Развитие пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности.
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду по теме

Шабаева Анна Николаевна

В статье по развитии пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности описывается о том с чего надо начинать работ у, начиная с младшего дошкольного возраста. продолжая работу до школы. В статье рассказывается какаие использовать эффективные методические приемы в данной деятельности, какой строительный материал предложить детям как для непосредственной организованной деятельности с обыгрывание своих построек с использованием различного игрового материала. Можно предложить детям сделать для игры атрибуты не только из строительного материала, но можноиспользовать: картон, бумагу, бросовый материал, природный материал, чтобы игра стала интересней. Все это способствует формированию у детей дошкольного возраста пространственного мышления.

 

Термин « конструирование» от латинского слова  означает привидение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек  из бумаги и картона, дерева и других материалов.

По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования ( постройки-для игры, поделки- для украшения) , поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

В дошкольных учреждениях реализация программы предполагает организацию непосредственной организованной деятельности,которые могут проводиться как со всей группой, так и по подгруппам вигровой форме обучения. Занимательные игры и упражнения становятся обучающими и используются как на непосредственной организованной деятельности, так и вне её.

Программа отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного эстетического . трудового воспитания.

Во время непосредственной организованной деятельности конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.  При правильно организованной деятельностидети приобретаютне только конструктивно- технические умения ( сооружать отдельные предметы-здания, мосты и т.д.,или делать из бумаги различные поделки- кораблики. Игрушки и т.д.), но и обобщенные умения- целенаправленно рассматривать предметы-, сравнивать между собой и расчленять на части,  от которыхзависитрасположение других частей, делать умозаключение и обобщение,

При обучении детей конструированию развиваетсяпланирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной  деятельности.  Дети,конструируя постройку или поделку, мысленно представляют , какими они будут, и заранее планируют  как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь обогащается новыми терминами (куб, брусок. Пирамида и т.д. ), упражняется в правильном употреблении понятий ( короткий-высокий,широкий-узкий и т.д.).в точном  словесном  употреблении понятий  (над, под,вправо-влево и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средствомнравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельностиформируются такие важные качества личности. Как трудолюбие. Самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели. Организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей ( коллективные постройки поделки) играет большую роль в воспитаниипервоначальных навыков в коллективе. Умениепредварительно договариваться ( распределять обязанности. Отбирать материал и т. Д.) работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, папе, бабушке и т.д. воспитывает заботливоеи внимательное  отношение к близким, желание сделать что-нибудь приятное.

 Конструктивная деятельность имеет большое значение и длявоспитание эстетических чувств,при знакомстве детей с современными зданиями архитектурными сооружениями. Развивается художественный вкус, умение восторгатьс я архитектурными богатствами и понимать, что целостность его состоит не только его практическому назначению, но и вего оформлении..

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему миру, дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

 Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществлении систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных не только на развитие конструктивных умений  и навыков. Нои ценных качеств ребенка, его умственных способностей.

Как уже отмечалось. Что основной особенностью детского конструрования является его тесная связь с игрой. Дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх Игра раскрывает ребенку практическую целесообразность конструирования, в них  закрепляются и совершенствуются умения и навыкиприобретенные на непосредственной организованной деятельности. Н-р: дети научились строить пароход. А в игре им понадобился пассажирский и грузовой. Пришлось как знакомый образец парохода изменить по замыслу.

В игре ребенок сам выбирает тему постройки, самостоятельно решает как её надо построить. Поэтому в играх наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка,  выявляются его интерес и склонности. Знания и представления. Конечно. Это происходит при условии внимательного руководства воспитателя, направляющего инициативу детей. При этом можно включиться в игру. Взять на себя роль. Н-р: помощник конструктора.

В  младших исреднях группах детям предоставляется играть уже знакомыми им деталями. Воспитатель не ограничиваетдетей в материале. Но следит за тем, чтобы они аккуратно обращались с ними. А пот  окончанию игр всё убирали  его на постоянное место .  Во время игры я показываю как делать постройки правильно. Они первое время часто не ставят перед собой цель что-нибудьпостроить,. А простокладут одну деталь на другую,, довольствуясь при этом при этом любым результатом. Я напоминаю, что мы  строили раньше. Как интересно играли своими постройками и игрушками. Очень важно. Чтобы воспитатель принимал непосредственное  участие в играх малышей. Если дети играют. То предложение  что-нибудь построить не должно отвлекать от игры, поэтому им лучше построить им именно то, что необходимо для игры.

