Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области «ПОЗНАНИЕ» «Конструирование и ручной труд»
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме

Петрушенко Наталия Александровна

Планирование работы по освоению образовательной области "Познание" "Конструирование и ручной труд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Планирование40.2 КБ
Файл Приложения к плану106.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР-Д/С № 28 «Золотой петушок»

Согласовано

Зам. заведующего

МБДОУ ЦРР-Д/С №28

«Золотой петушок»

_________Е.В.Логунова

Комплексно-тематическое планирование

по освоению образовательной области «ПОЗНАНИЕ»

«Конструирование и ручной труд»

(группа для детей с 4 до 5 лет)

Тамбов 2013-2014 уч.год

Конструирование

Задачи:

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.).

Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Конструирование из строительного материала. Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), Учить определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать. Развивать умение планировать процесс возведения постройки.

Учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детая площадка, стоянка машин и др.).

К концу года дети должны уметь

  • Соотносить конструкцию предмета с его назначением.
  • Создавать различные конструкции одного и того же объекта.
  • Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по образцу и рисунку

Ручной труд

Работа с бумагой и картоном. Учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу.

Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета при изготовлении игрушек, сувениров и украшений к праздникам.

Формировать умение использовать образец.

Работа с природным материалом. Учить создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции

В процессе работы развивать фантазию, воображение. Учить аккуратно, экономно использовать материалы.

Сентябрь

Неделя

Тематика

непосредственно

образовательной

деятельности

Программные задачи

Виды детской деятельности

Программно-методическое

обеспечение

1

«Международный день красоты»

Тема: «Осенний ковер» (коллективная аппликация)

Закреплять умение создавать аппликацию из природного материала по образцу, развивать чувство красоты,  воспитывать навыки коллективной работы

Игровая, трудовая,

двигательная

Клей, природный материал (разноцветные листья)

Бондаренко – с.61

2

«Международный день красоты»

Тема: «Красивые цветы»

Учить детей создавать поделки из пластилина

Игровая, трудовая,

двигательная

Пластилин

Бондаренко – с.261

3

«День воспитателя»

Тема: «Цветы небывалой красоты»

совершенствовать художественно-творческие способности детей, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;

осваивать навыки изготовления цветов из бумаги;

развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

Игровая, трудовая,

двигательная

Бумага

Приложение 9

4

«День воспитателя»

Тема: «Цветы в вазе для воспитателя»

Учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах (круг) 

Игровая, трудовая,

двигательная

Приложение 5

Октябрь

Неделя

Тематика

непосредственно

образовательной

деятельности

Программные задачи

Виды детской деятельности

Программно-методическое

обеспечение

1

«Всемирный день животных»

Тема: «Птичка»

Развивать образное и пространственное мышление, побуждать
детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать любовь к животным. Учить детей делать птичку, используя природный материал, скреплять части пластилином

Игровая, трудовая,

двигательная

Природные материалы (шишки, ореховая скорлупа, перышко, кора), пластилин

Бондаренко – с.158

2

«Всемирный день животных»

Тема: «Постройка сарая для животных»

Развивать умение создавать постройку по образцу; формировать чувство ответственности за животных

Игровая, трудовая,

двигательная

Строительный набор, Бондаренко – с.45

3

«Осень»

Тема: «Грибок»

Формировать умение и навыки работы с природным материалом, развивать творчество, воображение

Игровая, трудовая,

двигательная

Природный материал (желуди)

Бондаренко – с.58

4

«Осень»

Тема: «Зайка»

Развивать у детей умение правильно располагать заготовки. Формировать умение  резать ножницами по линии. Воспитывать аккуратность при наклеивании.

Игровая, трудовая,

двигательная

Бросовый материал

Приложение № 8

Ноябрь

Неделя

Тематика

непосредственно

образовательной

деятельности

Программные задачи

Виды детской деятельности

Программно-методическое

обеспечение

1

«День народного единства»

Тема: «Домик с заборчиком для медвежат»

Продолжить закрепление навыков работы со строительным материалом, развивать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки, развивать чувство единства с окружающими

Игровая, трудовая,

двигательная

Строительный набор

Бондаренко – с.243

2

«День народного единства»

Тема: «Чашки для кукол»

Развивать у детей чувство единства с окружающими; закреплять умение работы с пластилином

Игровая, трудовая,

двигательная

Пластилин

Бондаренко – с. 161

3

«Всемирный день приветствий»

Тема: «Преобразование домика в теремок» 

Учить детей анализировать образцы построек, закреплять умение дополнять постройки новыми деталями (крылечко, новая крыша), закрепить с детьми знание вежливых слов приветствия

Игровая, трудовая,

двигательная

Строительный набор

Бондаренко – с.64

4

«День матери»

Тема: «Подарок мамочке» 

Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность

Игровая, трудовая,

двигательная

Приложение № 3

Декабрь

Неделя

Тематика

непосредственно

образовательной

деятельности

Программные задачи

Виды детской деятельности

Программно-методическое

обеспечение

1

«Встреча зимы»

Тема: «Звери на елке»

Закреплять умение создавать поделку из подручного материала, вызывать радостное, эмоциональное настроение; желание выполнять совместные действия; учить радоваться полученному результату

Игровая, трудовая,

двигательная

Приложение № 10

2

«Встреча зимы»

Тема: «Ёлка наряжается – праздник приближается»

Вызывать радостное, эмоциональное настроение; желание выполнять совместные действия; учить радоваться полученному результату.

