Конспект непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественное творчество» По теме: «Тряпичная кукла «Кубышка - травница» своими руками»
план-конспект занятия (конструирование, ручной труд, подготовительная группа) по теме

Рамзина Светлана Борисовна

Вашему вниманию предлагается методическая разработка по изготовленю народной куклы, для детей седьмого года жизни - подготовительная группа. Представлена теоретическая  и практическая основа изготовление куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_6.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №398 города Екатеринбурга Свердловской области

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественное творчество»

По теме: «Тряпичная кукла «Кубышка - травница» своими руками»

Составитель: воспитатель Рамзина С.Б.

Екатеринбург 2013/2014 учебный год

Тряпичная кукла «Травница» своими руками.

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • расширять знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу.
  • учить детей различать данные растения по внешнему виду
  • Продолжать учить работать с трафаретом.
  • Закреплять умение работать с ножницами.
  • активизировать словарь по теме “фартук”, “кайма”, “рукодельница”, “льняная”, “хлопчатобумажная”, “шерстяная”, “нянюшка”, “старание”, “мастерство”, “безликая”.
  • Познакомить с изготовлением традиционной куклы.
  • Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.
  • Приобщить к обрядовой культуре.
  • Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать.
  • Расширять кругозор.
  • Развивать индивидуальные творческие способности.
  • Прививать уважение к традициям семьи.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:

  • Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
  • Воспитывать любовь и уважение народной культуре.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Вид учебного труда: работа с тканью, нитками, бросовым материалом.

Объект труда: выполнение тряпичной куклы – Кубышка травница.

Методы и приемы: беседа, индивидуальное проектирования деятельности, проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия, выставка работ.

Оборудование:

для педагога: образец куклы 

1. Лоскут светлой ткани 20 х 20см. – 1 шт.

2. Лоскут светлой ткани в мелкий рисунок 10 х 10 см. – 2 шт.

3. Треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ? 30 х 30см. – 1 шт.

4. Полоска ткани красного цвета 20 х 1см. – 1 шт.

5. Лоскут цветной ткани 40 х 40см. – 1 шт.

6. Лоскут цветной ткани 5 х 5 см. – 2 шт.

7. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см. для фартучка – 1 шт.

8. Тесьма для пояса 25см.

9. Красные нитки

10. Душистые лекарственные травы 3-5 наименований по 10 гр. Каждой

11. Игла

12. Ножницы

для ребенка:

1. Лоскут светлой ткани 20 х 20см. – 1 шт.

2. Лоскут светлой ткани в мелкий рисунок 10 х 10 см. – 2 шт.

3. Треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ? 30 х 30см. – 1 шт.

4. Полоска ткани красного цвета 20 х 1см. – 1 шт.

5. Лоскут цветной ткани 40 х 40см. – 1 шт.

6. Лоскут цветной ткани 5 х 5 см. – 2 шт.

7. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см. для фартучка – 1 шт.

8. Тесьма для пояса 25см.

9. Красные нитки

10. Душистые лекарственные травы 3-5 наименований по 10 гр. Каждой

11. Игла

12. Ножницы

Ход занятия.

1.Организационный момент.

  Воспитатель встречает ребят в русском народном костюме и приглашает войти в группу, которая украшена как  старинная изба с разными травами. В группе приятный запах пахучих трав. Дети заходят, располагаются, и воспитатель начинает свой рассказ.

2. Введение в тему. Мотивация деятельности.

В далекие времена придумывали наши предки куклу-оберег. Люди всегда верили в духов, обожествляя и неживую природу. Они  и сегодня напоминают нам о своем существовании, живая в старинных легендах и сказках.

Простые люди верили в своих  домашних духов, поэтому любили поговаривать с ними, старались задобрить сладостями, сказочками, угостить на праздники кашкой, блинами. Кто же этот невидимый дух запечный? Он и хранитель, добрый хозяин – это домовенок и разные куклы – обереги. Сегодня мы с вами поговорим о кукле Кубышке-травнице. Кубышка-травница попросту целительная куколка-хозяюшка.

Чтобы воздух в избе был чистый, изготовляли в Туле полезную куклу — Кубышку-Травницу. Подвешивали её там, где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка. Внутри куколки — душистая трава. Куколку мяли в руках — шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов болезни. Через два года траву в куколке меняют – наполняют свежей душистой травой.

В основе куклы — закрутка из льняной ткани, а вместо туловища делается мешочек и наполняется травой. К рукам куклы тоже привязываются два небольших мешочка с травой. Куклу наряжают, и она долго радует жителей дома запахом луговых трав и красивым нарядом.

Во время работы тихо звучит народная музыка.

3. Анализ поделок.

Давайте ребятки мы рассмотрим по внимательней нашу гостью. Кубышка-Травница выглядит как полногрудая женщина в пышной юбке-мешке, где хранились травы, с красочным фартуком и платком, ее руки широко расставлены и держат два мешочка.

 Кубышку-Травницу наполняли различными сборами душистых лекарственных трав и подвешивали в нужное место: над колыбелью ребёнка, кроватью больного и т. д. Она и дом освежала и злых духов отгоняла, и детей развлекала: перед сном Кубышку-Травницу давали поиграть малышу, разминали мешочек-юбку, чтобы пряный аромат разнёсся по всей комнате.

Ну что ребятки вам интересно, так давай те все вместе смостирим такую куклу, но для начала «приготовим» наши пальчики к работе.

4. Физминутка для пальцев рук  «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

Пальцы рук сжаты в кулаки, большие                                                                                                                                                                                                                                     пальцы опущены вниз и как бы прыжками                                                                                                                                                                                                                                        двигаются по столу .

А вторые догонять,

Ритмичные движения по столу указательными пальцами

Третьи пальчики бегом,

Движения средних пальцев в быстром темпе

А четвертые пешком,

Медленное движение безымянных пальцев по столу.

Пятый пальчик поскакал,

Ритмичное  касание поверхности стола обоими                                                                                мизинцами

И в конце пути упал.

Хлопок кулаками по поверхности стола.

5. Практическая работа.

Галина Заславская «Есть иголка у меня»

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

Технология изготовления Кубышки:

1. Берем лоскут светлой ткани в середину кладем синтепон или ветошь.

2. Делаем кукле голову, стараясь чтобы лицо было без складок. Для этого красной ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.

3. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем красной ниткой четное количество витков на расстоянии 2-2,5см. от края. Получаем руки.

4. Поднимаем вверх руки и перевязываем красной ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.

5. Берем лоскуты светлой ткани в мелкий рисунок. И таким же образом, как голову, делаем 2 груди. Размер каждой груди чуть меньше головы.

6. Каждую грудь отдельно привязываем к шее.

7. Берем полоску красного цвета и завязываем на ней два узелка на расстоянии 1,5-2см. друг от друга.

8. Привязываем красную полоску на голову и получаем рожки.

9. Прячем рожки, повязывая на голову платок, который завязывается сзади.

10. Берем большой лоскут цветной ткани, раскладываем на столе, загибаем концы к середине.

11. Наметываем по краю большими стежками, для того, чтобы можно было стянуть в мешочек в дальнейшем.

12. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем ветошь. Потом опять насыпаем траву. Потом опять ветошь. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.

13. Верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан и затягиваем края, равномерно распределяя складочки.

14. Под грудью подвязываем передник навыворот.

15. Сверху подвязываем куклу пояском.

16. Берем маленькие лоскутки цветной ткани, наполняем каждый душистой травой и перевязываем их.

17. Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.

18. После этого куколку нужно немного поладить, помять, убрать неровности, бугорки.

Вот Кубышка-травница и готова!

6.Физминутка для глаз.

Гимнастика для глаз «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

7. Целевые обходы педагога.

Контроль организации рабочего места.

Контроль правила выполнения техники безопасности.

Оказание помощь детям, испытывающим затруднение.

8. Итог работы:

Вот мы и справились с работой, а сейчас самое время чаю с медом отведать.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Бережно храните, берегите и никому не отдавайте ее, и она же в свою очередь будет хранить, и беречь вас.

9.Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области художественное творчество (рисование) в подготовительной к школе группе. Тема: «Гжельские узоры».

Образовательные задачи:Учить детей создавать узоры на листе бумаги в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, точки, завитки;Учить изобр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество» Рисование «Ваза с фруктами»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области«Художественное творчество»(в старшей группе компенсирующей направленности)Рисование  «Ваза с фруктами»С...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста Тема: «Птицы на нашей кормушке»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста тема: «Птицы на на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Лепка в средней группе. Тема: «Филимоновская игрушка – барашек»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Лепка в средней группе. Тема: «Филимоновская игрушка ...