Дети, которых не интересуют  строительные игры. Можно привлечь несложными поручениями.

 Н-р: в-ль строит дом, а дети вокруг него заборчик.

Иногда постройка у детей получается случайно. Необходимо отметить эту удачу. Дети , которые научились хорошо строить постройку, можно предложить  построить что-нибудь ещё.

Н-р: построили кровать, предложить стул и стол для куколки.

Так воспитатель побуждаетребенка к использованию приобретенных умений и навыков в новых постройках.  Чтобы игры были более содержательными и интересными иногда можно предлагать отдельным детям новую тему постройки в пределах тех умений и навыков, которыми они владеют. Н-р6 Катя построила домик, в котором поселилась кукла, а у неё ещё есть  игрушки- животные. Я спрашиваю, где  будет жить лошадка?. И предлагаю построитьдомик для лошадки..

Большой интерес проявляют дети   четвертого и пятогогода жизни к сюжетным постройкам ( улица., двор и т.д.. Эти  постройки предназначены не для повторения детьми,  а для обогащения их представлений о том. Какпо- разному использовать строительный материал для одной и той же постройки. Постройкиэти следует рассмотреть со всеми детьми, обратить внимание на конструкцию, на различное использование деталей. С этими постройками предлагаю поиграть детям.  А затем дети их разбирают. , самиТакие постройки можно делать, как заранее  так и вместе с детьми. Дети наблюдая.включаются в процесс стройки. Н-р: около домика делают садик, магазин и т.д.. Самостоятельные игры доставляют детям много радости, сопровождаются богатыми эмоциональными переживаниями, так как этот процесс деятельности вызывает у них удовлетворение от своей работы. Н-р: Вика построила домик и посадила дуда куклу. Рядом Саша построила пароход. Девочки не подходят друг к другу, играя своими постройками. Тогда  я сама предлагаю Саше покатать куклу на пароходе. Спрашиваю : « А на чем кукла будет деть?» Саша делает скамейку.

Систематическое руководство воспитателя игрой необходимо и в старшей и подготовительной к школе группах. Иногда воспитатель может активно принять участие в строительных играх этого возраста. Включаться так. Чтобы не изменить её содержание, не навязывать свою тему. А вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Воспитатель может напомнить как наметить  размер постройки, правильно распределить обязанности.

Дети подготовительной к школе группы критически оценивают результат своей и  работы, и не  всегда  могут преодолевать трудности, а в это время воспитатель должен оказать им помощь.

Для развития игр старших дошкольников  можно использовать альбом с фотографиями разнообразных построек. Эти фотографии помогают общее конструктивное решение.

 Иногда дети хотят поиграть в одиночку.  В индивидуальных играх строительных играх часто увлекаются не столько сюжетомигр, сколько конструированием.так дети проявляют свою индивидуальность. Особенно такие игры ценны для застенчивых, нерешительных детей, так как дают  им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения

Иногда в коллективных играх детей со строительным материалом один сооружает постройку, другие только подают материал. Это может привести к отрицательным последствиям. Дети.не умеющие строить, привыкают к роли помощников, у них не формируется конструктивные навыки, кроме тогоразвивается нежелательные качества личности, они малоактивны, не умеют проявлять самостоятельность, инициативу в осуществлении задуманного. Задача воспитателя  заключается в том в том. Чтобы организовать взаимоотношения детей  на основе активного участия каждого ребенка в создании и осуществлении строительного замысла,не допускать такой совместной работы,когда одни строят, а другие лишь помогают. Осуществление совместных замыслов затруднено из-за отсутствия необходимых конструктивных умений. Поэтому важно на непосредственной организованной деятельности добиваться усвоения программы всеми детьми. Необходимо содействоватьтому, чтобы в сюжетные игры детей включалась не только стройка Но и конструирование из бумаги и других материалов ( сумочка для врача, спасательные круги и т. Д. ). При этом воспитатель должен быть не только советчиком, но и активным помощником..

Сочетание обучения конструированию на непосредственной организованной деятельности и целенаправленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием  эффективности обучение конструированию

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться...

Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста

Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста...