Проект "Техника изонити"
проект (старшая группа) по теме

Безай Ольга Александровна

    Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изонить.26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Тайны техники изонити»

Старший дошкольный возраст

                                                      Разработала:   воспитатель

                                                                                 Безай Ольга Александровна

Новокузнецк 2009

                                                         

                                                             «Представление, что при любом

                                                              двигательном  тренинге…

                                                              упражняются не руки, а мозг, вначале

                                                              казалось парадоксальным и лишь с

                                                              трудом проникло в сознание педагогов».

                                                                                                      Н.А. Бернштейн

«…Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействия руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…»

                                      В.А. Сухомлинский

Актуальность

      На сегодняшний день в связи с особенностями психического и физического развития детей, а также с изменениями требований к будущим первоклассникам, перед дошкольным образованием особое значение приобретает проблема готовности ребенка к школьному обучению. Одним из основных показателей является уровень сенсомоторного развития. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии речи, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами в развитии отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Общая характеристика проекта

    Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Социализация личности в процессе взаимодействия:  дети – дети, дети – педагоги, дети – родители, педагоги – родители.

Объем проекта: 18 занятий, занятия планируются по два ежемесячно; мастер-класс для родителей, консультация «Роль техники изонити в развитии детей дошкольного возраста».

Познавательная ценность проекта заключается в том, что дети знакомятся с новым видом искусства – техникой изонити, которая учит их художественному созданию геометрического узора, развивает сенсомоторику.

Воспитательная ценность:

  • сенсорное: развивается цветовосприятие, формирование представлений о внешних свойствах предметов;
  • умственное: развивается абстрактное и логическое мышление, плоскостное моделирование; математические представления: геометрические фигуры, количество и счет, ориентировка на плоскости;
  • речевое: развивается словарный запас, объяснительная и доказательная речь, грамматический строй речи;
  • трудовое: владение иголкой, ниткой, шилом, работа с трафаретом;
  • физическое: развивается мускулатура кисти руки, глазомер, острота зрения, координация движений рук под контролем глаз;
  • нравственное: воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности;
  • эстетическое: воспитание эстетического вкуса, аккуратности.

Идея проекта: освоение новой технологией способствующей сенсомоторным умениям и интеллектуальному развитию детей. Выставка детских работ «Мир – руками ребенка».

Цель: формировать у детей интерес к познанию нового, совершенствовать

          психологические процессы.

Задачи:

  1. познакомить с техникой изонити;
  2. формировать знания и умения, позволяющие приобретать практические навыки;
  3. развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, художественные способности;
  4.  воспитывать эстетический вкус.

Ведущие виды деятельности: познавательная, изобразительная, трудовая.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, психолог, логопед, совет учреждения.

Условия реализации: группа детей с речевыми нарушениями, специально организованная развивающая среда, демонстрационный материал – образцы, инструменты и материалы для работы.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технические средства: компьютер, магнитофон, аудио запись, слайд-презентация.

Сроки реализации: учебный год.

Формы взаимодействия организаторов

  1. Формы образовательной работы с детьми

     Проект предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:

  • на специально организуемых занятиях;
  • на занятиях по любым другим продуктивным видам деятельности;
  • в играх (сюжетно-ролевых, дидактических);
  • при оформлении выставки, как самостоятельный вид деятельности.

  1. Формы работы с родителями

              При овладении техникой изонити детьми, важно осуществлять постоянное  взаимодействие родителей и воспитателя. Выработанные навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье, подпитывается интерес детей к ручному труду. Для этого родители должны быть хорошо ознакомлены с работой проводимой педагогом, знать программу проекта и принимать активное участие в его реализации.

       Для этого используются такие формы работы как:

  •   консультации;
  •   мастер-класс;
  •   информационные буклеты для родителей;
  •   выставки детских работ.

  1. Формы работы с педагогами

    Для осуществления преемственности в работе между педагогами дошкольного учреждения и для обмена опытом работы по технике изонити проводятся:

  • открытые занятия;
  • сообщения на семинарах и педсоветах;
  • мастер-классы;
  • круглые столы по обмену опытом работы.

