Техника изонити
методическая разработка (конструирование, ручной труд, старшая группа) по теме

Широкова Мария Юрьевна

вышивание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnika_izoniti.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                       Техника Изонити.

               Конспект занятия « Домик «

                                Задачи.

  1. Познакомить детей с техникой изонити.
  2. Помочь научиться отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла ( показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки ).
  3. Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла.
  4. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.
  5. Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.

                             Материал.

Для каждого ребёнка – лист цветного картона ( жёлтого или зелёного ), на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия ( расстояния между дырочками – 1 см ); иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток ( жёлтого, коричневого или красного цвета ).

                            Ход занятия.

Воспитатель: - Дети, как можно изобразить предмет?

Дети: - Нарисовать, слепить, сделать аппликацию.

Воспитатель: - А я изобразила его вот так. ( показывает образец )

- Какой предмет я изобразила?

Дети: - Домик.

Воспитатель: - Объясните , почему вы так думаете?

Дети: - У домика есть стены, окна. Не хватает крыши .

Воспитатель: - Крышу надо покрыть черепицей. Черепок – это большой кусок от расколотого глиняного горшка, их не выбрасывали, а собирали и сохраняли, чтобы затем покрыть черепками крышу. Позднее научились делать специальные глиняные пластинки, назвали их черепицей и стали употреблять их для покрытия крыш, ведь глина не пропускает воду. Этот домик я изобразила в незнакомой для вас технике. Называется эта техника « Изонить «.

- Как вы думаете, почему она так называется? ( предмет изображён нитками ). Такой техникой можно изобразить не только домик, но и другие предметы ( педагог выставляет образцы: грибок, зонтик и т.д. )

Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости и упорства. Я надеюсь, что вы терпеливы, упорны, старательны и внимательны в любом деле. ( педагог раздаёт каждому заготовки )

Дети рассматривают образец воспитателя.

Воспитатель: - У каждого изделия есть лицевая и изнаночная стороны. Как вы понимаете , что такое изнаночная сторона? (Ответы детей ).

- На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки. Про это можно сказать след в след, вереницей. На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только нарисован угол.

- Рассматривание заготовки. Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета?

Дети – Зелёного и жёлтого.

Воспитатель: - картон выкрашен только с одной стороны. У вашего изделия будет лицевая сторона, а где изнаночная? Посмотрите внимательно на свои картонки с лицевой и изнаночной сторон. Чем они отличаются?

Дети: - на лицевой стороне одни дырочки, а на изнаночной нарисован угол и дырочки.

Воспитатель: - Изобразите угол с помощью рук. А затем педагог предлагает детям на рисунке показать левую и правую стороны угла, вершину.

Дети рассматривают лицевую сторону.

- Давайте найдём самую нижнюю нить. Вот она. С неё начинаем работать. ( Педагог объясняет и показывает детям сама на своём образце ).

- Найдём следующую нить. А теперь найдём все следующие нити и последнюю верхнюю. На какой по счёту нити начинают закругление, плавный поворот?

Дети: - на 4, 5,6.

Воспитатель: - нити образуют его 5,6,7. Выберем цвет нити. Какой цвет лучше всех подходит к черепице?

Дети: - красный или коричневый.

Воспитатель: - Что надо сделать, чтобы узелок на нитке получился большой и не проскакивал в дырочку?

Дети: - Надо обмотать ниткой палец три раза, скрутить нить, снять её с пальца и затянуть узелок.

Воспитатель: - Как называется палец, на который наматывается нить?

Дети: - Указательный.

Воспитатель: - Прежде чем начать работу, я хочу вас познакомить с правилами работы: Сначала вводим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить по лицевой стороне; с изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой стороне угла ( показывает педагог каждому ребёнку ); с лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось; с изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх, посмотрите дети, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой – снизу вверх.

Итак добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла. Каждый раз нужно смотреть, как ложится нить на лицевой стороне. Она идёт в направлении другой стороны угла, ложится поверх всех предыдущих нитей, пересекается с ними. А на изнаночной стороне стежки идут в таком направлении ( педагог показывает на своей работе в медленном темпе, чтобы все дети смогли довести свою работу до конца ).

Кто выполнит работу раньше, может дорисовать на лицевой стороне стены, окошки.

По окончании работы педагог хвалит детей за долготерпение и старательность и предлагает детям послушать стишок.  

                       На картоне нитью шили,

                       Нить пересекалась.

                       Ну а что же получилось?

                       Мама догадалась.

                     Конспект занятия « Парус «

                                    Задачи.

  1. Продолжать знакомить детей с техникой изонити.
  2. Помочь научиться выполнять прямой угол ( парус ).
  3. Продолжать закрепление знаний правил работы с изонитью, подбирать цвета нитей.
  4. Закреплять умение доводить начатое дело до конца.

                                  Материал.

Для каждого ребёнка – заготовка с нарисованным прямоугольником ( парусник обозначен 10 отверстиями; расстояния между отверстиями 1 см ). Количество делений на двух сторонах должно быть одинаковым. Игла, цветная картонка с нарисованным предметом, нитки цветные.

                                  Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня мы продолжим заниматься изонитью. А работать будем… догадайтесь над чем. ( Показывает заготовку ).

- Догадались? На что это похоже?

Дети: - На лодку.

Воспитатель: - Объясните, почему вы так думаете?

Дети: - нарисован корпус и парусник.

Воспитатель: Возьмите треугольник – линейку. Он так называется, потому что, три угла. Найдите острый угол. ( Дети показывают на треугольнике острый угол ).