Игровая, трудовая,

двигательная

Приложение № 7

3

«Новый год»

Тема: «Дед Мороз и его помощники»

Учить детей катать комки снега, соединять их в различные формы

Игровая, трудовая,

двигательная

Снег

Бондаренко – с.185

4

«Новый год»

Тема: «Какие зверюшки придут к нам на праздник елки?»

Развивать умение работы с пластилином, вызывать у детей желание лепить знакомых им животных, развивать творчество, фантазию

Игровая, трудовая,

двигательная

Пластилин

Бондаренко – с.155

Январь

Неделя

Тематика

непосредственно

образовательной

деятельности

Программные задачи

Виды детской деятельности

Программно-методическое

обеспечение

1

«Всемирный день Спасибо»

Тема: «Трамвай для игрушек»

Закреплять умение создавать постройку по замыслу, самостоятельно подбирать необходимые детали конструктора, воспитание усидчивости и аккуратности. Учить детей быть благодарными, закрепить знание вежливых слов, слов благодарности

Игровая, трудовая,

двигательная

Строительный набор

Бондаренко – с.132

2

«Всемирный день Спасибо»

Тема: «преобразование трамвая в автобус для Крокодила Гены и Чебурашки»

Закреплять умение создавать постройку по замыслу, самостоятельно подбирать необходимые детали конструктора, воспитание усидчивости и аккуратности. Учить детей быть благодарными, закрепить знание вежливых слов, слов благодарности

Игровая, трудовая,

двигательная

Строительный набор

Бондаренко – с.145

3

«Всемирный день Спасибо»

Тема: «Мебель для кукол»

Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный строительный материал, различать длинные и короткие детали, правильно называть их; учить детей быть благодарными, закрепить знание вежливых слов, слов благодарности

Игровая, трудовая,

двигательная

Строительный набор

Бондаренко – с.74

Февраль

Неделя

Тематика

непосредственно

образовательной

деятельности

Программные задачи

Виды детской деятельности

Программно-методическое

обеспечение

1

«День доброты»

Тема: «Дед Мазай и зайцы».

Учить детей дополнять поделку из пластилина природным материалом; учить детей доброте, доброму отношению к окружающему миру

Игровая, трудовая,

двигательная

Пластилин, природный материал (семена клена, липы, веточки, кора дерева)

Бондаренко – с.93

2

«День доброты»

Тема: «Вам знаком такой зверек?» (лепка по загадке)

Продолжить закрепление навыков работы с пластилином, закрепить особенности строения зайчика,  учить детей доброте, доброму отношению к окружающему миру

Игровая, трудовая,

двигательная

Пластилин

Бондаренко – с.72

3

«День защитника отечества»

Тема: «Записная книжка для папы»

Закрепление навыков работы с бумагой, создание аппликаций на заданную тематику

Игровая, трудовая,

двигательная

Бумага, клей

Бондаренко – с.178

4

«День защитника отечества»

Тема: «Вертолет»

Продолжать учить детей придавать нужную форму пластилину; создавать поделку по образцу; развивать внимание, память и пространственное воображение

Игровая, трудовая,

двигательная

Пластилин

Бондаренко – с.194

Март

Неделя

Тематика

непосредственно

образовательной

деятельности

Программные задачи

Виды детской деятельности

Программно-методическое

обеспечение

1

«Международный женский день»

Тема: «Открытка для мамы»

Продолжать работу с бумагой, развивать умение выполнять аппликацию по образцу, мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, приучать работать обеими руками

Игровая, трудовая,

двигательная

Бумага

Бондаренко – с.208

2

«Всемирный день Земли и природных ресурсов»

Тема: «Ромашка»

Продолжать учить детей придавать нужную форму пластилину; создавать поделку по образцу; учить детей бережно относиться к природным богатствам

Игровая, трудовая,

двигательная

Пластилин

Бондаренко – с.281

3

«Всемирный день Земли и природных ресурсов»

Тема: «Домики для зайчиков и мышат»

Продолжать учить детей создавать образы животных из бросового материала, развивать у детей воображение

Игровая, трудовая,

двигательная

Строительный набор

Приложение № 1

4

«Международный день театра»

Тема: «Построим театр для кукол»

Продолжить закрепление навыков работы с природным и бросовым материалом, узнать с детьми назначение театра, его особенности

Игровая, трудовая,

двигательная

Природный материал,  бросовый материал  клей, ножницы

Приложение 4

Апрель

Неделя

Тематика

непосредственно

образовательной

деятельности

Программные задачи

Виды детской деятельности

Программно-методическое

обеспечение

1

«Международный день детской книги»

Тема: «Ветер о морю гуляет и кораблик подгоняет»

Вызвать у детей эмоциональное отношение к аппликации, развивать художественный вкус

Игровая, трудовая,

двигательная

Бумага, клей

Бондаренко – с.235

2

«День космонавтики»

Тема: «Я ракету нарисую»

Закреплять знания детей о конструкции ракеты, ее назначении, воспитание усидчивости и аккуратности

Игровая, трудовая,

двигательная

Бондаренко – с.241

3

«Всемирный день здоровья»