Оценка состояния тонкой моторики пальцев рук

                                          и уровня полученных знаний и умений

    Для изучения уровня развития мелкой моторики рук проводятся тесты

Н. Озерецкого и  М. Гуревича, Т. Кабановой и О. Домниной. Диагностика включает в себя исследование кинестетической стороны движения, оценку тонкой моторики рук и оценку тонкой моторики пальцев рук. На основе полученных данных определяется уровень развития мелкой моторики.

  • Низкий уровень. Заторможенность и нескоординированность движений при выполнении заданий, наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре, трудность в переключении движений. Время выполнения заданий более 20 секунд.
  • Средний уровень. Выполнение движений в полном объеме в нормальном темпе при небольшой помощи взрослого (повторная инструкция, повторный показ). Ребенок активен, эмоционален. Время выполнения – 15-20 секунд.
  • Высокий уровень. Правильно, точно и полно выполняет все задания с первого раза без помощи взрослого. Темп выполнения высокий, время – менее 15 секунд.

     Для изучения уровня усвоения полученных знаний и умений в конце реализации проекта проводится итоговое занятие «Чему мы научились!».

Где анализируются умения:

  • самостоятельное придумывание рисунка;
  • схематичное изображение его в виде углов, овалов, окружностей, завитков;
  • подбор инструментов и нитей для выполнения работы;
  • выполнение работы.
  • Низкий уровень. Придумывает рисунок, но затрудняется в схематичном изображении рисунка и при заполнении элементов (углов, окружностей, овалов, завитков), требуется помощь взрослого.
  • Средний уровень. Придумывает сюжет, изображает его схематично из знакомых элементов. Допускает ошибки при заполнении окружностей и завитков, но исправляет их при помощи словесной инструкции или самостоятельно.
  • Высокий уровень. При выполнении работы не встречает трудностей. Самостоятельно применяет свои знания в свободной деятельности.

Перспективный план

к проекту

 «Тайны техники  ИЗОНИТИ»

месяц

занятия, цель

Сентябрь

Занятие №1

Тема: «Путешествие в сказку изонити».

Задачи: познакомить детей с техникой изонити (история появления), с инструментами и материалами, необходимыми для работы. Развивать воображение, слуховое и зрительное внимание. Воспитывать эстетический вкус.

Занятие №2

Тема: «Грибок».

Задачи: продолжать знакомить с техникой изонити. Учить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне,  а на изнаночной видны только стежки). Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла; технику безопасности при работе с опасными предметами. Упражнять детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок; развивать ручную умелость. Воспитывать заботу о животных.

Октябрь

Занятие №3

Тема: «Домик».

Задачи: продолжать обучать детей технике изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома). Закреплять знание правил работы с изонитью и правил при работе с опасными предметами. Развивать сенсомоторные умения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Занятие №4

Тема: «Шапочка - колпак».

Задачи: научить детей работать с трафаретом; продолжать учить заполнять угол по технике изонити; учить дорисовывать изображение по представлению. Закреплять знание техники безопасности при работе с опасными предметами. Развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику. Воспитывать волевые качества.

Ноябрь

Занятие №5

Тема: «Хвост у птицы».

Задачи: продолжать учить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку (сделанному детьми накануне). Научить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете. Закреплять умения заполнения угла по технике изонити. Развивать творческие способности, сенсомоторные навыки. Воспитывать заботливое отношение к пернатым.

Занятие №6

Тема: «Кленовый лист».

Задачи: путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников, предложить детям сравнить треугольники. Упражнять детей в прокалывании отверстий при использовании линейки. Учить детей определять на линейке расстояние в сантиметрах. Развивать мыслительную активность, зрительное внимание и ручную умелость. Воспитывать любовь к природе.

Декабрь

Занятие №7

Тема: «Снежинка».

Задачи: продолжать учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояние в 1 и 0,5см. Упражнять детей в самостоятельной работе с шилом. Закреплять знание пространственного расположения углов. Развивать логическое мышление, моторику пальцев рук, зрительно-двигательную активность. Воспитывать любовь к природе.

Занятие №8

Тема: «Елочка».

