклы. Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства – русской народной тряпичной куклой.

. Кукла – первая среди игрушек она известна с глубокой древности и с давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, общаться.

 Русская тряпичная кукла бывает разных видов: столбушка, крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка, набивная кукла-мешочек – все они бытовали раньше в деревнях и малых провинциальных городках.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления

Для каждой местности характерны свои особенности у кукол. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику. Отношение к куклам было бережное.

Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних времен.   Сейчас я расскажу о не которых из них.

 Кукла «Берегиня».

Кукла эта обережная, берегиня, хранительница доброго духа. Берегиню помещают в комнате так, что бы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом, кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов.

Кукла «Кубышка».
Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство.
Кукла «Благодать».
Куклу "Благодать" делали на святки и дарили со словами: "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей - это обозначается большой грудью.
Кукла «Столбушка».
Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. Кукла «Столбушка» - подружка и берегиня, закрутка на бересте.
Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, а ещё куклу столбушку можно сделать из ткани и сейчас мы с вами попробуем её сделать.

Давайте не много  отдохнём.

 Физкультминутка

На Руси очень любят праздники, а какой праздник без танцев.

Вот и мы сейчас не много с вами потанцуем.

Сейчас девочки оденут «платочек» - нарядимся к танцу, а мальчики

оденут картуз.

(Оденем на голову, завяжем платочек, посмотрим на правую руку, на левую)
покачаем головой (вправо, влево, как матрёшки).
плечи к верху подняли, опустили.
а сейчас правое вперёд, левое назад. И наоборот.
в руки платочек взяли – покрутили вверху
опустили, поклонились, мальчики за ручку провожают девочек на место.

Молодцы.

 Ну давайте ребята начнём.

 Основа куколки - туловище и голова мы её сделаем из цветной большой тряпочки.

С начало свернём её в трубочку и сложим пополам.

Потом возьмём нитку чуть- чуть  отступим сверху и завяжем, это у нас получилась голова и туловище.

Теперь ещё отступим не много вниз и ещё раз завяжем нитку.

Возьмём тряпочку по меньше и тоже сделаем трубочку, вставим её между головой и талией, это у нас получились руки.

А теперь возьмём маленькую тряпочку и завяжем её на голове куклы.

Посмотрите ребята какая замечательная кукла у нас получилась.

Вам понравилось?

Дети: ДА.

 Вот ребята теперь вы можете научить делать таких замечательных кукол своих родителей и друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Русская тряпичная кукла"

Консультация для родителей старшей группы....

конспект занятия по теме "Комнатные растения" для детей подготовительной группы

дать представление детям подготовительной группы о комнатных растения. Познакомить детей с названием некоторых комнатных растениий. формировать пердставления об уходе за комнатными растениями. Воспиты...

Проект "Тряпичная кукла" в подготовительной группе

Проект разработан с целью развивать интерес к тряпичной кукле у детей старшего возраста....

Творческий отчёт на тему "Русские тряпичные куклы. Кукла Желанница"

Формировать представления о культурных традициях русской семьи, можно через образ народной куклы. Куклы, с незапамятных времён, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили д...

Конспект занятия на тему: « День снятия - Блокады Ленинграда» (подготовительная группа)

Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в это время.- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение...

Конспект занятия на тему: «Защитники природы» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.Задачи:Обучающие:-П...