Конспект занятия на тему "Звук и буква Ц" ( подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии

Зенихина Светлана Владимировна

Конспект занятия на тему "Звук и буква Ц" ( подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г.Орска»

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Звук и буква Ц»

в подготовительной к школе группе ГКН

Подготовил:

учитель – логопед

Зенихина С.В.

Цель: Закрепить навык правильного произношения звука Ц.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать учить делить слова на слоги;
  • закрепить навык произношения звука Ц в слогах, словах, фразах;
  • совершенствовать навыки образования существительных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • продолжать учить выполнять звуко – буквенный анализ слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух через умение определять и находить в словах звук «Ц»;
  • учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях;
  • развивать моторику артикуляционного аппарата: закреплять верхний подъём кончика язычка, вырабатывать вибрацию кончика язычка
  • развивать мелкую моторику пальцев рук через упражнения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к занятиям у детей;
  • воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР.

Длительность образовательной деятельности - 30 минут.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, картинки со звуком [Ц], мяч, листочки с заданием для индивидуальной работы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Разминка для ума по пройденному материалу с мячом.

2.  Сообщение темы занятия.

Загадка:

Все глядят на середину

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали...

Вы, конечно, там бывали.

- Отгадайте, куда мы сегодня пойдем? (В цирк)

- Какой первый звук в слове цирк? (Первый звук - [ц]). Все артисты в цирке любят звук [ц]. Сегодня мы будем учиться произносить этот звук.

3. Артикуляция и характеристика звука .

- Произнесите звук [ц], что делают губы, зубы и язык?

Губы улыбаются, зубки сближены, но не сомкнуты, кончик языка за нижними зубами, в первый момент спинка языка прижимается к бугоркам за верхними зубами, образуя смычку. После разрыва смычки, спинка языка принимает положение, как при звуке С. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуют преграду, поэтому звук согласный.

Звук [ц] – глухой (проверить рукой). Звук [ц] всегда твёрдый.

4. Развитие фонематического слуха.

- Что делают зрители в цирке, если им нравится представление? (Хлопают в ладоши.) Когда услышите звук [ц] - хлопните в ладоши:

а) в слогах: ас, ац, со, цу, иц, сы....

б) в словах: кольцо, колесо, пылесос, акация, цифры, танкист, цветы, телевизор, цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, теленок, мельница, цепь.

5. Речевая зарядка. Определение позиции звука в слове. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.

- Билет в цирк получит тот, кто правильно за мной повторит:

Ца - ца - ца - цапля, улица, пыльца.

Цы - цы - цы - зайцы, мельницы, птенцы.

Цо - цо - цо - деревцо, кольцо, крыльцо.

Ец - ец - ец - огурец, певец, пловец.

Ца - ца - ца - птица, улица, больница.

- Закончи предложение подходящим словом. (По картинкам)

Мы подарим артистам много... (цветов). В сказочной стране много... (дворцов). Чтобы сделать салат нужно много ... (огурцов). У девочки на платье много... (пуговиц). У царевны на пальцах много ... (колец). На математике мы узнали много... (цифр).

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Вы хотите быть фокусниками? Будем превращать большие предметы в маленькие. Измените слово так, чтобы в нем появился звук [ц].

окно – оконце

дерево – деревце

лужа – лужица

блюдо – блюдце

Дело – дельце

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице        

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице

7. Физминутка. Координация речи с движением.

Цирк зверей

Покажите мне скорей

Настоящий цирк зверей.

Кувыркается мартышка,

На машине едет мишка,

Как танцует нам фокстрот

Неуклюжий бегемот,

Словно шустрый белый мячик

Скачет по манежу зайчик.

Как гарцуют на площадке

Три нарядные лошадки,

А в конце, все как артисты,

Поклонились в пояс низко.

8. Слоговой анализ слова.

Пока звери выступали, их детеныши убежали из цирка и потерялись. Помогите малышам найти своих мам. Я отведу тигренка к тигрице.

Дети составляют аналогичные предложения со словами: медведица, волчица, львица, лисица, ослица, овца, курица, верблюдица.

Хорошо, что мы помогли родителям найти своих детей, ведь цирк уезжает на гастроли. Рассадите животных по вагонам. В слове лисица 3 слога. Лисица поедет в третьем вагоне.

Дети определяют количество слогов в словах и рассаживают животных в вагончики в соответствии с цифрой.

9. Работа над предложением.

- На память о цирке клоун дарит вам веселые картинки. Рассмотрите их и составьте предложения.

Дети составляют предложения по картинкам:

Дети пришли в цирк.

Дрессировщица учит тигров танцевать.

Фокусник достал из шляпы курицу и зайца.

Цирковые собачки знают цифры.

Жонглер подбрасывает вверх разноцветные блюдца.

Артистам подарили много цветов.

10. Знакомство с буквой Ц

Звук [Ц] обозначается буквой «Ц». Посмотрите и скажите, на что она похожа?

Буква Ц —

Смотрите сами —

Как скамейка

Вверх ногами.

Буква Ц —

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Прописывание буквы в воздухе и на листочках.

11. Подведение итогов. Оценка работы детей.

С каким звуком и буквой мы сегодня играли?

Дайте характеристику этому звуку.

Что понравилось на занятии больше всего?

Что вызвало затруднения?

Как вы оцениваете свою работу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...

план-конспект занятия для по развитию речи для подготовительной группы на тему: "Буква Е"

план-конспект занятия для подготовительной группы на тему: "Буква Е"...

Конспект занятия по обучению грамоте №20 в подготовительной группе «Звук [ч] и буква Ч»

Конспект занятия по  обучению грамоте в подготовительной  группе «Звук [ч] и буква Ч»...

Конспект занятия по обучению грамоте №23 в подготовительной группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»

Конспект занятия по  обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и  буква Л»...

Конспект занятия по обучению грамоте №27 в подготовительной группе «Буква Ъ»

Конспект занятия по  обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ъ»...