Нетрадиционные техники в развитии мелкой моторики детей
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Лукашова Ольга Владимировна

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное  нарушение, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. Дети с ОНР имеют недостаточный словарный запас. У них  страдает связная речь, в речи  наблюдаются  отклонения общей и артикуляционной моторики.

Дети с ОНР испытывают трудности в выполнении точных движений (вырезывание ножницами, обводка плоскостных форм, прорисовке мелких деталей и т. п.). При этом они испытывают напряжение в кистях рук, что приводит к резким, неуклюжим, неточным движениям. Чтобы научить детей плавности движений, я, владея различными техниками аппликации, практикую занятия занимательного характера, в ходе которых в качестве изобразительных материалов использую ткань, бумагу, нитки, крупу, вату и т.п. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В последнее время, когда компьютер занимает большую часть нашей жизни, необходимость в общении с ребенком снизилась. Сейчас многие родители считают ненужным уделять больше внимания ребенку, потому что в компьютере он найдет, чем себя занять. Вот поэтому выросло количество детей с недоразвитием речи и слабой мелкой моторикой пальцев рук. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной сферы, отмечается неустойчивость внимания, страдает продуктивность запоминания. Цель развития мелкой моторики Почему так важно развивать мелкую моторику? Дело в том , что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. На основе исследования было выявлено, что: -если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. -если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Только через осязание ребенок познает мир . У него появляется потребность узнавать его . Пока ребенок маленький он знакомиться со всем, что его окружает через руки , рот. Но вот ваш малыш вырос и скоро ему идти в школу. Его мозг должен быть готов к принятию учебных заданий, а рука к письму. Развить мелкую моторику пальцев рук помогают конструирование , мозаика, шитье, лепка, рисование, аппликация.

Слайд 3

Все эти виды деятельности неразрывно связаны с развитием мышления, воображения, памяти, речи , моторики. Остановимся на аппликации. Что же надо сделать ,что бы ребенок стал им заниматься? Прежде нужна мотивация. Ребенка нужно заинтересовать (это будет подарок для его уголка). Аппликацию можно сделать из различных материалов: ваты, крупы, мелко нарезанных ниток, шнурков. Это все способствует развитию мелкой моторики и творчества детей. Главное - дать ребенку возможность придумать и предложить свои варианты, что из этого материала можно сделать. Например: предложить шнурки. Сначала ребенку трудно оторваться от прямого назначения шнурков и он предлагает использовать их для шнуровки в одежде, завязывания волос вместо бантов, связывание ими предметы. Но обсудив свойства данного материала (цвет, форму, фактуру ,способность приклеиваться) ребенок приходит к выводу, что их можно использовать в аппликации. На примере видно, что обсуждение , экспериментирование с материалом способствует развитие речи, мелкой моторики пальцев рук, творчество детей. Важно работу начинать от простого с постепенным переходом к сложному, только когда ребенок овладеет необходимыми навыками и умениями.

Слайд 4

Аппликация и ручной труд развивают: 1 Мелкую моторику : обрывание, сминание , вытягивание, накручивание, использование ножниц, сгибание. 2 Тактильное восприятие – фактура материала: гладкость, шероховатость, легкость или тяжесть, упругость, мягкость, на ощупь толстая или тонкая. 3 Математические представления :пространственное положение предмета (справа, слева, в середине), величина (количество материала для выполнения данной работы). 4 Художественный вкус : использование цветов, подбор красивых сочетаний. 5 Речь: обогащение словаря (все свои действия ребенок проговаривает) грамматического строя речи связной речи

Слайд 5

Техника выполнения «Осенние деревья» Цель: научить отрывать мелкие кусочки бумаги от целого куска, приклеивать в произвольном порядке. Развитие тонкой моторики пальцев рук, самомассаж кончиков пальцев, развитие глазомера, координации движений. Перелетные птицы

Слайд 6

«Дикие животные» Цель: научить обрывать бумагу по контуру, нарисованному по шаблону. Техника выполнения Развитие координации движения, зрительно – двигательной активности, точности движения, плавности при обрывании, расслаблении мышц пальцев рук.

Слайд 7

«Варежки» Цель: научить обводить по шаблону, выкладывать, отмерять, отрезать и приклеивать по линии шнурок. Техника выполнения Развитие мелкой моторики рук, глазомера, тактильного восприятия(плотность, гибкость материала), координации движений.

Слайд 8

«Зимний лес» Цель : научить использовать в работе материал разный по фактуре, вытягивать кусочки ваты , продолжать учить работать с ножницами Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильного восприятия, умение вытягивать кусочек легкими, плавными движениями без усилий, расслабление мышц рук и пальцев. Техника выполнения

Слайд 9

«23 февраля» Цель: научить насыпать сверху на клей крупу (пшено, перловка), брать щепотку крупы и раскладывать в пределах контура Развитие мелкой моторики, координации и точности движений, самомассаж подушечек пальцев, умение соединять большой палец с указательным и средним Техника выполнения способ №1

Слайд 10

Открытка «С новым годом» Цель: научить отрывать кусочки гофрированной бумаги от полоски, сминать комочки, нарезать бахрому на полоске бумаги не перерезая ее, прод . учить вытягивать « пушинку» ваты. Техника выполнения Развитие сжимательных движений пальцев рук , глазомера, точности движения, силы нажатия, умение действовать синхронно пальцами обеих рук.

Слайд 11

«23 февраля» Способ №2

Слайд 12

«Открытка маме на 8 марта» Цель : научить закручивать полоску бумаги на спичку с прорезью (для бумаги),сдавливать ролл пальцами . Продолжать учить нарезать бахрому на широкой полосе Техника выполнения Развивает моторику, зрительно – двигательную активность, сноровку, глазомер, умение фиксировать внимание на выполнении, контролировать нажатие пальцев рук при скручивании и формировании форм.

Слайд 14

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...

Методическая тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

1.                Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошко...

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики детей по средствам нетрадиционных техник рисования»

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников....

«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»...

Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в моей работе

Использования нетрадиционных приёмов для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует не только развитию моторики, но и стимулируют творческое мышление, воображение, фор...