Конспект интегрированного занятия на тему «Русская народная игрушка» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тоцкая Екатерина Витальевна

(ознакомление с окружающим миром, музыка, аппликация) Подготовительная группа.

Программное содержание: Обобщить знания детей о русских народных игрушках: глиняных, деревянных.

Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.

Развивать умение работать подгруппами, коллективно создавать общий узор для украшения силуэта матрёшки

Закреплять умение работы с ножницами, с клеем, формировать навыки аккуратности.

Материал: разные виды матрёшек и других игрушек, ножницы, цветная бумага, подносы, клей, тряпочки, силуэты матрёшек(2 шт. размер – 0,5 ватманского листа). Сундук волшебный, матрёшки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_na_temu.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия на тему «Русская народная игрушка»

 (ознакомление с окружающим миром, музыка, аппликация) Подготовительная группа.

Программное содержание: Обобщить знания детей о русских народных игрушках: глиняных, деревянных.

Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.

Развивать умение работать подгруппами, коллективно создавать общий узор для украшения силуэта матрёшки

Закреплять умение работы с ножницами, с клеем, формировать навыки аккуратности.

Материал: разные виды матрёшек и других игрушек, ножницы, цветная бумага, подносы, клей, тряпочки, силуэты матрёшек(2 шт. размер – 0,5 ватманского листа). Сундук волшебный, матрёшки.

Ход занятия: Дети входят в зал, где на столах выставка всевозможных игрушек: глиняных (богородские, дымковские, свистульки деревянные, неваляшки, куклы из соломы, ниток, ткани).

Воспитатель: Ребята сегодня у нас занятие не совсем обычное оно проходит в зале, а поговорим мы с вами, о народных игрушках. Посмотрите, какая выставка у нас сегодня. Давайте рассмотрим, какие предметы здесь выставлены.

(Дети рассматривают и называют игрушки).

Да, ребята русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Видно такая была душа у русского народа, умел он хорошо работать, отдыхать, и всегда заботился о своих детях. Для этого народные мастера и придумывали всякие игрушки и забавы. Их делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани. Обратите внимание, какой красочный сундук выставлен у нас на выставке. Ребята, вы ни чего не слышите? Прислушайтесь! Мне кажется, в нем кто-то шепчется. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Послушайте загадку:

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко широко

Парой чёрных смородинок- глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (матрёшка).

Воспитатель достаёт из сундука матрёшку и приглашает детей сесть на стулья.

Рассказ воспитателя: Матрёшка – одна из самых любимых игрушек детей. Самая первая матрёшка родилась в старинном русском городе Сергиевом – Посаде (Загорске). Около ста лет привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный старик, внутри которого помещалась вся его семья. Игрушка очень понравилась нашим художникам и мастерам, и они решили сделать такую же для русских детей. Только у нас - это была розовощёкая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, в платке с цветами. Она была раскрашена ярко. Внутри игрушки находились ещё 5 или 7 фигурок девочек. Почему игрушку назвали матрешкой, точно не известно. Может быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространённым на Руси. Новая необычная игрушка очень понравилась детям, и взрослым. Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. Её дарят друзьям на долгую память. Ее знают во всём мире, дарят её на память о нашей стране. Она стала традиционным русским сувениром.

Сегодня производством матрёшек занимаются во многих городах и сёлах нашей страны: в городе Семёнове, Сергиевом – Посаде, Загорске, Твери и других городах. На разных фабриках матрёшек расписывают по-разному. Рассмотрим матрёшек на выставке. Одни в ярких сарафанах с передниками в узорчатых платках, другие в зимней одежде. Разрисованы матрёшки цветами, ягодами.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня рассмотрели много разных русских народных игрушек, матрешек. Матрешки все были разные по цвету и одежде. А я для вас тоже приготовила матрёшек, вот только узор не успела придумать. Давайте мы сейчас разделимся на две группы и попробуем придумать свой узор для матрешек. Как вы думаете, какие элементы можно использовать? (цветы, ягоды, листочки)

Дети расходятся к столам. Помните, что прежде чем наклеивать элементы узора необходимо разложить весь узор.

Воспитатель в процессе работы даёт советы, проверяет выполнение работы.

Дети вместе с воспитателем рассматривают выполненные коллективные работы.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Воспитывать уважительное отношение к труду русских народных мастеров.

2. Воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой как одной из форм декоративно-прикладного искусства.

2. Расширять представления о разнообразии народной игрушки.

3. Показывать взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и природы.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ.

1. Формировать эстетическое восприятие народной игрушки.

2. Развивать логическое мышление, речь.

МАТЕРИАЛ

Глиняные игрушки (филимоновские,  дымковские,  каргопольские, богородские игрушки, матрешки 3 видов (загорские, семеновские, полхов-майданские, современные детские игрушки.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

Наглядные: рассматривание игрушек

Словесные: беседа, пояснения, вопросы репродуктивного и поискового характера, поощрение

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

Фронтальная

ХОД ЗАНЯТИЯ

В-ль: Ребята, сегодня у нас необычное занятие – на него можно взять свою любимую игрушку. Что у вас за игрушки, ребята? (ответы 3-4 детей)

Да, сейчас появилось очень много игрушек; и металлические автомобили, и пластмассовые куклы, и резиновые мячи производят на фабриках и заводах. Многие игрушки очень похожи друг на друга, их можно купить в разных магазинах и городах.

Ребята, а раньше, давным-давно, не было фабрик по изготовлению игрушек, их делали вручную из разных материалов. Посмотрите, сегодня я принесла на занятие некоторые из них

(в-ль выставляет на стол народные игрушки: дымковскую,  каргопольскую, филимоновскую). Как вы думаете, из чего они сделаны? (Из глины)

Ребята, а вы знаете, каждую игрушку от начала до конца делает один мастер или члены его семьи.

Глиняные игрушки чем-то похожи, но все они разные, т. к. изготовлены в разных концах нашей земли: одни в Каргополе, другие в Дымкове, третьи в селе Филимоново.

(В-ль ставит 3 подноса)

Ребята, попробуйте собрать на подносы отдельно каргопольские, дымковские, филимоновские игрушки.

Молодцы, ребята, справились с работой.

Молодцы, а сейчас мы немножко отдохнем, хотите? (Да).

Физкультминутка

Я слепил из глины ком - имитация круговых движений ладонями

Хвостик сделал я потом  - показывают хвостик

Шею вытянул большую - руки вверх

И загнул в дугу крутую  - ладони рук поворачивают вперед

И как раз вместо глаз -  сложить большой и указательный пальцы

Дырки вышли у нас - вместе поднести к глазам.

Петя вышел, как живой - развести руки

Он с хвостом и головой  - левая рука – хвост, правая – голова

Ты его не тронь,

Ведь из глины он.  Пригрозить пальчиком.

Ребята, а еще в Московской области есть село Богородское, где тоже создаются народные игрушки. (Воспитатель выставляет 2-3 богородские игрушки, скажите, из чего сделаны эти игрушки? (Из дерева)

Да, правильно, это деревянные игрушки и режутся они из липы, у которой мягкая древесина. Чаще всего богородские мастера изображают медведей, но все они разные: одни играют на гармошке и т. д. А еще богородские игрушки отличает то, что они могут двигаться вот так, посмотрите. (Воспитатель демонстрирует движения игрушек)

Ребята, как вы думаете, почему в одних местах изготавливаются игрушки из глины, в других местах из дерева? (Все зависит от окружающей природы)

А теперь отгадайте загадку:

В-ль: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

О какой игрушке эта загадка? (О матрешке)

Показать матрешек.

 Из какого материала изготовлены матрешки? (Из дерева)

А как вы думаете, матрешки были изготовлены в одной местности или в разных? (В разных) А как вы догадались?

 (Загорские матрешки одеты в сарафан, кофту и платок со скромным узором., семеновские украшены ярким букетом красных или малиновых цветов с зелеными листьями, у полхов-майдановских матрешек в окраске больше всего малиновых и фиолетовых цветов, каждый цвет обведен черным контуром) Молодцы, правильно.

Ну вот, ребята, и все. Мы с вами сегодня выяснили, что в России много мест, где изготавливаются игрушки и всюду на творчество мастеров влияет окружающая природа, какой материал для изготовления имеется поблизости. И каждый мастер хочет того, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня рассмотрели много разных русских народных игрушек, матрешек. Матрешки все были разные по цвету и одежде. А я для вас тоже приготовила матрёшек, вот только узор не успела придумать. Давайте мы сейчас разделимся на две группы и попробуем придумать свой узор для матрешек. Как вы думаете, какие элементы можно использовать? (цветы, ягоды, листочки)

Дети расходятся к столам.

Воспитатель в процессе работы даёт советы, проверяет выполнение работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «По следам русских народных сказок» ( старший возраст)

Закрепить знания детей о русских на­родных сказках.  Развивать творческие способности детей в различных видах исполнительской деятельности. Вызвать у детей интерес, эмоцио­нальный отклик,...

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...

Интегрированное занятие "Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой"

Материал представляет собой интегрированное занятие по образовательным областям:"Математика", "Познание", "Художественное творчество"."Музыка"...

Конспект интегрированного занятия на тему «Прекрасная пора – Осень» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия на тему «Прекрасная пора – Осень» в подготовительной группеЦель: Закрепление знаний у детей об осенних явлениях в природе.Задачи:Образовательны...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....