- Тупого угла на этом треугольнике нет. Самый большой здесь угол называется « прямой «. Покажите прямой угол на треугольнике. Приложите его к углу в « домике «.  Прямой угол больше, чем острый, и меньше чем тупой.

- А теперь возьмите заготовку с « парусником « и приложите треугольник к углу на изнанке. Попробуйте определить, какой угол мы будем выполнять изонитью. ( Если у детей возникают затруднения при ответе, педагог подсказывает ответ ); прямой угол.

    - Сколько отверстий с каждой стороны угла

    Дети: - десять.

    Воспитатель: - Проверим, начиная счёт с другого конца. Точно – десять.    

    это правило номер один. Прежде чем начать работу, вспомним правила,

    с которыми мы познакомились на предыдущем занятии.

    Правило первое. На обеих сторонах угла должно быть одинаковое

    количество отверстий.

    Правило второе. Начинать работу надо с изнаночной стороны, вводя иглу

    в самое нижнее отверстие на любой стороне угла.

     Правило третье. На лицевой стороне первую нить протягиваем в вершину

     угла.

     Правило четвёртое. С изнаночной стороны из вершины угла иголку

     вводим в нижнее отверстие на противоположной стороне.

     Правило пятое. На лицевой стороне нити пересекаются, направляясь на

     другую сторону угла.

     Правило шестое: На изнанке стежки идут на одной стороне вниз, а на

     другой стороне – вверх.

     Начнём работу. Взялись за дело смело, с улыбкой и старанием!

     Педагог обращается к детям по мере необходимости. Тима подумай

     твой узелок проскакивает в дырочку? Как увеличить его? Маша вспомни

     четвёртое правило. Я могу тебе его подсказать, хочешь? Или сама

     вспомнишь? Вася посоветуйся с Настей, куда вести нить далее. Дети,

     когда спрашиваете совета друг у друга, не забывайте, о вежливом

     обращении, о волшебных словах. По мере выполнения работы педагог

     спрашивает, почему дети выбрали тот или иной цвет нити, советуют

     использовать определённый цвет нити, советует использовать

     определённый цвет карандаша или фломастера в сочетании с другими

     цветами для более удачной раскраски парусника.

     Когда все дети закончат работу, группа рассматривает сделанное, дети

     вместе с педагогом отмечают, кто какой выбрал цвет ниток, аккуратность

    исполнения, повторяют правила выполнения работы. Воспитатель

    предлагает детям сделать такой же парусник дома, чтобы показать

    родителям, чему они научились в детском саду.

   

                   Конспект занятия « Ваза с фруктами «.

                                Задачи.

  1. Помочь детям научиться работать с трафаретом, подбирая нужный угол к рисунку. ( Рисунок сделан детьми накануне ).
  2. Развивать мышление, зрительное внимание.
  3. Закреплять у детей правила работы с изонитью.

                          Материал.

Для каждого ребёнка: конверт с трафаретами – треугольниками. Трафареты лучше изготовить из плотного картона, деления следует нанести авторучкой. Количество делений на двух сторонах должно быть одинаковым. Цветная картонка с нарисованным предметом, который надо дополнить изображением угла. Нитки ( цветные ) игла, ножницы, простой карандаш.

Для воспитателя: пенопласт, шило, образец с рисунком.

                         Ход занятия.

Воспитатель: - Дети, вчера мы с вами нарисовали ножку от вазы.

- Давайте посмотрим, что у меня за конверты лежат на столе.

Дети: - в конверте лежат треугольники.

Воспитатель: - Что особенного вы заметили в них?

Дети: - Они все разные. На двух сторонах чёрточки.

Воспитатель: покажите рукой любую вершину угла и стороны, исходящие из вершины. ( Дети показывают углы и проводят пальчиками по одной и другой стороне ).

- Эти треугольные формы называются трафаретами. Они помогут мне нанести угол и проколоть отверстия. Посмотрите, как я это делаю. Сначала я подбираю нужный трафарет: этот мал, не подходит, этот велик, тоже не подходит, а вот этот – подошёл!

- Затем я плотно прижимаю трафарет к рисунку и обвожу угол карандашом. После этого шилом протыкаю отверстия.

- А чтобы шилом не повредить стол, я подготовила подкладки из пенопласта. Подкладываю пенопласт и прокалываю дырочки шилом. ( Педагог показывает на своём образце для детей ).

- Чтобы расстояния между отверстиями были одинаковые, я буду прокалывать отверстия шилом возле отметок на трафарете.

Затем педагог предлагает детям на своей картонке пересчитать количество отверстий и подобрать нити нужного цвета и выполнить изонитью чашу, похожую на треугольник. Педагог помогает: напоминает правила выполнения работы, спрашивает о цвете выбранных ниток, помогает закреплять узелок.

По окончании работы каждый ребёнок рисует то, что может быть в вазе ( фрукты ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Техника изонити для дошкольников"

Ознакомление педагогов с техникой изонити, ее задачами в развитии дошкольников, обучение выполнению основных элементов техники....

Проект "Техника изонити"

  Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, для развития мелкой моторики....

Буклет для родителей "Тайны техники изонити"

Данный буклет предназначен для работы с родителями по технике изонити....

Мастер класс в технике "Изонити" Рыбки в аквариуме.

Этот мастер класс я создала для воспитателей и родителей, которые смогли бы с помощью техники по"Изонити" занять ребёнка, научить детей вышивать....

Использование техники изонити для формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.

Использование техники изонити в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)...

Применение современных образовательных технологий.Гусарова Н.Н. "Техника изонити для дошкольников

Гусарова Н.Н. "Техника изонити для дошкольников".Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника мо...