Тема: «Больница для кукол»

Упражнять детей в сооружении знакомых построек по памяти, побуждая их к проявлению творчества и изобретательности, учить договариваться о предстоящей работе

Игровая, трудовая,

двигательная

Приложение № 11

4

«Всемирный день здоровья»

Тема: «Гараж для машин скорой помощи»

Учить определять последовательность, отбирать материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей

Игровая, трудовая,

двигательная

Приложение № 12

Май

Неделя

Тематика

непосредственно

образовательной

деятельности

Программные задачи

Виды детской деятельности

Программно-методическое

обеспечение

1

«Праздник весны и труда»

Тема: «Мосты»

Закреплять умение работать со строительным набором, выбирать необходимые детали конструктора для постройки, воспитывать аккуратность, усидчивость

Игровая, трудовая,

двигательная

Строительный набор

Приложение № 2

2

«День Победы»

Тема: «Плыви, плыви, кораблик»

Продолжать закрепление навыков работы с бросовым материалом;  вспомнить с детьми о празднике День Победы, выяснить, какой вклад в победу внес флот нашей страны

Игровая, трудовая,

двигательная

Приложение 6



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Конструирование на тему: «Домики для зайчиков и мышат»

Задачи: Развивать у детей творческие способности;

Формировать навыки овладения элементарными конструктивными навыками (приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия) ;

Развивать элементарные навыки пространственной ориентации (около домика, в домике, за домиком и. т. д.) ;

Развивать представления о форме, величине и цвете;

Побуждать детей к выбору средств, необходимых для достижения цели;

Развивать желание строить по собственному замыслу, объединяя постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм;

Формировать навыки сотрудничества со сверстниками;

Учить принимать цель деятельности, зафиксированную в виде символа;

Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка».

Рассматривание домов на улице.

Рассматривание деталей конструктора.

Оборудование: строительный материал: по 9 кирпичика желтого и красного цвета на каждого ребенка, бруски, символическое обозначение домика (цвет, атрибуты для украшения постройки, 3 зайчика и 3 мышонка.

Ход занятия:

Дети садятся на стульчики. К нам в гости пришел зайчик, послушайте, что он мне рассказал:

Зайчик со своими друзьями зайчатами живет в лесу, каждый зверь норовит обидеть его и его друзей. Вот и приходиться зайчатам прятаться под кусточком да под пенечком.

Однажды подружился зайчонок с мышонком, и решили дом построить, а как не знают.

Спрашивали у своих друзей, но они тоже не смогли им помочь.

А вы умеете домики строить?

Ответы детей.

Какие детали конструктора пригодятся для постройки?

У моего зайчика есть дружок мышонок, для него тоже нужно построить домик, мне одной будет сложно построить сразу два домика, кто же мне поможет строить?

Показ образца постройки домика с взрослым, с проговариванием обращений:

«Ты будешь со мной делать? »

«Давай вместе строить»

«Договоримся, какой домик будет у зайчика, а какой у мышонка, можно я буду строить красный домик для зайчика?

Что я беру?

На какую сторону я ставлю кирпичик, на узкую или на длинную?

Сначала строим стены, потом на стены кладем перекрытие, а на перекрытие ставим крышу, украшает атрибутами.

Воспитатель ставит на стол волка, зайчонок и мышонок прячутся в домиках, как же наши друзья будут играть?

Предлагает построить забор вокруг домиков. Забор строит из брусков и кирпичиков.

Воспитатель с помощником обыгрывают постройку: мышонок подходит к домику и открывает дверь: отодвигает лежащий кирпичик, входит внутрь, потом выходит и говорит: «Какой хороший дом и дружок мой рядом живет, мы можем ходить друг к другу в гости. Постройте, пожалуйста, моим друзьям такие же домики!

Давайте, поможем зайчатам и мышатам домики построить.

Посмотрите сколько их.

У каждого зайчонка есть дружок мышонок. Вот этот зайчонок дружит с этим мышонком, а вот этот зайчонок с этим, этот с этим Они хотели, чтобы их домики были рядом, чтобы ходить друг к другу в гости. Можно придумать каждому имя.

Дети, а у вас есть дружочки?

Спросить у каждого ребенка, кто у него дружочек.

Спросите у своего дружочка – хочет ли он вместе строить домик.

Договоритесь, кто из вас будет строить домик для зайчика, а кто для мышки. Возьмите зайчат и мышат.

Дети парами подходят к столам, на которых стоят наборы конструктора.

Выберите, какой домик вы будете строить? Дети выбирают, какого цвета будет домик.

Дети строят домики. Украшают постройку атрибутами.

Воспитатель поощряет детей, учит вежливому, доброжелательному обращению: «Какие дружные у Саши и Алеши зайчики им будет приятно жить вместе, и ходить друг к другу в гости».

Постройте еще забор для зверят, чтобы никакой зверь не смог подойти к домикам.

Итог:

дети подходят к воспитателю. Воспитатель предлагает съездить на поезде, посмотреть на домики.

«Поезд» останавливается около первого стола и спрашивает:

Кто построил такие красивые домики?

Как вы строили?

Понравилось строить с дружком вместе?

Похвалите друг друга, погладьте по головке.

Предлагает детям рассказать, что они построили.

Дети обыгрывают постройки: зверята ходят в гости друг к другу.

Приложение 2

 «Мосты»

Задачи:

  1. Продолжать учить детей создавать постройку из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, кубов, призм, цилиндров), анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружение.
  2. Упражнять в умении различать и называть геометрические формы: куб, брусок, призма, цилиндр, кирпичик.
  3. Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.
  4. Воспитывать самостоятельность.

Материал и оборудование: готовые геометрические формы, рисунки, музыкальное сопровождение, река (соединенная в кольцо полоса голубой бумаги), городок из коробок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением мостов.

Ход:1.Игровая ситуация: воспитатель вносит красивую коробку и предлагает угадать, что в ней (Предположения детей). Загадывает загадку:

Есть коробка у меня,

В ней живут мои друзья,

Очень они разные,

Желтые, красные,

Зеленые и синие,

Все дружные и сильные.

Вместе любят собираться

И в постройки превращаться. (Кубики)

В-ль: Хотите послушать сказку про кубики? (Да) Я буду рассказывать, а вы  мне будете помогать. Согласны? (Да) Рассказ с показом:

Как-то Кубик в лес пошел,

Там Кирпичика нашел,

Взялись за руки детали,

По тропинке побежали,

А навстречу – скок-поскок –

Подбежал к друзьям Брусок.

И спросил Брусок детали:

«Вы Цилиндра не видали?»

Повернулся Куб бочком:

«Я с Цилиндром не знаком»,

А Кирпичик удивился:

«Нам навстречу он катился?

Ну, теперь пора идти,

Надо Призму нам найти.

Видел я ее – без дела

Она с Конусом сидела

У друзей Пластин в гостях

И со схемою в руках.

(Дети находят соответствующие геометрические формы, называют их).

Воспитатель рассказывает: Собрались как-то друзья Геометрические формы в свой любимый парк отдыха, подошли к реке и не знают, что делать. (На объединенных вместе четырех столах разложена река (полоса голубой бумаги, замкнутая в кольцо, в  центре кольца устроен парк (деревья, скамейки, качели и т.д.)

Проблемная ситуация: как попасть в парк, как можно перебраться через реку? (предположения детей: на лодке, переплыть, построить мост)

Воспитатель хвалит за их предложения, предлагает остановиться на том, что лучше построить мост, чтобы все жители могли проходить в парк по прочному мосту.

Предлагается несколько вариантов постройки мостов. Рисунки разбираются: что сначала нужно построить, какие детали необходимы при строительстве.

     2. Воспитатель предлагает построить мост по рисунку.

Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог: В-ль: чему мы сегодня научились? Что вам понравилось? Обыгрывание построек.

Приложение 3

«Подарок для мамочки»

Цель: изготовление композиции из готовых форм.

Задачи: учить детей составлять композицию из готовых форм по образцу; развивать умение работать самостоятельно, повторять определенную последовательность в узоре; развивать глазомер, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость во время работы; воспитывать любовь к маме, желание дарить подарки.

Предварительная работа: беседа о предстоящем  дне Матери, «что мы можем подарить маме?».

Оборудование: готовый образец поделки, карточки с изображением праздников.

Раздаточный материал: лепестки 2-х цветов разного размера из салфетки из ткани по 5 шт., 2 зеленых листика из т.ж. ткани, заготовки серединки цветка с глазками из ячеек от таблеток, трубочка для коктейля, клей карандаш

Ход занятия.

1.Вводная часть. На доске картинки с разными праздниками.

-Посмотрите, что объединяет эти картинки.

- Это праздники.

- Назовите, какие праздники вы узнали.

-дети перечисляют праздники.

- Что их отличает?

- их празднуют в разное время года, разные традиции, поводы…

-А что их объединяет?

- веселье, подарки…

-Какой праздник мы будем скоро отмечать? Чей это праздник?

-День матери.

- Что на праздники принято делать?

- Дарить подарки.

- Что мы можем подарить маме?

-дети предлагают свои варианты.

2.Основная часть.

-Что мы будем делать в подарок маме, вы узнаете из этой схемы.

Схема: "Составь целое из частей"

 

-Догадались? Правильно, мы будем делать цветок в горшочке.

Давайте, представим, какой он у нас получится.

Пальчиковая гимнастика:

 Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

(Демонстрация готового образца)

- Посмотрите, что нам понадобится для работы.

(дети рассматривают заготовки в тарелочках, воспитатель объясняет последовательность работы). 

Самостоятельная деятельность детей, помощь детей при необходимости.

- Посмотрите, какие красивые у вас получились цветочки, они, наверное, и пахнут. Ой, послушайте, что это за звук? (В аудиозаписи жужжание пчел).

-Даже пчелки к нам прилетели на цветочки (воспитатель раздает детям заранее сделанных пчелок из  пряжи желтого и черного цветов, дети сажают их на цветочки)

Итог занятия.

- Давайте посадим наши цветочки в горшочки.

-Вот какой красивый подарок мы сделали для наших мам.

Скоро праздник, мамин день

Нам трудиться всем не лень

Будем праздник отмечать

Будем маму удивлять

Посмотри-ка милая

В праздник для тебя

Смастерил цветочек я.

Приложение 4

«Кукольный спектакль»

Программное содержание:    Развивать умение придумывать свой оригинальный замысел творческого преобразования предметов и реализовывать его, проявляя самостоятельность, выдумку, способствовать раскрытию творческих возможностей ребенка.

    Закреплять умение изготавливать куклы из природного и бросового материала, декорации способом аппликации, коллаж. Отрабатывать дикцию, выразительность, активизировать словарный запас.

Предварительная работа:  Чтение сказок для детей, рисование эскизов будущего спектакля, рассматривание иллюстраций сказок, слушании сказок в записи.

Материал:  Природный материал (шишки, желуди, каштаны, семена, косточки, листья), бросовый материал (коробки разного размера и формы, проволока, веревка, пуговицы), нитки, поролон, цветная бумага, клей, ножницы.

ХОД:

Напоминаем детям, что вскоре они должны показать спектакль для малышей. Предлагаем решить проблему как инсценировать сказку, для которой нет игровых персонажей, что нужно сделать, чтобы все узнавали о спектакле (афиша). Обсудить с детьми, из чего можно сделать кукольных артистов. Обращаем внимание детей на новые материалы, из которых можно сделать куклы. Предлагаем детям выступить в роли создателей спектакля, вместе наметить последовательность процесса изготовления персонажей сказки. Дети по желанию распределяются на подгруппы. По ходу занятия интересуемся, какая нужна помощь, напоминаем, подсказываем, помогаем решить технические процессы.

Когда работа закончена, дети рассматривают афишу, помещают персонажей сказки в декорации и договариваются о предстоящей репетиции.

Приложение 5

«Цветы в вазе»

 Задачи: Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах (круг).

     Материал: Альбомный лист с карандашными контурами, вазы из трёх небольших кругов, гуашь розового, жёлтого и сиреневого цвета, по две кисточки на каждого ребёнка, картинки или открытки с изображением цветов.

                                                 Ход занятия.

Воспитатель: Внимательно послушайте стихотворение, дети.

                        Свёрнутыми с вечера были все бутоны,

                        А с утра от тяжести согнуты кусты.

                        Вспыхнули яркие, пышные пионы –

                        Розовые, белые, красные костры! (В.Орлов)

О каких цветах я вам прочитала стихотворение? Какие цветы вы ещё знаете? Какой формы пион? А какие цветы круглой формы вы ещё знаете? (Ответы детей)

Рассказ воспитателя: невозможно представить нашу жизнь без цветов. Они украшают парки, поля, улицы. А цветоводы выводят всё новые и новые виды. Цветы, полевые и садовые, дарят людям красоту. Совсем не обязательно срывать цветы.. Можно любоваться ими на клумбах в городе, посёлке, дома в цветочных горшках, на даче, в лесу. А можно нарисовать цветы и любоваться ими. Сорванные цветы завянут, а вот нарисованные долго будут радовать нас.

Хотите, мы нарисуем астры, пионы, георгины? Давайте попробуем.

 Вместе с детьми рассмотреть образец и иллюстрации. Уточнить форму, цвет. Обследовать пальцем форму вазы. Затем выполнить упражнение - разминку с кисточкой:

          Кисточку возьмём вот так (рука опирается на локоть, кисточку держат выше металлической части 3-мя пальцами)

          Это трудно? Нет, пустяк!

          Вверх – вниз, вправо – влево  (движения кистью руки)

          Гордо, словно королева,

          Кисточка пошла тычком,

          Застучала «каблучком».

          А потом по кругу ходит,

            Как девицы в хороводе.

           Вы устали? Отдохнём!

           И опять стучать начнём.

           Мы рисуем, раз, раз             (кисточку ставить вертикально,

           Всё получится у нас!            несколько тычков сделать без краски)

Дети набирают гуашь и тычками рисуют цветы, начиная по контуру круга. Воспитатель напоминает детям, что при смене краски нужно тщательно промывать и просушивать кисть. Краску брать сухой кистью, первые мазки сделать на отдельном листочке бумаги. Тонкой кистью нарисовать стебли и листочки. Пока рисунки высыхают, выполняем физкультминутку «Цветы».

Воспитатель: Представьте, дети, что вы вдруг превратились в цветы. Возьмитесь за руки, присядьте.

              Мы цветы, цветы, цветы (Медленно встать, поднять руки вверх)

              На клумбах мы растём.

              Нас любят не напрасно    (Идти по кругу, взявшись за руки)

              Когда мы расцветём.

              Мы – красивые цветы,

              Необычной красоты.

Повторить 2-3 раза.

А теперь тихо присядем на свои места и тычками закрасим вазу, нарисуем жёлтую серединку у цветов.

Пока все работы лежат на столах, сохнут, поучить с детьми стихотворение Т.Собакина. Оно поможет понять детям, почему нельзя рвать цветы, особенно полевые.

               Если я сорву цветок,

               Если ты сорвёшь цветок…

               Если все: и Я, и Ты –

               Если Мы сорвём цветы,

               То окажутся пусты

               И деревья, и кусты…

               И не будет красоты.

Встать в круг вместе с рисунками и ещё раз прочитать это стихотворение.

Приложение 6

«Плыви, плыви кораблик»

Материал: губка обыкновенная, трубочки - палочки коктейльные, бумажный парус

Ход занятия

 «Доброе утро ребята! Я очень рада Вас видеть. Кто мне напомнит,  о чем мы с Вами вчера договаривались??? Я смотрю, что сегодня в ваших руках, очень много различных пакетиков?! Что это у Вас???

Дети: Мы принесли  губки, трубочки, чтобы сегодня сделать кораблики, и пустить их по лужам, которых на улице очень много!!

Воспитатель: Молодцы!! Не забыли, о том, что наша сегодняшняя прогулка будет необычная. Я надеюсь, что и одежду Вы одели сегодня правильную, по погоде?  Давайте поиграем!!!

Игра « Правильно!!! Неправильно!!!!»

А сейчас я  предлагаю Вам, пройти за столы и приготовиться к работе!

Возьмите в свои ручки губку, и найдите там серединку! Что вы увидели ?

Правильно!!!  В это маленькое окошечко, нужно поместить свою трубочку, это будет наша « мачта».

Покажите мне, что у Вас получилось?????? Здорово!!! А дальше, на свою мачту, нам нужно прикрепить  парус, чтобы наш кораблик двигался по волнам.

Молодцы!!!!!! Я предлагаю Вам, убрать свои рабочие места, сходить помыть руки, и мы идем собираться на прогулку. И, конечно же, возьмем с собою

наши кораблики.

Приложение 7

«Ёлка наряжается – праздник приближается»

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания о ёлке; использовать в активной речи слова-обобщения «ёлочные игрушки» ;понимать и употреблять глаголы «висят», «повесил», «сверкают»; прилагательные «зелёная», «колючая»,

«нарядная». Активизировать в речи слово «много».

Развивающие: Развивать наблюдательность. Развивать подвижность пальцев. Использовать знакомый приём рисования пальчиками, штампиком.

Воспитательные: Вызывать радостное, эмоциональное настроение; желание выполнять совместные действия; учить радоваться полученному результату.

Предварительная работа: Игра с плоскостным изображением ёлки и ёлочных игрушек; активизация в речи слов, обозначающих названия ёлочных игрушек; заучивание стихов и песенок к празднику; рисование пальчиками, штампиками.

Материал: Ёлка, ёлочные игрушки, клеёнка, краски (ярких цветов) , штампики

Заготовка бумажной ёлочки  из отпечатков детских ладошек.

Воспитатель в присутствии детей устанавливает ёлку в группе ёлку.

Воспитатель. Скоро праздник – Новый год! Дедушка Мороз из леса ёлочку принёс! Здравствуй ,ёлочка.

                            (дети здороваются с ёлочкой)

Ребятки, ближе к ёлке подойдите,

Ёлку лучше рассмотрите.

Какая ёлочка высокая. Какая ёлочка зелёная, колючая. У ёлки много веточек, а на ветках много иголок. Иголки зелёные, колючие.

                      (воспитатель с детьми трогают  иголки)

Какие иголки?(колючие, зелёные )

Какая ёлочка ?(большая, зелёная, колючая)

А сейчас она станет ещё и нарядная! Посмотрите, какие красивые ёлочные игрушки я нашла в коробке.

    ( воспитатель открывает коробку, дети рассматривают игрушки)

Сейчас будем наряжать нашу ёлку. Я буду вешать игрушки на верхние ветки

Алёна, дай мне красный шарик. Артём, дай…

( дети находят игрушки по словесному описанию )

Ребятки, вешайте игрушки на нижние ветки. Юля, ты какую игрушку повесила? Влад, ты какую игрушку повесил?

(дети повесили все игрушки, с воспитателем рассматривают ёлочку)

Воспитатель. Ну и ёлка, просто диво.

                          Как нарядна, как красива!

         Хоровод «Маленькой ёлочке холодно зимой»

                                          Рисование.

Воспитатель показывает детям бумажную ёлочку, сделанную из отпечатков детских ладошек.

Воспитатель.

Ребятки, нашей маленькой  ёлочке не хватает бус и огоньков.

Давайте их нарисуем.

Дети набирают краски пальчиками – рисуют красивые бусы, штампиком- яркие фонарики.

                                   Заключительная  часть.

Воспитатель. Молодцы, ребятки! Теперь наши ёлочки очень нарядные!

Ёлка наряжается - праздник приближается.

Новый год у ворот, ребятишек ёлка ждёт!

Приложение 8

«Зайка»

Задачи:

- Формировать у детей положительное отношение к занятию по ручному труду.

- Развивать у детей умение правильно располагать заготовки.

- Формировать умение  резать ножницами по линии.

- Воспитывать аккуратность при наклеивании.

Материалы и оборудование: 3 спичечных коробка; бумажные обертки белого цвета; заготовки деталей для вырезания ушей, глаз, щечек, носа, язычка, лапок,  усов; клей ПВА; кисточки, подставки, салфетки, ножницы, баночки для клея.

Организационный момент

Восп.: Дети, начинается наше занятие. А как оно будет называться, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Растут на макушке

                                         Маленькие ушки.

  Он хоть и мальчишка,

                                         А такой трусишка!

                                         Ну-ка, угадай-ка,

                                         Как зовется?

                                             (зайка)

Восп.: Молодцы, ребята!

- Скажите, в какое время года зайцы имеют белую шубку? (ответ детей)

-В какое время года зайцы серого цвета? (ответ детей)

-Вспомните, какие бывают зайцы по своим повадкам? (ответ детей)

Восп.: Кто-то из вас встречался с  зайцами? (ответ детей)

-Где вы больше всего встречали их? (ответ детей)

-Какие произведения со сказочным героем Зайчиком вам больше всего понравились? (ответ детей)

           (появление сказочного персонажа Зайки)

Восп.:  Кто это к нам прибежал? (обращение к детям)

Зайка: Ой, беда, беда! (тяжело дыша). За мною бежал по лесу огромный волк. Я еле ноги унес. Мои друзья разбежались по лесу, испугались. Не могу их нигде найти, а вы их не видели? Что делать? Помогите мне найти их!

Восп.: Давайте, ребята, мы поможем зайчишке найти всех друзей.

Итак, принимаемся за дело.

           Показ образца

Восп.: Ребята, рассмотрите образец.

-Из каких частей состоит поделка Зайчонок? (ответ детей)

-Разбор цветовой гаммы по частям.

Воспитатель рассказывает о последовательности вырезания и приклеивания (алгоритм выполнения)

Каждой вещи свое место,

А девиз у нас такой:

Все, что нужно под рукой!

Дети перечисляют, что им понадобится для выполнения.

Повторить алгоритм  выполнения (закрепление).

II Практическая часть

Выполнение головы

  • Завернем коробок в полоску бумаги, край подклеим.
  • Надрежем до коробка бумажную обертку по всем ребрам.
  • Завернем излишки бумаги по бокам внутрь.
  • Примерим последний клапан, приклеим.
  • Так же сделаем с другого конца.

Выполнение туловища

Так же выполняем (2 коробка, приклеенные друг к другу).

Проведение физпаузы «Зайка»

Зайка маленький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть.

Вот так, вот так,

Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать.

(сопровождение чтения соответствующими движениями)

    Продолжение практической части.

  • Вырезать по линии детали (вспомнить правила по ТБ при работе с ножницами)
  • Приклеить детали: ушки, глаза, щечки, нос, язычок, лапки, усы на поделку (пользоваться салфеткой).  

III Итог : Молодцы, ребята! Все справились с заданием!

- Вы помогли Зайке найти своих друзей. Вы не только помогли Зайке найти друзей, вы помогали друг другу при выполнении работ.

-Скажите, как надо относиться к животным? (ответ детей)

-Почему мы все должны беречь и защищать их? (ответ детей) 

Уборка рабочего места.      

Приложение 9

«Цветы небывалой красоты»

Задачи:

  •   совершенствовать художественно-творческие способности детей в процессе продуктивной деятельности, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
  • продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги;
  • развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

Материал: 

  • картон для фона,
  • цветные салфетки,
  • гофрированная бумага цветная мягкая и жесткая,
  • ножницы,
  • клей ПВА,
  • карандаш,
  • тканевая салфетка.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций,
  • изготовление ваз и корзин из бумаги.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает цветы, стоящие в вазе, обращает внимание на их красоту, нежность, необычность формы лепестков и листьев, их многообразие. Предлагает насладиться ароматом. Дети называют знакомые цветы. Затем воспитатель обращает внимание детей на красный цветок в вазе:

… Чудо выросло в саду

С чудом встретиться, иду.

Здравствуй, аленький цветочек!

Здравствуй, яркий огонечек!

Ты расцвел на радость мне

На природе в тишине.

Как вы думаете, ребята, как долго простоят наши цветы в вазе? Где они дольше проживут, порадуют нас? (ответы детей)

Конечно, на клумбе. Ну, очень уж хочется украсить нашу группу букетами цветов. Как это можно сделать, не срывая цветов с клумбы? (сфотографировать и сделать фотографии, разместить их в рамках, нарисовать на бумаге). А еще можно сделать цветы своими руками и украсить этими поделками нашу группу. Сегодня вы будете создавать своими руками прекрасные цветы.

Вот посмотрите, какие цветы можно сделать из бумаги. Какие они красивые, не уступают в красоте настоящим. Цветы можно разместить и в вазе, и в корзине, - на ваш выбор: (на столах приготовленный материал для работы, дети делятся на три подгруппы).

  • Первая группа будет делать букет из роз, размещать их в корзине;
  • Вторая группа делает букет из калл в вазе;
  • Третья группа - астры, тоже в вазе.

(дети распределяют работу между собой, если возникают затруднения, воспитатель помогает)

1.        Изготовление роз в корзине:

... Зовут меня розой,

Примите меня,

Я очень душиста

И цветом нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали

И даже царицей

За пышность назвали...

Нарисовать контур корзины на картоне (можно использовать шаблон). Силуэт корзины выложить комочками из салфеток. Из полосок гофрированной бумаги сделать розы и наклеить их в корзину.

 Роза хорошо смотрится из гофрированной бумаги. Приготовить ленту гофрированной бумаги (для небольшой розы 25х1,5-2см). Взять ленту левой рукой, правой накрутить ленту на карандаш вращательными движениями (рисуем в воздухе карандашом круги). Держать ленту левой рукой нужно свободно и не мешать ей перекручиваться – имитация лепестков розы. Не снимая с карандаша, намазать клеем и наклеить; параллельно листу бумаги – бутон, перпендикулярно – распустившийся цветок розы. Вынуть карандаш.

Верхнюю часть букета оформить маленькими белыми шариками из салфеток. Нижнюю часть букета - листиками (работа требует много времени, поэтому изображение корзины можно внести в предварительную работу).

2.        Букет в вазе из калл:

… Удивительный цветок,

Белоснежный лепесток,

     С удлинённой серединкой,

   Ярко - желтою тычинкой.

                                              Так и кажется сейчас,

                                               Улетит цветок от нас,

          Но не сможет, ведь «крыло» -

                                               Оно дано ему одно

                                               А для полёта это мало,

   Поэтому и не летают каллы.

Воспитатель обращает внимание на красоту, композиционное решение. Рассматривает с детьми строение цветка. Напоминает приём изготовления (способом «колокол»).

Свернуть маленький кулёчек, при помощи пальчика, карандаша; кончик перекрутить, отрезать. В серединку кулёчка вставить тонкий жгутик. Получился калл. Листочки вырезать из зелёной бумаги.

3.        Изготовление букета из астр в вазе:

... Астру, с прямыми её лепестками

С давних времён называли звездой.

                                    Так бы её назвали и сами,

В ней лепестки разбежались лучами,

  А цвет сердцевинки - совсем золотой...

Из глянцевой бумаги вырезать вазу, используя приём симметричного вырезывания. Приклеить на картон, оставляя место для букета. Наметить место расположения цветов.

Накатать из цветной салфетки тонкие жгутики и вставить в капельку клея. На каждый цветок не менее 15-20 жгутиков, чем больше жгутиков - лепестков, тем красивее, пышнее получается цветок.

Из зелёной салфетки скатать стебельки - длинные жгуты и сделать листочки.

Итог занятия:

Готовые работы оформить в рамки и украсить группу.

Приложение 10

«Звери на елке»

Организационный момент.

-Ребята, нам утром почтальон принес письмо. Читаю: «Здравствуйте, ребята, пишет вам Снегурочка. Я устраиваю «Ёлку» для лесных зверей. Прошу вас помочь украсить ёлочку игрушками».

- Ребята, я предлагаю вам сделать игрушки из макаронных изделий. Рассмотрим образцы

А теперь, посмотрите перед вами лежат макароны разной формы:

1 – трубочка

2 – в виде колеса

Чтобы игрушки были красивыми, формы должны чередоваться. Рассматриваем графическое изображение образцов. А чтобы они были совсем яркие, красивые, можно разукрасить гуашью.

Физкультминутка.

Перед нами ёлочка

Шишечки, иголочки

Шарики – фонарики

Зайчики и свечки

Звёзды, человечки

Конструирование из макаронных изделий

Дети выполняют:

Выбирают один из способов; на шнурок нанизывают детали, завязывают узлом. Раскрашивают

Д/и «Скажи, что вокруг» (на потолке, на полу, слева, справа, сзади, спереди)

Наряжаем ёлку.

- Ребята, игрушки на ёлке можно повесить наверху, слева, справа, внизу. Подумайте, где вы их повесите.

- Здравствуй, Снегурочка. Мы принесли игрушки.

Развешиваем игрушки.

- А вот и гости пришли к Снегурочки.

 - Кто это? Предложить загадки  (зайчик, лисичка, медвежонок)

- Вот, ёлку нарядили, можно начинать праздник.

Хоровод «Звери на ёлке»

- А мы с вами тоже наденем шапочки и превратимся в лесных зверей. Пройдем к нашей ёлочке, споем и сыграем хоровод «Звери на ёлке»

- Давайте скажем: «До свидания Снегурочка и её гостям. Счастливого Нового года».

Приложение № 11

«Больница для кукол».

Цель: Закреплять умение детей строить здания разных видов, учить строить по образцу, изображенному на фотографии, самостоятельно отбирать материал.

Развивающая среда: конструктор.

Содержание

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут строить больницу для кукол по образцу, изображение которого они видели перед этим на рисунке.

Напоминает, каковы особенности больницы: фасад ее украшен колоннами, оформлены крыша и входная лестница. Дети рассматривают рисунок и договариваются, кто с кем будет работать (строят двое детей).

Когда постройки готовы, дети их рассматривают и обмениваются мнениями об их качестве.

Приложение № 12

«Гараж для машин скорой помощи»

Цель: Закреплять умение детей строить здания разных видов, учить строить по образцу, изображенному на фотографии, самостоятельно отбирать материал.

Развивающая среда: конструктор.

Содержание

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут строить гараж для машин скорой помощи по образцу, изображение которого они видели перед этим на рисунке.

Напоминает, каковы особенности гаража. Дети рассматривают рисунок и договариваются, кто с кем будет работать (строят двое детей).

Когда постройки готовы, дети их рассматривают и обмениваются мнениями об их качестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательных областей "Познание"и "Коммуникация"

Данная технологическая карта позволяет легко и с удовольствием провести НОД во второй младшей группе. Структура подобрана таким образом, что позволяет отразить основные моменты планирования деятельнос...

Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области «Речевое развитие» для детей 6-7 лет

Весь учебный материал разделен на тематические модули и темы недели. Даны рекомендации по форме организации НОД и образовательные задачи...

Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений» для детей 6-7 лет

Планирование осуществляется по тематическим модулям с указанием тем недели, форм организации НОД, образовательных задач....