Задачи: учить детей, используя трафаретные треугольники, подкладывать один под другой (елочкой); упражнять в прокалывании отверстий по трафарету. Совершенствовать умение работать изонитью. Развивать сенсомоторные умения, художественный вкус.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Январь

Занятие №9

Тема: «Чудо - треугольники».

Задачи: научить детей создавать рисунок с помощью изображения нескольких углов; учить анализировать получившиеся работы. Совершенствовать навык заполнения угла по технике изонити. Развивать мыслительные процессы, ручную умелость, умение работать разными предметами. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Занятие №10

Тема: «Мячик».

Задачи: научить детей выполнять окружность в технике изонити, пользуясь трафаретами. Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностью. Закрепить знания техники безопасности при работе с опасными предметами. Развивать сенсомоторные умения. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Февраль

Занятие №11

Тема: «Снеговик».

Задачи: учить создавать образ снеговика из разных по величине окружностей. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити. Закреплять знание техники безопасности. Развивать психические процессы, ручную умелость. Воспитывать волевые качества.

Занятие №12

Тема: «Воздушные шары для Вини – Пуха»».

Задачи: научить детей выполнять овалы в технике изонити, пользуясь трафаретами, используя знания заполнения окружности. Развивать умение подбирать цвет нитей, цветовосприятие. Воспитывать чувство сострадания, взаимопомощи.

Март

Занятие №13

Тема: «Перелетные птицы».

Задачи: учить детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при использовании трафаретов). Закрепление навыков выполнения окружностей и углов в технике изонити. Развивать связную речь, ручную умелость, психические процессы. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Занятие №14

Тема: «Пасхальное яйцо».

Задачи: продолжать учить детей плоскостному моделированию (расписывать яйцо узором из углов, окружностей). Учить детей выполнять окружность с двумя, тремя хордами. Закреплять приобретенные знания по заполнению углов и окружностей. Развивать сенсомоторные навыки, доказательную речь. Воспитывать уважение к русским традициям.

Апрель

Занятие №15

Тема: «Перо жар - птицы».

Задачи: познакомить с техникой выполнения завитка. Совершенствовать навыки в работе изонитью, знание техники безопасности при работе с опасными предметами. Развивать доказательную речь, сенсомоторные навыки. Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Занятие №16

Тема: «Улитка».

Задачи: учить выполнять улитку в виде крутого завитка. Совершенствовать прием накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные. Развивать доказательную речь у детей в процессе анализирования образцов. Учить самостоятельно дополнять или изменять рисунок. Воспитывать заботливое отношение к живым существам.

Май

Занятие №17

Тема: «Весенние цветы».

Задачи: продолжать учить детей создавать рисунок, используя разные по величине окружности (в том числе и вытянутые – в виде овальной формы) и углы; умение анализировать образцы и составлять собственные. Упражнять в прокалывании отверстий. Развивать связную речь, сенсомоторные умения. Воспитывать любовь к природе.

Занятие №18

Тема: «Весенние цветы».

Задачи: упражнять в выполнении рисунка по технике изонити (углов, окружностей, овалов, завитков). Совершенствовать навыки работы с иголкой, нитками, шилом. Развивать связную речь, ручную умелость, психические процессы. Воспитывать бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по изонити "Золотая рыбка"

Занятие по технтке изонить в подготовительной группе...

конспект по изонити Дымковская барыня

обучение детей технике изонить...

План кружка по изонити "Настенька"

Занятия изонитью способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического м...

Занятие по изонити на тему "Травка"

Познакомить детей с техникой изонити. Показать лицевую и изнаночную сторону картона. научить правильно, держать иголку в правой руке и выполнять действия по-прямой....

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОНИТИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.

Каждый ребёнок любит и по – своему умеет рисовать. Стоит ему дать лист бумаги, карандаши, краски, и на листе бумаги появятся сказочные персонажи, удивительные цветы и узоры, птицы и животные. Но,...

Мастер-класс для педагогов "Техника изонити для дошкольников"

Ознакомление педагогов с техникой изонити, ее задачами в развитии дошкольников, обучение выполнению основных элементов техники....